Tribuna/Хоккей/Блоги/Магистр/Суперпартнеры белорусов в НХЛ-2: Лидстрем, Койву и другие

Суперпартнеры белорусов в НХЛ-2: Лидстрем, Койву и другие

Вторая часть ретро-сериала от Вадима Кнырко.

Блог — Магистр
Автор — Вадим Кнырко
23 февраля 2016, 21:20
3
Суперпартнеры белорусов в НХЛ-2: Лидстрем, Койву и другие

Вторая часть ретро-сериала от Вадима Кнырко.

Руслан Салей – Скотт Нидермайер («Анахайм»)

Годы в «Анахайме» – самый славный период Салея в НХЛ. За это время Расти поиграл рядом с суперскими защитниками – с Франсуа Бошменом и Сандисом Озолиньшем, Виталием Вишневским и Китом Карни, Олегом Твердовским и Антти-Юсси Ниеми, Фредриком Олауссоном и Кевином Халлером, Дмитрием Мироновым и Рэнди Ладусюром. Но Скотт Нидермайер в любом случае стоит в этом перечислении особняком. Пусть и поиграли два великих хоккеиста вместе всего один сезон.

А Нидермайер велик без сомнений. До прихода в «Анахайм» Скотт три раза выигрывал Кубок Стэнли с «дьяволами» из Нью-Джерси. Три раза защитник участвовал в Матчах звезд. Выигрывал олимпийское золото Солт-Лейк-Сити. Становился лучшим защитником лиги. Список достижений впечатлял.

В 2003-м Салей и Нидермайер встретились в финале Кубка Стэнли. Тогда защитники играли по разные стороны, а более удачливым оказались Скотт и «Нью-Джерси». После локаута Нидермайер пришел в «Анахайм». Во многом для того, чтобы выиграть Стэнли в одной команде с братом Робом. «Майти Дакс» на следующий год после финала-2003 вообще не попали в плей-офф и после годичной забастовки очень желали добиться-таки главной цели.

– Нидермайер – один из лучших в мире, – не скупился на слова Салей. – Я рад, что буду играть вместе с этим хоккеистом.

И в тренерском штабе заметили, что вместе Салей и Нидермайер смотрятся весьма органично. Вдвоем ветераны делали все возможное, чтобы «могучие утки» выиграли трофей. Регулярку «Анахайм» прошел ровненько, на одном дыхании. В плей-офф тоже все шло до поры до времени нормально. В семиматчевой зарубе «Анахайм» опрокинул «Калгари», затем не оставил камня на камне от «Колорадо» и только затем не устояли перед «Эдмонтоном», в воротах которого блистал Дуэйн Ролосон. К слову, в ключевой момент встречи удача отвернулась именно от Скотта – защитник с трех метров пустил шайбу в перекладину.

Салею прекрасно игралось с Нидермайером. Благодаря Скотту белорус получил такую драгоценную возможность побороться за главный хоккейный трофей. Но дальше все пошло не по красивому сценарию. Перед сезоном-2006/07 Расти покинул «Анахайм» и подписал контракт с амбициозной «Флоридой». Нидермайер же остался на месте и со второй попытки привел «уток» к победе в лиге. И без прикрас: Кубок Стэнли – на добрую половину заслуга Скотта, которого признали лучшим хоккеистом того плей-офф. Именно его грамотное управление защитной линией не позволило разгуляться в постсезоне нападающим соперников. Продлишись Салей с «Анахаймом» еще на год – и появился бы в нашей стране первый обладатель Кубка Стэнли.

Через пару лет в интервью Салею задали вопрос про то, с каким защитником ему больше всего нравилось играть в паре. Руслан ответил предельно понятно.

– Я переиграл со многими ребятами. Из Беларуси я бы назвал Олега Хмыля, он меня многому научил. А лучший защитник, с которым я играл, – это Скотт Нидермайер.

В 2010-м Скотт выиграл свое второе олимпийский золото и после сезона ушел на покой. Салей, подыскивая варианты, очень хотел вернуться в состав «Дакс». Но возвращение могло стать реальным только в случае сохранения «старичка» Нидермайера. Скотт решил, что все. А Салей отправился в Детройт.

Джефф Плэтт – Рик Нэш («Коламбус»)

Джефф Плэтт – один из лучших хоккеистов в динамовской истории. Да и вообще – один из лучших легионеров в истории КХЛ. Сейчас многие пророчат форварду и его ЦСКА Кубок Гагарина.

А вот в НХЛ построить нормальную карьеру у Плэтта не получилось. В первую очередь, из-за не очень впечатляющих габаритов. Хотя в АХЛ Джефф был одним из лучших снайперов – 101 шайба за три сезона. Впрочем, это еще раз подтверждает, что между двумя лигами если не пропасть, то достаточно большое расстояние.

На протяжение трех сезонов Плэтт поигрывал в НХЛ. Но лучшим получился средний – хоккейный год-2006/07. Точнее даже не весь год, а март 2007-го. Плэтт провел этот месяц в центре первого звена «Коламбуса». И за месяц тогда еще канадец настрелял четыре шайбы. Любопытно, что три из них Джефф забросил в двух матчах против «Лос-Анджелеса» – так что «королей» условно можно назвать самой удобной командой для нападающего.

Некоторые журналисты тогда даже предполагали, что вот-вот взойдет новая звездочка. Но сияние Джеффа оказалось краткосрочным. И во многом обусловливалось тройкой, в которую попал хоккеист. Главный тренер Кен Хичкок неожиданно для всех отрядил Плэтта в звено к более опытным чеху Давиду Выборны и великому (ладно: который станет великим через пару лет) канадцу Рику Нэшу.

План хитреца Хичкока был предельно прост. В одном звене Кен собрал трех хоккеистов, которые на площадке решали абсолютно различные задачи. Цель Плэтта была проста, как день, – на скорости затаскивать шайбу в чужую зону, отвлекать внимание защитников и пасовать на освободившегося Выборны. Выборны играл роль плеймейкера: приняв шайбу от Джеффа, Давид быстренько находил пасом абсолютно одинокого Нэша. А Рик просто решал – настоящий финишер.

Правда, долго это звено не играло. В итоге, «синекурточники» не пробились  в плей-офф. Выборны и Нэш набрали 121 очко на двоих и стали лучшими бомбардирами команды. На счету Плэтта было 9 (4+5) очков в 26 встречах.

А дальнейшая карьера хоккеистов сложилась совсем по-разному. Выборны еще несколько лет играл в «Коламбусе», после чего вернулся домой, где играет до сих пор (ему уже 41). Нэш до сих пор пытается выиграть Кубок Стэнли – почти все остальное у него уже есть. А Плэтт строит достаточно успешную карьеру в Европе.

Кстати, в сезоне-2007/08 Джефф провел свои пять последних матчей в НХЛ – за «Анахайм». В четырех из них Плэтт выходил на лед с непримиримым Тоддом Бертуцци. А в большинстве составлял компанию самим Робу Нидермайеру и Райану Гецлафу. 

Сергей Костицын – Саку Койву («Монреаль»)

На самом деле, Койву поиграл при поддержке всех наших монреальских форвардов. Но наибольший след оставил в жизни Сергея Костицына.

Ги Карбонно поднял Костицына-младшего из «Гамильтон Бульдогз» перед матчем с «Филадельфией». И сразу же молодой талант из Новополоцка был брошен в лидерскую тройку – никаких подготовок в нижних звеньях, никакого «бегунка» из Сергея лепить не собирались.

– Победили тогда 4:1, а брату посчастливилось еще и шайбу забросить. Эмоции в тот день переполняли. Вдвойне приятно было от того, что дебютировал в одном клубе с Андреем, который уже до этого довольно долго играл в НХЛ. Если честно, не ожидал такого скорого вызова в главную команду «Монреаля». Да еще и в ведущее звено поставили — к Крису Хиггинсу и капитану Саку Койву. Конечно, в спецбригадах большинства меня тогда не выпускали, но, в целом, для дебюта провел на льду довольно много времени.

Впрочем, вскоре начались и спецбригады, и айс-тайм подрос. Хиггинс и Койву стали наиболее частыми партнерами белоруса в первом сезоне. С Койву вообще «СК-74» был неразлучен – по плану Карбонно белорус, играя в одном звене с великим финном, должен был быстрее привыкнуть к топ-уровню.

Иногда третий человек в этом сочетании менялся – вместо Хиггинса включались Райдер или Лятендресс. Но вообще: 64 матча в 19 лет со старта в сильнейшей лиге мира – отличный дебют. Кстати, достаточно быстро Сергей отметился своим первым голом – в четвертом матче. Правда, передачу отдавал другой великий игрок «Канадиенс» – Алексей Ковалев.

В следующем сезоне Костицын чаще играл с другими партнерами – с братом и чехом Робертом Лангом. Правда, стать по-настоящему своим в Канаде Сергей так и не сумел – за три сезона белорус не провел в главной команде ни одного полного сезона. В итоге, Костицын оказался в «Нэшвилле», где по большей части играл с заслуженными, но не очень звездными хоккеистами. Впрочем, хищникам это не мешало добиваться хороших результатов.

Руслан Салей – Никлас Лидстрем/Никлас Крунвалль (Детройт)

Салей шел в «Детройт», чтобы «отогреться» после «Колорадо». Салей шел в «Детройт» к Бэбкоку, которого хорошо помнил после «уток». Салей шел в «Детройт», чтобы побеждать и чтобы завоевать Кубок Стэнли. Последняя цель была приоритетной. Добиться ее не удалось, но сезон в «городе моторов» получился у белоруса очень даже симпатичный.

Предполагалось, что в машине Бэбкока Салею будет уготована роль рабочей лошадки. Многие думали, что играть Руслана поставят к каким-нибудь не самым топовым защитникам вроде Эрикссона или Киндла – чтобы увеличить количество боеспособных оборонительных единиц. Но нет – Расти больше половины матчей регулярки играл со шведской звездой «красных крыльев» Никласом Крунваллем. Скандинав к тому времени выиграл все, что хоккейной душе угодно. В 2008-м Никлас стал обладателем главной клубной награды. А в 2006-м добился впечатляющего дубля со сборной, став чемпионом Олимпиады и лучшим в мире.

С Крунваллем же Салей чаще всего выходил и на реализацию большинства. Но тут стоит сделать еще одно маленькое, но очень важное добавление: когда «Детройт» имел численное преимущество, белорус нередко появлялся в компании другого шведа, на игру которого равняются едва ли не все хоккеисты защитного амплуа. Никлас Лидстрем – легенда. Блестящая 20-летняя карьера в составе «Ред Уингз», четыре Кубка Стэнли, семь Джеймс Норрис Трофи (приз лучшему защитнику НХЛ), Конн Смайт Трофи (MVP плей-офф), больше десятка попаданий в символические сборные НХЛ и на Матчи звезд лиги, Олимпийское золото, в конце концов. Вы еще сомневаетесь, что это лучший защитник в истории? Зря. И с этим человеком Салей тоже выходил на площадку. В равных составах белорус и швед отыграли всего в паре матчей, но вот в большинстве Бэбкок доверял этой двойке почаще.

После сезона-2010/11 Лидстрем продлился с «Детройтом», а Салея отпустили восвояси. У Руслана были предложения из НХЛ, но все они не соответствовали его финансовым и карьерным запросам: Салей открыто признавался, что хочет выиграть Кубок Стэнли и зарабатывать хорошие деньги. Не получив соответствующего предложения, Расти пошел другим путем – уехал в Россию, чтобы попытаться выиграть Кубок Гагарина. Наверняка и выиграл бы…

Последняя шайба Салея в НХЛ

Михаил Грабовский – Джон Таварес («Айлендерс»)

Самое свежее сотрудничество в этом сериале. Полтора сезона Грабовский болтался преимущественно по нижним звеньям «островитян», что достаточно удивительно для человека с пятимиллионной платежкой.

И вот в январе этого года Джек Капуано решил отправить белоруса в свою главную тройку – на фланг к главной звезде «Айлендерс» Джону Таваресу.

А Таварес, несомненно, крут. Уже в 23 года парень стал кэпом команды с Лонг-Айленда. Ни в одном сезоне Джон не набирал меньше 50 очков, а дважды даже вовсе запрыгивал за 80 баллов. Тавареса зовут на Матчи звезд. Таварес уже олимпийский чемпион – пусть и провел в Сочи всего четыре матча из-за вмешавшейся травмы. И самое главное – Таварес уже в топе центрфорвардов мира, но ему пророчат звание лучшего в своем амплуа через год-другой. Только вот в «Айлендерс» ему никак не найдут подходящих партнеров.

С Грабовским Таварес играл чуть ли не постоянно на протяжение последнего месяца. С того времени наш хоккеист набрал 6 (3+3) очков, а «островитяне» одержали семь побед в 12 матчах. Правда вот уже четыре игры «Грабо» молчит. А бруклинские журналисты все громче говорят о том, что пришло время опустить белоруса в его привычные тройки. Впрочем, решать будет только Капуано.

Фото: REUTERS/Mike Blake, Christinne Muschi; Gettyimages.ru/Dave Sandford, Phillip MacCallum, Doug Benc, Marc Piscotty, Ezra Shaw, Bruce Bennett, Todd Warshaw

Другие посты блога

Все посты