Tribuna/Футбол/Блоги/Heavy bald/Сергей Никитенко: «Баранов живет тихо, почти затворником. Человек заслужил свое спокойствие»

Сергей Никитенко: «Баранов живет тихо, почти затворником. Человек заслужил свое спокойствие»

Победитель ЧБ-2003 Сергей Никитенко рассказал Никите Мелкозерову о не состоявшемся белорусском Галицком и вспомнил, как играл в «Дурака» с Василием Барановым.

Блог — Heavy bald
28 мая 2015, 20:03
24
Сергей Никитенко: «Баранов живет тихо, почти затворником. Человек заслужил свое спокойствие»

Победитель ЧБ-2003 Сергей Никитенко рассказал Никите Мелкозерову о несостоявшемся белорусском Галицком и объяснил, почему нынешней молодежи не хватает Юревича.

Нынешний тренер дубля «Гомеля» провел крепкую карьеру, миновав белорусских грандов. В 2002-м стал обладателем Кубка страны. В 2003-м – чемпионом. После пару лет выступал в Украине. Мы встретились в парке Паскевичей и под присмотром суетливых белок поговорили о команде Домостроительного комбината, которая едва не пробилась в еврокубки, бизнесменах, не принятых белорусским футболом, и тех временах, когда даже средний наш игрок мог уехать за рубеж.

– Вы закончили в 33 года, будучи полностью здоровым. Стало неинтересно?

– Да не то чтобы. Просто бывший главный тренер «Гомеля» Алексей Саныч Меркулов позвонил и предложил начать тренерскую работу. Учитывая возможность вернуться домой, я даже не задумывался особо. Просто решил, что пора. Тем более надоело ездить. Честно. Километраж за карьеру у меня набрался приличный. Плюс возраст, пусть и не предельный, но и не юношеский. Если бы предложили поиграть дома, можно было бы согласиться, как это произошло в случае с ДСК. А так… Особого смысла продолжать я не видел.

– ДСК – самая необычная команда, за которую вы выступали?

– Футболисты собрались неплохие, стабильность имелась, один сезон даже принимали соперников на «Центральном» – да, хорошая команда. А необычность… Ну, кого-то может удивить наше отношение к Домостроительному комбинату, подразделением которого считался клуб. Но футболисты быстро привыкли. Мы числились работниками комбината. Должности не помню, но, наверное, спортсмен-инструктор. В трудовой книжке так и было написано. Да, у футболистов есть трудовые. А то, знаю, ходит легенда, будто у спортсменов и военных их нет. Есть, все есть. На начальном этапе в трудовой значится «стажер-инструктор», а потом начинается ставка и бОльшая зарплата. Так что должность переписывают на «спортсмен-инструктор». Мы с военными ничем не отличаемся от представителей других профессий. Только что на пенсию раньше выходим.

Когда устраивались на ДСК, визировали бумаги, что с техникой безопасности ознакомлены, и писали краткую автобиографию. По сути, получался список предыдущих клубов. Это, наверное, единственное отличие от других моих команд. Там все всегда знали: кого и зачем они позвали :). С другими работниками комбината мы практически не пересекались. Хотя они посещали наши матчи. Болели. Обходилось без негатива. Ничего такого типа: «Ах, вы ни фига не делаете, зато получаете до фига» не было. В Борисове, говорят, некоторые работники завода БАТЭ недолюбливают футболистов. Хотя я не понимаю, почему. Клуб обеспечивает себя сам и даже заслуживает больше, чем имеет сейчас. Правда, на мнение болельщиков, будто футболисты ничего не делают, уже никак не повлияешь.

– ДСК едва не вышел в финал Кубка Беларуси.

– Изначально все считали, что ДСК если и не команда-однодневка, то проект на два-три года. Грубо говоря, так оно все и вышло. Но мы успели немножко пошуметь. «Динамо» вон обыграли в четвертьфинале. Тем более «Динамо» с Драгуном, Кисляком, Путило и Мартыновичем – нынешними лидерами национальной сборной. Очень, конечно, большая удача.

В итоге федерация чуть-чуть оштрафовала меня и Гомель – и отпустила всех с миром. Можно сказать, больше всего пользы мой переход в «Кривбасс» принес АБФФ

Все реально смотрели на вещи. Понимали, что шансов на победу особо нет. Потому когда скрутились в первом матче 0:2, мысли были вроде: «Ну, достойно проиграли. Немного получили». Шансов на проход почти не оставалось. Второй матч играли в Могилеве на искусственном поле СДЮШОР-7. Пропустили, потом забили два, потом кого-то из «Динамо» удалили, потом забили третий. Радости было выше крыши. Приятное воспоминание, но явно не самая большая удача. Все-таки в моей карьере были победа в чемпионате и Кубке. Плюс с Кривым Рогом в Украине обыграли донецкий «Шахтер». Помню, что Плетикоса на воротах еще стоял.

– За переход в «Кривбасс» вас закрыли на четыре месяца.

– Ну, сперва закрыли, а потом дисквалификацию отменили. Замес был такой. Оставалось немного контракта с «Гомелем». Команда в качестве чемпиона страны поехала на «Кубок Содружества». А я отправился в Кривой Рог на просмотр. В итоге подписал контракт с украинцами. Но получилось, что действия контрактов наслоились. Плюс в Гомеле обиделись, что я поехал на просмотр без ведома клуба. Начался конфликт, потому что прежняя команда хотела немножко денег. Но после мы во всем разобрались. Украинцы что-то перечислили за меня. Не помню сумму. Правда, тогда в Беларуси больших денег не водилось, так что клубы радовались любым начислениям. В общем, все закончилось нормально. Я ездил в Минск на заседание по моему поводу. Старая федерация, еще на улице Кирова. Но уже с Сергеем Ильичом. Кажется, он там все судил. Сперва мне дали дисквалификацию на шесть месяцев, потом сократили ее до четырех, а потом клуб написал бумагу, что претензий ко мне не имеет. В итоге, федерация чуть-чуть оштрафовала меня и клуб – и отпустила всех с миром. Можно сказать, больше всего пользы мой переход в «Кривбасс» принес АБФФ :). Ну, и клубу чуть-чуть перепало.

Украина в то время – это только «Динамо» и «Шахтер». Не сказать, что суперуровень. Два гранда и еще пять крепких команд. Это сейчас украинцы стали перестраивать тренировочный процесс на большее количество времени работы с мячом, а раньше было много-много-много беготни. Просто ой-ой-ой, как сложно, – даже в «Гомеле» при Юревиче таких нагрузок не было. Хотя в Кривом Роге мы еще по-божески жили. Ведь, допустим, на Западной Украине все фанатели от Лобановского, поэтому грузили по полной программе. Фартлеки, переменный бег. Пульс 180, потом пауза, потом снова пульс 180, потом снова пауза – и нагоняешь километраж. Организм в постоянном стрессе. Сейчас все работают короткие отрезки в основном, а раньше мы прыгали-прыгали, бегали-бегали. А для чего – никто не понимал. Мы недавно встретились с Серегой Омельянчуком, так он сказал: «Носились у Юревича, пахали, бегали, прыгали, рыгали, а я теперь понять не могу, для чего».

Поэтому нынешним детям можно позавидовать. Все с мячами, все красиво. Хотя, если продолжить про мое легионерство, то в Украине было лучше, чем дома, потому что предсезонка длилась всего чуть-чуть. В Беларуси мы работали с середины января по середину апреля. А в Украине – с середины января до начала марта.

– Тогда в чемпионате Украины играло больше десяти белорусов.

– Тогда в чемпионат Украины было легче попасть. Уровень не такой сумасшедший, как сейчас. Да, Киев с Донецком выделялись на общем фоне, но в остальном все по-простому. Теперь у украинцев появились деньги на хороших легионеров. Белорусам намного сложнее. Отдаю себе отчет в том, что был обычным средним футболистом. Таких, как я, в Беларуси играло много. Поэтому прекрасно понимаю, что сейчас вряд ли бы попал в Украину.

Играть с «Шахтером» нам было легче. Это не Киев, который не оставлял шансов. Силовое «Динамо» напоминало каток. Тебя сметают с первых минут и не оставляют шансов

Хотя и тогда украинцы были намного лучше нас в плане развития футбола. Зимой в «Кривбассе» мы практически не видели снега, потому что летали на теплые заграничные сборы. С «Гомелем» же ездили в Чехию, Польшу, Венгрию. Играли максимум с представителями первой российской лиги. А «Кривбасс» встречался с «Сатурном», «Шинником», московским «Динамо», «Спартаком», «Зенитом». Помню молодых Аршавина, Денисова и Кержакова. Радимов еще играл. Их тогда Петржела тренировал. На всю жизнь запомнилось, как нас возили. Ну, очень сильно :). Закончили, правда, 0:0, но штрафных метров с 16-ти нам пробили штук 15. А со «Спартаком» играли, когда Титов заканчивал. После Беларуси, конечно, немножко космос.

Было интересно, плюс здоровье еще было. Нам с Андрюхой Морозовым тогда исполнилось по 23 года. Белорусов в Кривом Роге, кстати, хватало. Паша Кирильчик, Коля Кашевский, Рома Трепачкин – чуть-чуть. Артур Матвейчик. Пять белорусов одновременно. Плюс пять сербов. И дикая текучка. Грубо говоря, отыграл полгода – смена состава. Мы за два года с Морозовым, Кирильчиком и Кашевским превратились в ветеранов клуба.     

Мне понравилось. Жили в необычном городе. Промышленный центр. Много-много шахт. Кривой Рог – рекордсмен по протяженности. 124 км в длину. Город строили возле разработок. Так что, бывает, едешь-едешь-едешь, а вокруг ничего, потом густые постройки, потом снова ничего, потом снова постройки. Вот такое чередование все 124 км. То есть реальна ситуация, когда люди живут в одном городе, но ездят в гости за 120 км :). Запорожье и Мариуполь чем-то похожи на Кривой Рог.

– Победа над «Шахтером» – самое сильное украинское воспоминание?

– Играть с «Шахтером» нам было легче. Это не Киев, который не оставлял шансов. Силовой футбол «Динамо» напоминал каток. Тебя сметают с первых минут и не оставляют шансов. А «Шахтер» за счет бразильцев действует более вариативно и расслабленно. Да, тяжело, но не так, как с Киевом. Мы, помню, играли с «Динамо», которому нужно было становиться чемпионом. Еще Белькевич вышел в составе. Так они укатали нас 6:0 в Киеве вообще без разговоров. Неплохой опыт :).

– Вы уезжали в Кривой Рог из чемпионского Гомеля.

– Жили в Новобелице. Сейчас уже база-призрак :). В 2002-м выиграли Кубок у БАТЭ в Витебске. До того по пенальти победили «Динамо». С киевским у меня никогда не ладилось, а вот с минским все было хорошо :). В финале, кажется, судил Вадим Дмитриевич Жук. Многие вспоминают тот матч из-за скандала. Некоторые болельщики кричали, будто Гомель все купил. Ничего не могу сказать по этому поводу. Слухи были, есть и будут. Победили мы по игре. Голы получились рабочие, чистые. Да и скандал был не супергромкий. Анатолий Анатольевич Капский тогда только учился шуметь :). Так что все быстро успокоились. Хотя раньше освещение было так себе. Думаю, нынешние СМИ представили бы ситуацию по-другому и создали бы резонанс.

Да, эмоции были хорошие. Приятно вспоминать. Из Витебска в Гомель ехать, ну, максимум четыре часа. А мы эти 330 км преодолевали чуть ли не всю ночь. Останавливались около каждой сосны плюс пересеклись с фанатами. Кубок, кстати, чуть не потеряли. В раздевалки пытались из него шампанское пить, но чаша дала течь. Мы разобрали Кубок, потом собрали. Правда, течь так и не устранили. Абсолютно новые ощущения. Вроде, победили, а как праздновать, никто и не знает :).

А в 2003-м выиграли чемпионат, который вообще сказочно для нас сложился. За тур до окончания оформили первое место. Генка Близнюк тогда много забил. Он, кстати, и сейчас в «Гомеле» лучший, если сравнивать с молодежью. Играл себе в миник в Светлогорске. Выделялся. В области все про него знали. И вот по такому поводу в 1998-м Валерий Потапович Яночкин  отправился в Светлогорск. Долго уговаривал Гену, тот не хотел, но Потапыч все-таки справился с миссией :). Генку привезли сюда. Сперва он за заменку выходил, но потом привык и потихоньку-потихоньку стал лидером команды. Сейчас городская легенда.

Человеку 35, а он выполняет объемы, которые не каждый 20-летний потянет. Школа хорошая, техническое оснащение от мини-футбола, умение терпеть, лидерские качества – вот и играет. А что с нынешней молодежью не так, я не знаю. Вот уже третий год пытаюсь понять, работая в дубле. Эти ребята другие, не такие, как мы. Смотришь и не понимаешь, чего они хотят. Живут, такое чувство, одним днем. Плюс терпеть не умеют. Как только становится тяжело, опускают руки. Нет у них понятия «через не могу». Вроде, талантливые, но без сумасшедшего желания. Или наоборот – с желанием, но без данных. В нашем поколении совпадений было больше. Возьмите тот же Кривой Рог, ведь там играли далеко не самые талантливые белорусы. Но за счет трудоспособности и терпения люди построили себе карьеры.

Игроки, руководители, тренеры, администраторы – ни конфликтов, ни обид, ничего. Такое бывает раз в 20 лет. Хорошо, что произошло именно с чемпионским Гомелем

Тот же Серега Омельянчук в детстве выделялся только чуть-чуть. Играл в опоре, качественно, но неброско. А звездой все считали Колю Швыдакова. В итоге же Серега поиграл на таком уровне, что никому и не снилось. Кстати, Омельянчук, Кульчий, Баранов – люди, которыми в Гомеле по-настоящему гордятся. Ребята добились многого.

– Чем был так хорош молодой тренер Сергей Подпалый?

– До него команду тренировал Валерий Яночкин. Потапыч – еще одна наша местная легенда. Самый эмоциональный тренер в истории клуба. Раньше на центральном стадионе не было технических зон, так Валерий Потапович гонял практически везде. По беговой дорожке, по бровке за помощником судьи, пихал самому судье, не забывал о зрителях, футболистам подсказывал – и своим, и чужим :). Веселый. При Яночкине мы играли за счет связки Сысоев-Мазур. Сыс дает длинную, Вася цепляется ждет Сыса, Сыс подходит, бьет. Забил – хорошо. Нет – попробуем еще. Вот и весь футбол :). У Сыса просто левая была сумасшедшей. С шага мог дать передачу на 70 метров.

Подпалый же приехал в Гомель в качестве игрока. Много лет ему уже было. Но качество игры, конечно, впечатляло. Правда, в середине сезона или раньше его переквалифицировали в тренеры. То есть специалист вообще без опыта. Однако на выходе получились Кубок и победа в чемпионате. Просто все совпало. Игроки, руководители, тренеры, администраторы – ни конфликтов, ни обид, ничего. Такое бывает раз в 20 лет. Хорошо, что произошло именно с нами.

Хотя да, состав был крутым. Корсаков тот же. Удивлял нас своей набожностью. На Крещение в проруби купался. Интересный парень. Все же не каждому везет поиграть с человеком, который «Барселоне» забивал. Дима рассказывал, что перед матчем к ним пришел какой-то армейский чин и пообещал сумасшедшие премиальные. Чуть ли не бюджет маленького провинциального города. Очень большие деньги. Понятное дело, предложил просто потому, что не верил в победу. А в итоге ЦСКА хлопнул «Барсу». Чин, конечно, сильно удивился, голову почесал задумчиво, но как человек военный слово сдержал.

– После Украины вы поехали в Витебск.

– Да, много лет был практически однолюбом, а после Кривого Рога жизнь сложилась так, что начал часто менять команды. После Витебска поехал в «Дариду» к Делендику. У разных ребят разные мнения по поводу Ждановичей. Но я ничего плохо не скажу. Хорошая была команда. Румбутис нас тренировал. Саша Лухвич был капитаном. Первый круг «Дарида» закончила на вершине таблицы. Потом подписали нас с Морозовым – и все пропало :). Наверное, неудачные трансферы. Что-то после паузы не пошло. Совсем пусто. Делендик изначально сослал большинство основы в дубль, а потом убрал Ионыча с тренерского поста. С хозяином клуба мы особо не общались. Разве что только во время подписания контракта. Специфический, безусловно, дядька. Но было заметно, что старался, переживал, пытался создать крепкий клуб за свои деньги из чистой любви к футболу.

Потом вернулся в Гомель. 2007-й. Попал к Анатолию Ивановичу Юревичу. Много чего раньше слышал о нем, но не имел опыта сотрудничества. Так что восполнил пробел :). Правда, подписался за неделю до чемпионата – легендарная предсезонка мимо меня прошла. Хотя по работе в чемпионате не скажу, будто Юревич давал нам что-то запредельное. Ребята рассказывали, раньше было жестче. Единственной катастрофой лично для меня стало требование бриться каждый день. Бывало, Юревич подходил, гладил по щеке и приговаривал: «Уууу, давай 200 долларов штрафа, бритву тебе на них куплю». Хотя особо никого не штрафовал. Его уважали, поэтому выполняли все приказы.  

Ну, и команда тогда была хорошая, не зря вторыми стали. Виталя Таращик, Русел Кондрашук, супердуэт Василюк-Стрипейкис. И молодые ребята талантливые. Пашка Рыбак. Любимец Юревича – Стас Драгун. У Стасика здоровье отличное. Нас возили в гомельский университет, анализировали показатели тестов. Так Драгун уже тогда был в большом порядке. Плюс мозги. Футболист очень умный. Обыватель не поймет, а профессионал посмотрит, как парень по полю перемещается, как решает: делать рывок или нет, как открывается, и все поймет. Ну, и общение легкое. Светлая голова у человека. Не зря он свой потенциал реализовал.

Мне, в принципе, кажется, люди, которые прошли Юревича, особенные. Я все молодым говорю: «Вам бы школу Анатолия Ивановича пройти». Прекрасный был бы результат. Мне кажется, Юревич – это лучше, чем армия. Даже Анатолия Ивановича образца 2007 года, когда он уже успокоился и стал менее жестоким, хватило бы. Тогда бы все смогли четко ответить на вопрос: «Хочешь ли ты быть футболистом или нет?» И никаких соплей. А то у нас теперь не команды, а цветники, всех надо холить и лелеять. А тогда выживал сильнейший. Хороший принцип. Справедливый.

После Гомеля поехал в Могилев – играть за «Савит», который держал Виталий Нис. Солидный человек. Деловой. Все, что обещал, отдавал день в день. Мне вообще жаль, что бизнесмены вроде Делендика и Ниса не получили поддержки от городов, в которых работали. Оба ведь фанаты футбола. «Савит» Ниса прошел вторую и первую лиги очень легко. Наверное, человек думал, что и в высшей будет так же. Но в итоге все получилось немного печально. Хотя жаль. Такой человек был способен повлиять на развитие нашего футбола. Возможно, получили бы своего Галицкого.

Кстати, однажды он отвез нас на свое предприятие. Большущие сады. Много-много деревьев. Сплошные яблони. Ничего больше. Маленькие такие деревья, не выше головы. Но на ветках огромные яблоки. И все такое аккуратное, ухоженное. Очень впечатляет. На «Дариде», кстати, тоже были. Видите, всю жизнь играл в командах предприятий :). Только «Витебск» и «Гомель» – городские клубы.

Вася Баранов никогда не крутил пальцев, даже когда его стали в сборную вызывать, мог заговорить абсолютно с любым незнакомым человеком на абсолютно любую тему

В Витебске, кстати, работал под руководством Коноплева. Человеку, считаю, памятник нужно поставить за локальный патриотизм. Столько лет промучился с командой. В первое мое пришествие Юрий Васильевич иногда участвовал в двухсторонках. Здоровье позволяло. Так включал игрока и стабильно отоваривал кого-то по ногам. Он и Безмен – из категории железных защитников, вцепятся и не отпустят. Вроде и аккуратно, негрубо так ударит, но у человека голень, которой деревья можно ломать, поэтому получалось больновато :).

В общем, жаловаться не на что. Меня особо не кидали по карьере. На руководителей и тренеров везло. Я футболу благодарен. Меня спорт познакомил с большим количеством интересных людей. Я же в 1995-м начинал в Речице. Так там было много гомельских ребят. Человек шесть. В том числе Вася Баранов. Уникум. Мы с Андрюхой Морозовым – младшие. Собирались на вокзале в Гомеле и садились на дизель до Речицы. Занимали все купе. По дороге в карты резались. В «Дурака» в основном. И в компании Васи чувствовали себя отлично. Он общался с нами, 16-летками, как с равными.

Баранов мне запомнился простотой и каким-то нереальным талантом. Вася никогда не крутил пальцев, даже когда его стали в сборную вызывать, мог заговорить абсолютно с любым незнакомым человеком на абсолютно любую тему. Совершенная простота. Они с Олегом Ковтуном нас тащили. Вася даст, Олег забьет. А иногда Вася в одиночку все делал. Схватит мяч – и полетел. Такого не натренируешь. Тем более после армии. Сейчас живет тихо. Почти затворником. На рыбалку ездит. Справедливо. Человек заслужил свое спокойствие.

Фото: fcgomel.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты