Tribuna/Хоккей/Блоги/Магистр/«Здесь тренеры себя «импрувят». А наши только пальцем показывают». Как белорус учится хоккею в Австрии

«Здесь тренеры себя «импрувят». А наши только пальцем показывают». Как белорус учится хоккею в Австрии

Тренер-обладатель Кубка Стэнли, штрафы за плевки и забытую капу, спарринг с женской сборной Канады, спортивные бабушки и многое другое. 16-летний белорусский нападающий Святослав Кучинский рассказал Вадиму Кнырко, почему не стал учиться хоккею дома.

Блог — Магистр
Автор — Вадим Кнырко
24 октября 2014, 14:17
17
«Здесь тренеры себя «импрувят». А наши только пальцем показывают». Как белорус учится хоккею в Австрии

Тренер-обладатель Кубка Стэнли, штрафы за плевки и забытую капу, матч против женской сборной Канады, спортивные бабушки и многое другое. 16-летний белорусский нападающий Святослав Кучинский рассказал Вадиму Кнырко, почему не стал учиться хоккею дома.

16-летний белорусский нападающий Святослав Кучинский выделяется среди сверстников приличной антропометрией (185 см, 84 кг) и уже второй год играет в австрийской молодежной лиге (EBYSL) за клуб «Левер Старз» из Санкт-Пельтена. Несмотря на возраст, парня уже привлекают к матчам за старшую команду (U-20). В этом сезоне на счету Святослава три матча за юношей (5 (2+3) очков) и 11 встреч с молодежкой (7 (3+4) очков). Весь прошлый год Кучинский провел в команде U-18 и в 33 матчах отметился 37 (17+20) очками.

Кроме Святослава, за «Левер» играют еще два наших соотечественника – 17-летний голкипер Илья Красный и 18-летний нападающий Вадим Малиновский.

Почему же юных белорусов так тянет в альпийскую страну? Рассказывает Святослав Кучинский.

–- Родители узнали об этой академии через интернет. На сайте – исключительно положительные отзывы. К тому же еще до меня в этой академии обучался наш соотечественник – Вадим Малиновский. Поговорили с их родителями – тоже только хорошие слова услышали.

На трай-аут я опоздал, но тренеры предложили съездить вместе с командой на турнир во Францию. Заняли там с командой второе место. После турнира тренер сказал: «Хорошо играешь – готовы взять тебя в академию».

Перед поступлением нужно было сдать два теста – математику и английский. И тут тоже все прошло успешно.

-- А как вообще хоккеем начал заниматься?

–- Родился я в Минске. В хоккей пошел в 9 лет. Поздновато – даже брать не хотели. Но мой первый тренер Белов Сергей Леонидович сказал, что перспектива у меня есть – можно попробоваться. Поиграл год в «Юности», но уже через год родители перевели меня в СДЮШОР. Три года там и снова смена команды – «Раубичи». Еще три года – я в Австрии.

-- Почему так поздно начал заниматься?

– Я с детства хотел стать спортсменом. Родители спорт любят. Папа плавал раньше, а сейчас в футбол по любителям играет. Мама фигурным катанием занималась. Я сам до хоккея много всего перепробовал – футбол, картинг, восточные единоборства. Очень долго на плавание ходил. Довольно успешно, кстати. Но однажды в доме появились хоккейные клюшки – с этого момента весь мир перевернулся.

Поначалу пытался совмещать плавание и хоккей. По прошествии какого-то времени стало тяжело – пришлось сделать сложный выбор. Но ни о чем не жалею – хоккей очень люблю.

А еще я в пять лет научился кататься на роликах – это помогло в будущем. С переходом на лед у меня никаких проблем не возникло.

***

– Я давно хотел уехать за границу – понимал, что за рубежом меня обучат лучше, чем дома. Начал подталкивать к этому своих родителей. В Австрии реально очень высокий уровень.

-- В какой лиге играет твоя команда?

–- Это молодежная лига, генеральным спонсором которой является Erste Bank. Этот же банк спонсирует главный австрийский хоккейный турнир. Есть деление на конференции. Мы большинство матчей проводим с теми командами, что ближе к нам географически – с чехами, словаками, венграми. Вторая конференция в основном состоит из команд Верхней Австрии и Германии.

-- Почему ты уехал именно в Австрию? Например, наша сборная пока посильнее австрийской.

– Сборная – это одно. Юношеский хоккей – совсем другое. Здесь с юными хоккеистами работают на гораздо более высоком, профессиональном уровне. Причем тренеры здесь – сплошь американцы и канадцы. Есть достаточно известные в хоккейных кругах специалисты. Например, Джон Майнер – провел 14 матчей в НХЛ за «Эдмонтон» Уэйна Гретцки и даже выигрывал Кубок Стэнли, долго играл в АХЛ и в Европе. Ассистентом тренера в команде U-20 трудится Тайлер Билтон, в прошлом работавший в NCAA.

-- В чем главное отличие американского тренера от белорусского?

– Совсем другое хоккейное мышление. Американцы учат нас быстро соображать на площадке и играть в контакт. Очень много внимания здешние тренеры уделяют теории – проводят митинги, на которых мы разбираем не только свои игры, но и матчи НХЛ. В Беларуси такого не было – тренировки, игры и все.

Здесь тренеры практически все свободное время проводят с нами, делятся полезной информацией, которую потом мы сможем применить на практике. Простой пример – едем на автобусе на выезд. Что в Беларуси? Сидим на своих местах и занимаемся каждый своим делом. В Австрии же тренеры и в автобусе продолжают рассказывать что-то новое. Часто тренеры разговаривают с хоккеистами индивидуально и разбирают ошибки каждого в приватном порядке.

Кстати, иногда тренеры приезжают на короткий срок и проводят тренинг-кэмпы. Однажды приезжал тренер Аарон. Это очень крутой спец по катанию! Он даже энхаэловцев учит стоять на коньках, с Сидни Кросби работал. После встречи с этим человеком я понял, что кататься я не умею :). Он показал очень полезные упражнения. Русские ребята рассказывали, что их уже учили этому. В Беларуси же о таких упражнениях я вообще не слышал: разогнался, покатил – нормально. Сейчас пытаюсь катание исправлять.

-- Не раз наши специалисты отмечали, что белорусские хоккеисты не умеют кататься.

– Потому, что у нас после 15 лет этому моменту вообще не уделяют внимания! Как у нас говорят? «Только в детстве можно научиться. Потом – все». Это не так. В Австрии над катанием постоянно работают – даже взрослые хоккеисты.

Наверное, нашим тренерам не хватает квалификации, информации. Не хватает поездок за границу, общения с иностранными специалистами. Вот, например, австрийцы постоянно следят за нашими североамериканцами, перенимают их опыт. На одних учебниках и интернете тренером сложно стать.

Пора бы уже и нам задуматься над приглашением тренеров североамериканской школы. Они с другой планеты! Возможно, мы потратим какие-то деньги, но зато потом получим огромную выгоду. Белорусские тренеры повысят свою квалификацию, хоккеисты вырастут более мастеровитыми. Я столкнулся с двумя системами и заметил – в Беларуси ребята ничуть не хуже австрийцев или американцев. Но нам не дают то, что надо. В то же время мы делаем много ненужного. Если дорого приглашать тренеров в Беларусь, можно отправлять своих на заграничные семинары. Какой-то толк да будет.

***

-- Какие штуки тебя еще удивили?

– Интересная система оценивания. В конце каждого месяца мы получаем два табеля – табель с оценками из школы и табель с оценками по спорту. Во втором документе у нас отмечено все: положительные моменты, отрицательные, над чем нужно работать усиленно. По пятибалльной системе оцениваются все хоккейные аспекты.

-- Какие претензии у тренеров лично к тебе?

– Катание и отсутствие высокой стартовой скорости. Скажем, от местных сверстников я поначалу отставал прилично. Но с каждым месяцем этих претензий все меньше.

Что нравится тренерам? Мой бросок и выбор позиции. Говорят, что и в нападении, и в защите я располагаюсь правильно. В атаке я часто добиваю шайбу, а в обороне грамотно становлюсь на линию «шайба-человек-ворота». Из-за этого меня часто выпускают на нейтрализацию большинства соперника. А на реализации «5 на 3» я выполняю функции левого защитника.

-- В Австрии общаешься только с русскоязычными друзьями?

– Хорошо контактирую с белорусами – Вадимом Малиновским и Ильей Красным. С Ильей мы вообще в одном классе учимся. В быту же я стараюсь больше общаться с иностранцами – хочу нормально выучить языки. Когда ехал сюда, немного боялся, что столкнусь с языковым барьером. Год перед отъездом учил английский с репетитором. Немного подтянул. А с этого года к нам в академию приехали парни из Англии и Америки – повышаю уровень английского :).

-- Даже из США к вам едут?

– Да, и этому не стоит удивляться. В нашей академии дают хорошую базу. Даже за океаном о ней наслышаны. К тому же, в Канаде есть филиал нашей академии. Летом команда U-20 ездит на шоукейсы в Бостон, Чикаго, другие города. Хорошая возможность попасть на драфт.

В прошлом году на шоукейсы я не попал – был слишком молод. А вот в 2015-м рассчитываю на эту поездку. Очень хочется попасть в Америку – мечта детства. Шансы есть – осталось только работать.

***

-- В вашей академии учатся не только хоккеисты.

– Хоккеистов примерно 120 человек. Но есть и другие виды спорта. Много футболистов и футболисток – на базе академии десяток футбольных полей с разным покрытием. Кроме этого, есть фигуристы, теннисисты. И организовано все на высочайшем уровне. День у каждого учащегося расписан поминутно – куда идти, когда учиться, когда тренироваться, когда садиться в автобус и ехать на выезд.

Есть группа в фэйсбуке, где регулярно появляется свежая информация. Кстати, тренеры здесь настолько продвинутые, что они сами какие-то новости для нас скидывают в соцсети. Говорят: «Проверьте фэйсбук». Или вот мы сейчас с тобой разговариваем, а мне может прийти сообщение: «Через 10 минут собрание в зале». И все должны прийти. В Беларуси такого не было.

-- Так понимаю, у вас все объекты расположены рядом?

– Очень удобно. Приезжие живут в блочном общежитии – у каждого есть своя небольшая комната. Чтобы было понятнее: у меня в апартаментах есть гимнастический мяч – и место еще остается. Учебный корпус располагается в том же здании, где и общежитие.

В Беларуси в этом плане были огромнейшие проблемы. До Раубичей добираться больше двух часов! Я ехал с Востока на Немигу, оттуда нас забирал автобус и вез до центра. В Австрии я могу встать за пять минут до урока и успеть в класс.

Каток тоже близко – минут десять пешком. Все рядом! Беларуси очень не хватает таких баз. То время, что я тратил дома на дорогу, можно было использовать на лишний поход в зал или на час работы с клюшкой.

-- Учиться в Австрии сложно?

– «Если ты не учишься – ты не играешь». Думаю, это правило все объясняет. В Беларуси можно было болеть, пропускать школу, но на тренировке ты быть обязан. Здесь учебу пропускать нельзя ни в коем случае. Если ты не пришел в понедельник утром на занятия, то вечером и во вторник не допускаешься к тренировке. Лишь в среду тренер пустит тебя в раздевалку при условии, что ты учился во вторник.

Кстати, о болезнях. Похоже, здесь заболеть нереально. За твоим здоровьем следят пристальнейшим образом. Если же есть какие-то проблемы, то решают их незамедлительно. Совсем недавно во время матча я столкнулся с крупным игроком и получил ушиб легких. Меня госпитализировали тут же. Обследование, капельница, рентгент, МРТ – все произошло очень быстро. В Беларуси после такого повреждения я еще долго не играл бы. Здесь же меня поставили на ноги за две недели – тренируюсь, играю, учусь.

Учиться непросто. Если у тебя есть в году хотя бы одна «пятерка» (самая низкая оценка), тебя без разговоров выгоняют из академии. Ко всем тестам нужно готовиться, чтобы не попасть на отчисление. Учителя в академии очень сильные. И тоже есть «легионеры». Например, математику у нас ведет британец. Домашнее задание – отдельный разговор. Как в Беларуси домашку задают? Перепишите упражнение. Здесь одним «переписать» дело уж точно не обойдется – нужно много думать логически. Учимся, к слову, по самым современным учебникам – едва ли не каждый месяц обновляются. В прошлом году пособие по математике менялось раз пять. Уже в школе в Австрии учат экономику. Это о многом говорит.

-- Какие-то деньги хоккеистам платят?

– Нет, это ни к чему. Нам выдают форму, бесплатное кормят – что еще надо? А так день постоянно забит делами. В 7:40 подъем – и понеслась. Учеба, тренировки, учеба, тренировки. Заканчивается все примерно в 18:30 – идем на ужин. А с 7 до 8 вечера у нас Study Hour – мы должны сидеть по комнатам и что-то учить. Если не учишь – наказание. В любой момент может зайти канцлер общежития, «надавать по шее» и заставить сесть за уроки.

Дисциплина железная. Если ты не пришел в общежитие до 22:00, сразу начинаются эсэмэски. Даже на уровне директора академии такие вопросы решаются. Наказание простое – отстранение на неделю от тренировок. Система штрафов выстроена очень грамотно. Три раза опоздал на уроки – получил три штриха от канцлера. Три штриха – пропуск тренировки.

В хоккейной команде тоже есть свои правила. В день игры ты обязан прийти в раздевалку в костюме и галстуке. Пришел в спортивном костюме – не попадаешь в заявку. В раздевалке тоже работает своя система штрафов. Опоздал на тренировку – пять евро. Плюнул на пол – пять евро. Повесил шорты не на тот крючок – евро. Забыл капу – евро. Все эти деньги сдаются тренеру в общий банк. В конце года на накопленное тренер закатит для нас праздник.

-- Интересная система.

– А еще тренеры устраивают различные игры. Например, «Hockey Pool» – что-то вроде фэнтэзи. Перед началом сезона в НХЛ мы выбираем команду из пяти игроков. В конце сезона очки твоих хоккеистов суммируются. Чья команда побеждает, тот получает солидный денежный выигрыш.

***

-- Это правда, что зимой ты играл против женской сборной Канады?

– Да. Канадки приезжали к нам на акклиматизацию перед Олимпиадой в Сочи. Было интересно! Я не ожидал, что девушки могут так круто играть в хоккей. Через день после перелета они играли против нашей U-18. Мы выиграли 5:4, но было очень тяжело. Канадки вкатывались в матч постепенно, и в заключительной десятиминутке они нас едва не раздавили. Все штанги наши обстреляли, паниковать заставили. Слава Богу, выстояли.

Через недельку канадки играли уже со старшей командой – U-20. И что ты думаешь? Канадки выиграли – 15:2. Получается, с нами они баловались.

-- Расскажи о спортивных интересах австрийцев.

– Футбол очень любят. Санкт-Пельтен – маленький город. Тысяч 50 жителей. Но на такой маленький город приходится примерно полторы сотни полей. Приезжаешь в Вену: дома, дома, дома – и огромная футбольная площадка.

-- Зимние виды?

– Горные лыжи – еще одна страсть. Каждую зиму нашу академию отправляют на экскурсию в горы. Катаемся на лыжах, сноуборде. Я люблю экстремальные виды спорта. Бывал в Силичах не раз. Но сейчас понимаю, что логойские горы – это шутки. В Австрии склоны такие, что реально страшно. И людей полно!

-- Австрия – спортивная нация?

– Однозначно. Рядом с нашей академией есть речка с беговыми дорожками. С 6 утра там начинают появляться люди. Даже бабушки, которым по 70-80 лет, бегут. Им тяжело, они помогают себе горнолыжными палками, но бегут.

Наши тренеры тоже себя постоянно держат в форме, ходят в зал. Выпившими их никто не видел. Они понимают, что это недопустимо. После матчей тренеры вместе с нами идут дорабатывать на тренажеры. Они себя постоянно «импрувят». А у нас в Беларуси многие тренеры стоят постоянно у бортика и только пальцами показывают. Ну и кричат еще через всю площадку, что нужно делать.

-- Белорусские тренеры за тобой следят?

– Контактируем через родителей с первым тренером и Андреем Асташевичем. Летом директор «Раубичей» пригласил меня на предсезонку в Лиду. В общем-то, больше ни с кем не общаюсь.

-- Юношеская сборная?

– В списке кандидатов моя фамилия значится, но не знаю, пригласят ли меня в команду. Может, обидятся, что уехал. Вот в ноябре U-17 играет товарищеский турнир. Посмотрим.

-- Что посоветуешь нашим молодым хоккеистам? Стоит уезжать?

– На данный момент ситуация складывается так, что стоит. Я уехал и ни разу не пожалел. Не нужно бояться, что тебя кто-то назовет предателем. Здесь люди по-другому думают. Не нравится? Сменил команду. Все тренеры к этому нормально относятся. А у нас что происходит после перехода? «Да он враг, да там же хоккея нет».

Мне очень хочется в будущем попасть в сборную. И очень хочется играть за сильную команду, с которой будут считаться. Сколько уже можно проигрывать канадцам и американцам :)?

Фото: из личного архива Святослава Кучинского

Другие посты блога

Все посты