Tribuna/Хоккей/Блоги/Магистр/«На скамейке только одно желание: поскорее уехать домой». Уйти из «Цмоков» и стать главным снайпером-белорусом в Лиге ВТБ

«На скамейке только одно желание: поскорее уехать домой». Уйти из «Цмоков» и стать главным снайпером-белорусом в Лиге ВТБ

Виталий Лютыч рассказал, как раскрылся после перехода в эстонский «Калев».

Блог — Магистр
Автор — Вадим Кнырко
17 января 2017, 03:37
7
«На скамейке только одно желание: поскорее уехать домой». Уйти из «Цмоков» и стать главным снайпером-белорусом в Лиге ВТБ

Виталий Лютыч рассказал, как раскрылся после перехода в эстонский «Калев».

Три года назад белорусский форвард Виталий Лютыч перешел из литовского «Шяуляя» в «Цмоки». Уже тогда баскетболист был лидером сборной Беларуси и казалось, что и в составе «драконов» парень будет на первых ролях. Ожидания остались ожиданиями – за три года в Минске Лютыч так и не стал основным игроком команды.

Летом Виталий покинул «Цмоки» и перешел в эстонский «Калев». В Таллине 24-летний игрок сразу стал одним из лидеров и прямо сейчас является лучшим снайпером лиги ВТБ среди белорусских игроков.

Об изменениях в жизни и карьере Виталий Лютыч рассказал Вадиму Кнырко.

***

– «Калев» мной интересовался уже очень давно – еще до моего подписания с «Цмоками», – начинает рассказ Лютыч. – Пару лет назад наша сборная играла против эстонской, и мне удалось произвести впечатление на боссов моего теперешнего клуба. Но тогда все-таки я больше склонялся к возвращению в Беларусь – перешел в «Цмоки». Прошло три года. Агент начал искать новую команду, позвонил в «Калев»: «У Виталика заканчивается контракт. Если он вам интересен, то имейте в виду, что он свободен». Так я в Таллине и оказался. Контракт подписали быстро: просмотра не было да и я сильно не раздумывал. Мне хотелось и дальше играть в Единой лиге ВТБ.

Этим летом «Цмоки» предлагали Виталию продлить контракт, но он отказался.

– Не было смысла оставаться и продолжать играть свои 8-10 минут. Хотелось иметь больше игрового времени – в «Калеве» мне эту возможность предоставили. Не думаю, что если бы я остался в Минске, то в моей ротации что-то изменилось бы. До недавнего времени в «Цмоках» на моей позиции играл литовец Киселюс. И что? Играл бы он 30 минут, а остальные 10 делили бы я, Тростинецкий и Белянков. Какой в этом смысл? Хотя, конечно, я понимаю ситуацию: «Цмоки» привозят в Минск легионеров, платят им деньги – значит, они должны играть и отрабатывать их. Но мне тоже хочется играть, а не сидеть на скамейке. Да, у меня есть свои недостатки. Да, я ошибаюсь. Но я не считаю, что я достоин лишь восьми минут игрового времени.

Оборачиваясь назад, Лютыч не считает контракт с «Цмоками» ошибкой.

– Думаю, моей ошибкой стал не сам факт подписания контракта, а то, что я подписал аж 3-летнее соглашение. Хотя и в Минске бывали у меня хорошие времена. При Дональдасе Кайрисе, например, я играл по 17 минут в среднем за матч. Даже во втором сезоне при Кривоносе и Грищуке у меня было хорошее время. Все изменилось в третьем сезоне: тренер решил, что Хиллиард должен играть 35 минут без замен и что замены ему нет в принципе. Ну, это тренерское решение – не мне его обсуждать.

- Легионеры в «Цмоках» – священные коровы?

– В баскетболе всегда так: если ты легионер, ты должен играть много. Если ты не играешь много, значит, можно попытаться найти легионера посильнее. Так везде. Но возьмем опять того же Хиллиарда: в прошлом году он был лидером лиги по игровому времени. Как-то справился у него о самочувствии. Он отвечает: «Я уставший». Энтони говорил, что ему вполне хватило бы 25 минут, а я бы тогда получал свои 15. И все были бы более-менее довольны. Но получалось иначе.

- Иногда казалось, что легионеры «Цмоков» играют в эгоистичный баскетбол – пасуются между собой, практически игнорируя белорусов.

– Со стороны, конечно, виднее. Но я привык в Минске прибегать в угол и там стоять :). Что-то в твоем наблюдении правдиво. Хотя не скажу, что все легионеры в Минске играли в эгоистичный баскетбол. Бранко Миркович и Джастин Грэй – командные игроки. И они выбирали решение, которое было лучше для команды. А для команды зачастую было выгоднее отдать пас на Хиллиарда, который постоянно в игре, чем на Лютыча, который вышел на площадку «холодным».

Виталий признает, что в «Цмоках» он нередко ошибался как в защите, так и в атаке. Но пытается найти объяснение своим действиям.

– Когда я играю много, я ошибаюсь меньше. Или, возможно, мои ошибки нивелируются удачными действиями. Я понимал, что в «Цмоках» у меня ограниченное количество времени. Соответственно, за короткий промежуток нужно было показать все сильнейшие стороны. А вместо этого получались ошибки. Хотелось всего и сразу, а на выходе… Я понимал, что мне нужно было ничего не мазать, нигде не ошибаться в обороне – и только тогда у меня появлялся бы шанс на еще один выход на площадку.

- Часто бывало, что тебя усаживали на скамейку до конца матча всего-то после одной ошибки.

– Бывало. Но опять же – воля тренера. Значит, он видел, что так лучше для команды.

- Тренеры часто критиковали тебя за игру в защите. Какие конкретно претензии предъявлялись?

– Мне кажется, что со своим оппонентом я всегда старался играть качественно. БОльшие проблемы были в моей роли в командной защите – со слабой стороны не успевал где-то помогать. Но это опять же от страха: не дай Бог, мой игрок забросит «трешку» – сразу сяду. И я стоял рядом с ним, хотя мне нужно было на шаг ближе стоять к трехсекундной зоне. Все из-за неуверенности.

***

В «Калеве» Лютычу сразу дали место в стартовой пятерке и время. Отразилось это и на результативности. Только в лиге ВТБ Лютыч провел 8 матчей, в каждом из которых набрал больше 10 очков. А «Нижнему Новгороду» и УНИКСу удалось забросить по 20 с хвостиком. Прямо сейчас Лютыч – самый результативный белорус в турнире (13,3 очка в среднем за матч). Виталий продолжает держаться за «старт» – можно сделать вывод, что тренеры им довольны.

– Я не могу сказать, что я вырос в каком-то плане – остался таким, каким был. Минусы остались, плюсы – на месте. Главная причина моей хорошей игры – появилась уверенность в себе оттого, что мне доверяют и дают играть много. Да и сборная помогла: во время Евроотбора мне давали много времени – это закалило. Ну и тренер меня использует иначе. Во время первого разговора Алар Варрак сказал: «Мне не надо, чтобы ты стоял в углах и получал мяч для броска на трехочковой линии раз в пять минут». Тренер всегда требует, чтобы я был активнее и агрессивнее – бежал в быстрое нападение, обострял в проходах. Возможно, просто стиль «Калева» мне больше подходит – отдаю предпочтение быстрой атаке, а не позиционной.

- За действия в обороне в «Калеве» тоже получаешь?

– Знаешь, тут как-то поменьше. Более того, Варрак в начале сезона сказал, что очень сильно рассчитывает на меня именно в обороне. И это подтвердилось. Играли с «Астаной» – их лидер Миллер в первой половине положил нам 16 очков. В перерыве тренер говорит: «Виталик, поработай ты с ним теперь – по всей площадке бегай». В итоге Миллер закончил матч с 18 очками. То же самое против УНИКСа: я персонально играл против Лэнгфорда и за 24 минуты пропустил всего 3 очка.

- То есть вырос в этом плане?

– Косяки есть – никуда не делись. Но в этом, наверное, и есть сила тренера – раскрыть сильные стороны баскетболиста, скрыв какие-то игровые проблемы.

- Комментатор Дмитрий Герчиков говорил, что если ты 25 очков пропустишь в защите, то 28 наберешь в атаке.

– Наверное, есть такое. Но я в этом сезоне ни от кого 25 не пропускал :).

В начале сезона Лютыч с «Калевом» приехал в гости к «Цмокам» в Минск. В упорной игре «драконы» взяли верх в овертайме (88:81 ОТ). Лютыч отметился дабл-даблом – 12 очков и 11 подборов. К слову, сейчас две команды являются соседями-аутсайдерами в турнирной таблице и опережают лишь пермскую «Парму». У «Цмоков» в 12 матчах 3 победы, у «Калева» – 2.

– Ничего доказывать не хотел. На матч с «Цмоками» выходил с желанием помочь своей команде, но никак не с какими-то мстительными эмоциями по отношению к бывшему клубу. Получилась хорошая игра в Минске, но мы уступили в овертайме. Надеюсь, в Таллине отыграемся :). В то же время приятно было увидеть в Минске знакомые лица. К тому же, приехало много друзей из Березы, братья, родители. Хотя, не скрою, пару минут волновался: три года раньше играл с парнями, а теперь резко против них. Но вроде справился.

«Калев», как и «Цмоки», играет сразу в нескольких турнирах. Только в отличие от минской команды, эстонцы полный сезон проводят и в национальном чемпионате. «Драконы», напомним, присоединяются к турниру лишь на стадии плей-офф. Пока «Калев» лидирует в первенстве Эстонии, на 11 очков опережая «Тарту», но у главного соперника на 6 игр меньше.

– Чемпионат Эстонии посильнее белорусского – конкуренция повыше. Есть, конечно, два фаворита – «Калев» и «Тарту». Но сюрприза можно ждать от кого угодно. Вот мы, например, что-то спустя рукава начали чемпионат – и сразу два поражения на старте. Затем получили неслабый нагоняй и заиграли как полагается.  

Очень плотный календарь. Бывает такое, что мы приезжаем с матча в Лиге ВТБ, а уже на следующий день игра в Эстонии. Причем в регулярном чемпионате мы почти все матчи проводим на выезде – только с «Тарту» дома играем. Кроме ВТБ, Кубка и чемпионата Эстонии, в феврале начинаем выступление в Балтийской лиге. Но много матчей – это даже хорошо. Паша Ульянко рассказывал, что во время его выступления в Эстонии у него получалось порядка 90 матчей за сезон. Что может быть лучше!

По словам Лютыча, руководство «Калева» пока не очень довольно выступлением команды.

– Перед началом сезона нам сказали, что ждут выхода в плей-офф Лиги ВТБ, но пока все не очень хорошо. Здорово, что хотя бы Кубок Эстонии выиграли. Но мы верим, что победы наши впереди. У нас во второй половине сезона много домашних матчей. Да и с кадровыми проблемами потихоньку разгребаемся. Вот в начале сезона долго искали нового центрового на замену ушедшему – пока нашли Седрика Симонса, проиграли несколько матчей.

***

Лютычу нравится в Эстонии. Игрок признается, что в бытовом плане клуб все делает для своих игроков.

– Меня удивило, как быстро здесь решили все организационные вопросы для меня. Поселили в шикарные трехкомнатные апартаменты. Предлагали машину – игрокам здесь дают абсолютно новые «Хонды», – но я приехал на своей и отказался. Я до «Цмоков» играл в Литве, поэтому к прибалтийской жизни вполне привычен. Не сказать, что я чему-то удивился. Разве что немножко непривычно, когда приезжаешь в город с населением 8-9 тысяч, а на баскетболе на трибунах собирается тысяча-полторы зрителей – как на «Цмоки» с нетоповыми соперниками. Это показательный момент. Здесь развито фанатское движение в баскетболе. Думаю, этого момента в Беларуси недостает. Даже в Минске на игре с «Цмоками» нас поддерживало 12 человек, которые добрались сами по своей инициативе. Ездили наши фанаты и в Ригу на матч против ВЭФ.

На домашние игры «Калева» людей ходит чуть больше, чем на «Цмоки» в Минске. На ЦСКА и «Химки» пришло тысячи по три. Но когда команда играет в финале против «Тарту» – на трибунах биток, 8 тысяч человек. Это дерби! Ребята рассказывали, что во время таких игр даже продаются специальные билеты для тех, кто готов сидеть прямо на ступеньках в проходах.

Стереотипы о медлительных эстонцах Лютыч не подтверждает.

– Нормальные эстонцы ребята. Да, они плохо изъясняются на русском – от этого может возникнуть ощущение, что они медлительны. Но на эстонском они говорят вполне бодро. Вообще, в Таллине есть четкое деление: русские, которые говорят на русском, и эстонцы, которые далеко не все даже понимают русском. Например, в моей команде лишь второй тренер Мартин Мююрсепп говорит на русском.

А еще заметил, что эстонцы пристально следят за правилами дорожного движения. Лихачей здесь почти нет, потому что очень много полицейских. Буквально на днях за превышение забрали права у нашего американского легионера. Поэтому я стараюсь ездить аккуратно и по правилам.

Последние несколько матчей «Калева» Лютыч пропустил из-за повреждения голеностопа, но вскоре форвард должен вернуться в игру.

– Доволен в первую очередь тем, что сейчас я играю много. Когда был в «Цмоках», почти все победы я встречал на скамейке. Конечно, радовался, но вкус победы был неполным. Сейчас же я рад, что могу наиграться вдоволь. Когда играешь – получаешь кайф от баскетбола. На скамейке этих чувств нет. Когда сидишь, есть только одно желание – поскорее домой уехать :).

- Ты в «Цмоках» на скамейке всегда какой-то грустный сидел.

– Да, грустил иногда. Я просто слишком близко к сердцу принимаю неудачи :). Если игра не идет, могу глубоко-глубоко в себя уйти. Начинаю самоанализом заниматься, короче: «Блин, что не так? Что опять не так сделал?» А в Эстонии даже времени грустить нет – потому что игр очень много. Да и идет пока, слава Богу, неплохо. 

Другие посты блога

Все посты