Tribuna/Футбол/Блоги/mid-блок/Проблема выбора позиции: Никита Степанов

Проблема выбора позиции: Никита Степанов

Говорим о дефиците в «Торпедо» центральных защитников

Блог — mid-блок
Автор — Step11k
7 февраля 2020, 13:58
2
Проблема выбора позиции: Никита Степанов

Пока к выстраиваемой команде есть достаточно вопросов, которые в идеале нужно решить за время пребывания на сборах в Турции. Один из них: как будет выстраиваться линия обороны? Юрий Пунтус в заявку на сборы внёс семь защитников, пять из которых – фланговые. К двум центральным (Яшину и Бондаренко) в перспективе может присоединиться и Никита Степанов – левый защитник, имеющий опыт выступления и в центре, и на позиции опорника. Его кейс самый интересный и требует большего разбора.

Степанов как центральный защитник

Самый главный аргумент в сторону того, чтобы Никита выступал в центре защиты – он никогда не играл флангового в привычном понимании, с забегами через всю бровку, частыми навесами и ударами. Впервые сыграл на краю обороны только под руководством Ивана Биончика, который после анализа качеств Степанова решил в 2018 году изменить его позицию. Можно добавить «и не прогадал», но эта характеристика будет верна только в рамках одной команды – «Дняпро». Вышеупомянутый специалист ставил любопытную европейскую игру с быстрыми передачами, использованием центральных защитников и отлаженным прессингом. В ней была изменена роль и фулбеков (крайних защитников): они почти не поднимались, улучшая позицию микро-забегами параллельно опорникам, чтобы после паса от ЦЗ перевести им мяч. Если была атака позиционная и соперник прижимался к своей штрафной, фулбеки только тогда поднимались перед защитным блоком, чтобы вскрывать линии острыми передачами вингерам или вторым темпом наносить удар. В любой защитной фазе крайние защитники выстраивали чёткую линию из четырех человек (2 ЦЗ + 2 КЗ) и держались у штрафной. Блокировать навесы и фланговые атаки должны были опускающиеся полузащитники. Степанов мог выйти только на подстраховку, если они не справлялись.

Такая система скрывает недостатки фланговых защитников и, наоборот, демонстрирует их лучшие качества. Например, чтение игры. Степанова почти невозможно было упрекнуть в проигрыше позиции и невнимательности по отношению к забегающему за спину игроку. Он большую часть времени держался низко, поднимаясь или играя по сопернику в крайних ситуациях. Когда оставался 1v1, за счёт скорости, координации и антропометрии (186 см) выдавливал соперника к краю, либо выбивал корпусом и ногой доставал мяч.

Что дает его игра в центре? Уже абсолютно точно в «Торпедо-БЕЛАЗ» будет использоваться длинная передача защитников или вратарей в качестве дополнительной опции атаки. Дмитрий Яшин, Родион Сямук, Никита Капленко – все эти новички обладают качественным длинным пасом. К ним в компанию может попасть и Степанов. У него чуть другой тип передачи: если остальные пасуют пласировано, по прямой траектории, то у Никиты они летят по высокой, полукругом, с резким спуском мяча. Это даёт ложные представления соперникам, которые часто не успевают выпрыгнуть за ним в борьбу. Посмотрите, как в прошлом сезоне он таким образом разрывал фланг:

Степанов хорош в единоборствах. Грамотное движение рук, с имитацией взмаха, прыжковая техника и само действие из-за спины соперника позволяет ему забирать 67% мячей при 3.2 единоборствах за матч. Здесь, как и в случае с Яшиным, нужно уточнение, что не так важно выиграть мяч в воздухе, как установить быстрое владение. Иногда Никита игрой корпус в корпус просто мешает сопернику прицельно скинуть мяч в центр, чтобы остальные защитники спокойно сыграли на перехвате. Но если говорить именно про борьбу вверху, то обращаемся к гостевому матчу с «Рухом»: тогда Никита вступил в 8 верховых баталий и выиграл 6. Интересно, что он полностью отключил опцию атаки соперника с выносом вратаря на фланг вингеру. Голкипер целенаправленно забрасывал мяч на левый край, но забросы раз за разом в борьбе прерывались Степановым.

Степанов – левша. Это очень важный компонент в построении пасовой игры, где левым центральным защитником будет левша, а правым – правша. Неслучайно в ведущих командах мира двойку ЦЗ составляют именно игроки с разными рабочими ногами (пример, «Манчестер Сити»). Причина: правша на позиции левого ЦЗ в основном направляет передачи горизонтально, не развивая атаку. Левша же, согласно статистике, в большинстве пасует вперёд, соблюдая принципы выстраиваемой игры с передачей на фланг через опорника. Да и центральных защитников левшей настолько мало, что цепляться стоит чуть ли не за каждого.

Не стоит забывать, что и Юрий Пунтус, который привел Степанова в профессиональный футбол, наигрывал его на позиции опорника, откуда Никита постепенно ушел в центр защиты. В низкой позиции он здорово работает по мячу, совершает 4 отбора за встречу, блокирует много навесов и ударов, подстраиваясь под движение соперника.

Степанов как левый защитник

На турнире «Белазовец-2020», несмотря на такую маленькую выборку, посмотрели на игру Никиты уже в качестве привычного фулбека: было много забегов по флангу, подключений к атакам вместе с нападающим (последние два матча так работал с Юсовым), навесов и ударов. Разберем по порядку.

Подключения были успешны из-за природной скорости Степанова. Хотя он не всегда поднимался к штрафной, в позиционных атаках доставляя мяч до нападающего и сохраняя страхующую позицию в центре. Но всё равно мог не успевать на мяч в ответной атаке и пускать пас или соперника за спину. Благо, боролся до конца, за счёт скорости где-то компенсировал чтение игры и мешал продвижению.

В «Дняпро» Никита выступал как глубинный плеймейкер, вскрывая линии соперников навесами или передачами низом между крайним и центральными защитниками. Такие передачи эффективны, если в более широкой позиции, относительно Степанова, есть вингер, вытягивающий крайнего защитника к флангу. Например, если «Торпедо» и дальше будет использовать быстрых полузащитников на фланге, то их связка с Никитой + центральный нападающий может принести немало моментов против закрытых команд. Посмотрите такую ситуацию в матче с брестским «Динамо»:

Сам тип передач Степанова указывает на его качественные кроссы. Мяч летит таким же полукругом с резким спуском, который удобен нападающему при игре головой. Из-за того, что пасует левой с левого фланга, а) сопернику тяжело прервать такой навес, потому что пас производится дальней от него ногой; б) мяч крученый и чаще идёт на дальнюю штангу, иногда так сильно, что перелетает штрафную и падает ровно на ход подключающемуся игроку, который наносит удар первым касанием. Выводят Никиту либо очень глубоко во фланг, откуда он пасует сильно на дальнюю, либо в полуфланг (расстояние между краем и центром поля), откуда идёт плавная подача в центр штрафной.

Отдельным пунктом стоит разобрать удары Никиты. В среднем за матч наносит 0.7 выстрела, причём все из-за штрафной. Бьёт либо после паса справа (если близко перед блоком, то первым касанием, если нет – с обработкой), либо с полуфланга после передачи вингера или отскока из штрафной. Что касается первого типа, то удары часто блокируются (соперникам в такой ситуации легче блокировать левую), либо летят мимо, так как наносятся в спешке. Голов из таких позиций не забивал, только попадал в перекладину в матче со «Слонимом».

Во втором случае удары поинтереснее. Например, в прошлом сезоне забил единственный гол, в матче с «Динамо Брест» успев на отскок после углового и хлёстко направив мяч первым касанием в дальний угол из-за штрафной. Такие удары опасны, потому что наносятся по прямой траектории в пространстве между крайним и центральными защитниками. А если бьются вторым темпом, то соперники не всегда успевают реагировать и подготавливаться. Вспомните матч с «Неманом» во втором туре «Белазовца», когда Степанов подключился к атаке и мощно ударил в дальний угол, попав в перекладину (таймкод 15.30). Никто из защитников или вратарь не смогли бы дотянуться до такого выстрела.

Заключение

Никита Степанов успешен на обеих позициях, но в последнее время чаще выступал именно как крайний защитник. Но есть две загвоздки: успешен он был на фланге в рамках той системы, которая была установлена в его прошлом клубе, и нужно еще посмотреть, как Степанов сможет вписаться в игру «Торпедо»; в клубе и так достаточно фланговых защитников, а левшей – вообще нет, Никита очень пригодится там. Юрий Пунтус наигрывает даже Дениса Левицкого, играющего последние пару лет слева в защите, как полузащитника. А остальных, скорее всего, ожидает серьезная конкуренция за место в основе. Но на то и есть сборы, чтобы поэкспериментировать и найти наилучшее сочетание к сезону.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты