Tribuna/Прочие/Блоги/Контора пишет/В Беларуси топовый борец и топовая бегунья подвисли из-за допинга. Узнали, как у них дела

В Беларуси топовый борец и топовая бегунья подвисли из-за допинга. Узнали, как у них дела

Хотя Марина уже готовится к Олимпиаде-2020.

Автор — Дмитрий Руто
30 октября 2019, 14:16
5
В Беларуси топовый борец и топовая бегунья подвисли из-за допинга. Узнали, как у них дела

Арзамасова готовится к Олимпиаде, Грищенко уверяет, что ничего не принимал.

В августе и сентябре этого года в белорусском спорте вновь бомбанули скандалы, связанные с применением (пока что только возможным) запрещенных препаратов. В конце лета за нарушение антидопинговых правил Международная федерация легкой атлетики временно отстранила Марину Арзамасову, чемпионку мира-2015 года и чемпионку Европы-2014 в беге на 800 метров, участницу Олимпиад в Лондоне и Рио. А уже в начале осени стало известно, что из-за подозрений в применении запрещенных препаратов чемпионат мира по борьбе-2019 пропустит Кирилл Грищенко, взявший золотую медаль в греко-римской борьбе на II Европейских играх в Минске. Лучшим результатом спортсмена до этого была победа в международном турнире по греко-римской борьбе «Кубок Болата Турлыханова» в Казахстане в мае 2019 года.

«Трибуна» узнала, как продвигаются дела в отношении спортсменов, а также как живут Арзамасова и Грищенко, находясь в подвешенном состоянии.

Что за история у Арзамасовой?

Сезон у Марины Арзамасовой был насыщенным. В мае она приняла участие в чемпионате мира в эстафетах в Японии. Правда, некоторые скептически относились к поездке бегуньи в Йокогаму и говорили о несоблюдении спортивного принципа при отборе белорусских спортсменов для участия в ЧМ. Так или иначе, турнир для Марины, бежавшей 2х2х400 м в паре с Александром Василевским, получился посредственным – пятое место.

Зато на Европейских играх-2019, которые сама Марина определила для себя главным стартом в сезоне, удалось взять медаль – серебро по итогам выступления сборной Беларуси.

Но уже в конце лета Арзамасовой пришлось отправиться в вынужденный отпуск – из-за подозрений в применении допинга.

Как отреагировали в БФЛА?

Новость об отстранении 31-летней бегуньи шокировала многих. В том числе председателя Белорусской федерации легкой атлетики Вадима Девятовского, который уже спустя сутки после появления пренеприятнейшего известия высказал свою точку зрения на ситуацию:

– Для нас эта новость – как гром среди ясного неба! Марина пока приходит в себя, по-человечески понимаем ее. Тяжело выдержать такое обвинение. Но она сильный человек. Нужно время, и она объяснит свою позицию. Хотим вместе с ней разобраться в том, что произошло.

Функционер говорил, что не верит в то, что Марина могла умышленно принимать допинг, и призывал подождать. Чего? Арзамасова написала письмо в комитет при Международной ассоциации легкоатлетических федераций с просьбой вскрыть пробу «В», так как результаты пробы «А» предварительные. Об этом же говорил и председатель антидопинговой комиссии БФЛА Александр Бут-Гусаим.

Спортсменка пропустила чемпионат мира в Дохе, хотя, по словам главного тренера сборной Беларуси Юрия Моисеевича, участие Арзамасовой в ЧМ не планировалось изначально.

Какой препарат был обнаружен в организме Арзамасовой?

В организме Марины был обнаружен анаболический агент лигандрол (LGD-4033). Помимо белоруски в применении этого вещества примерно в то же время обвинили 30-летнюю южноафриканку Карину Хорн, специализирующуюся в беге на короткие дистанции, и 23-летнего метателя копья из Греции Иоанниса Кириазиса. Согласно характеристике, анаболический агент лигандрол (LGD-4033) применяется для увеличения мышечной массы и сил, а также снижения жировой прослойки. Изначально LGD-4033 разрабатывался как средство для восстановления после травм, уменьшения атрофии мышц у людей с мышечной дистрофией и пожилых людей. Сейчас препарат активно используется бодибилдерами и теми, кто хочет улучшить физическую форму. Когда применяла препарат спортсменка и делала ли это вообще, пока вопрос.

Чем занимается Арзамасова в ожидании вердикта?

После громкой новости прошло уже больше двух месяцев, а о каких-то подвижках по делу Арзамасовой не слышно. Недавно Девятовский рассказал, что в Беларуси ждут результатов вскрытия пробы «В».

– Если все подтвердится, надо понять, как вещество попало в ее организм. Это самая главная задача. Надеюсь, в ближайшее время найдутся ответы, которые объяснят происхождение положительной допинг-пробы. Арзамасова уже сказала, что это невозможно, что умышленного приема не было. Значит, надо найти причину и объяснить эту причину.

По просьбе «Трибуны» Марина рассказала, чем сейчас занимается и как переживает не самые приятные в своей жизни недели.

– Сейчас идет разбирательство, расследование. Работаем в этом направлении. В какие сроки будут результаты? Никто нам ничего не говорит.

– Такое положение дел вас не угнетает, не давит?

– Нет, в принципе. У меня есть своя правда, свое четкое понимание ситуации.

– То есть вы со спокойной душой и уверенностью ждете результатов пробы «В», которые должны доказать, что обвинения в ваш адрес безосновательны?

– Нет, вы немного неправильно поняли меня. Мы ждем расследования, ответов на вопросы, откуда возникли обвинения и подозрения в мой адрес уже после вскрытия пробы «А». Но пока ничего конкретного сказать не могу.

– Чем вы сейчас занимаетесь?

– Несмотря на то, что сезон окончен, продолжаю тренироваться, заниматься своими делами. И не просто поддерживаю форму, а готовлюсь к Олимпийским играм в Токио.

– Значит, уверенность в благополучном исходе расследования у вас есть?

– Как уже сказала, ждем результатов. Я же просто стараюсь жить своей полноценной жизнью. Что касается поддержки окружающих, то те, кто владеет информацией о ситуации, конечно, поддерживает. А для тех, кто просто находится рядом, я всегда буду тем же человеком, которым была вне зависимости от результатов в спорте, побед или неудач. Всегда человеческие отношения находятся на первом плане.

Девятовский: «Ошибки при проведении анализов редки»

В очередной раз прокомментировал ситуации и Вадим Девятовский, который, будучи спортсменом, на себе испытал в том числе и необоснованные обвинения в употреблении допинга и вместе с Иваном Тихоном через суды два года доказывал чистоту результатов на Олимпиаде в Пекине. В 2008 году, напомним, в метании молота Девятовский взял серебро, а Тихон – бронзу.

Сейчас председатель БФЛА намерен добраться до истины в деле Арзамасовой.

– До вынесения окончательного решения, до завершения всех разбирательств обычно рекомендуется не обсуждать этот вопрос в публичном поле. Понятно, тема важная, она интересует и журналистов, и болельщиков Марины. Но, в целом, все комментарии даются уже после объявления решения.

Процедурные моменты не так важны. Куда более важно то, что мы верим Марине в ситуации, в которой она оказалась. А сколько анализируется проба «В» – это второстепенный вопрос.

– Какая-то поддержка, в том числе моральная, со стороны БФЛА Арзамасовой оказывается?

– Еще раз отмечу: мы спортсменке верим. Это самое главное. Но в данной ситуации мы обязаны соблюдать нейтралитет. Комиссия БФЛА должна проводить расследование беспристрастно.

На пресс-конференции, касавшейся сложившейся ситуации, я отмечал, что Марина очень много раз проходила внесоревновательный допинг-контроль – и всегда все было в порядке. Да и учитывая опыт спортсменки, профессиональный стаж, слабо верится, что она может самостоятельно принимать допинг.

У нас есть три версии. Первая – это ошибка лаборатории. Вторая – Марина принимает препараты, где в аннотации не указаны запрещенные вещества, но они в препарате содержатся. Это уже на совести производителя. И третья – это провокация. Просто хотят устранить спортсмена. Хотя мы всегда всем говорим, что нужно максимально проявлять бдительность, быть внимательным, зная, что в спорте возможно все. А что касается приема пищи, так там вообще все нужно проверять по сто раз.

– Какова вероятность, что в случае с Мариной действительно была допущена ошибка при проведении анализов в лаборатории или при заборе допинг-проб?

– Такие эпизоды, ели честно, очень редки. Да, есть случаи, когда проба «В» не совпадает с пробой «А». Или, как в моем случае, когда шло разбирательство после Олимпиады в Пекине. Там были допущены ошибки при проведении анализов. Могу рассуждать об этом достаточно компетентно, потому что прошел это от и до. Тем не менее, повторюсь, такие случаи крайне редки. Хотя и исключать это тоже не стоит.

Спортсменка уровня Марины сдает анализы постоянно, десятки раз за год. На соревнованиях и вне турниров. И никогда не было вопросов. Мы Арзамасовой верим.

Не знаю, как вам прокомментировала ситуации бегунья, но я в любом случае хочу пожелать ей, чтобы она набралась терпения, боролась и искала истину. По себе знаю, как это тяжело. Тем не менее мы настроены, чтобы максимально объективно и подробно разобраться с этим. И сейчас с выводами спешить нельзя.

– Марина говорила, что она продолжает тренироваться, готовиться к Олимпийским играм. Вы также рассчитываете на нее в Токио?

– Это яркий показатель того, что Арзамасова уверена в себе. Человек, который принимал допинг, которого словили, вел бы себя по-другому. Марина верит в то, что мы разберемся, поэтому и продолжает тренироваться, оставляя за собой шанс вернуться в большой спорт. Такое поведение спортсменки вызывает дополнительное доверие к ней и веру в то, что истина будет найдена. И эта истина позволит Марине выступить на Олимпийских играх.

А если все-таки ошибки нет, что грозит Арзамасовой?

Девятовский заметил, что такой вариант в БФЛА даже не рассматривают. Но если все-таки вина бегуньи будет доказана?

– В случае, когда спортсмен впервые попадается на допинге, доказывается то, что препарат принимался осознанно, то следует самое строгое наказание в таком случае – дисквалификация на четыре года.

Сейчас Арзамасовой 31 год. Если нынешние разбирательства завершатся не в пользу белоруски, отстранения фактически будет означать завершение профессиональной карьеры.

Что происходит с борцом Грищенко?

О том, что Кирилл Грищенко именно из-за допинга пропустит чемпионат мира по борьбе в Нур-Султане, где также разыгрывались лицензии на Олимпиаду-2020, стало известно благодаря программе «Итоги недели» на телеканале «Беларусь 5» в середине сентября. Старший тренер национальной команды Николай Богданенок рассказал, что у чемпиона II Европейских игр по греко-римской борьбе в весе до 130 кг в организме найден запрещенный препарат. В связи с этим в команде началось внутреннее расследование.

Как отреагировали в Белорусской федерации борьбы?

Ситуация с Грищенко куда более запутанная, нежели инцидент с Арзамасовой.

По некоторым сведениям, сразу после ЕИ Кирилл сдал положительную пробу, но широкой огласке этот факт не придавался и держался в тайне. Однако когда в заявке сборной Беларуси на ЧМ не оказалось лидера команды Грищенко, возникли соответствующие вопросы. Ситуацию прокомментировали Богданенок в телеинтервью, а также пресс-секретарь Министерства спора и туризма Владимир Нестерович.

– Борец греко-римского стиля подозревается в употреблении запрещенных препаратов. По этому поводу начали разбирательство на международном уровне. На период разбирательства он отстранен от участия в соревнованиях. Это было решение нашего тренерского состава. Пока держим паузу, ждем, когда все это завершится. Поскольку в истории неоднократно были случаи, когда первоначально появлялась информация, что уличен в употреблении, потом проводилось разбирательство и оказывалось, что это не так, – сказал Нестерович.

Вместо Грищенко на чемпионате мира должен был выступить второй номер сборной Иосиф Чугошвили. Но и его, участника Олимпиады в Лондоне, от команды «отцепили» – за нарушение дисциплины.

На ЧМ в Казахстан планировали отправить Сергея Стародуба, победившего в августе на мемориале Олега Караваева. Но и этот борец никуда не поехал. Богданенок в интервью «Трибуне» заверил, что это никак не связано с допинг-пробами, а дело все в травме.

В Нур-Султане выступили Александр Грабовик (98 кг) и малоопытный Павел Рудаков (130 кг). Ни один из них не смог добраться до пьедестала.

Какой препарат был обнаружен в организме Грищенко?

О том, какой препарат якобы принимал борец, достоверно неизвестно. В федерации борьбы свет на ситуацию не проливают. Тренерский штаб сборной лишь констатировал, что препарат достаточно «древний». Такой допинг использовали еще в 70-е годы. А для достижения нужного эффекта его нужно употреблять в сочетании с другим препаратом. Интересно, что в организме Кирилла нашли лишь «первую часть» всей субстанции.

В федерации уверены, что борца подставили.

Нередки случаи, когда борцы применяли запрещенные препараты при сгонке веса. В начале нынешнего года из-за этого были дисквалифицированы чемпион Беларуси по греко-римской борьбе Андрей Соловей (на четыре года) и самбист Эдуард Муравицкий (на два). У обоих в организме был обнаружен фуросемид. Вот только один нюанс – сгонять вес и без того «недовеску» Грищенко совершенно нет смысла. Перед ним чаще стоит задача вес набрать.

– Для меня набрать вес – это настоящая проблема. Почти всегда на всех турнирах я недовесок. Когда у нас была весовая категория 120 килограммов, мой начальный вес был 100. Получалось набрать до 105-110 килограммов. Потом, когда перешел во взрослый спорт и почти набрал 120, в нашем виде изменили весовые категории – теперь это 130 килограммов. И снова то же самое, – говорил Кирилл.

Чем сейчас занимается Грищенко?

Как писал «Прессбол», внутреннее расследование в команде может означать, что кого-то подозревают «в содействии». Такая же ситуация была и в случае с таэквондистом Арманом-Маршаллом Силлой, у которого за несколько дней до вылета на Олимпиаду в Бразилию в крови был обнаружен мельдоний, концентрация которого превышала допустимую норму в три раза. Силлу дисквалифицировали на четыре года.

Что касается Грищенко, то, по словам Богданенка, разбирательства до сих пор ведутся.

– Пока никакого решения не принято. А когда подведут какие-то итоги, даже не знаю. Как проходит разбирательство? Нас, по одному-два человека, вызывают в белорусское антидопинговое агентство, задают вопросы, все выясняют. Я по-прежнему уверен, что Грищенко не мог сам принимать этот допинг. Это какая-то диверсия.

По словам врача сборной Беларуси Александра Яковлева, в конце нынешнего октября, то есть на днях, все разбирательства должны завершиться, и будет вынесено решение.

В отделе расследования и управления результатом Национального антидопингового агентства комментировать ситуацию с Грищенко отказались, сославшись на то, что не могут разглашать конфиденциальную информацию. Заместитель директора агентства Вадим Грабовский отметил, что НАДА дело Кирилла не ведет, расследованием занимается Всемирное антидопинговое агентство. И только оно вправе давать какие-то комментарии.

Сам спортсмен много говорить тоже не хочет, но при этом надеется, что все разрешится в его пользу.

– Пока возможности говорить о сложившейся ситуации, наверное, нет. Решений не принято, расследование идет. Но однозначно могу сказать так: лично я точно ничего не принимал. Для меня новость о допинге была таким же шоком, как и для всех остальных. Очень большое удивление. Да и, по сути, принимать запрещенные препараты в такие сроки – за полмесяца до Европейских игр – было бессмысленно. А что за препарат? Пока не буду говорить. Не знаю, чем завершится расследование, но надеюсь, конечно, что все будет хорошо. Но хочу еще отметить один момент. После окончания «Кубка Болата Турлыханова» 28 мая я уже сдавал допинг-пробу. И, как показали результаты, был чист, – сказал Грищенко.

Если вина Грищенко будет доказана, что грозит спортсмену?

В таком случае Кирилл будет дисквалифицирован на четыре года.

Только, в отличие от Арзамасовой, такое наказание для борца не станет приговором. 23 июля Грищенко исполнилось 28 лет, и вернуться в большой спорт, в случае чего, он сможет в 32.

Как заметил двукратный чемпион мира по греко-римской борьбе Алим Селимов, 32 года – это зрелый возраст для борца. Бывало, что и в 35 люди выигрывали чемпионаты мира и Европы. Но, конечно, все зависит от состояния здоровья спортсмена.

Другие посты блога

Все посты