Tribuna/Хоккей/Блоги/Хоккейная площадка/Хоккейная маска: кто придумал, как изменилась, из чего делают, можно ли пробить шайбой

Хоккейная маска: кто придумал, как изменилась, из чего делают, можно ли пробить шайбой

История самого красивого аксессуара.

Автор — Алесь Коваль
15 июля 2020, 06:10
Хоккейная маска: кто придумал, как изменилась, из чего делают, можно ли пробить шайбой

Маска вратаря – самый красивый элемент хоккейной экипировки, а иногда и настоящее произведение искусства. Она больше шайбы, ее видно с трибун, а в трансляциях вратаря дают крупным планом по десять раз за период. А еще киперы стильно сдвигают ее на затылок, когда пьют водичку.

Кто придумал первую маску?

С этим все просто – первые маски появились ровно в тот момент, как вратари поняли, что размазывать кровавые сопли по лицу и накладывать десяток швов после каждого матча совсем не круто.

Официальным изобретателем маски считается Жак Плант – семикратный обладатель приза лучшему вратарю НХЛ и легенда «Монреаля». Но и до Планта отдельные голкиперы выходили на лед в самодельных масках. Например, на Олимпиаде-1936 японский вратарь Тейджи Хонма выступал в маске, очень похожей на экипировку бейсбольных кэтчеров в 30-е.

Еще один первопроходец – Клинт Бенедикт из «Монреаль Марунс». В одном из матчей Бенедикту сломали нос и челюсть броском шайбы, так что он отправился в больницу, а спустя пару недель вернулся на лед в кожаной маске. Правда, она была неудобной, он выбросил ее спустя пару игр, получил шайбой в горло и навсегда закончил с хоккеем.

Маска Планта была другой – гладкая, из фибергласса, с прорезями для глаз и дыхания. Сейчас в это трудно поверить, но чтобы надеть маску в сезоне-1959/60, вратарю требовалось немалое мужество. Главный тренер «Монреаля» Гектор Блэйк запрещал Планту надевать маску на игры регулярки – только на тренировках.

1 ноября 1959 бросок игрока «Рейнджерс» сломал нос Планта, после чего вратарь отправился в раздевалку, а игру остановили на 45 минут. На лед Плант вернулся в маске, чем чрезвычайно выбесил тренера. Вратаря спасли победы – в маске Плант не проигрывал 18 матчей подряд. Эта серия заткнула журналистов и трибуны, которые называли вратаря трусом. После истории Планта вратари из НХЛ начали переходить на маски из фибергласса и превратили их в заметный элемент экипировки.

 

Альтернативой маскам из НХЛ стала «Маска Третьяка» – комбинация из шлема и решетки, которая лучше защищала глаза. В НХЛ одним из первых такую комбинацию использовал Берни Парент – после того, как ему прилетело крюком в глаз.

Современные маски стали появляться еще в 80-х – их называют «птичья клетка» за особую форму, которая позволяет меньше контактировать с шайбой и обеспечивает достаточную защиту лица и глаз. В юниорских лигах Северной Америки используются маски с более плотной решеткой, хотя в такой же всю карьеру играл и вратарь сборной России Максим Соколов.

Как их изготавливают?

Современная маска должна максимально защищать голову вратаря, обеспечивать ему надежный обзор и комфортное дыхание. Поэтому производители используют комбинацию из многослойного фибергласса с кевларовыми вставками – понравилось бы даже Брюсу Уэйну.

Стекловолокно используется из-за легкой формовки, устойчивости к повреждениям и небольшого веса. Кевлар усиливает общую конструкцию маски, но не увеличивает ее вес – такие же волокна используются при создании бронежилетов. У кевлара высокая сила внутреннего трения, которая позволяет эффективно рассеивать кинетическую энергию – он отлично подходит для противодействия шайбе, летящей со скоростью 100 км/ч.

Прокладки внутри маски делают из пены и каучука – они лучше поглощают импульс от удара и берегут голову. Сетку делают из сплава нержавеющей стали и титана – опять для того, чтобы обеспечить минимальный вес конструкции. В маске также делают специальные отверстия, которые снижают общий вес конструкции и обеспечивают дополнительную вентиляцию.

Отдельно стоит отметить дизайн современных шлемов – постепенно он превратился в настоящее искусство, а игроки дорожат контактами мастеров, чьи работы им понравились.

«Дизайн шлемов мне помогает придумывать жена, у иностранных вратарей кое-что подсматриваю. Для кого-то рисунок на маске – это способ выделиться, целый ритуал из покраски шлема делают. Художников обычно ищут через тех вратарей, у которых рисунок красивый – я так нашел мастера в Череповце, про него было много положительных отзывов, он за 2 недели справился с заказом», – рассказал Tribuna.com Евгений Аликин из «Амура».

Дает ли маска абсолютную защиту?

Нет. И этот факт делает хоккейных вратарей самыми странными людьми на земле. Потому что в лучшем случае шайба оставляет звон в ушах, а в худшем все заканчивается рассечениями, сломанным носом и выбитыми зубами. Свежий пример – травма Маккензи Блэквуда из «Нью-Джерси»:

А Евгению Набокову в 2008-м щелчок погнул маску, после чего голкипер не смог продолжить матч.

«Я уже привык к тому, что шайба может в маску прилететь. Только звон, как будто кастрюлю надели и поварешкой стучат. Ну и шрам над бровью после сильного броска остался. Знаю вратарей, у которых после попаданий шторки падают – и они готовы клюшкой в ответ запустить. Но маска обычно выдерживает, даже если клюшкой на пятаке попадут. Главное, чтобы перо или черенок в глаз не засунули. Часто игроки специально в голову целятся, особенно на тренировках», – говорит Аликин.

Но эта темная сторона вратарской профессии остается тайной для зрителя – фанаты видят лишь великолепные сэйвы и бесстрашных парней, которых не пугает даже бросок Александра Овечкина.  

Фото: Gettyimages.ru/Rick Stewart /Allsport, Bruce Bennett Studios, Christian Petersen, Michael Reaves, Harry How, Bruce Bennett; a href=»http://globallookpress.com»>globallookpress.com/Dirk Shadd/ZUMAPRESS.com ; nhlfans.ru; РИА Новости/Bruce Bennett Studios

Другие посты блога

Все посты