Tribuna/Футбол/Блоги/Моя Италия/Лазурное небо. Памяти Чезаре Мальдини

Лазурное небо. Памяти Чезаре Мальдини

Алексей Логинов провожает легенду «Милана» и сборной Италии.

Блог — Моя Италия
4 апреля 2016, 18:00
1
Лазурное небо. Памяти Чезаре Мальдини

Алексей Логинов провожает легенду «Милана» и сборной Италии. 

Как и Вуядин Бошков, он ушел в воскресенье. У Чезароне были глаза цвета неба. Иногда казалось, что он будто смотрит сквозь тебя и видит больше остальных. А когда он злился, его взгляд становился таким же безжалостным, как у Клинта Иствуда. Образец стиля, кумир женщин, настоящий синьор, элегантный, как Кэри Грант.

В Чезаре Мальдини будто был спрятан крестраж – частичка души Нерео Рокко. Не удивительно, ведь они оба родились в Триесте и столько проработали вместе. Капитан «Милана» в победном для «россонери» финале Кубка чемпионов на «Уэмбли», мистер 6:0 в исторической расправе над «Интером», правая рука Энцо Беардзота, отец великого Паоло. Можно ли мечтать еще о чем-то? Многие ему завидовали.  

Я вспоминаю финальные кадры битвы с бразильцами на ЧМ-82. Ведем 3:2. Вся скамейка на ногах. Сердце стучит, отсчитывая последние секунды. Дон Чезаре у бровки, но мыслями он там – на поле. Кажется, еще немного, и не выдержит, рванет в штрафную площадь, которую осаждает соперник. Но помощь не требуется – бразильцы копошатся и все никак не могут исполнить последний угловой. Им мешает рекламный плакат. Наконец, крученая подача в район вратарской. Дзофф кулаком выбивает мяч. Кабрини роняют. Bell’Antonio на земле. «Даже не смей вставать!» – орет со скамейки Чезароне. Но его никто не слышит – разве можно перекричать переполненный стадион. Дино жестами гонит защитников вперед. Свисток. Вот и все. È finita! Мальдини первым бежит к центру поля. Сжимает в объятиях Ширеа, потом еще кого-то. Сейчас он готов обнять весь мир!

Пройдет четыре года, и FIGC будет выбирать преемника Беардзота. Накануне заседания Мальдини – безусловный фаворит, ведь он – первый помощник c.t. Сам Il Vecchio однозначно высказался в пользу Чезароне, да и президент Федерико Сордилло также на его стороне. В общем, все схвачено. Это как заручиться поддержкой двух третей кардиналов и великого выборщика на конклаве. Остаются лишь формальности. Но 500 лет назад другой Чезаре тоже вроде бы все предусмотрел, а потом оправдывался перед Макиавелли.

Вдумайтесь, вся история кальчо могла пойти по другому пути, если бы на домашнем чемпионате мира «Скуадру Адзурру» возглавил более консервативный тренер. Щепотка прагматизма в полуфинале, и хозяева дожали бы аргентинцев на «Сан-Паоло».  

Однако сразу после ЧМ-86 случился скандал – очередной calcioscommesse. Президент FIGC моментально ушел в отставку, а на его место был назначен чрезвычайный комиссар Франко Карраро. Тот самый, который уже возглавлял Федерацию с 1976 по 1978 годы и конфликтовал со штабом сборной. Забавно, что Карраро снова вернулся в кабинет на via Allegri в 2001 году и пробыл на посту до 2006 года, когда его сменил чрезвычайный комиссар Гвидо Росси, призванный разобраться с последствиями кальчополи.

Но вернемся в лето 1986 года. В результате чехарды в верхах и усилий итальянской прессы, старая гвардия лишилась былого влияния. А печать Святого Витторио досталась тренеру молодежки – Адзельо Вичини. Чезароне же в качестве компенсации отдали U-21, где он, пусть и не сразу, доказал свою эффективность. Три раза подряд «адзуррини» выигрывали молодежный чемпионат Европы. Достаточно назвать лишь некоторые имена триумфаторов, чтобы понять, где ковалась будущая команда, которая остановилась в шаге от триумфа на ЧЕ-2000, а шесть лет спустя добилась своего в Германии. Золотой фонд кальчо 1990-х: Франческо Тольдо, Фабио Каннаваро, Кристиан Пануччи, Роберто Муцци, Филиппо Индзаги, Франческо Тотти, Алессандро Неста, Бенито Карбоне, Доменико Морфео, Кристиан Вьери, Алессандро Дель Пьеро, Марко Дель Веккьо, Джанлуиджи Буффон, etc. Устанешь всех перечислять.

В молодежке Мальдини прослыл мастером замен. Он, как никто другой, чувствовал, когда нужно внести коррективы в игру. До поры до времени интуиция его не подводила. Например, за несколько минут до конца основного времени финального матча на Евро-94 он неожиданно убрал Пиппо Индзаги и выпустил Пьерлуиджи Орландини. Поменял одного «нерадзурро» на другого. Полузащитника вместо центрфорварда! Однако именно Орландини невероятным ударом с левой ноги забил золотой гол в ворота португальцев в экстра-тайме. Луиш Фигу и К° были повержены.

А два года спустя в Барселоне «адзуррини» превзошли уже испанцев. Причем та встреча стала прообразом одного из самых великих матчей в истории Национале – кровавой битвы гладиаторов Дзоффа в полуфинале ЧЕ-2000. Сценарий случившегося на Estadi Olímpic Lluís Companys был поразительно похож на то, что произошло на Amsterdam Arena. На 35-й минуте удалили Николу Аморузо, а в дополнительное время – Раффу Аметрано. Хорошо, что в тот день обошлось без левых пенальти в пользу хозяев. Неста и Каннаваро без особых проблем довели дело до серии одиннадцатиметровых, где царствовал Анджело Паготто, отразивший удары Де Ла Пеньи и Рауля. Важную роль сыграли выпущенные на замену Алессио Таккинарди, Алессандро Пистоне и Доменико Морфео. Первый сковал среднюю линию «Фурии», второй открыл счет в серии, третьему же было суждено решить судьбу всего турнира.

После изгнания Арриго Сакки из Коверчано должность c.t. единогласно решили отдать Чезаре Мальдини. Я знаком с человеком, который присутствовал на первой пресс-конференции нового тренера сборной Италии. По его словам, все обратили внимание на чудовищный контраст между Мальдини и Сакки. В частности в их манере изъясняться. Они были словно представители разных галактик. Чезароне говорил мало, простым языком и исключительно по делу. Куда-то вдруг подевались все эти рассуждения о роли симметрии при давлении на полузащиту соперника в зоне чентросинистра. Будто вместо блюд высокой кухни гостям ресторана со звездой Мишлена предложили отведать хлеба с мортаделлой.

От Мальдини все ждали возвращения опальных ветеранов или же резкого омоложения команды. Однако он не сделал ни того, ни другого и до самого конца лавировал между двумя поколениями. Так и не стала пророческой известная реплика Луки Виалли: «Теперь-то я точно вернусь в сборную!» Недавно Фабио Каннаваро признался, что на ЧМ-98 существовали неразрешимые противоречия между «шестидесятниками» и «семидесятниками». Тем не менее мистер решил проблему растерявших форму Дзолы и Казираги, побил русских в Неаполе, удачно интегрировал Ди Бьяджо в полузащиту, рекрутировал Ческо Морьеро, вовремя выпустил Кьезу, который сбалансировал игру в 1/8 финала с норвежцами.

В четвертьфинале же все могла решить невероятная интуиция Мальдини, который в середине второго тайма выпустил Баджо вместо Дель Пьеро. Однако Божественному Хвостику не хватило нескольких сантиметров, чтобы забить победный мяч после паса Альбертини. Вновь серия пенальти. Совсем как тогда – в Испании. Вспоминал ли в ту секунду тренер то, что случилось 31 мая 1996 года? Один из самых счастливых дней в его жизни. 

«Если забьет Морфео, мы – чемпионы Европы. Если забьет Морфео, мы – чемпионы Европы», – как заклинание повторял перед решающей попыткой комментатор Марко Чиволи, автор знаменитой фразы «Il cielo è azzurro sopra Berlino» после исторического удара Фабио Гроссо. «Морфео! Forza Морфео! Forza Domenico!» – Карло Нести подбадривал себя и партнера по трансляции. Миммо не подвел. Дон Чезаре и его рагацци подарили нам лазурное небо над Барселоной. Ровно за 10 лет до Берлина.

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Фото: REUTERS

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты