Tribuna/Хоккей/Блоги/Магистр/Реформы сделают наш хоккей лучше – убеждает заместитель Семена Шапиро

Реформы сделают наш хоккей лучше – убеждает заместитель Семена Шапиро

Пытается доказать Дмитрий Басков - заместитель Семена Шапиро.

Блог — Магистр
Автор — Вадим Кнырко
22 февраля 2018, 20:00
117
Реформы сделают наш хоккей лучше – убеждает заместитель Семена Шапиро

Дмитрий Басков верит, что новая концепция принесет пользу.

Пару дней назад ФХБ объявила о реформах, которые в ближайших сезонах коснутся чемпионата Беларуси. По постановлению федерации, с сезона-2018/19 экстралигу разделят на два дивизиона, введут лимит на возрастных хоккеистов и установят пол и потолок зарплат для хоккеистов, тренеров и персонала клубов. Изменения революционные.

О том, на что направлены реформы, для Tribuna.com попытался объяснить заместитель председателя ФХБ и директор школы «Динамо» Дмитрий Басков

– Я бы назвал эти изменения эволюционными. Мы приняли комплекс решений, направленных на улучшение дел в чемпионате Беларуси. Решения назрели. Уже несколько лет мы наблюдаем отсутствие существенного прогресса в деле решения основных задач первенства – популяризации хоккея и подготовке игроков для сборных команд страны. Об этом даже был вынужден высказываться президент, знающий о положении дел в нашем хоккее не понаслышке.

Своими решениями мы хотим увеличить уровень интенсивности и конкуренции в наших соревнованиях, а также расширить поле для роста молодых игроков, в том числе и из наших братских государств. Все это делается в интересах сборных Беларуси разных возрастов.

- Лимиты уже вводили. И все признали, что ничего хорошего это не принесло. Теперь мы снова ступаем на эту дорожку. Зачем?

– Эти меры идут не от желания ослабить кого-то, а от необходимости создать более серьезную конкуренцию в наших соревнованиях.

Если говорить об экстралиге, то основополагающая проблема здесь – глубокая финансовая пропасть между богатыми и бедными клубами. Своими решениями мы хотим нивелировать эту разницу и сделать так, чтобы наш чемпионат перестал быть турниром финансовых возможностей избранных, чтобы полями конкурентной борьбы были хоккейные площадки, а не кабинеты, в основном государственных, подчеркну это слово, спонсоров команд. Нужно как можно скорее уйти от ситуации, при которой, к примеру, некоторые игроки и тренеры топовых клубов получают больше, чем весь основной состав команды «Брест», чья зарплатная ведомость до недавнего времени составляла 2 тысячи долларов на 25 человек! Наверное, не стоит после этого удивляться результатам вроде 16:0. О каком развитии игроков и профессионального хоккея в целом можно говорить в такой ситуации?

Для устранения проблемы финансового неравенства обычно применяются лимиты заработных плат, пол и потолок зарплат – чтобы не было такого, что в одной команде хоккеист получает 10 тысяч долларов, а в другой – 200. Нужен баланс. Пол и потолок зарплат, предусмотренные вводимыми мерами, должны запустить механизм конкурентной борьбы – борьбы команд, тренеров, игроков. Этому также должно помочь деление экстралиги на два дивизиона: в первом будут бороться сильнейшие, во втором и в молодежной лиге – расти смена.

Если говорить о возрастном лимите, то мы не собираемся никого оставлять без работы. Вынося сборные U-20 и U-18 за скобки, для всех команд, планируемых к выступлению в двух дивизионах экстралиги следующего сезона, понадобится максимум 75 игроков в возрасте старше 28 лет. Сегодня у нас в экстралиге 71 такой игрок. И большинство из них сегодня сконцентрированы в четырех-пяти командах с самыми высокими бюджетами. Сильнейшие из них останутся в экстралиге дивизиона «А», некоторые уедут за рубеж, кто-то решит уйти на тренерскую или иную работу. Остальные равномерно распределятся по всем командам экстралиги, помогая им достигать результат и растить молодых хоккеистов.

- В последнее время в белорусском хоккее было много шараханий – вводили лимиты и отменяли, расширяли лимит на легионеров и сужали, теперь вот хотим легионеров только из стран СНГ. Сколько нужно времени, чтобы нынешние изменения дали пользу?

– Мы ищем оптимальные пути развития хоккея. Возможно, хотя и далеко не обязательно, наши шаги приведут к некоторому снижению уровня экстралиги дивизиона «А» в ближайшие сезон-два. В дальнейшем ожидаем постепенный рост уровня соревнований. Это долгосрочная идея.

- Если случится провал, могут возникнуть претензии на высшем уровне – и опять придется все откатывать назад. Поддержка на уровне президента у вашего проекта будет?

– Я не могу говорить, что она у нас есть уже сейчас. Но мы будем аргументированно доказывать, что это правильный путь. И даже наше с вами интервью может стать первым отчетом о том, для чего мы это все затеяли и как собираемся работать дальше.

- Со следующего сезона у нас будет три лиги вместо двух. Увеличивается количество команд. А хватит ли хоккеистов?

– Не стоит забывать о легионерской составляющей. Она никуда не пропадет – просто меняется ее формат.

К тому же мы надеемся на возвращение игроков, которые сейчас играют за рубежом. В тех же Польше, России и Казахстане играют белорусы, которые могут вернуться, если получат игровое время в конкурентном чемпионате и сопоставимые условия.

- Как ФХБ собирается контролировать финансовые процессы в клубах? Потолок зарплат можно легко обойти бонусами.

– Система бонусов четко выработана и прописана ранее. Никто больше положенного в клубах не получает и получать не будет. За этим ФХБ внимательно следит и контролирует. Не будет такого, что где-то начальники будут забирать себе львиные доли премий или премиями перекрывать снижение зарплат.

Мы выполняем поручение президента. Он поставил задачу, чтобы хоккеисты не просто получали деньги, а зарабатывали – через результаты. Игроки должны биться за результат. Вкупе с лимитом хоккеисты будут понимать, что им нужно показывать уровень, чтобы хорошо зарабатывать. А это можно сделать либо через переход в КХЛ, либо сохранив место в сильной команде чемпионата после достижения 28 лет.

- Минимальная зарплата хоккеиста в экстралиге «А» – тысяча долларов. Не много ли? Вряд ли прямо все хоккеисты сильнейшего дивизиона достойны таких денег. И может сложиться ситуация, что некоторые молодые игроки, защищенные со всех сторон лимитами, будут получать большую зарплату – и зачем тогда стремиться куда-то выше?

– Мы обсуждаем возможность ввести контракт молодого хоккеиста, по которому эти самые молодые хоккеисты не смогут сразу получать больших денег. Да и если игрок поднимается из фарм-клуба, контракт с ним не обязательно подписывать на условиях экстралиги «А». Не стоит забывать о такой ситуации. Клубы могут контролировать этот момент.

Мы должны мотивировать игрока, чтобы он хотел до 28 лет вырасти в сильного мастера. В конце концов, век хоккеиста короткий. С 6 до 18 лет он вкладывает в свой организм все силы, ничего не зарабатывая. А затем у него есть 10-12 лет, чтобы заработать на жизнь. Если игроки будут разумно подходить к своему развитию, они могут вырасти и получить какие-то деньги. Только в таком случае.

- В некоторых командах чемпионата сейчас играют качественные возрастные легионеры – поляк Пасют в «Немане», украинец Михнов в «Юности». Из года в год они показывают высокий уровень. Что теперь делать клубам? Просто выгонять их?

– Условному Михнову, несомненно хорошему хоккеисту, никто не мешает попасть в пятерку лимитированных игроков старше 28 лет и продолжать играть.

Вспоминаю 2000-е годы. Когда я играл в «Бресте», у нас был тренер из России, а из 22 хоккеистов в составе числились лишь три белоруса. И мы показывали высокий уровень игры! Но что в итоге получили Брест и Беларусь, когда закончился поток денег в хоккей и заезжие гастролеры покинули Брест? Выжженную хоккейную землю!

У меня к вам встречный вопрос: какую пользу сегодня легионер Михнов дает вершине нашего хоккея – «Динамо» и национальной сборной?

- По крайней мере, рядом с ним играли Парфеевец и Когалев, которые попали в «Динамо» и регулярно вызываются в сборную.

– Мы эти две фамилии уже 3-4 года слышим. А кто еще вырос за это время до уровня стопроцентного игрока «Динамо» или сборной?

Все эти годы мы активно развивали клубный хоккей. И что получили на выходе? Сейчас нет белорусских хоккеистов высокого уровня, которые достойно играли бы на международной арене. С 2000 по 2009 год в НХЛ было задрафтовано 10 хоккеистов. И это во время, когда еще не было дворцов, а новые школы только-только открывались. Тот успех стоит на фундаменте советской и постсоветской систем, которые изживали себя. У нас тогда в стране две ДЮСШ всего было. Затем начали строить дворцы, открывать школы, вкладывать деньги и с 2010 по 2017 год от нас на драфте всего три хоккеиста. И это в тот момент, как у всех наших конкурентов эта цифра намного больше. У швейцарцев – 20 человек, у словаков – 16, у немцев и датчан – 12, у латышей – 10. Это еще один показатель, что мы развивали клубы с привозными хоккеистами и совершенно не задумывались о своем развитии. Пока мы шагали, все остальные убежали вперед.

Пример из сегодняшнего дня – «Неман». Разные формы собственности: отдельно клуб, отдельно школа. Клубу, по большому счету, нет никакого дела до развития гродненской школы. Сегодня «Неман», который имеет большие традиции, чемпионские звания и лучших болельщиков в стране, не занимается детским хоккеем вообще. Клубу важно выиграть чемпионат, но неважно, кто вырастет из школы и завтра попадет в команду мастеров или в сборную.

Разумеется, большинство богатых клубов против лимитов и против молодых игроков. Потому что своих молодых игроков у них попросту нет. Наверху в клубе люди получают деньги и имеют какой-то собственный интерес, а школа в этот момент не имеет поддержки от этого клуба – она живет сама по себе и никак не развивается. Условному «Неману» или «Шахтеру» проще купить 15 опытных хоккеистов, чем заняться развитием и подготовкой собственных талантов. Потому у них и ведомости зарплатные сопоставимы с чемпионами ВХЛ и некоторыми клубами КХЛ.

Большие клубы не хотят спускаться в этот «подвальчик» и смотреть, что же там происходит в школах. Никто не хочет помогать детским тренерам, чтобы те, в свою очередь, помогли вырастить качественных игроков. В том же Гродно детских тренеров не отправляют на дополнительное обучение и семинары. Соответственно, там не вырастают новые Малявко и Коршуновы. Ни один возраст гродненской школы в текущем сезоне не попадает в призеры – и это в тот момент, когда лучший клуб страны вновь борется за золото чемпионата.

Надеюсь, теперь все поймут и уловят главную идею реформ. Мы хотим, чтобы Хмыль, Варивончик, Пушков и другие руководители и тренеры ведущих клубов экстралиги спустились в эти самые «подвальчики» и посмотрели, что у них там творится внизу. Чтобы увидели, какие тренеры у них работают и чем им можно помочь.

- Вернемся к условному Михнову. Получается, ему нужно отказаться от украинского гражданства и стать белорусом.

– Разумеется, если он хочет остаться здесь и работать не только на себя, но и на благо белорусского хоккея. Многие наши хоккеисты уезжают в Россию и зачастую вынужденно меняют свое спортивное гражданство. Так почему страдать должен только белорусский хоккей?

Мы не будем возражать, если в интересах белорусских сборных кто-либо из легионеров, которые подпадают под новые требования (легионеры из стран СНГ до 25 лет, не заигранные за свои сборные – Tribuna.com), примет наше гражданство после нескольких лет пребывания в нашем чемпионате. Но огульной паспортизации не будет.

- После возвращения лимита на возрастных хоккеистов команды-лидеры будут вынуждены наполовину менять состав. Не жестко ли это по отношению к тамошним тренерам, которые годами развивали команду, наигрывали какие-то сочетания?

– Конечно, для них это будет непросто. В командах-лидерах играет по 13-15 возрастных игроков. А в некоторых даже больше. Но рядом с этими хоккеистами нет молодых белорусов. Нам приходится идти на жесткие меры, чтобы в клубах задумались о развитии подрастающего поколения.

- В новом сезоне должны появиться четыре новых клуба – в Пинске, Орше, Барановичах и Бобруйске. Как идет процесс в этом направлении и как будут комплектоваться эти клубы?

– Эти клубы – 20 рабочих мест для возрастных хоккеистов, которым не найдется места в командах экстралиги дивизиона «А» и которые хотят продолжить карьеру. Плюс легионеры. Возможно, для новых клубов на первых порах будут делаться какие-то поблажки в комплектовании состава – этот вопрос еще будет обсуждаться.

Хочу сказать, что сейчас ведутся непростые «боевые действия» в процессе создания новых клубов – разумеется, в переносном смысле. Не каждый руководитель области хочет, чтобы создавались лишние команды. Не все так просто, но работа ведется. Семен Борисович Шапиро общается со всеми губернаторами. Перед нами поставлена задача главой государства, чтобы клубы были открыты. Мы все – ФХБ и власти на местах – должны ее выполнить.

- Плей-офф чемпионата будет состоять из полуфиналов, финала и матча за третье место. Вам не кажется, что этого мало? Ведь плей-офф – самое интересное, что есть в хоккее. И, наверное, неправильно лишать какие-то города этого действа.

– Да, некоторые города будут лишены плей-офф за призовые места, но не будут лишены хорошего, конкурентного хоккея. Мы пытаемся сделать интересным весь сезон – удлиняем его и повышаем конкуренцию. Каждая команда дивизиона «А» сыграет не менее 64 матчей в регулярном сезоне и в плей-офф. А те, кто попадет в переходной турнир с лучшими командами дивизиона «Б», проведут 70 игр. Лучшие команды дивизиона «Б» проведут 78 игр против нынешних 42-46 игр для команд, не борющихся за чемпионство в экстралиге. И все это в условиях обостряющейся конкуренции – ввиду выравнивания уровня команд. Ощущаете разницу?

Что касается плей-офф, то у нас особо ничего не поменяется. Фактически и сейчас реальный нокаут-раунд начинается с полуфиналов.

- Вопрос ротации между лигами. Четыре команды из сильнейшего дивизиона играют в плей-ауте. Гипотетически лига за год может поменяться наполовину. Не слишком ли большая ротация?

– Посмотрим после первого сезона. Возможно, в плей-ауте будут играть две худшие команды из экстралиги «А» и две лучшие – из экстралиги «В». Будем разговаривать с клубами в конце сезона.

- Молодежная сборная Беларуси не вылетает из сильнейшего дивизиона. Разве это верное решение?

– Считаю, да. Это искусственная мера, мы не отрицаем. Но это делается для того, чтобы лучшие молодые хоккеисты развивались и играли против сильнейших, повышая уровень своего мастерства. Мы хотим, чтобы институт сборных развивался. U-20 будет играть с сильнейшими, U-18 – в экстралиге «В», U-17 – в молодежной лиге. Когда лиги существенно вырастут в своём уровне, рассмотрим вопрос об изменении этого правила.

- У ФХБ есть понимание, что с введением новых мер белорусам будет нечего ловить на международной арене, в той же Лиге чемпионов?

– На мой взгляд, все будет зависеть от качества работы тренерских штабов и селекционеров клубов. Но давайте будем откровенными: ни Континентальный кубок, ни Лига чемпионов не приносят существенной пользы для развития всего белорусского хоккея. Наверное, лучше подготовить хоккеиста в «Динамо» и сборную, чем выиграть Континентальный кубок. Давайте все деньги направим в один клуб, соберем сильнейших хоккеистов, выиграем этот турнир. И что на выходе?

- А как же зрелищность, интересы болельщиков?

– А как же интересы болельщиков в мае, когда играет сборная на чемпионате мира, или в феврале раз в четыре года, когда проходит Олимпиада? В краткосрочной перспективе – где-то потеряем, где-то найдем. В долгосрочной – мы все найдем много полезного от нововведений. Я в это верю.

- Последний вопрос: кто основоположник и автор всех нововведений? Вряд ли Шапиро придумал все это в одиночку.

– Все решения вырабатывались коллегиально. Перед вынесением предложений на исполком мы провели большую встречу специалистов белорусского хоккея, пригласили на нее хоккейных функционеров, руководителей клубов, ведущих школ, тренеров, в том числе работающих за рубежом, бывших звездных хоккеистов и даже действующих, журналистов, пишущих о хоккее, – разослали более 120 приглашений. На встречу, до нее и после нее, пришли самые заинтересованные – около 80 человек. Во время встречи была изложена концепция на обсуждение – разговаривали целый день. После встречи мы также предложили высказаться всем, кто не успел. В основном, встречные предложения были самые простые: «Не надо ничего менять!» Собрав мнения и доработав концепцию, вынесли ее на исполком, который также происходил в открытом формате – на нем присутствовали и могли высказываться руководители и тренеры всех клубов экстралиги, представители Минспорта и НОК. По итогам заседания исполкома и были приняты обсуждаемые нами сейчас решения. Предлагаю нам всем – профессионалам хоккея – перестать разглагольствовать, засучить рукава и вместе начать работать на благо белорусского хоккея.

 

Показать еще 117

Другие посты блога

Все посты