Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/ЧМ 1994. Рекорд Олега Саленко на фоне Место «Встречи» изменить нельзя

ЧМ 1994. Рекорд Олега Саленко на фоне Место «Встречи» изменить нельзя

Презентация рубрики «Чемпионаты мира на фоне жизненных историй»

ЧМ 1994. Рекорд Олега Саленко на фоне Место «Встречи» изменить нельзя

Во время чемпионата мира решил замутить новую рубрику, в которой будут описаны истории из жизни реальных людей, которые произошли на фоне тех, или иных матчей Мундиалей разных лет.

 

Для сборной России день 28 июня 1994 года должен был стать историческим. Это понимал Кабан, и заранее заказал столик в кафе «Встреча». Если это происходило раньше, то хозяин забегаловки заранее беспокоился о завозе свежего разливного пива. При этом сам проверял, чтобы привезённый товар не разбодяживался продавцами. Хотя, они и не думали увеличивать количество литров пива путём разведения этого хмельного напитка водопроводной ржавой водой, потому как данные действия в случае их разоблачения могли уменьшить дни продавцов на этом белом свете. Кабан был немилосерден не только к соперникам, с которыми боролся за сферы влияния в своём городе, но и к недобросовестным исполнителям собственной воли. Сказал, что приедет попить свежее разливное пиво, значит, пиво должно быть свежим без каких-либо примесей. Не то… В общем, сами знаете, что бывает с теми людьми, которые пошли против воли влиятельных братков. В лучшем случае их находили обглоданными речной живностью Днепра, всплывшими на поверхность большой древней реки.

Тем не менее, Кабана все считали справедливым бандитом. Таким себе городским Робин Гудом, который хоть и обдирает богатых Буратино с их компаньонами, зарубежными Пиноккио, но при этом никогда не обидит трудяг, и поможет страждущим. Причём милостыню Кабан никогда не подавал, хронически не переваривая попрошаек. Другое дело, дать им подзаработать. Поэтому в районе ответственности народного любимца жэбраков было минимум. Просить у людей о добровольной финансовой помощи на земле Кабана было дозволено действительно больным да немощным калекам, которые не могли физически работать и очень нуждались в этой самой помощи.

Подмял Кабан под себя весь район после того, как откинулся после своей единственной ходки. Оттрубил он на зоне от звонка до звонка, да вышел на свободу с чистой совестью и новыми помыслами – стать самым крутым среди крутых пацанов. Чего вскоре и достиг. Теперь он уважаемый всеми человек. Менты прикормлены, воры довольны, население живёт в согласии и приходит со своими спорными вопросами не в соответствующие государственные органы, а до Кабана. Он всё может и всё порешает по справедливости, а не по закону, которым власть держащие дяди с тётями вертят, как хотят.

Кабан являлся страстным поклонником таланта Олега Саленко. Он с самого детства болел за киевское «Динамо», и собственными глазами видел триумфы великой команды Валерия Лобановского и Олега Базилевича в 1974-1975 годах. Он часами мог рассказывать своим собеседникам, как в том, или ином эпизоде конкретного матча бесподобно сыграл Олег Блохин, Владимир Веремеев, или вот Леонид Буряк. Когда спустя десять лет международные феерии команды Лобановского повторились, не было счастливее на всей земле человека, чем Кабан. «Динамо» громило всех своих соперников в Кубке обладателей кубков 1985/1986 - он сиял, словно солнышко летом, согревая всех окружающих своими лучами. Правда, для недоброжелателей эти самые «лучи» были убийственно смертельны, ведь в любой момент можно было получить «солнечный удар», что потом век не отойдёшь, если выживешь. Хотя для большинства окружающих Кабан был в доску своим парнем, готовым в любой момент прийти на помощь. До сих пор по городу ходят легенды, как он за свой счёт заливал всех желающих реками водки, морем вина и океаном пива после значимых побед киевлян, особенно над московским «Спартаком». Так что нет ничего удивительного, что Кабан обратил своё пристальное внимание на молодого и талантливого игрока, чей скандальный переход из ленинградского «Зенита» в киевское «Динамо» взбудоражил весь Советский Союз.

1989 год. На дворе завершающая стадия горбачёвской перестройки советского социализма, которая постепенно перестраивалась в дикий капитализм с его безбашенностью и наплевательским отношением на установленные законы. Миром правили деньги и рынок, который больше напоминал колхозный базар. «Бабло» быстро и уверенно оккупировало всё новые сферы советской жизни. И футбол здесь не стал исключением. Клубы, вслед за днепропетровским «Днепром» и киевским «Динамо» один за другим переходили на хозрасчёт и самоокупаемость. Пошла массовая распродажа своих лучших футболистов, пока что заслуженных ветеранов. Но и до талантливой молодёжи очередь доходила тоже.

За Олега Саленко «Зенит» потребовал из Киева целый миллион. Правда, не долларов, или вот другой валюты, а «деревянных» рублей, что в ту пору было немалыми деньгами. И это несмотря на ограничение компенсации в 25 тысяч, которое установила Федерация футбола СССР при переходе футболистов из одной советской команды в другую. Дальше пошли разговоры про 75 тысяч, но в итоге стороны, изрядно поторговавшись, сошлись на сумме в 36 000. Хотя, это по официальной версии. А как оно произошло на самом деле, и сколько за Саленко «Динамо» реально заплатило «Зениту», знают только непосредственные участники сделки.

Разве мог после этого Кабан не следить за карьерой молодого таланта, который сменил команду с берегов Невы на клуб из днепровских круч? Конечно же – нет! Первый сезон у Саленко пошёл на ознакомление с новыми условиями – игроками, тренировками, руководством. Зато в 1990 году Олег заиграл так, как от него все ожидали, и его агрессия в атаке стала выливаться в нужные голы, принося «Динамо» такие важные победы. Как же Кабан радовался «хет-трику» Саленко в финале Кубка СССР с московским «Локомотивом» (6:1) – это не передать простыми словами. Именно тогда он впервые залил всех окружающих невероятным количеством спиртного. Статус крутого и липнувшие к рукам финансы позволяли делать подобные реверансы в сторону людей, которые всё больше и больше разочаровывались в повседневной жизни. А здесь им устраивают такой небывалый праздник для тела и души. И лучше было не попадаться Кабану на глаза, когда Лобановский не взял Саленко на в Италию на чемпионат мира.

Так что, когда Олег, уже форвард испанского «Логроньеса» после поражения сборной России в Греции (0:1) во время последнего матча отбора на Мундиаль-1994 подписал скандальное «письмо 14-и», хмурее Кабана не было человека на всём белом свете. Да, Саленко уже больше года, как покинул любимое «Динамо». Но игра этого стремительного форварда так ему понравилась, что он пристально следил за его дальнейшей карьерой, и очень надеялся увидеть Олега на чемпионате мира. И то, что Саленко там выступит не под украинским флагом, а российским, как то мало волновало. Во-первых, Украина не могла принимать участие в официальных матчах ЧМ-1994 по той простой причине, что жеребьёвка отборочных групп была проведена ещё при существовании СССР. А так, как Россия во всём мире была признана правопреемницей канувшей в лету красной империи, то и сборная этой страны заменила советскую команду.

А во-вторых, что самое главное, сборная России была ужасно украинизирована. Команду Павла Садырина в кругу знакомых футбольных болельщиков Кабана именовали не иначе, как «Украинская Россия», намекая, что в её составе играют бывшие киевские динамовцы Сергей Юран с Олегом Саленко. Да и Виктор Онопко, Юрий Никифоров, Андрей Канчельскис с Владиславом Тернавским тоже прошли суровую школу Валерия Васильевича Лобановского. И только Илья Цымбаларь оставался верен своей родной Одессе, пока не перешёл из местного «Черноморца» в московский «Спартак».

Когда Саленко вместе с Никифоровым, Юраном и Онопко одумались, и «отозвали» свои подписи под «письмом 14-и», Кабан закатал пирушку не весь район. Правда, он сожалел, что Канчельскис, игравший в ту пору за английский «Манчестер Юнайтед», оказался непреклонен, как и другие лидеры российской сборной, выступавшие в известных европейских клубах и топ-чемпинатах: Василий Кульков («Бенфика» Португалия), Сергей Кирьяков («Карлсруэ» Германия) и три Игоря – Шалимов («Интернационале» Италия), Добровольский (поиграл в Италии, Испании и Франции), Колыванов («Фоджа» Италия). Но главным для Кабана, всё же, был тот факт, что Саленко едет на чемпионат мира в США.

Первые два матча Олега в составе сборной России хорошего настроения никому не добавили. Разве что гол, проведенный с пенальти шведам. Но в ответ команда Садырина получила три мяча, да и еще два пропустила в стартовом поединке с Бразилией (0:2). И таким вот образом перед последним туром надежды на третье место, которое могло стать проходным, были очень слабыми. Тем более что соперники из Камеруна были сто процентов мотивированы на победу, которая им гарантировала выход в 1/8 финала.

Утром 28 июня Кабан заехал в своё любимое кафе «Встреча», где стал употреблять пиво еще в конце 1970-х, будучи малолеткой. Забронировал себе столик перед телевизором, который сам и купил заведению. Теперь оставалось только ждать вечера, с надеждой на лучшее. Но что произойдёт ТАКОЕ, не мог ожидать никто.

Когда Саленко открыл счёт, Кабан вскочил с насиженного за 15 минут матча места, и выкрикнул: «Да!». Но радость быстро сменилась тревогой, окутавшей всё естество крутого братка. Так часто бывало перед важными «стрелками». Только вот чуйка подсказывала Кабану, что повторения неудачи со Швецией не произойдёт.

И чуйка не подвела. Под конец первого тайма Саленко дважды воспользовался подарочками Цымбаларя. Сначала с его передачи Олег расстрелял в падении ворота сборной Камеруна, а потом чётко реализовал пенальти, «заработанное» Ильёй. И все потуги опытного голкипера французского «Сент-Этьенна» Жозе-Антуана Белла помешать этому были бесполезны.

В перерыве посетителей в кафе «Встреча» стало в разы больше. Завсегдатаи прекрасно знали вкусы своего благодетеля, и слетелись на дармовую халяву, как мухи на пиво. Ведь всё шло к победе России, причём крупной. А любимый футболист Кабана Саленко уже оформил «хет-трик». Так что океан пива был как бы гарантирован. Правда, некоторые опасения вызвала некоторая заминка россиян сразу после перерыва, которая привела к ответному голу неувядающего ветерана, 42-летнего (!!!) Роже Милла. Но уже к середине второго тайма Саленко своим «дублем» снял все вопросы о победителе. А закрепил успех Дмитрий Радченко после паса всё того же вездесущего Саленко – 6:1!

 

 

Что тут началось во «Встрече» - это не передать простыми словами. Ещё когда бывший форвард киевского «Динамо» забил свой пятый гол в матче, Кабан уже не сдерживал своих эмоций. В неконтролируемом порыве радости с криком «Всем наливать за мой счёт!», он обнимал первых попавшихся под руки посетителей кафе. Ведь это был новый рекорд чемпионатов мира, который установил его любимец. Так пускай все присутствующие при этом историческом событии разделят с ним неописуемую радость! Кабан мысленно благодарил старшего тренера сборной России, Павла Садырина, за то, что тот решился выпустить со стартовых минут семь московских спартаковцев, которые понимали друг друга с полуслова. И, конечно же, громогласно выражал своё восхищение рекордом Саленко. Ведь такие события происходят раз в столетие! И неизвестно, когда ещё повторятся.

Что самое интересное, на допинг-контроль слепой выбор пал именно на Саленко и Радченко, россиян с украинскими фамилиями, отличившихся в противостоянии с Камеруном. Долго же пришлось ожидать журналистам рекордсмена из специальной зоны, где проходила сдача анализов. Всё дело в том, что раньше для сдачи мочи на определение в организме футболистов допинга, пилось пиво. Например, Юрий Гаврилов после решающего матча ЧМ-1982 за выход из группы с Шотландией так налакался баночного холодненького пива после испанского солнепёка, что его еле-еле доставили тёпленьким в распоряжение сборной СССР. А теперь употребление алкоголя на допинг-контролях было категорически запрещено. Так что побить гавриловский «подвиг» и стать рекордсменом второй раз за сутки у Саленко не вышло, потому как пришлось ограничиться пятью банками безалкогольного пива и двумя большими бутылками воды, что и запечатлели «акулы пера».

Кстати, а ведь Саленко предвидел свой успех. Даю слово самому рекордсмену, которое он молвил после матча с Камеруном Сергею Микулику из «Спорт-Экпресса»:

-…Но в уме держал одну заветную цифру.

— Какую же, интересно знать?

— На четырех последних чемпионатах лучшие бомбардиры забивали строго по шесть мячей: в 78-м — Кемпес, в 82-м — Росси, в 86-м — Линекер, в 90-м — Скиллачи. Вот этого рубежа я и хотел достичь. Ты видел — получилось!

— И что дальше?

— А дальше — вера в аргентинцев, бельгийцев и всех остальных, кто может помочь нам пройти в одну восьмую. Хотя у них, конечно, свои расклады разные быть могут. Мы сами, безусловно, в эту яму себя загнали, но сами же почти и выбрались. Теперь уехать отсюда после группы будет вдвойне обидно. Раз, правда, нечто похожее у меня уже было. На юниорском чемпионате мира мы в четвертьфинале нигерийцам по-идиотски проиграли (ведя 4:0, итог - 4:4 и уступили по пенальти – К.А.), но золотая снайперская бутса все равно за мной осталась. Вторую бы ей в пару. Но как хочется еще на чемпионате сыграть! Между прочим, я перед этой игрой очень даже любопытный сон видел.

— Про пять мячей?

— Дим, подтверди.

И сосед легенды Радченко подтверждает:

— Представляешь, проснулся сожитель мой и объявляет, что привиделось ему, будто забьет он, ни много ни мало, пять голов, грохнем мы Камерун и до финала еще потом дойдем. Жаль, подъем ранний был, иначе бы он и финал успел досмотреть.

— И что ты ему, Дмитрий, ответил?

— Ничего. Подумал только, что если человек во сне манией величия головой заболевает, его на поле лечить надо. А он вышел и все пять один за одним и положил. И мне еще на шестой отдал…

 

На следующий день, 29 июня, Кабан снова забронировал себе столик в кафе «Встреча», чтобы порадоваться проходу России в 1/8 финала чемпионата мира. Нужно было всего ничего, чтобы Бельгия обыграла Саудовскую Аравию. Саудиты после поражения от Аргентины и выигрыша над Марокко с одинаковым счетом 2:1 имели нулевую разницу забитых и пропущенных мячей. И когда Саид Аль-Увайран уже в начале матча вывел свою сборную вперёд, забив один из красивейших голов за всю историю проведения чемпионатов мира, в душу Кабана закралась неподдельная тревога.

 

 

На сей раз чуйка говорила, что ничего хорошего этот гол России не сулит. Больше того, чуйка буквально вопила: «Нужно срочно покидать «Встречу», пока не поздно!». Но как мог Кабан это сделать, когда решалась судьба сборной России и его любимого футболиста. Ведь в случае дальнейших побед команды Садырина в плей-офф Саленко вполне мог побить еще один рекорд, установленный французом Жюстом Фонтэном в далёком 1958 году – 13 точных ударов за один Мундиаль. Так что крики своей чуйки Кабан проигнорировал. И произошёл взрыв. Яркая вспышка помутила сознание Кабана, и тут же сменилась темнотой забвения сознания. И тишина, только мёртвые вдоль дороги с косами стоят…

Когда Кабан пришёл в себя, то в первую очередь спросил у медсестёр, вышла ли Россия из группы? Девушки не знали ответа, поэтому пришлось врачу доносить до израненного братка неутешительную новость: «Увы, нет», что только усилило невыносимую боль в ногах. Гол «Арабского Марадоны» стал победным для Саудовоской Аравии. Аргентина же без дисквалифицированного за употребление допинга Диего Марадоны проиграла Болгарии (0:2). В итоге болгары, как и аргентинцы, набрали шесть очков, оставив Россию за бортом американского чемпионата мира…

 

После выхода из больницы Кабан стал калекой. Самодельная бомба, установленная конкурентами за раздел сфер влияния в городе, была установлена под высокой «тумбочкой», на которой был установлен телевизор. Поэтому осколки от взрыва разлетелись по низу, и столики защитили своих посетителей. Недаром ведь Кабан приказал их сделать из прочного дуба. Крышка столика и спасла ему жизнь, как и всем посетителям. Но ноги были изрядно посечены, и Кабану пришлось осваивать навыки жизни на инвалидной коляске. Пока были деньги, крутому братку сделали несколько операций. Но потом его отодвинули от дел более наглые и здоровые конкуренты из своей же братвы. Постепенно Кабан спивался. Сначала коновалы районной больницы отпанахали ему одну ногу выше колена. А спустя пару лет и вторую. Всё, что держало мужика на этом свете, это футбол. Он не пропускал ни единой телетрансляции. Но вскоре его цветной «Горизонт» вышел из строя, и ради похмелья пришлось сдать аппарат за небольшие деньги на запчасти. Жизнь потеряла всякий смысл…

Рекорд Олега Саленко, пять забитых мячей в одном матче финальной стадии чемпионатов мира, так и не побит до сих пор. Может, это произойдёт на текущем российском Мундиале, который стартовал вчера. А, может, снова останется незыблемым.

 

P.S. Как я уже озвучил в начале этой статьи, что в рубрике пойдёт речь о реальных людях, в основном тех, кго я лично знал по жизни. С Кабаном познакомился еще в 1989 году как раз в кафе «Встреча», где он так любил встречаться со своими друзьями. Они ещё шутили постоянно при расставаниях, что «Место «Встречи» изменить нельзя», подразумевая на известный фильм Станислава Говорухина (земля ему пухом), а свои новые рандеву в любимом кафе-забегаловке, куда я тоже часто наведывался. Нравилось попивать разливное пиво под расслабляющий музон и неторопливые разговоры. Вот я и вклинился в один из них, как раз про Саленко. Потом неоднократно встречал Кабана во «Встрече», где мы частенько обменивались своими мнениями про футбольные события под пару-тройку кружечек холодного пива местного разлива. Когда же Кабан начал спиваться, я был одним из немногих, кто от него не отвернулся и продолжал встречи в обновлённом кафе «Встреча», какая бы вывеска с другим названием при входе в него не висела.

 А потом кафе перестроили на какой-то магазинчик. Кабану на своей инвалидной коляске стало трудно мотаться по пивнухам города, расположенным далековато от его жилья. Поэтому он в пивнуху превратил свою жилплощадь, что вызывало справедливые нарекания многочисленных соседей по дому. У Кабана становилось всё больше собутыльников, которым как бы споить и обворовать, а так же нагадить под себя. Но, несмотря на невыносимую вонь, я заглядывал в гости к своему знакомому. Ничего не говорил, а просто заходил и открывал настежь окна, чтобы проветрить помещения. Нужно было видеть, как он радовался моим немногочисленным визитам. Посидим, покалаякаем про футбол, вмажем разливного пивка под водочку. Закусим всё это дело сигаретным дымом. Оставлю ему прикупленной мною хавки, которую уже вечером всю сожрут его новые «друзья» из бомжей…

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты