Tribuna/Гандбол/Блоги/Все о гандболе/15-18-летнего ставить в рубке за медали? Да ему “сломают” и карьеру, и жизнь

15-18-летнего ставить в рубке за медали? Да ему “сломают” и карьеру, и жизнь

Спортивный директор БГК о перспективах нового сезона.

Автор — Ivan Sapeha
3 сентября 2016, 00:52
2
15-18-летнего ставить в рубке за медали? Да ему “сломают” и карьеру, и жизнь

*Примечание: интервью взято в августе, до исполкома БФГ

- Летом клуб пополнило пять человек? Как оцените работу? Это много или мало?

- Я думаю, что пять человек – это и не много, и не мало. Нормальный результат. Хотелось бы, конечно, “свежей крови”, еще больше молодых. Но, с другой стороны, они нужны больше на перспективу. Результат делают опытные.

- Реально ли сейчас подписать молодого звездного игрока? Благотиншек перешел в “Веспрем”, Сагосен через год в ПСЖ...

- За Благотиншека заплатили более 100 тысяч евро. И он уехал в команду, для которой финал четырех Лиги чемпионов - уже давно не предел мечтаний. Сагосен, как все скандинавы или немцы, стремится в топ-клуб. Если таковой заинтересовался, надо ехать. Есть поговорка: "Барселоне не отказывают". Бывают такие игроки, которые отказывают, но это редкость.

Сложно найти хорошего игрока, чего скрывать... Все же у нас нет задачи привезти молодого игрока с Запада и вырастить. Стараемся искать в постсоветском регионе хороших, состоявшихся гандболистов, растить свою молодежь. Не знаю, какие условия нужно предложить тому же Благотиншеку, чтобы он выбрал Брест, а не “Веспрем”. У него были варианты, хотя сейчас не каждый клуб может предложить 100 000 евро за игрока.

- В чемпионате Беларуси молодежь просматривается?

- Стараюсь смотреть на всех, кто заслуживает интереса и может стать в будущем хорошим игроком. Плюс у нас есть Андрей Мочалов (главный тренер БГК-2 и известный в прошлом левый крайний – прим. авт.), который мне в этом помогает: он чаще видит молодежь вживую.

Также влияет тот факт, что СКА и тренеры сборных - это одна система. Они видят игроков и любым способом пытаются их к себе подтянуть: обещают условия, армию, учебу, УОР, ГУОР. Родителям проще отдать ребенка туда - ведь не все родители могут потянуть такие расходы. А там его будут кормить, поить, одевать…

- Как вообще происходит процесс подписания игрока? Много времени уходит?

- Быстрее всего удалось договориться с Разгором. Буквально за один звонок или два. Нам нужен был левый край, позвонил насчет Симона – подписали. Я до переговоров знал, как он играет.

Чаще всего подписание происходит через агентов либо по рекомендации тренера. У нас довольно узкий круг для выбора, потому что приоритеты игроков - сильный клуб, лига чемпионов и - не последний фактор - город, где играет команда.

Люди выбирают, изучают, спрашивают, кто тренер, спрашивают у игроков, которые играли в этом клубе про условия, проверяют, где клуб будет выступать на следующий год. По зарплате бывают нюансы.

Был момент, когда Бабич уходил, и мы не знали, кто будет главным тренером в следующем сезоне. Желько решал: оставаться или нет, хотя мы ему предлагали контракт. И вот в этот период, когда неизвестна кандидатура тренера, игроку сложно решиться на переход.

- Сергей Васильевич сильно влияет на трансферы?

- Бывает, что я по-одному смотрю на игрока, он по-другому. Важно учитывать желания того, кто его потом тренировать.

Например, нам нужен был левый полусредний. Очень долго не могли найти. В итоге удалось договориться с “Веспремом” по аренде Джамали. Посмотрим, что получится. Хоть Иман и прожил уже несколько лет в Европе и играет за сборную Венгрии, все же он иранец и были опасения по его адаптации, но пока, слава Богу, все хорошо.

- В этой связи немного непонятен трансфер Ященко.

- Нам нужен был человек на место левого полусреднего. Камышик получил травму, и мы быстро договорились с Ященко. Дима не играл 100% времени, но все же выходил на площадку, и где-то давал отдыхать тому же Атьману. С учетом лимита на легионеров и длинного сезона, Андрей получит свое время на площадке. Тем, что он показывает на тренировках, тренеры очень довольны. Плюс он думающий, еще молодой, где-то наберет физическую массу. Считаю, еще сможет прибавит в мастерстве, играя за БГК

***

- В этом году, впервые с 89-го, в финале лиги чемпионов не было ни немцев, ни испанцев. Можно ли говорить, что эти чемпионаты сдают позиции?

- С испанским чемпионатом все понятно. Ударил кризис, ушли деньги, многие игроки уехали, зарплаты маленькие, чемпионат ослаб. “Барселона” осталась единственным топ-клубом. У “Логроньо” стабильный бюджет, но они никогда не подписывали звезд. Скромно, но надежно, вторая команда.

В Бундеслиге спад. У “Киля” обновление состава: ушли Палмарсон, Йиха. Конечно, в клубе пытаются подтягивать молодых и перспективных, оставили 4-5 звезд. “Райн-Некар Левен” мог бы побороться, но вылетел в Лиге чемпионов от “Загреба”, что было сюрпризом. “Фленсбург” хорошо выглядел, но тоже не смог пробиться. Не сказать, что это было неожиданно: все, кто играл в финале четырех, были сильнее на тот момент.На этом фоне хорошо виден рост клубов в Восточной Европе: “Виве”, “Веспрем”, “Вардар”...За каждым хорошим клубом стоит его владелец. И пока такие люди будут, этим клубам будет проще. Все-таки гандбол - спорт маленьких городов, и многое зависит от конкретной личности – учредителя.

- Есть же ПГЛ - идея вывода гандбола в большие города. Получится ли по заявленному графику стартовать в 2019-м?

- Сейчас все затихло. Сложно найти какие-то аргументы для “Киля”, “Фленсбурга”, чтобы они перевозили свои клубы в мегаполисы. Идея Гецшофа играть в Мадриде, Париже, Берлине, Москве и продавать это по аналогии с НБА, думаю, малореалистична. Не знаю, какой стимул должен быть для этих команд.Специфика гандбола в том, что еврокубки не приносят существенного дохода. Мы не можем, как БАТЭ, выйти в Лигу чемпионов, пройти там пару раундов и получить миллионы. В прошлом году, к примеру, мы вышли в 1/8 главного европейского кубка. В футболе это были бы большие деньги, а здесь мы едва покрыли расходы на покупку телеправ.

***

- Не больно смотреть родной российский чемпионат?

- Больно, даже из-за картинки. Смотришь матч из Чехова, а его снимают одной камерой, слышны какие-то шумы. Уровень чемпионата откровенно слаб. Глава федерации пытается что-то делать. Но сколько потребуется лет... Надеюсь, что будет развитие, будут успехи.

Знаю, что Шишкарев баллотируется в руководящие органы ЕГФ. Это важно. Когда там был свой человек в золотую эпоху России и конца СССР, судьи “душили”, но никогда не “убивали”.

- У многих российских и белорусских клубов проблемы с финансированием. Приходится каждый год искать деньги…

- Мне кажется, все должно быть законодательно прописано. Почему бизнесмен должен давать деньги на спорт? Ему это должно быть интересно, должны быть послабления, налоговые освобождения. Знаю раньше ситуации, когда клубы искали деньги, а им говорили: "Я могу земельный налог отдать клубу и не платить его государству. Но в этом случае можно показать бумагу и все. А если я отдам деньги в спорт, то затем у меня еще столько бюрократического “геморроя".

- За счет чего в таких условиях маленькая команда может бороться. Например, “Гомель”?

- Сила воли + характер (смеется). Но гандбол - все-таки не такой непредсказуемый вид спорта. “Маленькие” редко “выстреливают”. Если Брест будет играть с такой командой, все решит класс игроков. “Гомель” неплохо выглядит. Наших там было пару человек: Буйкевич, Гусаков. В БГК они не закрепились, а там приносят пользу. Тренер опытный, поработавший в том числе и с “молодежками”. Сейчас не хотели отпускать Мороза в СКА. Знаю, что ситуация с этим игроком еще открыта, есть вероятность, что игрок покинет “Гомель”.

Минчане в прошлом сезоне их где-то недооценили. Сергей Рутенко пришел и, наверное, все смотрели, что он будет делать. Также чувствовалось: "Мы сейчас пройдем “Гомель” быстренько, а потом поборемся с БГК. Кроме того, у СКА был драматичный кубковый матч с “Машекой”, в котором армейцы чуть не упустили победу.

Но, если честно, очень слабая конкуренция в чемпионате. БГК, СКА, “Гомель”, а дальше уже может БГК-2 бороться. Вообще, я бы хотел, чтобы у нас было не две-три команды, а шесть. Тогда бы можно было и не играть в SEHA-лиге. Она все-таки отнимает много времени на переезды. Но вспомним времена, когда я пришел в БГК. Полгода ты ждешь матча с "Динамо", и если ты его проиграл, то всё... Игровой практики не было, стояла одна задача - дождаться матча с “Динамо” и выиграть его. Одними тренировками сыт не будешь.

В этом году, как и в прошлом, такой проблемы нет. Переезды? Решаем. Лучше поездить и получить практику, чем сидеть и ждать матча с единственным соперником.

- Странно выглядит, что из СКА игроки начали уходить в клубы типа “Кокса”, которые вряд ли выше уровнем. Это попытка заработать или какие-то внутренние проблемы?

- Это система СКА: забрать в Беларуси всё, что можно, а потом попытаться продать. Пока, как я вижу, это не работает: продать никого не получается. На чемпионате Европы хорошо себя проявили Кулеш, Солдатенко, Королек. Меня иностранные коллеги спрашивают, мол, есть у вас такие ребята, почему не заберешь. Однако со СКА очень сложно разговаривать. Есть рычаг армии, контракта, и не исключено, что в Брест предлагается одна цена, а в Европу - другая. При этом в Брест она в два раза дороже. Если СКА удастся наладить продажу игроков, значит, они все делают правильно. Пока что у них не получается.

- А как же Королек?

- Королька продать не удалось. У него заканчивается служба в армии, и, вместе с этим, заканчиваются права клуба на игрока. Скажем так, Королек может сделать рекламу СКА, если ему удастся закрепиться во Франции. Дай Бог, чтобы у него все там получилось. Лично я его очень хотел видеть в Бресте, разговаривали, он в принципе сомневался насчет Франции. В итоге уехал на худшие условия, чем мы ему предлагали.

- Сложно ли уехать из чемпионата Беларуси?

- Действительно сложно уехать за границу в хороший клуб, если ты не играешь в сборной, в Лиге чемпионов. Легионер должен быть лучше своего игрока. Звезды едут в топ-клубы, их тоже не так много. И здесь действительно есть проблема: если игрок не показал чего-то до 24-х лет и клуб не на виду, уехать крайне проблематично. Гандболист должен быть очень классным. Единицы из Беларуси и из России уехали и закрепились.

Кроме того, сейчас не так много клубов могут платить много. Они есть, но та же Германия ориентирована на скандинавов, на топ-игроков, которые являются лидерами своих сборных.

Вообще Бундеслига сейчас является сильнейшим чемпионатом по организации, маркетингу, телеправам. По зарплатам не скажу, некоторые клубы в других странах больше платят. Но по уровню это точно первый чемпионат. Потом, наверное, французский, который с каждым годом все сильнее и сильнее.

***

- Правило об активной защите для команд группы В, введение пресловутого правила о высоком левше. Не кажется ли, что чемпионат стал полем для экспериментов?

- Мое мнение: все эксперименты должны проводиться в детском гандболе. Играть активную защиту - это не эксперимент, так было всегда. Еще с советских времен дети играли активную защиту, чтобы двигались, быстрее принимали решения. Но все это было исключительно в юношеских командах.

Правило левши считаю абсурдом, искусственным решением. Причем принимают его в июне, чтобы в сентябре начинали играть. Я спорю с федерацией, с главным судьей. У меня был Астрашапкин, рост около 190. В мае подписываю его в “Чурго”, а в июне мне говорят, что у нас должен быть левша. Да я бы Астрашапкина тогда никуда не отправлял.

Ну почему бы это принять не через год? Тогда будем искать по школам, воспитывать. Ладно, если вы хотите искусственно найти левшу, вводите это в молодежных командах, а не тогда, когда судьба Сергея Бебешко, еврокубковых и турнирных перспектив команды, зависит от вашего решения.

Я решил заявить Ященко как левшу. В итоге состоялся диалог с главным судьей чемпионата Сергеем Котом следующего содержания:

- Башкин: Ты мне попробуй доказать, что он не левша.

- Кот: Нет, мы в федерации все пропишем.

- Башкин: Да он у меня контракт подписал левой рукой! Игрок идет на полусреднего, он , возможно, не самый лучший левша, но все же им является.

- Кот: Нет, будет нарушение и будет две минуты.

- А как вообще определить, соответствует ли игрок требованиям?

- Нам говорят, если игрок намеренно идет в линию, значит, он не выполняет обязанности полусреднего. А он у меня не будет входить в линию, сыграет на месте правого полусреднего, даже иногда будет забивать голы правой рукой, а иногда отдавать пасы левой. Двурукий, пусть и не самый сильный как левша. Белорус, правый полусредний, пас отдает левой рукой. Но мне сказали: “Мы их всех знаем”. Я думаю, это абсурд. И не поможет это правило вырастить левшу. Они говорят: растите молодых. Молодого 15-18-летнего ставить в рубке за медали? Да ему “сломают” и карьеру, и жизнь.

- Еще один спорный момент регламента - лимит на легионеров.

- В чемпионате Венгрии есть шесть команд, в которых есть легионеры. Лимит обоснован, потому что не растут свои игроки. А если в чемпионате Беларуси 11 команд, а легионеры есть в одной, то как это влияет на развитие белорусских игроков в целом? Развивает их в других клубах?

Когда были БГК и “Динамо”, то в командах было многовато легионеров. Возможно, лимит был бы было оправдан в тот период. Но не сейчас. Какая сегодня причина для введения лимита? Если это развитие игроков для сборной, то у нас сборники уже есть, они получают практику. Лучших белорусов мы пытаемся забирать себе. Получается или не получается - это другой вопрос. В общем, хотелось бы получить обоснование правильности лимита на легионеров. В Македонии, например, есть правило, что легионер должен быть хорошего уровня, с определенным количеством матчей за сборную. Это еще понятно: федерация ограничивает приток легионеров, чтобы они были качественными.

- И напоследок: чего ждать от предстоящего сезона?

- После прошлого сезона громко говорили, что это был лучший сезон в истории. Предстоящий должен быть еще лучше. Хотя бы потому, что мы играем в элитной группе. БГК повезло, что мы не с “Килем”, “ПСЖ” и “Барселоной”. Там каждый матч будет такой рубкой, что я бы не ставил на победителя: очень сложно будет его угадать.

Если выйдем из группы B в раунд плей-офф, то это уже обновит определение лучшего сезона. А если удастся пройти еще дальше, то проведем однозначно лучший сезон. Что касается внутрибелорусских турниров, то задача выиграть чемпионат и кубок не снимается никогда.

Считаю, что мы сейчас сильнее, чем в прошлом году. Усилили позиции левого полусреднего и правый край. Дай Бог, Денис Рутенко будет здоров. И Проданович: игры в Германии показали, что хочет, старается, стабильно забивает. Надеюсь, вольется в командную игру. По вратарям: в прошлом году Пешич был полгода травмирован. Сейчас в команде будут Миятович, Пешич, Черепенько.

В этом году состав стал ровнее. Второй сезон у главного тренера. Те игроки, кто раньше не знал подходы Сергея Васильевича, теперь понимают его требования. Главный тренер, в свою очередь, адаптировался к SEHA-лиге. Если прошлый год был в новинку, то в этом уже понятно, сколько времени уйдет на дорогу и все остальное. Поэтому все должно быть лучше.

Другие посты блога

БГК. Сдержанный оптимизм
16 сентября 2018, 12:16
2
Все посты