Tribuna/Футбол/Блоги/Inter Academy FSM Minsk/«Нет техники – нет футбола. Они очень трепетно к этому относятся». Чему итальянцы учат детских тренеров в Беларуси

«Нет техники – нет футбола. Они очень трепетно к этому относятся». Чему итальянцы учат детских тренеров в Беларуси

Рассказывает тренер Inter Academy FSM Minsk.

Автор — Тарас Щирый
13 августа 2019, 00:42
10
«Нет техники – нет футбола. Они очень трепетно к этому относятся». Чему итальянцы учат детских тренеров в Беларуси

Рассказывает тренер Inter Academy FSM Minsk.

В прошлом году в белорусском футболе произошло неординарное событие. При поддержке миланского «Интера» на базе футбольной школы имени Николая Мурашко начала работать Inter Academy FSM Minsk. На открытие проекта из Италии прилетел вице-президент «нерадзурри» Хавьер Дзанетти.

Тренерский штаб академии сформирован из белорусских специалистов, но не обходится без помощи иностранцев. На протяжении года в Минск периодически прилетают детские коучи «Интера». Они работают с командами разных возрастов, а также проводят мастер-классы для белорусских коллег. На некоторых наших соотечественников методики зарубежных специалистов произвели колоссальное впечатление.

Для того, чтобы понять, что новаторского привнесли итальянцы в работу Inter Academy FSM Minsk, мы пообщались с тренером академии, экс-футболистом «Торпедо-БелАЗ» и «Городеи» Вячеславом Ярославским. В прошлом году он завершил профессиональную карьеру и буквально сразу устроился на работу в ФШМ.

– Заканчивать карьеру планировал еще после своего последнего городейского сезона в 2017-м, – начинает разговор Ярославский. – В том году у меня пошли травмы, и появились мысли поработать с детьми, однако решил еще поиграть. Это, наверное, была моя ошибка. В ином случае, может быть, и здоровье сохранил бы. А так решил перейти в «Лиду» к Солодовникову. Сергей Витальевич – человек, умеющий убеждать и проявлять инициативу. Это меня и подкупило. Несмотря на его возраст, он очень активный, подвижный и чуть ли не сам готов выйти на поле. Поработать с ним было интересно. Но все-таки заканчивать лучше вовремя, чем так, как получилось. Я провел пять туров и получил травму спины. Меня прооперировали, долго восстанавливался и в итоге решил, что больше не нужно мучить футбол. Лучше пускай молодые играют.

С Николаем Мурашко, основателем ФШМ, общался еще в начале прошлого года. Уже тогда он был не против взять меня к себе в школу, но случилось это осенью 2018-го. Я очень быстро прошел стажировку и в ноябре начал работать с командой 2004 года рождения академии «Интера». 

– Николай рассказывал, что перед тем, как устроиться в ФШМ, тренеры проходят через специальный отбор.

– У меня было собеседование. К тому моменту мы уже знали друг о друге. У меня спросили, с командой какого возраста мне будет проще работать, и попросили присмотреться. Прошел примерно месяц, мне поручили потренировать команду 2004 года, и я с тех пор работаю с ней. Вот и все.

– Какие были первые ощущения от работы в академии?

– Мне кажется, многие футболисты, становясь детскими тренерами, совершают одну ошибку. Они пытаются работать с детьми так, как это делали их главные тренеры в профессиональных командах. Какой информацией располагают, такую и дают. Я прежде не имел тренерского опыта, и тоже допустил на начальном этапе подобную ошибку. Например, давал ребятам упражнения, которые еще не соответствуют их уровню подготовки. А с юношами все-таки нужно работать так, как с детьми. Буквально через полтора месяца к нам приехал из Италии тренер академии «Интера» [Франческо Николи] и объяснил, какой должна быть структура тренировочного процесса согласно итальянской методики. Строился процесс кардинально по-другому, и быстро пришлось перестраиваться. Если мы делали что-то не так, Франческо корректировал и давал советы. Своего инвентаря итальянцы не привозили – у нас все было. Единственное, что я увидел, специальную ленту. Суть упражнения в следующем: две стойки, на них натянута лента. Футболист на скорости катит мяч под лентой, перепрыгивает и вновь повторяет. Это один из вариантов координационной разминки.

Франческо Николи.

Николи объяснил нам, как работают с детьми в Италии. В зависимости от возраста тренировка состоит из трех или четырех фаз. Чем старше команда, тем больше фаз. У младших это разминка, игровая ситуация. У старших к этому добавляются квадраты и позиционная игра. Последние 15-20 минут уделяются игре в футбол. Ничего сложного, но все очень конкретно и точно.

– В моем детстве, когда я занимался в ДЮСШ, все было совершенно иначе: небольшой кросс, разминка, упражнения с мячом, удары и «пуля».

– Думаю, даже не стоит сравнивать современные реалии с тем, что было раньше. Время идет и все развивается. Сейчас все иначе, и так должно быть, если мы хотим двигаться вперед. Хотя, как мне кажется, многие тренеры старой закалки работают так до сих пор. В Академии «Интер» все по-другому. Итальянцы уделяют внимание тому, чему не уделяем мы. Ведь раньше у нас не работали над координацией и ловкостью, а сейчас этому посвящено очень много упражнений. «Интер» предлагает море вариантов для работы с детьми в определенном возрасте, исходя из того, какие качества нужно развивать. Кроме того, ты и сам можешь что-то придумывать, моделировать и изучать в интернете. Николи сам говорил, что хороший тренер – это тот, кто сам придумывает упражнения для подопечных и внедряет их в тренировку. А ведь есть школы, где ты обязан выполнять лишь определенные упражнения. К примеру, главный тренер академии «Спартака» имени Черенкова Дмитрий Гунько рассказывал, что у них есть конкретный набор упражнений из разработанной методички, и не более того. А в нашей академии мы многое можем сами придумывать. К примеру, заметил, что у нас проблемы с контролем или приемом мяча, подобрал нужное упражнение из своего личного опыта и дал парням. Благодаря такому подходу ты развиваешься как тренер.

Разминка может быть как беговой, так и игровой. В нее могут входить упражнения на ловкость, улучшение координации с использованием лестницы и конусов. Это может быть и игровой формат с упражнениями на смекалку и сообразительность. Например, по полю разбросаны желтые и красные фишки, и по сигналу ребятам нужно подбежать к фишке определенной расцветки. Важно, чтобы дети постоянно думали и находились в тренировочном процессе. Все часто варьируется – не может же ребенок монотонно выполнять одну и ту же работу. Нужно, чтобы ему было интересно, чтобы он с удовольствием приходил на тренировку. 

– Николи в общении со мной делал акцент на том, что, согласно философии «Интера», футбол ребенку должен приносить исключительно положительные эмоции и радость. Дескать, через положительные эмоции ребята еще больше полюбят игру.

– Абсолютно правильно. Нам итальянцы тоже об этом говорили. Дети должны развлекаться на футбольном поле и влюбляться в игру. Но потом, когда они становятся постарше и приближается профессиональный футбол, веселье немножко сокращается. Человек начинает вести образ жизни, приближенный к профессиональному, чувствует дисциплину и понимает, что ему делать можно, а что нельзя. Все-таки следующая ступенька – это уже профессиональный уровень.

– Чем удивили итальянские подходы?

– Интенсивность – единственное требование, с которым у наших детей возникли сложности. По итальянским методикам все упражнения должны выполняться очень интенсивно. Либо упражнение в разминке, либо ведение мяча, либо передачу ребята обязаны делать максимально быстро. Но детям нынешнего поколения пока сложно. Им не хватает элементарной выносливости ввиду того, что многие уже не играют во дворе, как это было раньше. Тот, кто рос и воспитывался на улице, получал определенные навыки в координации, технике и ловкости. Гаджеты забирают у детей много времени, которое они могли бы посвятить футболу. Стать ловким и выносливым за полтора часа тренировки практически нереально.

– О чем рассказывали тренеры «Интера»?

– Я понял, что работа в Италии более отлаженная и организованная, нежели у нас. Если в Беларуси бросаются от одного к другому, там есть четкий план развития. Как я уже говорил, тренер может вносить в тренировку творческий элемент, но все равно есть рамки, за которые он не должен выходить, а работать по определенному плану.

Итальянцы объяснили, в каком возрасте и на что нужно делать уклон в работе с детьми. В раннем возрасте – на развитие координации и двигательных способностей через те же подвижные игры, которые чем-то напоминают футбол. Дети могут просто толпой бегать за мячом, и никто трогать их не будет. И это нормально. Пускай они постепенно развиваются и познают, что такое футбол. Мои коллеги отмечали, что итальянец, который работал с нашими самыми маленькими ребятами, относился к ним очень трепетно, по-доброму. Как будто футбольный папа. Он всегда жалел, поддерживал, подбадривал малышей, и каждый ребенок с ним не был обделен вниманием. Мне кажется, далеко не все наши тренеры вот так работают с маленькими детьми.

В раннем возрасте детей не сковывают рамками – им дают понять, что такое футбол, что в нем можно делать, а что нельзя. С каждым годом в работе что-то добавляют. В средней группе – дети до 15 лет – упор идет на техническое развитие и добавляются элементы индивидуальной тактики. В этом возрасте дети начинают правильно располагаться на футбольном поле, ставить корпус и отдавать передачу. В старшей группе ребята уже должны понимать структуру игры и групповые взаимодействия линий обороны и полузащиты. Отдельных тактических занятий у нас нет. Да и сам Франческо говорил о том, что все должно делаться постепенно. Соперников тоже не разбираем. Ребята должны играть в свой футбол, а не подстраиваться под кого-то.

Кроме того, в академии «Интер» не готовят команды-победительницы. Уклон на индивидуальность. Поэтому для итальянцев, как и везде в Европе, очень важны такие понятия как индивидуальные техника и тактика. Они очень трепетно к этому относятся. Нет техники – нет футбола. Это основа основ.

– Кстати, как вы развиваетесь как тренер? Какую литературу читаете? 

– Все, что возможно. Если появляется возможность посетить какие-нибудь тренерские семинары под эгидой нашей федерации, то с удовольствием иду. Кроме того, ищу информацию в интернете, обмениваюсь методическими материалами со своими коллегами и стараюсь охватить максимальное количество матчей нашего и зарубежных чемпионатов. Главное – смотреть футбол как профессионал, а не как любитель. 

– Иностранный язык тренерам на базе ФШМ преподают? 

– У кого есть желание, тот может посещать курсы итальянского. К нам приходил репетитор, и мы работали группой в пять человек. Все-таки не все итальянцы знают английский, и им с нами проще общаться на родном. Когда мог, занятия посещал, и не против делать это в дальнейшем, если будет возможность. Для собственного развития это неплохо. И если ты будешь знать азы, определенные слова, то даже они в общении помогут. 

 Важен ли для итальянцев результат и соревновательность?

– Конечно, каждый ребенок хочет победить, но как тренеры мы не должны преследовать таких целей и не должны говорить им, дескать, вы кровь из носу обязаны победить, и кричать: «Давайте навалом!» Дети сами должны понимать, когда мы выигрываем – это весело и хорошо, когда проигрываем – не очень, но грустить, расстраиваться и делать из этого трагедию все равно не стоит. Дети должны сами всё понимать и хотеть побеждать, но ни тренерам, ни руководителям не стоит делать на этом акцент.

Просто у нас такой подход складывался годами. Люди до сих пор работают по старинке. Как было раньше? У тренера была ставка, и за победу в соревнованиях ему давали какую-то надбавку. Поэтому, чтобы больше получить, он работал на результат и подбирал под это ребят-акселератов, которые именно в данный момент были способны принести результат. И в какой-то степени тренера можно понять. Ведь всем хотелось прокормить свои семьи. Если бы наши тренеры были обеспечены, имели подушку безопасности, то, может быть, работали бы иначе.

– Николи признавался, что был очень удивлен, когда увидел во время какого-то матча, как тренер орет на своих подопечных.

– Он удивился из-за того, что это были дети среднего или младшего возраста. Как говорит Франческо, когда подобное давление оказывается на малышей, они вообще ни на что не могут нормально реагировать. После этого тренера будут воспринимать тираном. Итальянцы работают по-другому – без крика, и нас на это настраивают. В Европе везде уделяют внимание развитию личности футболиста. Анализируют его характер, поведенческую модель, то, как он себя ведет в коллективе. Вот поэтому тренер должен быть психологом, чтобы найти подход к каждому. А у нас все под одну гребенку. Если у тебя сложный характер, то не разбираются, а начинают ломать, делать таким, как все. А есть дети, которые живут в своем мире, они «уединенные». Их называют инопланетянами, а к ним просто нужно найти подход и постараться раскрыть в футболе. 

– Кстати, об индивидуальности. Вы были свидетелем того, как Анатолий Юревич в СКВИЧе заставлял людей бриться и стричься?

– Конечно, он и меня заставлял. Просто однажды немножко отросли волосы, и Юревич меня остановил в раздевалке. Он даже не говорил – хватило взгляда и вопроса: «Ты меня понял?» – «Да». И на следующий день я пришел подстриженный. Но в этом нет ничего ужасного. Просто у Юревича как у тренера есть свои принципы и порядок. Если ему нравятся подстриженные и гладковыбритые футболисты, то это его предпочтения. И если футболисту не нравится, что Юревич советует ему подстричься, то может просто сказать: «Анатолий Иванович, мне у вас не нравится, и я ухожу». Но если ты хочешь играть у него, то должен уважать его пожелания. Однако так с молодежью работает не только Юревич. Просто молодые футболисты часто не берут от футболиста самое хорошее, не смотрят, как игроки действуют в отборе и раздают передачи, а обращают внимание на цвет бутс, прикольную прическу и на то, как футболист выходит из автобуса в клевых наушниках.

– Чем вас удивили итальянцы за время работы с ними?

– Они обращают внимание на те мелочи, на которые не обращаем мы. У них везде порядок. Согласно итальянским методикам, родители не имеют права находиться во время тренировки возле поля. А в Беларуси они могут и на поле выйти, и покричать. Итальянские тренеры рекомендовали, чтобы родители стояли за сеткой, которая находится возле нашего поля. Все-таки многие мамы и папы пытаются влиять на своих детей, а те на это реагируют. Со временем, если мы осуществим все задуманное, родители будут сидеть в небольшом кафе на территории нашего стадиона и из окна наблюдать за тем, что происходит на поле.

– Какой самый крутой совет вы услышали от коучей «Интера»?

– Франческо как-то рассказал одну историю. У него была команда, за которую одни ребята в сезоне провели 30 матчей, а другие – шесть. На следующий сезон он убрал из команды футболистов, которые провели наибольшее количество игр, и оставил лишь тех, у кого была проблема с практикой. Я сразу не понял, почему он так поступил. У нас если играет основа, то ее не убираешь и прощаешься с теми, кто реже выступает. Но, как оказалось, в тех, кто много играл, Франческо не видел дальнейшего развития. Они, по его мнению, достигли своего потолка, и ему хотелось работать с теми, кто был готов развиваться.

* * *

– Раньше многие футболисты, завершив карьеру, шли на строительный рынок в Минске, а сейчас их можно увидеть во всевозможных частных школах. В детском футболе стали платить хорошие деньги?

– Возможно. Конечно, будучи футболистами, мы получали больше, а сейчас наша зарплата не больше и не меньше, чем у среднестатистического белоруса. Работа интересная, но сложная – детям постоянно нужно уделять много  внимания. И если ты работе отдаешься по-настоящему, то она забирает очень много энергии. Возможно, из-за этого у многих в тренерстве и не получилось. Но вокруг меня работают настоящие фанаты, которые вкладывают в дело свою душу.

– В академии «Интера» получилось собрать специалистов, за плечами которых сотни матчей на  профессиональном уровне в качестве футболистов: вы, Сергей Козека, Дмитрий Жданок, Сергей Гигевич и Алексей Ходневич. Как удалось создать такой интересный тренерский коллектив?

– Звезды сошлись. Эти ребята – настоящие фанаты футбола, получают удовольствие от того, чем занимаются. Они действительно работают, а не отбывают номер. У них дети работают на максимуме.

Для всех нас работа в ФШМ – это возможность чему-то научиться, а не просто обучать себя. И большой плюс в том, что с нами работают итальянцы, которые могут передать свой опыт. Мне интересен наш проект. Он нетипичен для Беларуси. Ты не просто работаешь, а еще чему-то учишься и развиваешься.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты