Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/У Шкурина и Лисаковича много общего – можно писать формулу для перспективных белорусов

У Шкурина и Лисаковича много общего – можно писать формулу для перспективных белорусов

...

Автор — Алесь Коваль
21 июля 2020, 21:07
5
У Шкурина и Лисаковича много общего – можно писать формулу для перспективных белорусов

Виталий Лисакович пока не уехал в Россию, о чем ходило много слухов – отправляли они белоруса в целых три клуба из топ-6 РПЛ.

Тем не менее, футболист «Шахтера» остается самым обсуждаемым белорусским форвардом прямо сейчас – за дерзкую красоту на поле и прекрасную результативность. Игрок продолжает линию молодых нападающих, которые громко заявили о себе в чемпионате Беларуси и заинтересовали соседских грандов – в январе в ЦСКА отправился лучший бомбардир прошлого сезона Илья Шкурин. Эти двое непохожи внешне и по семейному статусу – зато их пути перекликаются очень сильно. Получается практически формула для белорусского перспективного игрока атаки. Вот ее основные составляющие.

Иметь характер, обеспечивающий трудности в карьере

Коуч из юношеской команды «Шахтера» вспоминал, что иногда Виталий ленился на поле, отделяясь от плана и построений – но за отличное созидание футболисту позволяли не заниматься черновой работой. Больше проблем было в том, что игрок заводился и становился нервным. Первый тренер Лисаковича говорил, что парень мог сорваться на партнеров в случае неудачных действий и высказать все, что о них думает. А на играх «лицензии» в ответ на фолы отвечал прыжком в ноги сзади при первом удобном случае. Не прошло это и на взрослом уровне – в 18 парень дерзил ветеранам возрастом за 30, а после матча с «Ислочью» в 2017-м наговорил соперникам такого, что дело чудом не дошло до драки. Даже в начале 2020-го сгонявший на награждение команды в шахту Александр Ивулин подмечал, что Лисакович держался в стороне от партнеров.

Кроме того, были у Виталия и конфликты с клубными тренерами. «Тут я переоценил свои возможности. Пусть немножко найдет себя в этой жизни, где на мир надо смотреть по-взрослому. А пока он в дубле», – объяснял возникавшие с 2018-го воспитательные меры в «Шахтере» Сергей Ташуев в начале прошлого года. Его Лисакович провел в арендах в Хорватии – и, как сообщалось, в «Вараджине» тоже не сошелся с коучем, вскоре покинув клуб.

Всегда был себе на уме и Шкурин. Витеблянин проявлял характер еще в детстве, из-за чего ему пришлось сменить несколько футбольных школ и тренеров. Как утверждал первый тренер Ильи, в переходном возрасте он спокойно мог пропускать тренировки – искренне считал, что дополнительно развивать силу и скорость ему ни к чему. С партнерами по юниорской команде «Витебска» Шкурин вне поля общаться не стремился – а во время игры, случалось, оскорблял товарищей. А Сергей Вехтев, при котором Шкурин начал играть за «молодежку» «северян», отмечал, что выкладывался футболист на занятиях не на максимум, ощущая свое превосходство над другими дублерами. При этом в дубль нападающий мог попасть в начале 2016-го – но наотрез отказался там играть, почти на год задержавшись на «лицензии» (своего решения не мог объяснить и сам игрок). И только после перехода в «Энергетик-БГУ» Шкурин примирил свое «я» с интересами команды – говорят, поверил (и не зря) опытнейшему Анатолию Юревичу, пообещавшему сделать Илью лучшим форвардом страны при условии выполнения игроком всех требований к нему.

Быть сильнее своей склонности к травмам

Медкарта Лисаковича, думается, выглядит довольно пухло. В 2015-м врачи обнаружили у парня перелом ноги – правда, лишь спустя месяц после получения, так что гипс пришлось носить дольше запланированного. В 2016-м Виталия стало беспокоить колено – тогда надежду «Шахтера» отправили в Германию, где врачи обнаружили хроническую проблему с хрящом и провели операцию, потребовавшую четырех месяцев восстановления. В начале 2017-го «вылезла» проблема с паховыми кольцами – опять операция. У кого-то карьера могла бы на этом и закончиться, но игрок восстанавливался снова и снова, хотя дальше ждала вереница мелких, но от того не менее неприятных повреждений. В том числе и из-за них увидеть праймового Лисаковича мы смогли только сейчас.

У Шкурина большая проблема со здоровьем случилась еще в детстве: в 13 лет нападающий на одном из турниров сломал малую берцовую кость, причем из-за некачественного обследования, во время которого травмы каким-то образом не заметили, еще какое-то время пытался играть через боль. В итоге восстанавливаться пришлось девять месяцев. Без футбола Илья набрал около 15 кг лишнего веса, но вернулся на поле и со временем привел себя в форму. Еще одна проблема случилась в начале 2018 года – на этот раз форвард, уже дебютировавший к тому моменту в «вышке», сломал плюсневую кость и пропустил полгода (понадобилось четыре операции на стопе). Однако и эта травма только закалила нападающего: вернувшись посреди сезона, за 16 оставшихся матчей дубля он забил целых 18 мячей. До недавнего времени Шкурин не играл за ЦСКА из-за повреждения задней поверхности бедра, но в матче со «Спартаком» в минувший уик-энд белорус все же вышел на поле.

Безуспешно попробовать силы в зарубежном гранде

Оба игрока уже пробовали себя в большом для другой страны клубе. Лисакович в начале 2018-го отправился в аренду к безусловным лидерам хорватского футбола – загребскому «Динамо». Как рассказывал тогда спортдир «Шахтера» Дмитрий Хохлов, клуб сам предложил хорватам последить за Виталием – и своей игрой он смог заинтересовать заграничных скаутов. По плану полгода белорус должен был доказывать состоятельность в основе «Динамо», после чего клуб принял бы решение о выкупе футболиста. На деле все получилось нерадостно – Лисакович лишь раз вышел на поле с основой (и то не в официальном поединке), а за вторую команду загребцев за 11 матчей отличился однажды. Итогом стало безвариантное возвращение в состав «горняков», где футболист некоторое время тоже был далек от основы.

Шкурин летом 2017-го мог оказаться в киевском «Динамо» – тогдашний тренер клуба Александр Хацкевич помог организовать земляку смотрины в «молодежке» украинского топа. По первым тренировкам с парнями на пару лет старше себя Илья произвел благоприятное впечатление, прозвучали первые слова о возможном трансфере. Однако вскоре Шкурин неудачно упал и почувствовал боль в колене – на этом просмотр и закончился, пришлось возвращаться в Витебск на МРТ. Но форвард не унывал: во-первых, повреждение не вывело его из строя, во-вторых, вместе с агентом они решили, что развитие в условиях высшей лиги может быть даже эффективнее – как видно сейчас, все было сделано верно.

Состоять в непонятных отношениях с какой-либо сборной страны

У обоих игроков не складывались отношения с определенными сборными. В случае Лисаковича – с молодежной. Его туда вызывали исправно – а вот доезды случались куда реже. Порой причины пропусков матчей казались очень уж невероятными. Как-то футболист отыграл поединок в Хорватии и даже забил – а после него вместо отправки в «молодежку» случилось обнаружение никак не позволявшего международных матчей ушиба голеностопа. А есть легенда о том, как после одного из поражений Лисакович принялся громить раздевалку «Шахтера», в процессе чего сломал руку – и снова «пролетел» мимо матчей молодежной сборной. Впрочем, трижды он за белорусскую U-21 все же выступил.

У Шкурина проблемы возникли с попаданием в национальную сборную. В нее Михаил Мархель в прошлом году вызывал тех, кто забивал меньше Ильи в чемпионате, а молодого форварда игнорировал – пусть, мол, доказывает в «молодежке». Говорят, именно там перед матчем с Гибралтаром между Мархелем и Шкуриным возник конфликт – тренер не поставил игрока в «старт» (есть версия, что обещал), а тот в ответ просто уехал из расположения команды. Ситуация остается неясной – Мархель в начале года говорил о достигнутом взаимопонимании, однако в глазах Шкурина беседа с тренером (почему-то в присутствии зампреда АБФФ Юрия Вергейчика) больше напоминала политинформацию.

Сверкнуть на отрезке в 12 игр (возможно, даже меньше)

Обоим форвардам понадобился не слишком длинный яркий отрезок в ЧБ, чтобы заинтересовать российских топов. В случае Лисаковича все происходит максимально стремительно: с первых минут в игре ЧБ этого сезона он появился 25 апреля в Бресте – и больше из «старта» не выпадал, забив 11 раз в следующих 12 поединках. А первые сведения о желании купить его в России датированы еще концом мая – суперскорость!

Что касается Шкурина, сейчас это звучит даже как-то странно, но в «Энергетике-БГУ» в прошлом сезоне он впервые вышел на поле со стартовым свистком только в мае, а полный матч впервые провел в июле! С того момента поперло: за тот же, что у Лисаковича, отрезок в 12 игр Шкурин наколотил 15 из общих 19 мячей. А вскоре источники впервые сообщили об интересе к форварду от ЦСКА – на это, таким образом, понадобилось всего около полугода.

Избегать журналистов 

Лисакович с самого начала взрослой карьеры в «Шахтере» не очень любил разговаривать на диктофон. Потом ситуация вроде бы стала налаживаться, но вскоре игрок вернулся в тотально закрытый режим. Возможно, повлияла на это ситуация на сборе «молодежки» – Лисакович с удовольствием рассказал о собственных успехах в «Шахтере», после чего попал под выговор от тренера сборной Игоря Ковалевича за то, что хвалится играми, в которых «горняки» не побеждали. Прямо сейчас после матчей при попытках журналистов остановить Виталия в микст-зоне он даже не поворачивает головы, продолжая идти по намеченному собой маршруту.

«Шкурин большинство переживаний держит в себе», – отмечал его агент Валерий Исаев. Полностью распространяется это и на журналистов. В 2017 году от форварда еще можно было получить какой-то комментарий. Но за 2019-й, год повышенного интереса к нему, Илья не был замечен во флэш-интервью после матчей «Энергетика», отказался от объяснения ситуации со сборной, а на «Звездном мяче» при виде камеры канала «ЧестнОК» молча помотал головой. «Белорусская пресса? Мне ее удавалось избегать. Весьма успешно», – флегматично объяснил Шкурин уже в ЦСКА

Поучаствовать в странных трансферных схемах

Есть в списке схожести путей двух форвардов и агентский след. На трансферы «Шахтера» с некоторого времени явно влияет агент Евгений Култаев и компания Global Sport Invest. Среди партнеров фирмы, помимо «горняков», числятся хорватский «Рудеш» и казахстанская «Астана» – в первом клубе Лисакович полсезона провел в аренде в прошлом году, а во второй мог перейти в начале этого, но не сложилось. Ну а Шкурин ушел из «Витебска» в «Энергетик-БГУ», заплатив «северянам» 40 тысяч долларов – в конце 2019-го появилась информация, что к этому был причастен не только агент игрока Валерий Исаев, но и бигбосс брестского «Динамо» Александр Зайцев. Факт в том, что в ЦСКА форвард формально ушел через город над Бугом, явно подарив чемпионам страны солидную для белфутбола прибыль.

Что ж, примерно так выглядит успешный форвард из Беларуси в 2020-м. А время, еще остающееся для трансфера Лисаковича, покажет, станет ли следующий сезон РПЛ, который начнется в августе, для белорусских болельщиков интереснее нынешнего.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты