Tribuna/Футбол/Блоги/«Порою блажь великая»/Просто классные ребята. Почему за наших гребцов обидно вдвойне

Просто классные ребята. Почему за наших гребцов обидно вдвойне

Олег Горунович признается в симпатиях к мужчинам.

25 июля 2016, 14:30
9
Просто классные ребята. Почему за наших гребцов обидно вдвойне

Несколько историй в подтверждение.

В нашем обществе признаваться в симпатиях к мужчинам не принято, но я рискну. Мне давно нравилась и продолжает нравиться мужская сборная Беларуси по гребле. И наблюдать за тем, что с ней сейчас происходит, очень тяжело. Это трагедия для гребцов, трагедия для всего нашего спорта. Уверен, Беларусь лишилась нескольких красивых историй, которые мы бы обязательно смаковали, отправься Шантарович и компания в Рио. Но они не отправятся. И мы просто бессильно сокрушаемся и негодуем из-за того, что вообще ничего не понятно, и клянем Международную федерацию каноэ, которая всю кашу заварила.

Я тоже киплю, тоже негодую, а заодно пытаюсь понять, чем гребцы меня покорили. Вспоминаю, как впервые писал про них и как впервые услышал про Петрушенко и Махнева. Это было во время афинской Олимпиады. Тогда парочка взяла первую из четырех своих олимпийских наград. Делая обзор для профсоюзной газеты «Беларускі час», посвятил экипажу подзаголовок «Бронзовый каноэ». Через пару дней после выхода номера в редакцию позвонили. Кажется, из какой-то спортшколы Мозыря. К телефону позвали меня. Позвали, чтобы рассказать о том, что Петрушенко и Махнев – не каноисты, а байдарочники, и вообще надо думать, что пишете. Так я узнал, что газету «Беларускі час» кто-то читает (кстати, она выходит до сих пор, и никто ее, в отличие от гребцов, не дисквалифицирует).

Главное воспоминание – битуха Александра Богдановича. Он был в короткой майке, которая заставляла меня думать о собственном физическом несовершенстве

Мне посчастливилось работать на следующих Играх, в Пекине. Там я стал свидетелем того, как наша гребля на байдарках и каноэ добыла первое для себя суверенное олимпийское золото. Сначала первое (всех удивили каноисты Богдановичи), а полчаса спустя и второе – выстрелила наша четверка байдарочников (надеюсь, в этот раз с лодками не напутал). 22 августа 2008 года – определенно один из лучших дней в истории нашего спорта.

Так вот, с братьями Богдановичами я познакомился еще до того, как они стали олимпийскими чемпионами и задолго до того, как старший из них – Александр – загорелся идеей депутатства. Мы впервые разговаривали после континентального золота, а после Пекина условились встретиться в родном для чемпионов Елизово, что в Осиповичском районе. На одной из многоэтажек поселка висел билборд с прославившимися земляками-спортсменами, а их мама на кухне угощала минских корреспондентов чаем.

Там же сидели и братья. Главное воспоминание – битуха Александра. Он был в короткой майке, которая заставляла меня думать о собственном физическом несовершенстве. Я смотрел на бицепс Богдановича и сравнивал его – нет, не со своим бицепсом, а со своим бедром. Гребцы – это высокие мускулисты махины. Впечатлительных людей своим видом ребята подталкивают к физическому самосовершенствованию, это определенно. Они мне нравятся в том числе и поэтому. У всех гребцов ручищи здоровенные, но у каноистов, оказывается, сильнее, чем у байдарочников. Братья хвастались – на коленях у старшего примостилась его хрупкая невеста-скрипачка, – что по армреслингу в сборной им нет равных.

Роман Петрушенко взбодрил парня негромкой, но настоятельной фразой: «Встань, б###ь, ровно»

Последний раз с Богдановичем-старшим созванивался, когда уже работал в «Народной газете». Готовил заметку про дерзкое бегство одного уголовного авторитета из-под стражи. Родом этот уголовный авторитет был из того самого Елизово и по возрасту был ровесником гребца. Александр действительно помнил этого парня – ну а как не помнить того, кого регулярно мутузил в детстве? Правда, попросил об этом на распространяться. Так заметка вышла без весьма сочного факта.

Хватит про Богдановичей, тем более в Пекине зажигали не только они. На тех Играх услышал веселую байку. После золотого финиша байдарки-четверки в составе Петрушенко, Махнева, Абалмасова и Литвинчука последнему, самому молодому, от махания веслом стало плохо. Причем скрутило парня прямо во время церемонии награждения. Он начал складываться пополам, но вдруг резко распрямился. По легенде, атаман и заводила экипажа – Роман Петрушенко – взбодрил партнера негромкой, но настоятельной фразой: «Встань, б###ь, ровно». И Артур встал. Теперь, когда натыкаюсь на кадры хроники с того награждения, всегда вглядываюсь в губы Петрушенко. И знаете, кажется, он сказал именно это. И еще посмотрите на марку, посвященную той победе. Видите, как стоит Литвинчук?

Про него, к слову, почти ничего не слышно в последние годы, зато на водной глади блистает его жена Марина. Она едет в Рио одним из фаворитов. Сейчас эта девушка – наша надежда. Ей придется отдуваться за всех.

Еще одна причина болеть за белорусских гребцов – Шантарович. В нашем спорте немного специалистов, которых можно назвать величиной мирового масштаба, и Владимир Владимирович определенно из этой когорты. Его команда дает результат, начиная с Игр в Афинах. Это долго до чертиков. И что важно, успехи никогда прежде, до этого лета, не омрачались даже подозрениями на допинг. Данный факт всегда выгодно отличал белорусских гребцов от тех же штангистов, например. Сейчас подтянутому дядьке Шантаровичу (язык не поворачивается назвать его дедом) 64 года. Будет очень досадно, если он пропустит последнюю свою Олимпиаду как действующий специалист. Хотя, судя по форме, оставаться в лодке тренер намерен еще очень долго.

Нашим национальным видом спорта должен быть не футбол и не хоккей. Им в стране рек и озер определенно должна быть гребля

Шантарович подкупает своими знаниями. Он запросто может рассказать, сколько гребков необходимо для прохождения той или иной дистанции, он использует передовые технологии в тренировочном процессе и приглашает профильных специалистов, чтобы следить за тем, как подопечные переносят нагрузки. Мне как журналисту всегда нравилась открытость гребцов. Кажется, личность тренера здесь имеет определяющее значение. Владимир Владимирович всегда уважал чужой труд.

Благодаря Шантаровичу я давно живу с навязчивой идеей. Нашим национальным видом спорта должен быть не футбол и не хоккей. Им в стране рек и озер определенно должна быть гребля. Это честный спорт. Есть соперники, есть дистанция, есть финиш. Кто первый, тот и победил. Никакая симуляция не перевернет ход гонки. Еще это спорт сильных людей, а еще на открытом воздухе. Вот живу с этими мыслями лет эдак пять и на соревнования по гребле все никак не выберусь. Такая она, белорускость.

Не знаю, к чему все это рассказываю, но пора завершать. Я не склонен защищать нашу команду, потому что пока вообще непонятно, в чем ее обвиняют и в чем ее вина. Если вдруг выяснится, что претензии гребных (так и хочется написать гребанных) чиновников обоснованы, это будет ударом. Еще более сильным ударом, чем известие о читерстве Тихона.

Но если Шантаровича и его парней прокинули мимо Игр необоснованно, по какой-то дурацкой и непростительной блажи, это породит во мне ярость (что, испугались?). И, надеюсь, не только во мне. Редко соглашаюсь с министром Шамко, но в пятницу вечером в эфире ОНТ он был явно разгневан и в кои-то веки говорил внятно и по делу. Он грозил Международной федерации каноэ исками. Сколько денег утекло за четыре года предолимпийской подготовки целой команды? Наверняка это не просто сотни тысяч долларов. Так вот, я надеюсь, что если чиновники от гребли облажались, слова белорусского чиновника не потонут в лагуне Родриго де Фрейтас, где сооружен олимпийский канал. Это должно стать делом чести для нашего спорта – проучить тех, кто принимает поспешные и непродуманные решения, ломая карьеры спортсменов и вычеркивая из их жизни годы тренировок. И в поисках правды нужно будет испробовать все.

Только бы правда оказалась за нами…

Фото: REUTERS/Darren Whiteside (на главной), Юлия Попова

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты