Tribuna/Хоккей/Блоги/Хоккейная площадка/Забытое чудо. Как Тарасов проиграл Америке холодную войну

Забытое чудо. Как Тарасов проиграл Америке холодную войну

Когда «Красной машины» и близко не было.

Автор — Tribuna.com
19 декабря 2016, 11:50
Забытое чудо. Как Тарасов проиграл Америке холодную войну

Когда «Красной машины» и близко не было.

Эту историю в США называют «Забытое чудо» и вспоминают о ней с той же нежностью и восторгом, с каким и мы 40 лет спустя говорим про первую победу хоккейной сборной СССР над «хвалеными канадскими профессионалами» – в 1972 году в Монреале.

По легенде: наспех собранные в сборную США хоккеисты-любители завоевали золотые медали Олимпийских игр 1960 года, разгромив мощную советскую машину. Простые американские герои, недавние студенты, страховой агент, пожарник, солдат (и по совместительству член национальной сборной по бейсболу), инженер секретного завода, работающего на Министерство обороны США. И случилось это чудо в самый разгар холодной войны с Советами, за два года до Карибского кризиса, который поставит мир на грань ядерной катастрофы. За два месяца до того, как под Свердловском будет сбит американский самолет-шпион U-2, пилотируемый Гэри Пауэрсом.

На самом деле все было не так. Не совсем так.

Пожарник

В 1948 году 20-летний защитник Джек Киррэйн (John Joseph «Jack» Kirrane) из системы клуба НХЛ «Бостон Брюинс» был включен в состав сборной США. И хотя он забросил на Олимпиаде в Санкт-Морице четыре шайбы в восьми матчах (достойный результат для тех лет), уезжал из Швейцарии Киррэйн с позором. Сборную США дисквалифицировали за использование таких, как Киррэйн, хоккеистов из «низших» профессиональных лиг.

Вернувшись домой, он продолжил выступать за «Бостон Олимпикс» из Восточной хоккейной лиги. В конце 40-х канадцы снисходительно смотрели на своих соседей по континенту, считая, что игроку с американским паспортом нечего делать в НХЛ, но Киррэйн считался перспективным защитником и ждал приглашения от «Брюинс». Вместо контракта в НХЛ он получил повестку. Летом 1950 года началась «скрытая» война между США и СССР на территории Кореи. Советский Союз деньгами, вооружением, инструкторами и силами «китайских добровольцев» поддерживал Северную Корею, а США отправили пять дивизий в поддержку южнокорейских войск. В числе новобранцев был и солдат Киррэйн.

В 1953-м, после смерти Сталина, война закончилась. Демобилизовавшись, Джек Киррэйн вернулся в свой родной город Бруклин, штат Массачусетс. Шансов на хороший заработок в профессиональном хоккее он уже не имел, а потому устроился работать пожарником. В свободное время Киррэйн продолжал играть в любительских лигах, в 1958 году сыграл на чемпионате мира за сборную США, а в 1960-м снова получил вызов в национальную команду. Киррэйн, семейный, с тремя детьми, взял на работе неоплачиваемый отпуск и продал свой пикап, чтобы купить билеты до Скво-Вэлли (американским сборникам дорога не оплачивалась).

На Олимпиаде 1960 года Киррэйн стал капитаном команды и ее стержневым защитником.

В пожарной охране Бруклина Киррэйн проработал 38 лет, дослужившись до звания лейтенанта.

Комар

В 1948 году прошедший всю Великую Отечественную войну 24-летний разведчик Николай Сологубов дослуживал в Дальневосточном округе. Если он и знал, что такое новомодный «канадский хоккей» или, как тогда писали, «шинни», то только из газет. На Олимпиаду в Санкт-Мориц Спорткомитет отправил небольшую делегацию из судей и тренеров – смотреть, конспектировать и учиться.

Николай Карпов, защитник, игравший на Олимпиаде-1960 (а в будущем известный тренер московского «Спартака»), вспоминал в интервью газете «Спорт-Экспресс», как он случайно узнал, что во время войны Сологубова посадили. Тот пользовался большим авторитетом на зоне, где получил кличку «Комар», а потом искупал вину кровью в штрафбате.

По воспоминаниям врача Олега Белаковского, у Сологубова было огнестрельное ранение нижних конечностей — перебиты большие и малые берцовые кости.

В 1949 году Сологубов начал играть в хоккей с мячом за армейскую команду из Хабаровска. Жилистого, невероятно одаренного физически защитника заметили в Москве и перевели в тарасовский ЦДКА. В 1950-м он уже стал чемпионом СССР по хоккею с шайбой. В 1955-м – дебютировал в сборной. В 1956-м выиграл золотые медали Олимпиады и был признан лучшим защитником турнира.

На Олимпиаде в Скво-Вэлли 36-летний Сологубов снова вошел в тройку лучших хоккеистов.

Последний раз с Киррэйном Сологубов пересекся в 1963 году на чемпионате мира в Стокгольме. Сборная СССР после шестилетнего перерыва заняла первое место. Сборная США осталась на последнем, восьмом месте, но Киррэйн свою шайбочку канадцам все-таки забросил. Как и Сологубов – в ворота сборной Германии.

На фото: сборная СССР во время турне по США. В левом верхнем углу – полуголый Николай Сологубов.

Солдат

Джек Маккартан (John William «Jack» McCartan) считался одним из лучших спортсменов Университета Миннесоты. В 1959-м он сыграл сразу за две сборные США. За бейсбольную на Панамериканских играх (3 место). И за хоккейную на чемпионате мира (4 место). Закончив университет и не дождавшись приглашения из НХЛ, Маккартан пошел служить в американскую армию.

НХЛ, напомню, в то время состояла только из 6 команд – так называемая The Original Six. Золотой век лиги, когда в ней играли примерно 150 отборных хоккеистов. Из которых только трое были американцами. Остальные 96% – канадцы.

В Скво-Вэлли 24-летний Маккартан был признан лучшим вратарем турнира и стал главным героем в сборной США. Его фантастическая игра в матче против Канады, где он отразил 39 бросков из 40, предопределила победу американцев со счетом 2:1. Опытный нападающий Билл Клири признался репортерам: «Если бы мы сыграли с канадцами десять матчей, то девять из них проиграли бы точно».

«Накануне Олимпиады постоянно со Штатами играли, забивали этому Маккартану полную кошелку. По десятку, – вспоминал нападающий сборной СССР Станислав Петухов. – Мы, помню, переговаривались: этот, мол, ручной для нас. Сколько угодно забьем. И вдруг узнать его не можем – против нас сыграл как бог. Еще и с канадцами все вытащил, те перепахали у американцев всю зону».

Еще один уроженец Миннесоты Билли Айкола уже признавался лучшим вратарем на предыдущей Олимпиаде, но здесь канадцы наконец-то преодолели свое предубеждение против американской вратарской школы. Сразу после Олимпиады «Бостон Брюинз» предложил Маккартану профессиональный контракт, и в том сезоне он успел сыграть в НХЛ четыре матча.

В следующем сезоне Маккартан скорее укрепил канадскую заносчивость, пропустив в 7 матчах за «Рейнджерс» 36 шайб, после чего был сослан в низшие лиги.

Маккартан продолжал играть до начала 70-х. Завершил он карьеру в созданной в его родном штате профессиональной команде «Миннесота Файтинг Сайнтс» (Minnesota Fighting Saints), игравшей в Высшей хоккейной ассоциации (WHA).

К слову, сборная США, устроившая «Чудо на льду» на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде 1980 года, второй раз завоевав золотые медали, была составлена из студентов Университета Миннесоты.

Я там бывал, ходил, смотрел – один из самых спортивных университетов США. В нем помнят и почитают каждого студента, кто выступал за национальную сборную.

Священник

Было у родителей два сына, и оба они мечтали стать хоккеистами. Старший, Бобби Бауэр, вырос в одного из лучших нападающих НХЛ 40-х годов. Из младшего, Дэвида, великого хоккеиста не вышло, и в 29 лет он принял сан, начав служить в католическом соборе Святого Василия (St. Basil) в Торонто, штат Онтарио, одновременно тренируя любительские хоккейные команды. Вскоре и старший перешел на тренерскую работу.

После поражений от сборной СССР на чемпионате мира 1954 года и Олимпийских играх 1956-го канадцы перестали думать, что любая команда из низшего дивизиона провинции Онтарио одной левой крагой способна напугать европейцев. Победный выход советских хоккеистов на международную арену привел к тому, что с 1958 года на крупные турниры отправлялся один из сильнейших любительских клубов страны, усиленный игроками из других команд. И игроками, часто имеющим, к тому же, опыт матчей в НХЛ. Эта новая тактика привела к победам сборной Канады на чемпионатах мира 1958 и 1959 годов.

К играм в Скво-Вэлли канадцы приготовили состав на базе трех ведущих клубов, обладателей Кубка Аллана (Allan Cup), аналога Кубка Стэнли в любительском хоккее – «Китченер-Ватерлоо Датчмен» (Kitchener-Waterloo Dutchmen), «Чатам Марунс» (Chatham Maroons) и «Уитби Данлопс» (Whitby Dunlops). Теперь это не просто команда, чьих игроков на время переодевали в майки с надписью «Canada», а фактически сборная. Возглавить поход канадцев за олимпийским золотом поручили тренеру «Китченер-Ватерлоо Датчмен» Бауэру-старшему, Бобби.

Некоторые из этой сборной вскоре заиграли в НХЛ и успешно, но в своем главном матче 25 февраля сборная Канады, безусловный фаворит турнира, уступила американцам.

Две проигранные подряд Олимпиады – это было слишком неприятно для людей, которые считали себя лучшими хоккеистами в мире. В 1962-м году будет принято решение о создании постоянно действующей национальной сборной. У Канады впервые появится постоянный тренер. Им станет Бауэр-младший, легендарный Патер Бауэр, Father David Bauer.

Студент

В первой половине 50-х не было в американском студенческом хоккее сильнее нападающего, чем Джон Мэйасич (John Edward Mayasich). Играл он, понятно, за Университет Миннесоты, установив кучу рекордов результативности. Известный американский тренер Джон Мариуччи называл великой несправедливостью (все те же гордость и предубеждение), что Мэйасичу не дали шанса реализовать себя в НХЛ, и кощунственно (для канадцев) сравнивал его с Уэйном Гретцки.

В Северной Америке до сих пор спорят, кто первым изобрел и стал применять в хоккее щелчок (the slapshot). В одной ее части убеждены, что это сделал легендарный нападающий «Монреаль Канадиенс» Берни «Бум-бум» Жоффрион (Bernie «Boom Boom» Geoffrion). В другой, что это был Джон Мэйасич, еще студентом.

Свою первую олимпийскую медаль – серебряную – Мэйасич получил в 1956-м. Да, и на предыдущих зимних Играх сборная США победила канадцев, уверенно, со счетом 4:1 – и с хет-триком Мэйасича.

К домашним играм в Скво-Вэлли американская команда целенаправленно готовилась несколько месяцев. За исключением Мэйасича, подъехавшего в Скво-Вэлли в последний момент, и двух братьев Клири, которые не могли надолго оставить без присмотра свой страховой бизнес. Это была опытная, обкатанная на чемпионатах мира сборная, которую гнали вперед 16 000 своих зрителей. С несколькими игроками, чей уровень близко подходил к отборной сотне НХЛ. 20-летний нападающий-студент Томми «Бомбер» Уильямс (Thomas Mark «The Bomber» Williams) станет вторым в истории гражданином США, кто не просто попадает на несколько матчей в сильнейшую лигу мира, но проведет в ней полновесных 14 сезонов.

А Мэйасич, закончив с хоккеем, сделал успешную карьеру в медиа-бизнесе, дослужившись до президента департамента радио в одной из крупнейших американских корпораций Hubbard Broadcasting, Inc. 

Solly

28 февраля в заключительный день турнира решалась судьба трех комплектов медалей – олимпийских, чемпионата мира и Европы. После второго периода сборная США проигрывала Чехословакии 3:4, еле-еле ползая по льду. Победа ЧССР могла отодвинуть советскую команду, провалившую турнир, на четвертое место. Победа США гарантировала нашей сборной золотые медали чемпионата Европы, и в раздевалку к американцам ворвался Николай Сологубов, Solly, как они его называли. Сологубов не знал английского, а потому жестами показал, что надо прикрыть рот. Американцы не сразу его поняли. Сологубов продолжал прикрывать рот и делать глубокие вздохи. Кислородная маска! На высокогорном Скво-Вэлли это оказалось спасением. Продышавшись, сборная США вышла на лед и забросила в третьем периоде 6 безответных шайб.

Нападающий Билл Клири (William John «Bill» Cleary, Jr), один из самых опытных в американской команде, вспоминал: «Мы так часто играли против Советов, что я начал видеть в них друзей. Когда они сидели и разговаривали, то не вспоминали о коммунизме. Точно также, как и мы, они говорили про хоккей и женщин». 

Инженер

В конце 50-х сборная США и американские любительские клубы стали приезжать в СССР на товарищеские матчи. В сборной хихикали: как это всесильный КГБ пропустил в страну человека, работающего на секретном производстве для министерства обороны США. Выпускник Гарварда и победитель Олимпиады в Скво-Вэлли защитник Боб Оуэн (Edwyn Robert «Bob» Owen) действительно был сотрудником корпорации Raven Industries, штат Южная Дакота. Позже он будет рассказывать об этих временах, как о сплошной паранойе. Угроза военного противостояния с СССР приведет его к нескольким нервным срывам, а во второй половине 60-х Оуэна госпитализируют с диагнозом «шизофрения».

В отличие от Клири, не были большими друзьями Советов и нападающие братья Билл и Роджер Кристианы. Из поездки в Москву они запомнили только плохую гостиницу, плохую еду и то, что им постоянно тыкали в нос первым космическим спутником, запущенным СССР в 1957 году – с намеком на скорое военное превосходство нашей страны и там, наверху.

Билл Кристиан (William David Christian) рассказывал, как мечтал победить советскую команду на льду. 27 февраля именно его две шайбы в ворота Николая Пучкова принесли победу сборной США со счетом 3:2.

Станислав Петухов навсегда запомнил ту игру: «До сих пор перед глазами пустой угол – я бросаю и не попадаю! Да я десять из десяти такие забивал! Витька Якушев отдает шайбу от борта – я засаживаю по ней. Полная уверенность, что гол. А она впритирку со штангой. Отлетает от борта, добиваю – Маккартан успел переместиться, костыль свой выставил. Вот как это объяснить? Какие-то потусторонние силы помогают америкашкам на своей земле выигрывать».

В феврале 1980 года сын Билла Кристиана Дэйв станет олимпийским чемпионом Лейк-Плэсида.

4 мая 2015 года внук Роджера Кристиана нападающий «Нью-Йорк Айлендерс» Брок Нельсон будет играть в составе сборной США, которая победит российскую команду на чемпионате мира со счетом 4:2.

Тарасов

После матча старший тренер сборной СССР Анатолий Тарасов вместе с переводчиком пришел в раздевалку американцев поздравить их с победой. Тренера Джона Райли поцеловал в щеку, а нападающему Биллу Клири подарил бутылку водки. Клири открывать бутылку не стал, ни в 1960-м году, ни позже – она стояла у него на полке как трофей, добытый в бою.

Свои хоккеисты поздравлений от Тарасова не дождались. Проиграв и американцам (2:3), и канадцам (5:8), еле-еле вырвав ничью у шведов (2:2), сборная СССР не смогла победить в четвертом турнире подряд. И в третьем – под руководством Тарасова. Еще в Скво-Вэлли Анатолий Владимирович устроил разнос, ожидая, что в Москве ему не простят поражения от Штатов. Динамовец Станислав Петухов вспоминал: «А как в Москву улетать, Тарасов прямо в аэропорту устроил разбор поражения. Грошеву пообещал: «Вашей игрой, Евгений Николаевич, будут компетентные органы заниматься». Мне говорит: «И с вами разберемся. В армию отправим» – «Так я уже служу, с 57-го года призван в войска МВД. Вот-вот демобилизуюсь. Место службы – дивизия особого назначения имени Дзержинского».

В Москве после Скво-Вэлли и провального старта сезона ЦСКА в чемпионате СССР Тарасова сняли со всех постов и в сборной, и в клубе, но главным виновником поражения был назначен его помощник Владимир Кузьмич Егоров, тренировавший «Крылья Советов». В той сборной было восемь его игроков.

Известный хоккейный педагог, а в 1960-м – начинающий тренер Юрий Митин рассказывал: «Я помню конференцию, после того как сборная СССР завоевала бронзовые медали на Олимпиаде. Я тогда еще учился в институте физкультуры и пошел послушать. Тарасов решил всю неудачу свалить на Егорова, резко обвинив игроков из «Крыльев», такую характеристику им дал, чуть не бандитами назвал, что больше никого из них ни разу не вызывали в сборную, даже Грошева! Гребенников — великий [забросил 254 шайбы в 302 матчах чемпионата СССР], говорил, дайте мне шайбу, я один ЦСКА обыграю, но характер у него был очень непростой. Да с этой компанией, ребята-то были послевоенные, заводские, ни один тренер не мог договориться! Но Егорова сначала убрали из сборной, а потом, придравшись, что «Крылья» заняли только четвертое место, сняли и из клуба».

На самом деле, до «непобедимости» и звания «красной машины» советской команде было ехать еще несколько лет. Победная серия сборной СССР Аркадия Чернышева (старший тренер) и Анатолия Тарасова (помощник) начнется в 1963 году. Канадцы смирятся, что их лучшие игроки-любители больше не могут противостоять европейским соперникам, только в конце 1960-х. Максимум, чего добьется сборная Патера Бауэра – бронзовые медали двух чемпионатов мира и Олимпиады в Гренобле.

Все восемь хоккеистов из «Крыльев» больше никогда не сыграют за сборную.

В книге воспоминаний «Хоккей. Родоначальники и новички» Тарасов открестится от сборной 1960 года: «состав был, по сути, навязан мне Федерацией». Смайл.

Сборная СССР – 1960

Вратари: Николай Пучков (ЦСК МО Москва), Евгений Ёркин («Крылья Советов» Москва).

Защитники: Николай Сологубов, Генрих Сидоренков, Юрий Баулин (все – ЦСК МО Москва), Альфред Кучевский, Николай Карпов (оба – «Крылья Советов» Москва).

Нападающие: Евгений Грошев, Михаил Бычков, Владимир Гребенников, Виктор Пряжников, Юрий Цицинов (все – «Крылья Советов» Москва), Константин Локтев, Вениамин Александров, Александр Альметов (все – ЦСК МО Москва), Виктор Якушев («Локомотив» Москва), Станислав Петухов («Динамо» Москва).

Старший тренер: Анатолий Тарасов.

Тренер: Владимир Егоров.

 

Олимпийские игры 1960 года. Трансляция матча СССР – США (2:3)

Топовое фото:РИА Новости/А. Бочинин 

Другие посты блога

Все посты