Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/«Нужны даже не миллионы, а миллиарды, все ложится на плечи государства». Экс-министр спорта Беларуси – об Олимпиаде с Украиной

«Нужны даже не миллионы, а миллиарды, все ложится на плечи государства». Экс-министр спорта Беларуси – об Олимпиаде с Украиной

Александр Григоров видит в этой идее немало трудностей.

Автор — Дмитрий Руто
18 февраля 2020, 19:40
19
«Нужны даже не миллионы, а миллиарды, все ложится на плечи государства». Экс-министр спорта Беларуси – об Олимпиаде с Украиной

Александр Григоров видит немало трудностей.

Об идее провести в Беларуси и Украине совместную Олимпиаду активно заговорили во вторник. Сперва мыслью поделился премьер-министр соседней страны Алексей Гончарук, позже идею поддержал министр культуры, молодежи и спорта Украины Владимир Бородянский.

Белорусская сторона не против такого варианта. Тем более еще в октябре 2019 года на Форуме регионов в Житомире Александр Лукашенко во время встречи со своим украинским коллегой Владимиром Зеленским обсуждал такой вариант проведения главных Игр четырехлетия.

Идея совместной Олимпиады нашла отклик у общественности. Есть люди, которые поддерживают такой шаг глав государств, а есть и те, кто с нескрываемым скепсисом относится к совместным Играм. Для чего вообще нужна Беларуси и Украине Олимпиада? С какими проблемами могут столкнуться страны при подготовке к соревнованиям? Турниры по каким видам спорта способна принять наша страна? Об этом и не только «Трибуна» поговорила с Александром Григоровым, который с 2005 по 2009 годы занимал пост министра спорта и туризма Республики Беларусь. Сейчас профессор и заслуженный тренер БССР работает заведующим кафедрой физического воспитания и и спорта БГАТУ.

– Сразу спрошу прямо: насколько реализуема идея проведения в Беларуси совместной с Украиной Олимпиады?

– Для начала давайте немного отвлечемся. Стоит сказать, что социальное значение спорта колоссальное. Те принципы, которые высказывал Пьер де Кубертен, мол, спорт вне политики, уже не имеют под собой никакого основания. Да, соревнования проводятся для спортсменов в первую очередь, но все равно выводятся неофициальные командные зачеты, звучат государственные гимны на турнирах. Так что спорт – это еще и часть политики. Поэтому проведение Олимпиады для любой страны очень престижно.

Но для того, чтобы реализовать эту идею, нужно учитывать несколько составляющих. Первое – волеизъявление людей. Второй момент – волеизъявление руководителей. Благодаря инициативе нашего президента и руководителей НОК в Беларуси прошли Вторые Европейские игры.  Будем говорить, прошли хорошо. И они сыграли добрую роль среди всего населения – народ пошел на стадионы, в залы, спорт всех заинтересовал. Третья составляющая – возможности. Если обратиться к тем же ЕИ, то Баку на них затратил полтора миллиарда долларов, а мы – в районе 500 млн. Почему? Потому что у нас была подготовлена инфраструктура: спортивные базы, гостиницы и так далее.

Так вот, говоря о возможностях, нужно понимать, что Олимпиада – это колоссальные финансовые вложения, которые необходимы в процессе подготовки. И если сегодня, в принципе, практически вся инфраструктура у нас на должном уровне, то что будет в 2030 или в 2032 годах? Все немного состарится. Так что деньги для обновления инфраструктуры или даже для постройки новых арен или чего-то еще, нужны. И даже не миллионы, а уже миллиарды. И все это ложится на плечи государства. Впрочем, не стоит забывать, что созданные объекты останутся же и на будущее. Те же гостиницы, путепроводы, олимпийская деревня и многое другое. Благоустройство городов и дорог останется.

Я саму идею проведения совместной с Украиной Олимпиады поддерживаю. Но лишь при условии соблюдения трех выше названных составляющих: воля народа, воля руководителей и оценка возможностей.

– Среди населения есть как скептики, так и приверженцы этой идеи.

– Я отношусь ко второй группе. Но и скептиков, конечно, понимаю. Дело в том, что люди не все знают и не понимают те механизмы, которые происходят в период подготовки того или иного крупного спортивного мероприятия. Многие говорят: «Участие в Олимпийских играх – это дорого». Нет, это не так. Да, принимающая сторона оплачивает питание, размещение, проживание, подготовку и предоставление спортивных сооружений. А вопросы оплаты перелетов решает отправляющая делегации сторона с последующей компенсацией со стороны МОК.

Наши же основные затраты – это подготовка. Поэтому когда люди кричат, что мы проведем Олимпиаду и будем жить хуже, я не соглашаюсь. Это не совсем так. В конечном итоге объекты создаются и для людей, особенно для подрастающего поколения, для национальных интересов. Не рассуждайте с позиции обывателя, нужно вникать в это дело глубже. Тогда все станет более понятно и прозрачно. И пресса должны рассказывать, что и куда уходит, со стороны НОК должна вестись разъяснительная беседа.

– На подготовку и проведение Игр-2018 было затрачено 19,9 млрд долларов, Олимпиада-2016 потянула, по разным оценкам, от 11 до 20 млрд долларов, В Сочи прошла самая дорогая в истории олимпиада – более 50 млрд. Для Беларуси это же колоссальные цифры, может, даже неподъемные, пусть даже Игры мы проведем совместно с Украиной.

– Давайте тогда порассуждаем, куда эти деньги пойдут. Первое – должны создаваться спортивные сооружения, базы. Но что-то у нас уже есть. Второе – это места для размещения участников Игр, гостей и туристов. Снова же, и в этом плане у нас многое есть: гостиницы высочайшего уровня, олимпийская деревня. То есть этот сектор для нас не слишком затратный. Плюс, как я уже говорил, все это останется на будущее. То есть, с одной стороны, затраты будут, но они, в принципе, окупаемы.

Если говорить о цифрах, то давайте возьмем приведенные ваши примеры и просто разделим их пополам, так как у нас с Украиной совместная Олимпиада. Где-то 6 млрд долларов. И это на сегодняшний день. А что будет к 2030 году, сказать тяжело. Как и предугадать, как будет развиваться экономика.

– Наиболее реально проведение в Беларуси летних Олимпийских игр?

– Конечно. Если касаться зимних  Игр, то тут встает вопрос климата, погодных условий. Вот, смотрите, мы скоро должны проводить чемпионат Европы по биатлону, а снег где? Корячимся, что-то придумываем.

Что касается летних Игр, то навскидку могу сказать, соревнования по каким видам спорта мы способны принять у себя. Бокс – да. Четыре вида борьбы – да. Батут – да. Гандбол, настольный теннис, баскетбол – да. Велоспорт – да. Хотя инфраструктура и нуждается в определенных улучшениях. Нужно, например, создать трассу. А трек, скажу честно, на сегодняшний день готов к проведению Олимпиады. Гребля – да.

– На ней остановимся подробнее. В Беларуси есть два гребных канала – в Заславле и Бресте. Насколько они готовы к Играм?

– Я скажу так: на сегодняшний день гребная инфраструктура у нас есть, но что будет через 10 лет, сказать тяжело.

– У нас никогда не проводились взрослые чемпионаты мира по олимпийским видам программы, не доверяют их нам. А вы говорите об Олимпиаде.

– Хорошо. Тогда нужно говорить, что у нас эти точки, базы созданы, и их можно развивать. И если вложить финансовые средства, можно их довести до высочайшего уровня.

– Какой канал более подготовлен к проведению Игр?

– Если в международном плане, то, думаю, брестский.

– Какие еще виды спорта может принять Беларусь?

– Гимнастика – да. На «Минск-Арене». Тяжелая атлетика – без проблем. Легкая атлетика? Тут стоит сказать следующее. Олимпийские стадионы, на которых проходят в том числе и соревнования по легкой атлетике, это, как правило, стотысячники. Большие спортивные сооружения со всей прилегающей инфраструктурой. А какие последствия? Что они принесут стране в будущем? Построили стотысячник, и что он будет делать потом? Стоять и пустовать. В Беларуси придерживаются политики не создавать какие-то мощные, огромные спортивные сооружения, а строить те, которые впоследствии служили бы, например, тем же ДЮСШ, обычным людям. Так что проведение в нашей стране соревнований по легкой атлетике – это под вопросом. У нас нет для этого арены.

– Стадион «Динамо»?

– Он для Олимпийских игр не годится. В том плане, что эта арена не соответствуют всем требованиям МОК.

Идем дальше по видам спорта. Плавание. У нас есть хороший бассейн в Бресте, там настоящий водный комплекс. Не могу сказать относительно прыжков в воду, но заплывы там проводить можно даже на уровне Олимпиады. Плюс китайцы обещали построить бассейн международного уровня. Так что для пловцов есть Брест и Минск.

Конный спорт – есть «Ратомка». Стрелковый спорт – прекрасный тир имени Тимошенко в Минске. Современное пятиборье можно провести. Триатлон? Минское море есть. Хотя его и нужно немного облагородить.

Футбол. Какую-то группу мы сможем принять. Есть стадион «Динамо», «Борисов-Арена», китайцы строят Национальный футбольный стадион. Так что матчи группы можем провести, но не больше.

Парусный спорт? Он входит в олимпийскую программу, но мы его провести не сможем. Нет инфраструктуры и климатических, рельефных условий для этого. Так же, как и если говорить о большом теннисе. Нужно строить арену для проведения матчей уровня Олимпийских игр.

Так вот, видите, мы набрали себе немалое количество видов спорта. Но не стоит забывать, что есть еще украинцы. Они же тоже хотят проводить соревнования.

– То есть большинство наших спортивных объектов соответствуют всем критериям МОК?

– Если точнее, в Беларуси есть объекты, на которых уже сейчас можно проводить Игры, а есть объекты, которые с доработкой, с выполнением условий МОК, могут принять соревнования. Но, опять же, для этого нужны финансовые вливания.

– Какие условия у МОК к объектам?

– Это и количество мест, и подъездные пути, и места для работы СМИ, и многое-многое другое. Требований  немало, и все назвать тяжело.

Церемонии открытия и закрытия Олимпиады мы точно не способны провести?

– Как вы понимаете, обе церемонии проходят на одном стадионе. Да, в 1980-м году у нас зажигался огонь на «Динамо», но сейчас открытие и закрытие в полноценном виде мы не проведем. Просто нет соответствующей арены. А ее строительство – это большие деньги.

– В каких аспектах у Беларуси могут возникнуть реальные проблемы при подготовке к Олимпиаде?

– Инженерные мысли, людской ресурс и другое – все это у нас есть. Главную проблему я вижу в одном – а есть ли у нас финансовые ресурсы для проведения Игр? Потянем ли мы их материально. Тут нужно садиться с украинской стороной и считать, сколько придется потратить, какая будет выгода, что получится в сухом остатке.

Если мы говорим, что стремимся провести спортивное мероприятие в первую очередь для поднятия имиджа страны, престижа, вопросов нет. Но другой вопрос – какая выгода в финансовом плане будет от той же Олимпиады для Беларуси. Это самый важный вопрос. Все должно быть посчитано, продумано и обосновано.

– Ни для кого не секрет, что в Беларуси на многие мероприятия зрителей в лице школьников просто загоняют. Такое возможно на Олимпиаде?

– Скажу сразу: ни на одних Играх бесплатно билеты не раздавались. Может, они были предоставлены определенному слою населения – инвалидам и прочим людям – и то через благотворительные фонды.

– Будь вы сейчас в министерском кресле, учитывая нынешние экономическую и политическую ситуации, вы бы лоббировали проведение Игр в Беларуси и Украине?

– Я бы прежде всего потребовал все просчитать. Этим должно заниматься не только министерство спорта, его и министерство экономики, финансов, и другие. Грубо говоря, Совмин должен был бы просчитать, во что нам выльется Олимпиада в конечном итоге. Мы должны просчитать свои затраты, потом вместе с украинцами обговорить это все. И тогда можно и нужно будет что-то решать конкретно.

Другие посты блога

Все посты