Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Пьянка перед матчем, странные игры (говорят не про все), бездействие руководства. Что творилось в «Нафтане» в 2017 и 2018 годах

Пьянка перед матчем, странные игры (говорят не про все), бездействие руководства. Что творилось в «Нафтане» в 2017 и 2018 годах

Жесткие откровения бывшего главного тренера команды из Новополоцка.

Автор — Дмитрий Руто
1 февраля 2020, 06:15
51
Пьянка перед матчем, странные игры (говорят не про все), бездействие руководства. Что творилось в «Нафтане» в 2017 и 2018 годах

Жесткие откровения бывшего тренера Новополоцка.

Очередное дело о договорных матчах до сих пор активно обсуждается всеми, кто так или иначе связан с белорусским футболом. В списке «нечестных» игроков – 35 фамилий. Среди них хватает футболистов, в то или иное время выступавшие за «Нафтан». Алексей Сучков, Игорь Лисица, Александр Юдицкий, Дмитрий Харитонов, Андрей Штыгель, Артем Теплов, Игорь Холодков и Анатолий Жуков дисквалифицированы на разные сроки и получили штрафы разной величины.

В отношении Ярослава Богунова, Захара Волкова, Дмитрия Харитонова и Анатолия Жукова уголовное преследование прекращено в связи с деятельным раскаянием и на основании закона об амнистии.

Также названы три матча с участием «Нафтана», которые попали под подозрения. Прошли они в сезонах-2017, 2018 и в 1/8 финала Кубка Беларуси-2017/18.

На самом же деле в то время в новополоцком клубе происходило много странных вещей. О них в откровенном интервью рассказал Александр Трайдук. В 2017 году он входил в тренерский штаб Олега Сидоренкова, а 30 января 2018-го возглавил команду, правда, уже в середине июня написал заявление об отставке.

На предложение корреспондента «Трибуны» поговорить о кубковом матче «Нафтан» – «Крумкачы» специалист откликнулся моментально, при этом заметив, что поговорить стоит и о других странных, на его взгляд, поединках. Но начал Трайдук, ныне работающий тренером в детском отделении ФК «Нафтан», свой рассказ с воспоминаний о том, как и почему покинул пост главного тренера команды.

– Где-то в интернете я прочел статью, в которой говорилось, что якобы «Славия», которой мы проиграли в июне 2018 года в Новополоцке 0:1, «заставила» Трайдука написать заявление на увольнение. Меня никто не заставлял, я сам написал заявление. Потому что видел, что в «Нафтане» ситуация критическая. Уйду либо я, либо два моих помощника.

Как-то читал интервью Олега Дулуба, который сказал, что тренер в команду обязательно должен приходить со своими помощниками. Полностью с ним согласен. Я ушел из «Нафтана», потому что видел, что дальше нет смысла работать. Футболисты в играх не выкладывались. Не могу утверждать, «сливались» матчи или нет, но было очевидно, что игроки находились под влиянием двух моих помощников.

– Помощники были замешаны в договорных матчах?

– Говорить на сто процентов не буду, но один из них, как вы знаете, объявлен персоной нон грата в белорусском футболе. Это Алексей Сучков. Доказали, что он причастен.

– Почему же вы изначально начали работать с этими людьми?

– Когда в 2018 году мне предлагали должность главного тренера «Нафтана», я сказал, что буду работать только со своими помощниками, на что руководители клуба мне ответили: «Работай, тебе будет оказана максимальная поддержка. Но помощниками будут Поклад и Сучков». Я был категорически против такого симбиоза, знал, что из этого ничего не получится. Но в итоге принял условия клуба, что уж теперь жалеть.

– В начале разговора вы сказали, что готовы пообщаться не только о матче «Нафтан» – «Крумкачы», но и о других странных поединках. Их много?

– Сразу оговорюсь, что те матчи, о которых скажу, только по моему мнению подозрительные. Не утверждаю, что они  на 100 процентов договорные.

Был такой случай. Мы играли с «Гранитом» в Новополоцке на синтетическом поле (второй тур чемпионата-2018 – Tribuna.com), выигрывали 1:0, оставалось минут 5-7 до конца матча. Случился необязательный фол у наших ворот. Я слышу, что со стороны скамейки запасных «Гранита» от одного из тренеров звучит команда: «Бей на «Теплого» (Теплова – Tribuna.com)!» Идет подача, из-за Теплова выскакивает игрок «Гранита» и забивает. В том эпизоде мог побороться за мяч и наш защитник, и вратарь. Но мяч залетел в ворота, счет стал 1:1 (Ижаковский забил на 80-й минуте – Tribuna.com).

Когда на базе был разбор того матча, я сказал, что два наших больших игрока в том моменте должны были располагаться в створе ворот, чтобы прерывать верхнюю передачу. На видео же увидел, что Жуков и Холодков находились в стороне. Спросил у них, почему они стояли в углу штрафной вместо того, чтобы действовать в створе. Жуков мне ответил: «Нам Теплов сказал идти отсюда». Он их выгнал, чтобы освободить зону. А сам отпустил игрока, который и забил мяч. Что тут комментировать. Все очевидно.

В «Нафтане» очень большое влияние на футболистов имел и Алексей Сучков. Когда перед сезоном шла селекционная работа, он мне пытался «закачать» состав. Навязать того же Горбачева, того же Козлова. То есть весь бомонд, который сейчас «прославился». Я пытался бороться с этим, не хотел, чтобы они были в команде, но все-таки кое с чем пришлось согласиться. Например, Холодков остался в «Нафтане». Сучков уговаривал меня, заверял, что этот парень поможет.

– А что вы скажете непосредственно по матчу «Нафтан» – «Крумкачы», который называют подозрительным?

– Если вспомнить тот матч, многое становится очевидным. Например, Лисица постоянно пытался сбить соперника в штрафной. Не знаю, как футболист устоял, ведь Лисица откровенно валил его сзади по ногам. И в матче, видимо, не все до конца срабатывало. В каком плане? Вышел молодой игрок «Нафтана» Колесник, сравнял счет на 72-й минуте. Он, видимо, не владел всей ситуацией, забил мяч. Надо было что-то менять, ломать. И некоторые футболисты уже откровенно чудили, фолили.

Когда осенью 2019 года меня вызывали в Следственный комитет, показывали этот матч. Но еще раньше, когда мы с тренерским штабом «Нафтана» разбирали поединок, я Олегу Сидоренкову говорил, что это чистая мутня.

– На 84-й минуте Горбачев заработал пенальти, сфолил на Бегунове.

– Это пенальти. Но еще до этого был момент, когда Горбачев откровенно валил соперника, но судья не просвистел – видимо, потому что «Гранит» мяч сохранил. Плюс был эпизод, когда по левому флангу бежал Богунов, а рядом с ним – Козлов. Игрок «Нафтана» даже не пытался остановить соперника, спокойно его отпускал.

– Пенальти, о котором мы уже говорили, Филипп Иванов не реализовал. Все могли пойти не по плану «нечестной игры»?

– Не думаю, ведь игроки все равно шли на последний шаг – откровенно фолили.

– 11-метровый отразил вратарь Семенов. Значит, он вряд ли был в курсе возможного проведения договорного матча?

– Уверен, он был не при делах. В противном случае он бы «заглотил» этот пенальти.

– Вы сказали, что вас вызывали в Следственный комитет.

– Да, осенью. Рассматривали матч с «Крумкачамi», но больше всего вопросов мне задавали по матчу «Лида» – «Нафтан» (12 мая 2018-го – Tribuna.com). Мы тогда играли на выезде, уступили 0:1. Безобразная игра. Футболисты на поле ничего не делали, и, честно говоря, хорошо, что «Нафтан» пропустил всего один мяч. У «Лиды» было предостаточно моментов, но просто футболисты не могли их реализовать. А так случалось, что игроки «Нафтана» даже не пытались прерывать передачи, отпускали соперников. И такие действия подталкивали к мысли, что что-то здесь нечисто. Или, например, идет подача за спину Жукову, а он просто разворачивается и наблюдает, что делает соперник. Оппонент, правда, бил мимо ворот. Но все равно таких моментов было предостаточно.

– Почему же вы, видя все это, не ушли из «Нафтана»?

– Так я ушел, но чуть позже, когда увидел, что дальше в команде находиться просто невозможно. Тогда «Нафтан» был не в самой критической ситуации, мы были в середине таблицы и от третьей команды отставали на три-четыре балла. Мы могли бороться за бронзу. Но после матча со «Славией» ушел.

Незадолго до этого поединка произошел случай, который сильно повлиял на мое решение. В июне у нас был спаренный выезд. Сначала, девятого числа, мы играли с «Химиком», а через два дня должны были играть с мозырским «Монтажником» в Козенках во втором квалификационном раунде Кубка («Нафтан» победил – 0:0, 4:1 по пен. – Tribuna.com). После этого, уже 16-го, – со «Славией» дома. Решили так: сыграть в Светлогорске, переночевать там и поехать на Кубок. Так вот, сыграли мы с «Химиком» 2:2, а на следующий день у одного из тренеров (Сучкова – Tribuna.com) был день рождения. Мне говорят: «Николаевич, пойдем отметим». Я отвечаю: «Послушай, дорогой, давай мы сначала отыграем этот выезд, а уже потом, когда вернемся, всем коллективом соберемся и поздравим тебя». Но было принято совершенно другое решение. Уже после игры на отбое футболистов вовремя не было, когда же они пришли, были в совершенно разобранном состоянии. Скажем откровенно, они были пьяны. На следующий день я устроил зарядку, 20-минутную пробежку в быстром темпе, встрясочку, чтобы выгнать всю лабуду из организма. После чего подошли ко мне тренеры: «Ну что, Николаевич, пойдешь [отмечать]?» «Нет, и попрошу футболистов не трогать». Обед у нас был намечен на два часа, но пришел только Шугунков. Больше никого не было, потому что народ праздновал день рождения тренера. Я позвонил некоторым и сказал, чтобы они немедленно пришли на обед. Народ пришел навеселе. И это учитывая то, что завтра днем играть в Кубке. Люди посидели, обозначили себя на обеде. Когда я сказал, что всем нужно идти в гостиницу, один из тренеров предложил футболистам пойти дальше отмечать. И все послушались его. Я позвонил руководству клуба, рассказал о ситуации. Обозначил, что команда игнорирует мои указания, правят балом два помощника. Я поставил ультиматум: если не будут приняты решения, то уйду либо я, либо уйдут они.

На отбой все пришли в разное время. И вы сами понимаете, в каком состоянии. Снова набрал руководству и сказал: «Это дело нужно зафиксировать, вызвать милицию. А то я знаю, что они приедут в Новополоцк и пойдут на попятную, все будут отрицать». Милицию сказали не вызывать, а то будет нешуточный резонанс. Согласился. Но в остальном получилось так, как я и предполагал. В Новополоцке написал служебную записку на имя председателя клуба, а футболисты к тому времени уже были подготовлены, подговорены. Им была дана установка ничего в объяснительных не писать, мол, главный тренер все равно ничего не докажет. Все спустили на тормозах, и я понял, что мне пора уходить. После матча со «Славией» написал заявление и ушел.

– Давайте вернемся к договорным матчам. Свои подозрения председателю «Нафтана» Леониду Подлипскому излагали?

– Да, подходил и рассказывал то, что произошло в поединке с «Гранитом», то, что я слышал своими ушами. Что Подлипский? Он говорит: «Мы доказать можем? Для этого нужны серьезные доказательства, стопроцентные, чтобы обвинять человека».

– Интересно, что этот матч в списке подозрительных не фигурирует. Там есть поединки с «Крумкачамi», с «Лидой». А еще с брестским «Динамо» в 11-м туре чемпионата Беларуси-2017. Тогда «Динамо» победило дома 2:0. Что скажете по этому матчу?

– Честно говоря, не очень хорошо его помню, поэтому ничего сказать не могу.

– Недавно Петр Качуро говорил, что фамилию Сучкова в контексте нечестных матчей он слышал уже несколько лет. А что скажете вы?

– Был такой случай. Как-то мы играли с «Торпедо-БелАЗ», командой еще руководил Игорь Криушенко. Была какая-то сцепка на поле между футболистами. Криушенко выскочил на бровку, начал выражаться в сторону Сучкова. После игры я подошел к тренеру и говорю: «Послушай, Игорь, а почему ты в таких резких тонах начал кричать?» На что мне Криушенко ответил: «Саня, ты не знаешь, что он в Жодино творил». Что тренер имел в виду, не знаю. Может, имел в виду как раз и участие в договорных матчах. Честно, не стал вдаваться в подробности.

– Во второй волне «договорняков» помимо Сучкова немало фамилий и других игроков «Нафтана». Удивило ли вас их появление в списке обвиняемых?

– Еще летом 2019 года узнал, что в Следственный комитет вызываются такие-то и такие-то футболисты, связанные с «Нафтаном». Я был в шоке, когда услышал фамилию Юдицкого. Дело в том, что этого товарища я воспитывал, когда ему было еще 10-12 лет. Его возили из Миоров, где он жил, на тренировки ко мне. Потом взял его в дубль «Нафтана». То есть фактически вел его по футбольной жизни. Затем Юдицкий оказался в Светлогорске, но я его позвал в «Нафтан», когда стал главным тренером. И, честно скажу, сейчас в шоке от его действий. Не знаю, как вообще охарактеризовать этого человека, не могу объяснить. «Пробитый» человек. Там ни совести, ни чести – ничего не осталось.

– Игорь Лисица, как и Юдицкий, получил три года дисквалификации и штраф в 300 базовых величин.

– По Лисице ничего не могу сказать. Знаю, что Сидоренков позвал его, когда «Нафтан» еще был в высшей лиге. Парень тренировался, как все, на футбольном поле был одним из лидеров. Но, честно, ничего плохого о Лисице сказать не могу.

– Годичную дисквалификацию и штраф в 100 базовых получил Дмитрий Харитонов.

– Вратарь принадлежал «Витебску», играл в аренде в «Орше». Но как-то председатель «Нафтана» вызвал меня и сказал, что есть такой голкипер, к нему стоит присмотреться и решить, подойдет он нам или нет. По работе к нему не было вопросов. Хотя некоторые пропущенные мячи все-таки вызывали определенные подозрения. Когда летит мяч, каждый вратарь должен до конца стараться его вытащить, зацепить. А Харитонов очень много мячей просто сопровождал взглядом, когда реально можно было выручить команду. Таких попыток с его стороны не было.

– Еще один наказанный – Андрей Штыгель.

– Думаю, он попал под влияние лидеров.

– Артем Теплов, на которого как раз играли в матче с «Лидой».

– Это особый экземпляр. Он на своей волне. Его больше интересуют [букмекерские] конторы. Если честно, изначально даже и не мог сказать, что он как-то способен повлиять на результат матча. Но, оказывается, он один из…

– Игорь Холодков.

– Даже не знаю, что сказать. Единственное, то, что я видел в «Полоцке», и то, что увидел в Новополоцке, – это два совершенно разных человека. Впрочем, думаю, Холодков попал под влияние ветеранов. А это Сучков, Горбачев, Лисица и Козлов.

– Вы говорите «два совершенно разных человека». Поясните.

– Так можно сказать не только о Холодкове. Футболисты выполняли немаленькие нагрузки, но им хотелось поменьше тренироваться, даже возмущались. И, насколько слышал, кто-то им пообещал, что если Трайдука «свалят», то тренировки будут один раз в день, в щадящем режиме.

– То есть они вас «сливали»?

– Думаю, да.

– Дисквалифицирован и Анатолий Жуков.

– Знал его еще по этапу в «Полоцке». Мне казалось, что это достаточно порядочный человек. Кто-кто, а он бы на это [участие с договорных матчах] никогда бы не пошел. Но, как оказалось, я ошибся.

– При вас играл еще Ярослав Богунов, но он освобожден от уголовной ответственности.

– Он играл за «Нафтан» в высшей лиге, но ничего о нем не могу сказать. Помню, все им восхищались, говорили, что это талантливый, быстрый и техничный футболист, но в Новополоцке он своих качеств не проявил.

– Его появление во второй волне «договорняков» удивило?

– Вы знаете, я думаю, он мог быть в числе лидеров, вместе с Сучковым, Горбачевым и другими игроками, которые всем и заправляли.

– Много шума наделало появление в списке замешанных в договорных матчах Захара Волкова.

– Да, очень много мнений по нему ходит. О Захаре ничего плохого сказать не могу. Ни в плане тренировок, ни в плане самоотдачи во время матчей. Видимо, он попал под влияние. И слышал, что у него [была] тяжелая жизненная ситуация. В Новополоцке, вроде, говорили, что у родителей были какие-то проблемы.

– Парень оказался не в том месте не в то время?

– Можно сказать и так. Хотя сейчас многие списывают на то, что в «Нафтане» несколько месяцев не платили зарплату. А нужно было семьи кормить, кредиты платить. Может, и это повлияло каким-то образом на всю ситуацию.

– Качуро предполагал, что костяк команды мог оказывать давление на Волкова. Если он принимает их условия, то будет играть. В противном случае не выйдет на поле. Такое возможно?

– Нет. От Сидоренкова, например, я никогда не слышал, не видел, чтобы Захара как-то ущемляли. Я сам даже иногда высказывал мнение, что парень молодой, его стоит попридержать, дать ем отдохнуть. Но Олег выпускал его на поле, к нему было полнейшее доверие. И Захар оправдывал его.

А давление на Волкова со стороны тех, кто заправлял нечестными делами в «Нафтане», – такого я не замечал. Знаю, что после матчей собиралась определенная группа футболистов, но Захара в ней, по-моему, не было.

– По-вашему, Волкова заслуживает наказания? Глава АБФФ Владимир Базанов говорит, что игрок будет отстранен.

– Ну, отстранят его от матчей в Беларуси, он соберется и поедет в Литву к Алексею Баге. И что дальше? Руководству АБФФ решать. Но наказание, наверное, какое-нибудь должно быть все равно. Может, в виде штрафа. С другой стороны, правильно говорит Байдачный, что закон для всех один. Если наказывать одного или двух, то нужно наказывать всех. Просто нужно разобраться в мерах наказания.

– Вы говорили, что приходили к Подлипскому со своими предположениями относительно нечестных матчей. Как думаете, председатель «Нафтана» не был в курсе всех этих дел?

– Если бы я знал, сказал бы. Но как я могу утверждать то, что не знаю? Думаю, вряд ли. Неужели председатель клуба за три копейки будет совершать такие поступки? Не верю.

– Названные вами выше фамилии, случаи якобы нечестной игры – все это основано на ваших предположениях или есть факты?

– Утверждать не могу, все это мои предположения. Это чисто мое мнение по тому, что я видел. Никому его не навязываю.

– Как думаете, почему «Нафтан» так часто фигурирует в делах о договорных матчах?

– Первоочередная причина – задержки зарплат. Если бы платили вовремя, меньше было бы желания поступать нечестно. А совесть и честность людей... Как по мне, руководству «Нафтан» нужно было давно разобраться с игроками. Когда встал вопрос по Светлогорску, нужно было резать по живому. И ничего бы страшного потом не было бы. Убирать Холодкова, на которого я писал служебную записку, Теплова, других людей. То есть практически всю обойму, которая сейчас всплыла во второй волне «договорняков».

К слову, в «Нафтане» меня сразу же не убрали, просто перевели в помощники главного тренера. А на мое место назначили Поклада. Сделали рокировку. И Поклад мне сказал: «Ты же понимаешь, что должен уйти? Ты понимаешь, какое к тебе отношение футболистов после того, как ты их начинал убирать? Уходи вовсе из тренерского штаба». Но Подлипский сказал, что он будет решать, кому уходить, а кому остаться.

– Скажите, почему вы решили дать такое откровенное интервью?

– Честно, ждал, когда мне позвонят. И для себя решил, что такую информацию прятать просто невозможно.

– Впереди – суды. Вы будете на них присутствовать?

– Если честно, у меня нет никакого желания смотреть на эти лица. Для меня это люди, отрезанные от общества.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов
Показать еще 51

Другие посты блога

Все посты