Tribuna/Хоккей/Блоги/Хоккейная площадка/Забудьте Овечкина и Кросби. В НХЛ новые герои

Забудьте Овечкина и Кросби. В НХЛ новые герои

Макдэвид, Мэттьюс и их шикарное поколение.

Автор — Алесь Коваль
24 октября 2018, 12:40
4
Забудьте Овечкина и Кросби. В НХЛ новые герои

Макдэвид, Мэттьюс и их шикарное поколение.

Если вспомнить последние сезоны перед драфтами Кросби-Овечкина и Макдэвида-Мэттьюса, то можно понять, что они очень похожи между собой.

2004: «dead puck era» – лучший бомбардир НХЛ Мартен Сен-Луи переваливает за 90 очков, но, в целом, все печально. Сразу у пяти команд средний возраст больше 30 лет. Оборонительные тактики торжествуют: страшный Жак Лемэр уполз в «Миннесоту» и за счет крепкой обороны затащил команду, состоящую из Габорика и палок, в финал конференции, а лучшие снайперы еле-еле забрасывают по 40 шайб.

2015: результативность не провальная, но тихо ползет вниз. Лучший бомбардир – Джейми Бенн, который и 90 очков не выбил, а отрыв от второго места обеспечил лишь в последней игре. Тренер-образец для всех – Дэррил Саттер, «Лос-Анджелес» которого мало пропускает и немногим больше забивает, хотя заряжает по воротам с любых позиций и хитует все живое. Провал «Кингс» в регулярке-2014/15 тогда все восприняли как нелепую случайность. Но это был первый сигнал скорых изменений в лиге.

Оба раза, когда казалось, что лига начинает стагнировать, в нее врывались молодые парни и крушили ценности прошлых лет. Целых 13 сезонов НХЛ, как могла, раскручивала противостояние тихого канадского центра и энергичного русского крайка, выжав из него весь сок. Кажется, точку в эпохе поставил громкий рев Овечкина июньской ночью – Кросби уже короновал Макдэвида, и не он один. Коннора раскручивают так, как будто это преемник премьер-министра Джастина Трюдо, а не хоккеист.

Но именно сейчас в НХЛ зажигает тот, кто может составить канадцу достойный дуэт – как минимум с точки зрения медийности. Остон Мэттьюс попал в «Торонто», который для канадских медиа как футбольный «Спартак» для русских: у «Лифс» приоритет в освещении, многие журналисты втайне болеют за них. Фанатов других канадских клубов якобы тошнит от «Торонто», но они все равно читают любые материалы про них.

На наших глазах формируется дуэт, на котором будет держаться пиар лиги следующие годы – и это отличный повод сравнить два противостояния.

Сколько они набирают

Взрыв результативности, который совпал с дебютом Сида и Ови, был вызван искусственно: лига наконец-то отменила красную линию и ужесточила правила, что приводило к регулярной игре в неравных составах. Нынешние события в НХЛ – естественный ход эволюции, которую запустил Майк Салливан своим «Питтсбургом» и продолжили многие другие тренеры, так что Макдэвид и Мэттьюс, с одной стороны, вписались в новые тренды, а с другой – стали одними из тех, кто эти тренды задал.

При этом окружение у обоих дуэтов совершенно разное. Кросби и Овечкин попали в команды, которые надо было выстраивать заново. Их состав был забит либо дешевыми середняками, либо ветеранами-наставниками: Ови начал свою карьеру рядом с Джеффом Хэлперном и Дайнюсом Зубрусом, Сид – рядом с 36-летним Марком Рекки и странными личностями типа Мишеля Улле. Совсем короткий срок рядом был Марио Лемье, но ему и вовсе стукнуло 40 лет.

Коннор и Остон попали в прекрасные условия для первых номеров драфта. Пускай один оказался в команде, которая была посмешищем всей НХЛ, а второй – в худшем клубе лиги, но они получили как достойных партнеров, так и крутых тренеров – Тодда Маклеллана выписали в Эдмонтон после новости о победе в драфт-лотерее и начала изменений в клубе. Мэттьюс и вовсе попал к единственному тренеру мира, который выиграл все главные трофеи – пусть Бэбкок и со сложным характером. Оба центра получили интересных молодых партнеров (правда, в «Эдмонтоне» быстро растеряли вингеров, которые бы подходили их суперзвезде).

В свои первые полные сезоны Сид и Ови набрали на двоих 208 очков, а Коннор и Остон – 169. Дебют остается за звездами прошлого.

Как они меняют игру

Кросби никогда не входил даже в пятерку номинантов на «Селке Трофи», но фактически именно он со своим высоким игровым IQ дал старт золотой эре двусторонних центров. Это прекрасно видно по номинантам на тот же «Селке» – в последний долокаутный год в тройке не было ни одного по-настоящему звездного игрока (Крис Дрэйпер, Джон Мэдден из «Нью-Джерси» и Элвин Маккоули из «Сан-Хосе»). Стандарты новой эры во многом стал задавать капитан «Питтсбурга» (не будем забывать и Павла Дацюка): если еще 10 лет назад в голосовании можно было найти много вингеров, то теперь там исключительно центры – причем те, что играют по 20 минут за матч и считаются звездами лиги.

О скорости Макдэвида все знали еще до того, как он ворвался в лигу – и Коннор родил своих последователей. Натан Маккиннон после первого драфтового сезона надолго ушел в тень – и как же классно он чувствует себя сейчас в перерожденной НХЛ, когда влетает в зону атаки бешеной электричкой, у которой нельзя отобрать шайбу из-за того, что она тебя размажет немаленькими габаритами. Возможно, кто-то видит в этом деградацию хоккея до простой беготни – но увеличение темпа теперь характерно для всех игровых видов.

К сожалению, продвинутую статистику во время молодого Кросби еще не считали, но при сравнении зрелого Сида и Макдэвида видны различия в их стилях: 97-й номер гораздо чаще идет в обводку, почти в два раза больше 87-го, при этом старается больше держать шайбу у себя, а Кросби чаще делится ней (свежий шедевр – скорее, исключение и фактор овертайма 3 на 3). Оба канадских центра генерируют запредельное количество моментов, но делают они это по-разному.

Даже ютуб при поиске хайлайтов Макдэвида сначала предлагает посмотреть подборку его скоростных прорывов. Гол «Калгари» в этом плане образцовый – Коннор пролетел через всю площадку, за считанные секунды ускорившись с 29 до 40 километров в час:

А Кросби к старости лет надоело забивать обычные голы, и он поднял уровень владения клюшкой на недосягаемый уровень (гол на видео – даже не самый мощный для «позднего Кросби»). Кросби вообще больше действует клюшкой, чем ногами (в отличие от Макдэвида) – это более агрессивный игрок в обороне, который чаще блокирует передачи.

Пусть Мэттьюс – такой же центр, как и Макдэвид, но он вполне может вжиться в роль Овечкина: даже сейчас, в потенциально лучший отрезок своей карьеры, американец стартовал в сезоне не с 3+13, как полагается «хорошему канадскому центру», а с 10+6.

Ну а чего можно было ждать от парня, который свою карьеру в НХЛ начал с четырех шайб за матч?

Овечкин вывел свой бросок на новый уровень. Для многих стало откровением, что его щелчок родился не из случайной комбинации генов, а стал результатом чудовищно долгой отработки одного и того же приема – все по Брюсу Ли. При этом юный Ови был невероятно разносторонен для вингера, но грамотно распределил силы по ходу карьеры: после пика игровой формы стал действовать чуть менее ярко, но более эффективно – и поэтому не должен сгореть в одночасье, как это было со многими силовыми крайками 90-х, бравших свое за счет массивной туши.

Мэттьюс – тот уникальный центр, который прокачал бросок лучше паса, поэтому голов у него больше, чем передач. Летом, после подписания Тавареса, его вообще всерьез предлагали перевести на фланг. Остон скорее финишер, чем созидатель моментов для других – некоторые вовсе не считают его центром в классическом понимании слова. Но это поколение не похоже ни на кого – поэтому, вполне возможно, мы видим новую ролевую модель. На место Овечкина в новом противостоянии мог встать только такой игрок.

Как они раскручивают хоккей

Появление Кросби в лиге в свое время помогло остановить стагнацию американского хоккея: до 2005-го число зарегистрированных игроков тихо снижалось, но за 8 лет игры Сидни выросло на 14%. В макрорегионе вокруг Пенсильвании это число увеличилось вообще на 29%.

Абсолютно неэпатажный тихоня, который почти не показывал свою общественную позицию на публике, Кросби выстроил самый дорогой бренд среди игроков НХЛ, пусть и довольно скромный по сравнению с другими топ-лигами. Он подписал свой первый большой контракт уже в 16 лет, пользуясь как раз имиджем тихони, парня, который живет по соседству – неслучайно, в рекламе потом использовали именно его детский образ.

Исполнительным директором по чаду кутежа стал Овечкин – в июне Америка увидела пробную версию Дня ВДВ во время празднования исторического чемпионства. В этом плане антагонисты идеально дополняли друг друга, будто воплощая в своем лице ролевые модели для игроков их национальностей.

В лице Мэттьюса лига получила, возможно, золотой билет. Всего за пару лет НБА, которая еще в начале декады колыхалась на сопоставимых с НХЛ процентах популярности, сделала огромный рывок вперед и уже готова скинуть бейсбол с места второго любимого спорта Америки – местному хоккею для скачка тоже нужен супергерой, и Остон под этот образ отлично подходит. Американские детишки уже пошли в хоккейные школы, но лиге надо, чтобы их родители несли деньги в кассы. И здесь нападающий пока проигрывает.

«Вне пределов катка меня никто не узнает» – с убийственной прямотой рассказывал Мэттьюс о своей жизни дома. В Торонто ситуация разворачивается на 180 градусов, но партнер по команде Морган Райлли свидетельствует, что особого удовольствия звезде это не приносит: «Он не отказывает в фото никому, но такое ощущение, что он не привык получать столько внимания. Это не кажется естественной ролью для него».

Макдэвид – не такой тихий мальчик, но его команда явно затрудняется найти правильный путь продвижения в медиа: он редко постит в инстаграме (а когда постит, то это крайне сухие и выдержанные посты), пытается найти баланс между личной жизнью и игрой – но получается пока скверно. Кажется, этот парень в глубине души все еще ощущает себя тинейджером.

А журналисты хотят раздуть их противостояние не хуже, чем Кросби-Овечкин. «НХЛ умеет раскручивать только игры на открытом воздухе и дерби» – пригвоздил лигу автор ESPN Грег Вышински. При этом у игр Остона и Коннора будет одно явное преимущество: они гораздо более редкое блюдо, чем матчи Александра и Сидни, которые теоретически могли выпадать 5-6 раз в год – да еще и в плей-офф они выбивали друг друга во втором раунде. Теоретический финал «Эдмонтон» – «Торонто» – это то, ради чего лига будет готова продать душу, даже с учетом отсутствия крупных американских рынков.

Но главное отличие новой эпохи – за спинами двух антагонистов выросло дерзкое, смелое и богатое на таланты поколение. Вы хоть помните, кто был вторым номером драфта Кросби? (ага, Бобби Райан). Драфт Овечкина и Малкина тоже оказался сравнительно небогат на таланты, начиная с третьего номера, ведь почти всю элиту десятилетки дал великий набор-2003.

Сейчас все иначе. Вот Джек Айкел, который хоть и ушел в тень Макдэвида, но сверг руководство своего клуба и планирует стать суперзвездой. Давид Пастрняк играет так, что его называют лучшим чешским игроком после Ягра. Патрик Лайне обожает видеоигры, отращивает ужасные бороды, а в промежутках между этим забивает много голов. Дилан Ларкин готовится к роли человека, возродившего «Детройт». В «Виннипеге» и «Каролине» практически все лидеры либо молодые, либо очень молодые. И это мы даже не коснулись двух последних драфтов.

Главное в феномене Мэттьюса и Макдэвида – даже не две их личности, а те, кто окружают их. Поколения Кросби или даже поколения Овечкина нет – а поколение Макдэвида родилось. Хоккейная молодежь начинает свою культурную революцию и готова перевернуть всю игру с ног на голову. И вам это понравится.

Фото:globallookpress.com/Carl Sandin/ZUMAPRESS.com, Vincent Ethier/Icon Sportswire, imago sportfotodienst, Russell Lansford/Icon Sportswire, Dirk Shadd/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Jamie Squire, Gregory Shamus, Codie McLachlan

Другие посты блога

Все посты