«Один за всех. Все за одного». В Витебске продолжили начинания Чалова и снова презентовали форму в идеях супрематизма (на основе работ чеха)

Витебск снова работает с темой художников УНОВИСа.

В прошлом году презентация альтернативной формы «северян» разлетелась не только по белорусским, но и мировым СМИ. Во всем следует винить уже экс-защитника клуба Даниила Чалова, который во время экскурсии по музею Витебского народного художественного училища познакомился с тамошним директором. После знаковой встречи и нескольких месяцев работы – родился комплект в стиле супрематизма.

«Футбол – это холст». Прекрасный монолог Даниила Чалова, который придумал форму для «Витебска» в стиле супрематизма 

Дизайн связали с пропагандистским плакатом 1920 года советского художника Эль Лисицкого «Клином красным бей белых!». Старший брат Федора Чалова не только придумал смелую концепцию, но еще сам участвовал в дизайне и занимался производством. Первая партия разлетелась очень быстро, но купить футболки можно и сейчас – цена вопроса 33 евро. 

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by fc.vitebsk.by (@fc.vitebsk.by)

Форма Чалова была альтернативной, поэтому сыграть в ней удалось лишь однажды – в 1/8 финала Кубка Беларуси против «Энергетика-БГУ» (1:0).

Однако витебляне тренд решили сохранить и в новом сезоне. На этот раз новые комплекты  вдохновлены работой Ивана Червинки – также одного из участников витебского художественного объединения УНОВИС. Кстати, он специализировался на орнаментах для текстиля, что вполне подходит к теме спортивного мерча.

Чалов о форме «Витебска» в игре за Кубок: «Вся команда на груди передавала миру высказывание. Передавала посыл картины, которая победила время»

Адаптированная композиция размещена на домашнем комплекте традиционного синего цвета. Гостевой комплект выполнен в бордовом цвете с акцентом на супрематические орнаменты, украшающими манжеты, а командный девиз «Один за всех. Все за одного» нанесен на спину.

Разработкой и реализацией идеи занимался Macron Store Minsk, дизайнер и автор идеи – Андрей Пожиток:

«Взяв за основу работу Ивана Червинки, мы постарались раскрыть каждый из смыслов, запрятанных в ней. При этом, переосмысливая композицию, мы сохранили и ее основную часть и добавили более современные элементы дизайна. Думаю, болельщикам и игроками Витебска будет приятно узнать еще одну страницу родной истории, через призму нового дизайна формы клуба».

Кто такой Иван Червинко, что за супрематизм и УНОВИС?

УНОВИС или «Утвердители нового искусства» — авангардное художественное объединение, созданное Казимиром Малевичем в Витебске в начале 20-х годов XX века. По своей сути – это объединение художников-единомышлен­ников, благодаря официальной регистрации которые, смогли получать госзаказы, например, на оформление массовых празд­ников, участвовать в государствен­ных выставках и влиять на разви­тие искусства в целом. 

Червинко (или Червинка) был учеником Казимира Малевича, выпускник московского художественно-промышленного училища по специальности «ткачество», разрабатывал супрематические орнаменты для текстиля, автор «Устава артели художественного труда при Витебских ГСХМ». 

Родился в селе Городищи, нынешней Московской области и по национальности чех. Неизвестны в точности ни даты, ни обстоятельства его жизни. По некоторым сведениям Иван с 1913 года работал в Витебске, а в 1919-м поступил в Витебское народное художественное училище. Стал один из первых членов Уновиса, а в 1922 году когда большинство активных членов движения уехали в Петроград или в Москву, остался в Витебске, преподавал рисунок и черчение в школе в пригороде города, занимался оформительскими работами.

Начиная с 1920 года стал собирать работы и документы уновистов и создал целый архив супрематических проектов и был его хранителем. В 1923-м живописные работы художника были представлены на «Выставке картин петроградских художников всех направлений» в разделе Уновиса. Во время войны в дом Червинки попал снаряд и весь его архив погиб.

УНОВИС. Июнь 1922. Витебск. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

По некоторым свидетельствам, Червинко умер от туберкулеза в Москве, где он оказался после эвакуации из Витебска. В первые же недели войны город выселяли очень быстро, так как передовые немецкие части уже входили в город. Поэтому вероятно, что основная часть произведений Червинки безвозвратно утрачена, а работы художника чрезвычайно редко встречаются на антикварном рынке.

Супрематический орнамент для ткани за авторством Червинко.

Тот самый супрематизм или «новый живописный реализм» – придумал Малевич. Термин означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Это когда сюжет не важен, а на первый план выходят независимые форма, цвет и фактура. В беспредметных полотнах краска стала главной, а не инструментом, как это было ранее. Вы точно слышал о черном квадрате, который является одним из самых известных произведений в данном стиле. В дальнейшем идеи супрематизма нашли свое воплощение в архитектуре, дизайне и сценографии.

Форму пошил Macron

Маркетолог бренда Macron в Беларуси Анна Бондарева рассказала, что к ним Витебск обратился сам: 

«У клуба было желание продолжить концепцию объединения искусства и футбола в игровой форме. Так было принято решение остановиться на работе художника, который как раз специализировался на орнаментах для текстиля. Значимым оказался слоган – «Один за всех. Все за одного». Нам показалось очень символичным использовать его в дизайне, учитывая, насколько большую роль играют командный дух и поддержка в футболе». 

«Витебск» обещает, что идеи супрематизма найдут свое продолжение и в мерче. В ближайшее время будет представлена линейка одежды и аксессуаров для болельщиков, которую можно будет купить в официальном магазине Macron Store Minsk, а также заказать в их интернет-магазине. 

«Один за всех. Все за одного»

Производители формы связывают мощный слоган «Unus pro omnibus, omnes pro uno» только с футболом, да и сам Чалов раньше рассказывал, что к политике не имеет никакого отношения: 
 
«Мы решили, что посыл картины хорошо ложится на футбол. Это было в апреле–мае. Никакого политического подтекста в этом не было. Я, конечно, серьезный человек, но не настолько!»
Тот самый оригинал работы Червинко, который лег в основы формы.
 
Но у некоторых белорусов эта фраза может ассоциироваться с современным протестным движением. Часто во время многотысячных митингов белорусы и россияне поддерживали друг друга кричалкой или плакатами с фразой из книги Александра Дюма. Возможно, для них футбольный клуб станет чуточку ближе, ведь в последнее время мотивации отправиться на стадион не так уж и много.
 

Кстати, «Витебск» уже официально представил форму перед болельщиками и офлайн, церемония прошла во время традиционной встречи.

Фото: Игорь Ткаченко; https://vk.com/fcvitebskby; https://www.vitbichi.by/news/sport/post46443.html; http://www.togdazine.ru/article/676; https://artchive.ru/artists/36906~Ivan_I_Chervinka/works/515526~Suprematicheskij_ornament_dlja_tkani_UNOVIS; https://artchive.ru/artists/36906~Ivan_I_Chervinka; https://t.me/belamova/8336; https://www.swissinfo.ch; http://www.evitebsk.com/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tchervinka_1919-1920.jpg

+26
Популярные комментарии
aviator
+6
Годна, хоць нейкі пазітыў.
Никита Лычев
+3
когда хоть что-то выходит из шаблонов в белфутболе – уже очень хорошо, так что форме лайк)
Nikita Vaskovich
+3
Девушка на презентации напоминает актрису из "Эйфории")
Написать комментарий
Реклама 18+