Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Легендарные «Песняры» шикарно играли в футбол (их принимали за дубль минского «Динамо»). Даже Мулявин выходил на поле

Легендарные «Песняры» шикарно играли в футбол (их принимали за дубль минского «Динамо»). Даже Мулявин выходил на поле

Играли, отмечали и входили в историю.

Автор — Дмитрий Руто
24 апреля 2020, 07:03
15
Легендарные «Песняры» шикарно играли в футбол (их принимали за дубль минского «Динамо»). Даже Мулявин выходил на поле

Умудрялись проводить матчи в перерывах между концертами.

Ансамбль, созданный уроженцем Екатеринбурга, стал символом белорусской музыки. «Песняры» Владимира Мулявина – это навсегда. Хоть ВИА и был основан полвека назад, задолго до YouTube, хиты коллектива даже сейчас уверенно набирают просмотры. «Беловежская пуща» перевалила за 6,5 миллионов.

У «Касіў Ясь канюшыну» 2 миллиона.

У «Вологды», хоть Мулявин ее и не очень любил, – 16 миллионов.

Возможно, белорусы от 20 лет и младше уже смутно представляют, кто такие «Песняры», но их родители и бабушки с дедушками подтвердят – это было мощно. В советской Беларуси существовал лишь один сопоставимый по популярности коллектив – минское «Динамо», выигравшее в сезоне-1982 первенство Союза по футболу. Любопытно, что в том же году «Золотой диск» – престижнейшую в СССР награду от звукозаписывающей фирмы «Мелодия» – получила мулявинская группа. Тоже, выходит, стала чемпионом Союза.

Звездное притяжение сблизило легендарных футболистов и артистов, когда они находились в зените. Минские динамовцы и песняры стали большими друзьями. Причем музыканты были не просто болельщиками, но и сами здорово гоняли мяч. Настолько здорово, что их порой принимали за профи.

«Трибуна» рассказывает о том, как «Песняры» играли в футбол и дружили с игроками «Динамо» (осторожно: очень много шампанского!).

«Соперники думали, что мы – дубль минского «Динамо»

Облик этой группы мало вязался с любым спортом и уж тем более с футболом. Просто взгляните на сценические костюмы «Песняров». Почти всегда это были вариации на народные темы. Артисты выглядели, будто из XIX века на советскую эстраду каким-то чудом забросило шляхтичей или зажиточных селян (не будем употреблять слово «кулаки»): пиджаки и пальто с пестрой вышивкой, рубахи с большим воротом и свободным рукавом, подпоясанные штаны, на ногах – почти всегда сапоги.

Образ «Песняров» сочетался с футболом почти так же, как образ мушкетеров Дюма. Представляете себе д’Артаньяна, гоняющего мяч с пером в шляпе и со шпагой на боку?

Но все же в ансамбле были собраны не пришельцы из прошлого, а советские граждане, и это значит, что не увлекаться спортом они не могли. Предпочтение «Песняры» отдавали как раз футболу, причем не только как зрители, но и как активные игроки. Предпочтение сложилось следующим образом. До того, как уйти в музыку, некоторые успели попробовать себя в футболе. Так футбольная ДНК была внедрена в один из самых популярных ВИА Советского Союза.

– В самом первом составе «Песняров» играл Валера Яшкин, он был клавишником, – вспоминает бывший флейтист и вокалист легендарных «Песняров» Владислав Мисевич. – Валера закончил Гомельский пединститут, учился на спортивной кафедре, на футбольном отделении. И даже получил первый разряд. Играл Яшкин очень хорошо. Вторым нашим артистом-спортсменом был барабанщик Саша Демешко. Параллельно с музыкальным училищем Демешко занимался в спортивной школе. Они, Саша и Валера, очень хорошо играли. Не отставал от них Гриша Шнейдерман, начальник бригады техников. Впрочем, и остальные участники коллектива – музыканты, рабочие – тоже всегда были спортивными пацанами. Бегали, играли всегда, когда была возможность.

Во время гастролей ансамбль находил время для тренировок и даже матчей. Вокалист «Песняров» Валерий Дайнеко отмечает, что футбол с группой был всегда. Все артисты болели за сборную СССР, за минское «Динамо» и, конечно, играли сами.

– Хотя я отыграл немного, если честно, мучил радикулит, – признается Дайнеко. – Но один матч навсегда запомнил. Как-то мы ездили с гастролями за границу, по военным частям, и то ли в Польше, то ли в Чехии играли с командой военных. Шурик Демешко мне навесил, я с лету хотел попасть по мячу, но промахнулся, упал и почувствовал страшную боль в спине. В итоге уже на 10-й минуте меня унесли. Тогда впервые мне ставили блокаду, обкалывали обезболивающим. Переживал, все-таки надо было побыстрее прийти в себя, у нас же концерты были запланированы. Благо, все успел.

Если у Дайнеко на этом футбольная карьера в «Песнярах» практически закончилась, то остальные участники легендарного коллектива гоняли мяч очень долго. Причем им доводилось играть даже в Африке. По воспоминаниям Дайнеко, на одном из пляжей континента «Песняры» раскатали местных полупрофи.

Уровень музыкантов на футбольном поле был настолько приличным, что порой это вызывало удивление.

– Приехали мы как-то в Горки, был там концерт, – вспоминает Мисевич. – И появилась возможность сыграть в футбол. Вышла против нас городская команда, которая, как потом оказалась, в то время участвовала в какой-то низшей лиге чемпионата республики. А мы взяли и обыграли ее! Соперники вообще не понимали, что произошло. Они думали, что мы не музыканты, а дубль минского «Динамо».

Футбол был хорошим релаксом, когда выступления шли одно за другим.

– Во Дворце спорта в Тольятти у нас было запланировано сразу три концерта, – рассказывает Мисевич. – И, по-моему, между вторым и третьим выступлениями был перерыв в час. Что мы сделали? Всем коллективом выбежали на минут 40 на улицу, там рядом находилось футбольное поле. Сыграли с какой-то командой, победили и снова отправились на концерт. Нам тогда даже подарили майки с надписью «Торпедо».

Нижний ряд слева направо: Олег Мартаков (клавиши, аранжировка, бас), Григорий Шнейдерман (заведующий постановочной части), Владислав Мисевич (флейта, вокал), Олег Архипенко (рабочий), Эдуард Рубин (администратор). Верхний ряд слева направо: Эдуард Тышко (бас-гитара, вокал), Александр Демешко (барабаны), Игорь Пеня (клавиши, вокал), Дмитрий Явтухович (композитор, клавиши), Иосиф Шукайло (директор ансамбля), Блищ (светотехник), Владимир Мулявин (основатель коллектива, гитара, вокал, композитор), Сергей Юринок (звукорежиссер), Виктор Комаров (рабочий), водитель по кличке Стасов.

Устроили концертов знали о слабости музыкантов, так что проблемы найти соперника не возникало.

– Когда мы только начинали играть на гастролях, то сами порой находили себе соперников, – рассказывает Мисевич. – Например, приходили на пляж, к озеру, видели там отдыхающих и предлагали им сыграть. А вот позже, когда все узнали, что мы любим футбол, соперники иногда и сами на нас выходили. Например, в Томске через администратора нашей группы местные футболисты-ветераны предложили нам сыграть. И потом такая история повторялась часто.

Кстати, с томскими ветеранами артисты скатали ничью – 3:3.

Не отставал в футбольном плане от партнеров основатель и руководитель «Песняров» Владимир Мулявин. Как на сцене, так и на поле он был настоящим капитаном, несмотря на то, что на газон выходил не так уж и часто.

– Он настоящий лидер, да и как по-другому? – продолжает Мисевич. – Первое время, как мы играли в футбол, вместе со всеми бегал. Хотя мы жалели его из-за возраста, он же на четыре года старше меня (Мулявин родился в 1941 году). Тем не менее, выходил на несколько минут, забивал.

Мулявин пусть и был капитаном во всех смыслах, распределением ролей на поле не занимался.

– А у нас четкого разграничения не было, кто где играет, – говорит Мисевич. – Я, например, действовал в защите, а вот остальные, кто побыстрее, стремились вперед. Кто-то играл в центре поля, клавишник и вокалист Игорь Пеня, несмотря на то, что у него имелись проблемы с ногой, всегда стоял в воротах. Но в целом все любили бежать вперед, забивать. В итоге Шурик [Демешко] и Валера [Яшкин] как наши главные спортсмены отдувались за всех.

До конца 80-х «Песняры» гоняли мяч, при любой возможности тренировались в спортзалах и на полях, находили соперников на гастролях.

– А потом уже возраст сказывался, стало тяжело совмещать, футбол начал уходить за горизонт. Нужны были силы и выпить, и за бабами побегать, – с улыбкой вспоминает Мисевич. – Так что постепенно мы превратились в болельщиков в чистом виде.

«Саша Демешко постоянно заходил к команде в раздевалку»

Хоть «Песняры» со временем и стали реже появляться на поле, они все равно остались в футболе. В первую очередь благодаря тесной дружбе с игроками минского «Динамо» – еще одним невероятно популярным коллективом в БССР.

– Мы тесно общались с Игорем Гуриновичем, Сергеем Боровским, с Иваном Жекю были друзьями, – вспоминает Дайнеко. – Помню, встретились с ним [Жекю] где-то на югах. Жили в одной гостинице. И Ваня нам говорит: «У меня сегодня родился сын. Можете сыграть что-нибудь для меня, поздравить?» В ресторане вышли на сцену, спели какую-то песню, поздравили с рождением сына.

Порой эта дружба выливалась в шикарные застолья. Одно из них случилось в середине 80-х в Могилеве. Тогда друг «Песняров» Анатолий Байдачный, тренировавший «Днепр», не мог не посетить концерт ансамбля, а после просто так отпустить гастролеров.

– Мы с Байдачным и его помощником Васиным поехали на клубную базу, – рассказывает Мисевич. – И привезли с собой приличное количество бутылок шампанского. Помню, выпили тогда много, но, к счастью, обошлось без скандала.

– Да, было такое, – продолжает Дайнеко. – Мы с Анатолием Николаевичем и тогда тесно общались, и сегодня лично с ним я периодически пересекаюсь.

– Много ли было шампанского? Наверное :), – вспоминает сам Байдачный. – Все вместе на базу поехали после концерта и посидели очень хорошо. Баньку затопили. В общем, все получилось очень хорошо.

«Песняры» сами были активными болельщиками минского «Динамо». Лишь гастроли могли заставить их пропустить матч команды.

– Помню, в 1982 году в матче за золото «Динамо» играло с московским «Спартаком» в зале ЦСКА и победило 4:3, – говорит Мисевич. – Мы должны были в тот день улетать на Кубу из Москвы, но, даже опаздывая на самолет, все равно поехали на футбол, ввалились в зал. Очень хотели увидеть ту победу.

Музыканты за успехами «бело-голубых» наблюдали не только со стороны, на трибунах, но и порой разделяли радость побед с футболистами и тренерами. Барабанщик ансамбля Александр Демешко был своим парнем в «Динамо».

– Демешко очень хорошо общался с Прокопом [Александром Прокопенко]. Приходил к нам в раздевалку, мы уже знали, кто это. Со всеми здоровался, Эдуард Малофеев даже не возникал, ничего не имел против. Единственное, перед тренировками не приходил, а после них – постоянно, – вспоминает игрок того «Динамо» Людас Румбутис. – Демешко – свой человек в команде, это 100 процентов. В Москве у него была квартира. И как только наши игры были в Москве, он всегда появлялся на стадионе. Это стопроцентный болельщик. И в футболе разбирался, и очень позитивно ко всем футболистам относился. Игроки отвечали взаимностью. А еще пару раз в подтрибунном помещении мы пересекались с Владимиром Мулявиным.

– Шурик [Демешко] постоянно пропадал на стадионе, на базе в Стайках, – продолжает Мисевич. – А потом мы благодаря ему познакомились с директором базы, и нас там кормили вместе со спортсменами. Мы познакомились и с футболистами, и с боксерами, и с другими атлетами.

Дружба приносила бонусы и футболистам «Динамо».

– Да, Саша Демешко часто посещал наши матчи, – вспоминает Сергей Боровский. – А после них всегда приходил к нам в раздевалку. Прекрасно помню, как те же Мулявин, Борткевич приезжали к нам на базу, наблюдали за нашими тренировками. Естественно, мы сами пользовались такой дружбой. На концерты «Песняров» во Дворце спорта, в Белгосфилармонии для динамовцев всегда были свободные контрамарки. Можно сказать, мы – два легендарных, знаковых коллектива – были во многом похожи. Мы играли в футбол для зрителей, а они исполняли свои песни для зрителей. Может, хотелось бы почаще и поплотнее общаться с «Песнярами», но у группы своя программа, свои концерты, у нас – тренировки, матчи, чемпионат. Тем не менее, по возможности контактировали, всегда было приятно пообщаться с музыкантами. Рад, что удалось стать причастным к жизни такого коллектива.

Пересекались «Песняры» с легендами советского футбола не только в раздевалках или на базах.

– Мы как-то отыграли концерт в Могилеве, а за местный «Днепр» выступал тогда Прокопенко, – вспоминает Дайнеко. – И вот закончился концерт, мы приехали в гостиницу, и, как оказалось, там же жил Саша. Он узнал, что мы вернулись, и тут же к нам пришел, а в руках – четыре бутылки шампанского. И, заикаясь, говорит: «Так, ребята, давайте понемножку шампанского». Посидели тогда, пообщались.

В конце 80-х из-за активных гастролей футбола в жизни «Песняров» стало поменьше. На стадионах артисты в основном пели, но при случае вспоминали и свои футбольные навыки. На финале Кубка СССР особенно отличился Демешко.

– В 1987 году в «Лужниках» состоялся финал Кубка СССР между минским и киевским «Динамо». Украинцы тогда были в потрясающей форме, – вспоминает Мисевич. – Мы в эти дни участвовали в фестивале польской песни в Витебске. Но «Песняров» срочно вызвали в Москву сыграть в перерыве матча для зрителей. Мы отыграли пару песен, спустились со сцены и собрались уходить. Но Шурик [Демешко] заметил на поле лежащий мяч, взял его, поставил на «точку» – и как даст в «девятину» по пустым воротам! Стадион аж взревел. Гол века, как говорится.

Свидетелями этого пенальти в «Лужниках» стали 75 тысяч человек. Вот только представление Демешко не вдохновило минчан, и они уступили киевлянам в серии 11-метровых.

– Перед матчем такую огромную толпу поклонников футбола, которые заполнили трибуны, чтобы посмотреть игру немосковских команд (тоже уникальный случай, когда еще иногородние клубы в столице СССР собирали 75 000), развлекали белорусские «Песняры», украинские «Два кольори» и московские «Веселые ребята». Во всем чувствовался праздник. Люди пришли на стадион в приподнятом настроении. А покидали арену в Лужниках вообще возбужденные до невозможности увиденным действом, – вспоминал один из очевидцев.

Оставшиеся в строю «Песняры» уже немолоды: Мисевичу – 74, Дайнеко – 68. Они давно завершили свои футбольные карьеры, да и как болельщики к белорусскому футболу поостыли.

– Когда был развал Советского Союза, мы думали, что же будет с нашим футболом. Боялись, что он превратится в депрессивное зрелище. В итоге, к сожалению, что предсказывали, то и получилось. Раньше какие яркие матчи были – интересные, красивые! Какие личности играли! А сейчас такого нет. За 20 лет не можем выстроить футбол, имея такое яркое колоссальное прошлое. Никаких выводов никто не сделал, и вот вам результат, – сокрушается Мисевич.

– Честно, не слежу. Мне просто больно смотреть на наши матчи, – признается Дайнеко. – Может, немного уровень игры вырос, футболисты начали стараться, зная, что их показывают на весь мир, но в целом все достаточно грустно.

Фото: pesnyary.com

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты