Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Прямо сейчас «Шахтеру» очень нужен Громыко, но ему даже не дают работать с командой. Не грозит ли игроку деградация?

Прямо сейчас «Шахтеру» очень нужен Громыко, но ему даже не дают работать с командой. Не грозит ли игроку деградация?

Так жестко в белорусском футболе еще никого не воспитывали.

Автор — Дмитрий Руто
3 октября 2019, 06:27
54
Прямо сейчас «Шахтеру» очень нужен Громыко, но ему даже не дают работать с командой. Не грозит ли игроку деградация?

Перспективный полузащитник пять месяцев проведет без футбола, если не договорится с клубом.

25 июля в матче Лиги Европы против датского «Эсбьерга» Валерий Громыко пока что последний раз вышел на поле. К тому моменту полузащитник «Шахтера» успел многое: отвоевал место в старте, набрал 4+2 в 10 матчах чемпионата, дебютировал в национальной сборной, причем в соперниках была Германия. Футболист абсолютно здоров, но вне игры уже два месяца. Разногласия с клубом из-за нового контракта привели к жестким воспитательным мерам. Хотя нет никаких сомнений: прямо сейчас Громыко очень бы пригодился «Шахтеру». У команды не все ладится в атаке в последних матчах и вообще наметился кадровый дефицит в центре поля.

В минувшие выходные против минского «Динамо» в опорной зоне играл Макс Эбонг – почти наверняка на его месте должен был находиться Громыко. Через пару дней с «Торпедо-БелАЗ» не сыграет лидер «горняков» Элис Бакай, перебравший с карточками и вообще покинувший поле досрочно после столкновения с динамовским вратарем. Громыко уже приходилось заменять албанца, но явно не в этот раз. «Шахтер» пошел на принцип и намерен преодолевать трудности без несговорчивого футболиста. В этом случае чемпионская гонка отошла на второй план.

Пока поклонники «Шахтера» переживают за перспективы клуба, уместно задаться и другим вопросом: как скажется на карьере 22-летнего футболиста простой в несколько месяцев? Его контракт с Солигорском истекает по окончании 2019 года. Если стороны к той поре не расстанутся полюбовно или не придут к какому-то другому взаимовыгодному решению, Громыко просидит без дела пять месяцев. Ему не дают тренироваться ни с основной, ни с дублем и тем более – участвовать в матчах.

***

Принуждать футболистов к сговорчивости или просто воспитывать с помощью дубля, отстранения от тренировок с командой – обычное дело даже в мировом масштабе. Подобные методы не обошли стороной и Беларусь. Самый свежий пример, если не касаться Громыко, – случился в минском «Динамо». Зимой новая власть в лице Виталия Булыги склоняла к досрочному расторжению контракта хорвата Динко Треботича. Когда легионер заупрямился, его заставили тренироваться отдельно ото всех. Треботич вспоминает эти полгода без особого удовольствия:

– Реально много бегал, и даже не могу представить, сколько километров. Это напоминало тренировку для легкоатлета. Был как бегун. Приведу пример того, как проходило одно занятие. Сначала бежал 100 метров, 200, 400, 600, 800, 1000. А потом по убыванию, но в конце заканчивал тысячей. И это все было за одну тренировку! После полудня я приходил на тренировку дубля и вновь бегал. Да, не так много, но тоже было непросто, – говорил после Треботич.

Ситуация разрешилась с уходом Булыги. Сергею Гуренко футболист пригодился, и он снова в обойме.

Для «Динамо» история с Треботичем – не очень-то оригинальная. И прежде в клубе прибегали к схожим способам давления на футболистов. Летом 2010-го Сергей Кисляк не захотел продлевать контракт и за это отправился в молодежный состав. Вскоре к нему присоединился Антон Путило, выразивший поддержку одноклубнику: в еврокубковом матче с «Калевом» после гола показал десятку – номер Кисляка.

– Естественно, когда меня решили сослать в дубль, ощущения были не самые приятные. Но, насколько помню, тренировали тогда команду Сергей Яскович и Сергей Павлюкович, поэтому под их руководством работалось неплохо. Плюс фанаты меня поддерживали, майки на матчах надевали. В той ситуации это придавало настроения, – вспоминает теперь Кисляк.

– По-вашему, такие меры со стороны клуба действенны или это издевательство над футболистом?

– Действенны или нет, не знаю, но считаю, всегда надо находить золотую середину и договариваться двум сторонам. Понятно, у руководства свои требования, методы, но из-за этого страдает футболист. Нельзя, чтобы было так: игрок соответствует уровню команды, выходит на поле, забивает, но потом лишается игровой практики из-за личных амбиций руководителей или его ссылают в дубль. Игрок не приносит основной команде пользу – это неправильно. Сколько было примеров в Европе, когда футболист уже фактически подписал контракт с новым клубом, но все равно спокойно заканчивал сезон в своей нынешней команде. У нас, наверное, на такое руководители смотрят по-своему.

– Сезон-2010 вы заканчивали в «Динамо», а в декабре перешли в «Рубин». Ссылка в дубль на физической форме не сказалась?

– Нет. Тем более в дубле были нормальные нагрузки, не сказал бы, что в физическом плане я что-то потерял. Плюс сыграл в одном матче. Тем же летом поехал на неделю в «Рубин», тренировался с казанцами.

– Громыко работает по индивидуальной программе. На нем, его форме эта ситуация скажется?

– Естественно. Пять месяцев – срок немалый. Но ничего, зимой он может быстро набрать форму. Тем более у Валеры нет никакой травмы. Есть футболисты, которые после тяжелых травм пропускают намного больше, не тренируются вообще. А он работает. И, думаю, если у него есть хороший вариант продолжения карьеры, то на сборах вернется на свой уровень. Тем не менее сложившаяся ситуация не очень хорошая. Футболиста вызывают в сборную, он был игроком основного состава в «Шахтере»… Все от этого страдают.

Из-за «проблем» с самоотдачей «Динамо» отправляло в дубль Александра Сулиму и Сергея Политевича, которые якобы недостаточно выложились в матче с «Неманом». Еще в опалу по разным причинам попадали Алексей Гаврилович, Глеб Рассадкин и нынешний тренер второго состава «бело-голубых» Артем Челядинский. Из-за нежелания продлевать контракт с минчанами месяц не играл Антон Сарока. Однако вернулся на поле и в первом же матче забил, а потом пролонгировал соглашение.

Ссылками в дубль игроков основы (в частности Дмитрия Мозолевского, Эдгара Олехновича, Александра Володько) в 2016 году занимались в БАТЭ. Александр Ермакович называл это «предоставлением игровой практики футболистам».

В общем, схожих историй достаточно, однако они отличаются от кейса Громыко важным нюансом: футболисты не занимались по индивидуальным программам и принимали участие в поединках, пусть и в первенстве дублеров. Поэтому на форме игроков такие ссылки особо не сказывались.

– Бьют ли такие ситуации по психологической устойчивости игрока? Все зависит от футболиста. Если игрок знает, что он соответствует какому-то уровню, знает, что сможет его сохранить и в дальнейшем, то, думаю, будет терпеть и работать дальше. Но у каждого своя психология. В моем случае я был уверен, что у меня получится. И свой шаг я делал осознанно.

– Но в любом случае играть даже за команду второй лиги лучше, чем тренироваться по индивидуальной программе.

– Конечно. Хоть какая-то игровая практика немаловажна. А если ты вообще не выходишь на поле, то потом будет тяжелее. Впрочем, примеры есть разные.

– Может, Громыко стоит поиграть в АЛФ?

– Все зависит от того, как он видит ситуацию. Одни одно говорят, другие – другое. Все нюансы знает только футболист, кто-то из его окружения и руководители клуба. Кто из них прав, сейчас тяжело сказать.

Громыко сейчас можно встретить на поединках «Шахтера» лишь в качестве зрителя. На тренировках ни основы, ни дубля он не появляется с июля.

Еще в середине августа опасения по поводу ситуации с полузащитников выражал главный тренер национальной сборной Михаил Мархель:

– По мне, ситуация крайне неприятная. Мы теряем перспективного молодого игрока. Конечно, я хотел бы, чтобы Валера играл. Если дело в том, что он не подписал новый контракт, то эта история не красит ни футболиста, ни клуб. От этого страдают все, а кроме того, и национальная сборная. Необходимо в кратчайшие сроки находить какой-то компромисс.

Пока же ни сборной, ни «Шахтеру» Валерий не помощник. А сможет ли он принести пользу потенциальным работодателям после столь длительного простоя? На эту тему в разговоре с корреспондентом «Трибуны» порассуждал Александр Лухвич, под руководством которого Громыко играл за дубль «Минска».

– Всей кухни в клубе не знаю, поэтому о сложившейся ситуации рассуждать не могу. Валера для себя так решил – значит, для него так будет выгоднее и удобнее. Не слишком ли резко поступило руководством «Шахтера»? Не буду никого судить, не владея всей информацией. Но, понятно, каждый ищет выгоду для себя. Наверняка футболист поговорил с агентом, руководство клуба решило поступить по-своему, ориентируясь на какие-то причины. Не просто же так они оставили без тренировок и матчей игрока, который совсем недавно выходил в майке национальной сборной против Германии.

– Такой длительный простой может сказаться на физической форме молодого игрока?

– Конечно. И скажется. Тренировки тренировками, а когда нет игровой практики, это отразится и в физическом плане, и в психологическом. Ущерб точно будет нанесен. Ведь никакая тренировка никогда не заменит игру.

– Тем более Громыко занимается по индивидуальной программе.

– Именно. Так что последствия будут.

– Какие навыки могут растеряться в таком случае?

– Думаю, физическое состояние ухудшится. Психологическое. У футболиста не будет такой уверенности, как была раньше, когда он играл в основном составе, забивал, отдавал передачи, вызывался в сборную. Но, в принципе, все это можно восстановить, когда ситуация наладится.

– Какой срок для этого нужен нужен?

– У каждого игрока по-своему. Когда спортсмен входит в игровой тонус, тогда быстрее набирается физическая форма. Понятно, что техника у Валеры не пропадет. Она если есть, то сохранится в любом случае.

– За месяц-два предсезонки можно все восстановить?

– Конечно.

– То есть полугодичный простой и отсутствие игровой практики – это не критично?

– Да, не критично, но Громыко все равно понадобится время для полноценного восстановления физического и психологического состояния. Хотя нынешние молодые игроки особо не переживают в подобных ситуациях.

Сам Громыко говорить о сложившийся ситуации отказывается, как и его агент Александр Перепечко. Однако о своих тренировках полузащитник рассказал:

– Руководство «Шахтера» дало мне тренера, а он, в свою очередь, дает задания. У меня по две тренировки в день – утром и вечером. Там и силовые упражнения, и беговые.

– За свою физическую форму не опасаетесь?

– Нет, за этим слежу. Возможно, что-то в плане игровой практики потеряю, но, думаю, потом наберу. Это не такая уж большая проблема.

В разговоре с «Трибуной» один из белорусских агентов поделился мнением о том, как потенциальные работодатели отреагируют на простой игрока. Может, вообще от него откажутся? Хотя на словах футболиста уже отправляли и в «Астану», и в российскую Премьер-лигу.

– Тем, кто его забирает, видимо, выгоднее продержать человека полгода без полноценных тренировок и матчей, - констатирует собеседник.

– Если нет гарантий заключения контракта с новым клубом, может ли потенциальный работодатель потерять интерес к футболисту?

– Если игрок переходит в чемпионат, где белорусы не считаются легионерами, думаю, вряд ли клуб откажется от своих притязаний.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов
Показать еще 54

Другие посты блога

Все посты