Tribuna/Хоккей/Блоги/Записки жены вратаря/«Если есть хоккейный Бог, то я ему явно чем-то не угодил». Закончить карьеру в 25 лет и стать детским тренером в Беларуси

«Если есть хоккейный Бог, то я ему явно чем-то не угодил». Закончить карьеру в 25 лет и стать детским тренером в Беларуси

Как в 25 лет закончить профессиональную карьеру хоккеиста и стать примером для подрастающего поколения белорусских вратарей

Автор — GoalieWife33
21 января 2018, 09:26
49
«Если есть хоккейный Бог, то я ему явно чем-то не угодил». Закончить карьеру в 25 лет и стать детским тренером в Беларуси

Как в 25 лет закончить профессиональную карьеру хоккеиста и стать примером для подрастающего поколения белорусских вратарей

И снова здравствуйте! Выдержав почти полугодовую паузу, я все-таки решила взяться за старое, хотя пару месяцев назад даже подумать не могла, что еще вернусь к своему блогу. После публикации последней записи мне совершенно не хотелось продолжать это дело, потому что реакция читателей на рассказ о поиске нового клуба получилась совершенно неоднозначной. Меня обвинили в излишней амбициозности и горделивости, а может просто обиделись на то, что чемпионату Беларуси по хоккею мы предпочитали другой чемпионат. Мол, не хотите играть здесь, так и ничего тут рассказы свои писать. А я всего-то навсего хотела рассказать о существующих нюансах в процессе поиска команды и о том, что подписание контракта не всегда происходит по щелчку пальцев хоккеиста. Хотела как лучше, а получилось как всегда.

Когда я только планировала создание блога, я хотела одним выстрелом убить множество зайцев. Для начала развеять все существующие мифы о женах хоккеистов, показав то, что мы умеем грамотно складывать слова в предложения, а не только делать селфи и тратить деньги мужа, как думают многие из вас. Также хотелось рассказать о кочевой жизни хоккейной семьи и, собственно, жизни с вратарем. В общем, что-то такое из хоккейной кухни, что вам не расскажет ни один журналист. Можно сказать, что я корыстно воспользовалась профессией мужа, немного «хайпанула», начала писать в свое удовольствие, но ведь писать толково, интересно и познавательно для хоккейных болельщиков. Не правда ли? Например, за «Вратарскую азбуку» меня до сих пор благодарят мамы маленьких вратарей.

К сожалению, с легкой руки создателей блога «Девушка дня», все жены спортсменов в глазах болельщиков выглядят как женщины с низкой социальной ответственностью. Все одинаковые, жадные, некрасивые и глупые. И иногда мне кажется, что вся неприязнь и ненависть к подругам спортсменов, скопившаяся в сердцах читателей «Трибуны», обрушилась именно на меня. Давно пора блог «Девушка дня» заменить на рубрику «Разговор с женой», где размещать не личные фотографии жен хоккеистов или футболистов, а общаться с ними на различные темы, и тогда, возможно, многие пользователи «Трибуны» были бы приятно удивлены. Пока же жена хоккеиста для них – объект для критики и насмешек. Не была бы я женой вратаря, я бы давно прекратила писать, но я, как и все голкиперы, немного мазохист. Поэтому продолжаем :).

Возвращаясь к предыдущему посту, попробую еще раз объяснить ситуацию с поиском клуба в межсезонье. С не самой лучшей статистикой и полугодовой паузой найти команду для голкипера не так-то просто. В комментариях меня осыпали советами поиграть в чемпионате Беларуси, но я повторю еще раз: позволить себе легионера могут далеко не все белорусские команды, а те, кто может, выбирают легионеров поопытнее. Увы и ах, но трезво оценив ситуацию, мы понимали, что составить конкуренцию российским легионерам мой муж на тот момент не мог, как наверняка бы и не смог переиграть опытных белорусских вратарей в топовых клубах. Сами мы никуда не просились, свой трансфер не выкупали, а российские агенты все продолжали открещиваться от чемпионата Беларуси со словами «болото», «туда ехать только заканчивать» и т.д.

Пока мы думали-гадали, где продолжить карьеру, чтобы не повторилась «саратовская история» с банкротством клуба, о которой я рассказывала ранее, команды уже потихоньку выходили из отпуска, а толковых предложений так и не поступило.

Можно было уехать в Высшую хоккейную лигу, снова в одну из самых худших команд, но опыт с саратовским «Кристаллом» подсказывал, что ничего хорошего из этого не выйдет. Если кто-то думает, что ВХЛ – хороший чемпионат, а может кто-то до сих пор считает, что неплохо было бы заявить туда белорусский клуб, тот крупно ошибается. В большей части команд ребята не видят зарплату месяцами, клубы разваливаются один за другим, а до этого, собственно, никому нет дела. По завершении сезона 2016/2017 не стало таких команд как ТХК из Твери, саратовского «Кристалла» и даже не стало чемпиона ВХЛ 2017 года – подмосковного «Динамо». «И так сойдет», – подумали где-то там наверху и пригласили в лигу две китайские команды. В общем, попасть в топовые клубы или КХЛовские фармы было необычайно сложно, а снова не получать удовольствия от хоккея совсем не хотелось, и мы подписали контракт с чемпионом Первенства Высшей хоккейной Лиги (ВХЛ-Б) – хоккейным клубом «Ростов».

«Лучше быть королем в аду, чем прислужником в раю», – по такому принципу живет ростовский клуб. Переходу в Высшую хоккейную лигу они предпочитают жизнь в своем чемпионском мирке. Первенство ВХЛ – чемпионат необычный, но чем-то напоминающий родной чемпионат Беларуси. Там есть тройка лидирующих команд: «Ростов», «Тамбов» и «Мордовия», напоминающие наши «Неман», «Юность» и «Шахтер»; есть команды-середнячки: «Челны» и «Чебоксары»; есть команды-юниоры: «Юниор-Спутник» и «Юниор» из Кургана, не хватающие звезд с неба и чем-то похожие на наши «Витебск» и «Могилев». В основном в этой лиге играют суперопытные хоккеисты, наигравшиеся в КХЛ и ВХЛ, и молодежь, которая пока до ВХЛ-А не дотягивает. Матчи там проходят достаточно интересные, и в отличие от Чемпионата Беларуси, в ВХЛ-Б кто угодно может обыграть кого угодно. 

ХК «Ростов» – чемпион 2017 года и в новом сезоне он безумно хочет повторить свое достижение. Однако по прошествии нескольких месяцев после подписания контракта, нам в этом клубе места не нашлось. Начало чемпионата для чемпиона прошлого года совсем не задалось, а при поиске виноватых одним из таковых оказался, конечно же, вратарь. Оказывается, эта команда совсем не имеет права проигрывать, а пропущенные 2 шайбы здесь подобны смерти. Корона чемпионства на них очень давит, местами нагнетают болельщики, суетятся из-за результата тренеры, и все в начале чемпионата пошло как-то наперекосяк. После двух подряд замен в двух выездных играх мой муж сказал: «Мне не доверяют, я больше так не могу». Выигранная домашняя серия нам ничем не помогла, как и не помогало то, что предсезонка для «Ростова» и в частности, для моего мужа, прошла на ура.

Казалось, еще чуть-чуть и пройдет этот непонятный мандраж, еще пару игр – и все наладится. Но случилось то, что случилось. Присев на пару игр на «банку», Паша сказал: «Кажется, хоккей мне намекает, что нам пора расстаться». Какие бы усилия он ни прилагал, хоккейный Бог делал все так, что желание продолжать играть просто пропадало. На предсезонке он пахал как лошадь, но если кому-то хоть иногда везло, то когда играл мой супруг, все что нужно и не нужно залетало в сетку. Если кого-то спасала штанга, то в ворота «Ростова» залетало от своего. Если кому-то за игру наносили 15 бросков, то Паше – 25. И сил хоть как-то бороться с таким тотальным невезением больше не оказалось. В итоге, вратарь с коэффициэнтом надежности 2.5 оказался клубу не нужен, а сидеть просто на лавке никому не хотелось. «Оля, если ты говоришь, что есть хоккейный Бог, то я ему явно чем-то не угодил. Пятый сезон подряд я бьюсь в закрытую дверь. Наверное, я свое уже сыграл. Поехали домой».

Суровая правда оказалась такой: если у нас можно всю свою карьеру провести в ОЧБ, не умея правильно кататься на коньках, и играть не потому, что ты лучший и у кого-то выиграл конкуренцию, а потому что других хоккеистов просто нет, то в России на твое место претендует одновременно еще десяток человек. И если у нас игроки годами сидят в своих командах, потому что их просто больше некем заменить, то в России на твое место найдут игрока через 10 минут после провала. Мы провалились, и ждать провала от другого вратаря в какой-нибудь команде больше не хотели. Хоккей обманывать – дело неблагодарное, и в условном «Витебске» еще можно было бы это сделать, но не получать удовольствия от хоккея и от всего того, чему ты посвятил всю свою жизнь, тоже бессмысленно. Тут все просто: если не получается, займись чем-то другим.

Каких-то истерик, переживаний или сожалений по поводу завершения карьеры у нас не было. За 20 лет, отданных хоккею, в послужном списке мужа накопилось немало достижений и заслуг, и есть тот опыт выступлений, которым можно делиться с подрастающим поколением вратарей. Спокойно обсудив сложившуюся ситуацию и приняв твердое решение о завершении профессиональной карьеры, я убедила мужа в создании своей школы хоккейных вратарей, аналогов которой в Минске, как оказалось, и нет вовсе.

Я люблю Беларусь и всегда переживаю за выступление наших команд в различных видах спорта. А если переживаешь искренне и болеешь всей душой, то часто случается так: играют они, а стыдно почему-то тебе. И когда мы вместе с мужем смотрим, например, чемпионат мира по хоккею, то мое хорошее настроение, как и ваше, улетучивается примерно на стадии 1/8, в то время, как муж следит за свой сборной обычно до медальных баталий. Как понимаете, без подколов и шуточек про уровень хоккея в нашей стране никогда не обходится, и я решила перетащить мужа на свою сторону баррикад. «Тебе не нравится, как играют наши вратари? Так научи!»

Вызов был принят. Неделя раздумий, две недели бумажной волокиты – и школа вратарей начала свое существование. Как оказалось, в Минске, да и, наверное, во всей в Беларуси, подобных школ практически нет, в то время, как в одной Москве, можно насчитать десяток вратарских школ. У нас же почему-то принято ходить на тренировки исключительно к своему тренеру и не дай Бог потренироваться с кем-то еще. И это только одна из проблем, о которой мне хотелось бы здесь рассказать.

В детском хоккее – недетские проблемы. Когда в это не вникаешь, кажется, все идет своим чередом, хоккей в Беларуси развивается, дворцы строятся, а успехи ждут где-то там впереди. Но когда с этим сталкиваешься и видишь всю эту кухню изнутри, то совсем не удивляешься, почему на очередном МЧМ наша сборная вылетает из элиты.

Я – не хоккейный эксперт, не тренер и не бывший игрок, но после года управления вратарской школой могу сказать, что проблем в детском хоккее выше крыши и предпосылок к каким-то положительным изменениям пока нет.

Начну, пожалуй, с родителей, которые в погоне за мечтой, готовы отвести своего ребенка куда угодно и к кому угодно на занятия, совсем не разобравшись, кто будет тренировать их чадо. Проблема с кадрами – отдельная тема для разговора, но понятно и так, что толковых хоккейных тренеров в Беларуси очень мало, а тренеров вратарей еще меньше. И их на всех не хватает. В это время люди, знающие что-то о хоккее только из учебников или поигравшие максимум на уровне юниоров, почему-то мнят себя великими тренерами, проводят тренировки за немаленькие деньги и рассказывают родителям сказки о своем высоком профессионализме. Люди далекие от хоккея, конечно, в это верят, и ради блага своего ребенка готовы платить любые деньги этим «профессионалам». Не все великие тренеры – выдающиеся игроки в прошлом, я не спорю. И согласна, что Москва не сразу строилась, и молодым тренерам тоже нужно время, чтобы набраться опыта, но чему может научить и каким опытом может поделиться тренер, который сам в хоккей никогда не играл? Его ученик может быть хорошим «теоретиком», но никак не «игровичком». Если я где-то не права, расскажите мне об этом в комментариях. И если меня читают родители маленьких хоккеистов, прошу вас, прежде чем вести ребенка на всевозможные тренировки и сборы, сто раз подумайте, достаточно ли опыта и профессионализма у человека, которому вы доверяете будущее свое сына. Если вкладываете – вкладывайте с умом. Не всегда дорогой кэмп означает «качественный», а сборы подешевле – не показатель низкой эффективности. Не меряйте все деньгами, меряйте полученными навыками и умениями.

Что касается самих детей, то одной из проблем является очень слабый уровень катания. К нам на тренировки приходят взрослые вратари, которых переучить уже крайне сложно. Что в школе дали, то мы и умеем. И если парень семи лет уже стоит в воротах и все делает так, как ему показывали в школе (читай – не показывали или показывали плохо), то как бы тренер не старался, его переучить уже не удастся, он делает все на «автомате». Что-то усовершенствовать – пожалуйста. Переучить – нет. Плюс очень низкая физическая подготовка. Большинство ребят просто-напросто не выдерживает ритм и интенсивность тренировок. Такое чувство, что тренеры вообще не занимаются этим аспектом или просто уделяют мало времени, наверное, полагая, что на начальном этапе подготовки вратарей уже всему научили, и они все сами знают и умеют. Поэтому и проигрывают наши юниорские и юношеские команды своим сверстникам даже не из Канады, а из той же соседней России, уступая им уже с самого детства и в «физике», и в «технике». И это все снова к проблеме квалификации тренеров: кто есть, тот и тренирует; что сами знают, тому и учат.

Еще одна проблема детского хоккея Беларуси, после озвучивания которой, меня депортируют из страны, это запрет многих школ и тренеров на дополнительные занятия. В то время, когда весь мир живет на так называемых «подкатках», в Беларуси походы к тренерам на индивидуальные занятия караются последующим непопаданием в состав. Пока в той же Москве воспитанники школ ЦСКА или «Спартака» после своих занятий идут усовершенствовать свои навыки к любому понравившемуся тренеру, в Беларуси где-то грустят маленькие вратари, которым нужно заниматься исключительно у своих тренеров, и не дай Бог им поработать с кем-то еще. Дичь? Дичь. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки – вот что ведет к высоким результатам и победам. Топтание на одном месте еще никого никуда не приводило, и как видите, по состоянию хоккея в Беларуси, пока люди именно этим и занимаются – топчутся на месте, не давая развиваться тому, кто это хочет и может делать. Кому не давали – те успешно отказались от белорусского гражданства и «сушат» сухари за российские команды в МХЛ. И таких ребят немало. Скажете предатели? Нет. Это люди, которые хотят расти и чего-то добиться.

Все вышеперечисленные проблемы – просто навскидку. И их на самом деле намного больше. Я искренне желаю процветания белорусскому хоккею, поэтому не могу не рассказать о том, что знаю. Может, если говорить о проблемах, они чудным образом начнут решаться? Очень хочется если не изменить «систему», то хоть чем-то помочь. В общем, если меня не «заклюют» любители хоккея за правду-матку, то я обязательно продолжу свои рассказы. 

Через нашу школу уже прошло немало вратарей разных возрастов и разных школ, приезжали ребята из провинции, и очень отрадно, что есть действительно талантливые и хорошие ребята, которые хотят чему-то научиться. Без преувеличения, мой муж оказался для них своего рода спасителем и несмотря на свой молодой возраст, стал для них примером. Ребята с горящими глазами приходят в 6 утра на тренировки и впитывают знания, как губка, расспрашивают мужа о его хоккейном прошлом, смотрят нарезки различных игр и интересуются всеми вратарскими нюансами, которыми, оказывается, с ними никто никогда не делился. Они хотят совершенствоваться и становится лучше, а мы с удовольствием им в этом помогаем. Нехорошие люди за спиной осуждают наше начинание и безбожно критикуют, но какое нам до них дело, если наша работа приносит свои плоды. Участники наших сборов успешно играют в МХЛ, выступают за сборные Беларуси различных возрастов и хочется верить, что через десяток лет кто-то из них в интервью для сайта НХЛ скажет, что он учился вратарскому мастерству в Беларуси и его наставником был Павел Александрович.

И это будет значить, что все мы делаем не зря.

Другие посты блога

Все посты