Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Более миллиона евро – на 11 искусственных полей. АБФФ стелет нидерландские газоны, которые есть в Лондоне, Абу-Даби и Амстердаме

Более миллиона евро – на 11 искусственных полей. АБФФ стелет нидерландские газоны, которые есть в Лондоне, Абу-Даби и Амстердаме

Но в Калинковичах ради синтетики убьют натуральное поле.

Автор — Дмитрий Руто
9 июля 2020, 02:00
30
Более миллиона евро – на 11 искусственных полей. АБФФ стелет нидерландские газоны, которые есть в Лондоне, Абу-Даби и Амстердаме

Но в Калинковичах ради синтетики убьют натуральное поле.

В конце июня УЕФА утвердила инвестиционный проект АБФФ «Стартовые одиннадцать», согласно которому в 10 городах Беларуси будут постелены 11 новых полей с искусственным покрытием. Восемь площадок стандартных размеров появятся в Минске, Гомеле, Гродно, Борисове, Орше, Светлогорске, Калинковичах и Речице. Три поля нестандартных размеров будут постелены в Мозыре, Солигорске и Гродно.

Срок реализации программы – до середины 2021 года. Однако, как рассказал в интервью «Трибуне» генеральный секретарь АБФФ Сергей Жардецкий, федерация намерена все работы завершить уже в 2020-м. Также функционер поведал, сколько денег нужно на 11 новых полей последнего поколения, какие затраты лягут на плечи местных органов власти, при каких условиях на этих газонах могут быть проведены матчи чемпионата Беларуси, а также зачем ради синтетики будут снимать натуральное покрытие в Светлогорске.

– Данный проект – это полностью инициатива АБФФ, на который просто требовались инвестиции со стороны УЕФА?

– Давайте начнем с того, что УЕФА один раз в четыре года предоставляет всем европейским федерациям сумму в рамках финансовой инвестиционной программы «UEFA HatTrick». Она равняется 4,5 млн евро. Деньги должны быть израсходованы на инвестиционные нужды федерации, которые затрагивают вопросы инфраструктуры. С июля начинается новый четырехлетний цикл, соответственно, пойдут новые поступления от УЕФА. Федерация на сегодня утвердила один проект на сумму 1 млн 170 тысяч евро для укладки 11 футбольных полей. Мы назвали этот проект First eleven («Стартовые одиннадцать»).

– Получается, четверть от суммы, которую даст УЕФА, федерация пустит только на поля?

– Да. Что касается оставшейся суммы, то мы будем с регионами анализировать ситуацию, выяснять необходимость развития инфраструктуры в городах и областях. В ближайшее время намерены заняться этим вопросом.

Еще надо понимать, что федерация футбола за счет УЕФА закупает и укладывает поля, решает все вопросы, связанные с растаможкой, логистикой. А вот вопросами подготовки основания для полей, подготовки прилегающей территории занимаются местные органы власти. Немалая финансовая нагрузка ложится и на них. В итоге иногда случаются такие ситуации, что, допустим, мы рассчитываем укладку произвести в августе, а местные власти еще не подготовили территорию. Поэтому реализация проекта может иногда затягиваться.

– Местные органы власти сильно «обрадовались», что на их плечи легла дополнительная финансовая нагрузка?

– Так прежде чем приступить к работам, мы все согласуем с регионами, в том числе на уровне губернаторов, Министерства спорта. Нет такого, что вот, ребята, мы выбрали вас, вот вам поле – занимайтесь. Заранее все согласуется. И средства, необходимые для проведения работ, должны быть заранее заложены в бюджет этой области или района.

– То есть вы спрашиваете, допустим, руководство Борисова, нужно ли их городу поле. Если получаете утвердительный ответ, тогда приступаете к работе, даете им поле, а они уже выполняют свои обязанности.

– В упрощенном виде так и есть. Мы изучаем, где есть необходимость в новом поле или перекладке устаревшего покрытия, местные органы власти высылают нам документы с указанием сроков, в какие они готовы будут приступить к работам, согласуют размер поля, исходя из размера выделяемого участка, место, где газон будет постелен. Затем каждый проект утверждается на исполкоме АБФФ, а также, при необходимости, на конференции, и отправляется на согласование в УЕФА.

Подготовка поля в Мозыре

– Поля будут постелены в 10 городах. Изначально этих городов было больше, но кто-то отказался?

– Нет. Эти 10 городов будут обеспечены полями по линии УЕФА. Но не стоит забывать, что мы укладываем поля стандартных размеров и по инвестиционной линии программы FIFA Forward. К работам в этой кампании мы приступим позже, газоны появятся и в других городах. Для начала необходимо обеспечить материально-технической базой крупные города, а затем идти к населенным пунктам с меньшим количеством населения.

Хочу отметить, что, работая в этих направлениях, мы не стараемся натуральные газоны заменить искусственными. Мы стараемся находить дополнительные места для синтетики, чтобы она в основном использовалась не для матчей, а для учебно-тренировочного процесса. Вот только, к сожалению, не всегда удается найти в городе дополнительное место для искусственного газона. Например, в Калинковичах на данный момент физически нет возможности постелить синтетику в месте, удобном для занятий детей, и при этом оставить поле с натуральным покрытием. Поэтому мы пошли навстречу руководству города и приняли решение натуральный газон убрать, а на его место постелить искусственный. Хотя понимаем, что это не очень хорошо.

– Может, тогда проще было отказаться от варианта появления синтетики в Калинковичах, чтобы сохранить там натуральное поле, а предложить искусственный газон тому городу, где есть место?

– Эта проблема есть. Мы ее понимаем и надеемся, что в обозримом будущем те же Калинковичи найдут место, чтобы сделать стадион с натуральным газоном.

– Но это же дополнительные затраты. Да и в чем логика: убивается натуральное поле, на его месте стелется искусственное, а потом ищется место для того, чтобы вновь создать натуральное?

– В Калинковичах функционирует ДЮСШ, и ребятам необходимо создавать условия для занятий. Если мы постелем искусственный газон, то дети смогут на нем тренироваться круглогодично. Если этого не сделаем, то, условно говоря, команда взрослых будет играть на натуральном покрытии, но где тогда тренироваться детям? Вот мы и пошли на такой шаг.

Подготовка поля в Калинковичах

***

– Получается небольшое несоответствие: федерация выступает за то, чтобы команды высшей лиги с 1 мая по 1 декабря играли только на натуральных газонах, при этом АБФФ же стелет в городах синтетику.

– Не стоит соотносить матчи высшей лиги и занятия в ДЮСШ. Мы создаем условия для учебно-тренировочного процесса детей, а они могут быть и на искусственном покрытии. Тем более, исходя из нашего климата, вы сами понимаете, что содержание и эксплуатация натурального газона в условиях зимы – просто нереально.

Плюс, хочу добавить, мы выбирали такой газон, который соответствует стандартам FIFA Quality Pro. На сегодняшний день это самое высокое качество искусственных газонов, последнее поколение. На таком покрытии разрешено даже проводить международные матчи. Например, «Астана» играет на таком газоне, а клуб, между прочим, ежегодно участвует в еврокубках. Если говорить о других городах, то такой газон можно встретить на стадионах в Амстердаме, Глазго, Абу-Даби, Баку, Аммане, Бейруте, Лондоне, Рейкьявике и многих других. Все эти газоны производит голландская фирма Edel Grass.

– Искусственное поле последнего поколения стоит около 100 тысяч евро?

– Из 11 полей, которые мы будем стелить, три – нестандартного размера. Два – 40 на 60 метров (в Мозыре и Гродно), одно – 40 на 80 метров (в Солигорске). Все зависит от размеров площадки, которые позволяют постелить газон. На эти поля сумма будет потрачена намного меньше, чем на поля стандартных размеров (68 на 105 метров). В целом на один газон для поля стандартного размера, включая весь комплекс работ по укладке, уйдет сумма порядка 100 тысяч евро. Эти деньги выделяет УЕФА.

При этом хочу заметить, что зачастую работы по созданию основания, инфраструктуры вокруг поля, то есть наведению порядка, дорожек, бордюров, сливов и прочего, что обязаны сделать местные органы власти, выливается в куда большую сумму, чем 100 тысяч евро. Так что вклад властей существенен. И еще не забывайте, что тот же кварцевый песок, который используется для засыпки в поле, специальный, в Беларуси его нет. Нужно будет заказывать у поставщиков в России, оформлять доставку.

Газон фирмы Edel Grass в Шотландии

– А вы готовы к тому, что эти самые власти в последний момент скажут, что у них нет денег?

– Разумеется. Но для этого мы здесь и работаем. У нас есть специалисты, которые будут сопровождать и контролировать данные работы. Эти люди еженедельно общаются с местными органами власти и строительными организациями. Те, в свою очередь, присылают нам фотографии, отчеты о том, как проходят работы на местах. То есть мы видим и отслеживаем всю ситуацию. Да, где-то есть загвоздки. Тем не менее, все идет к тому, что уже в этом году как минимум шесть полей из 11, в том числе нестандартных размеров, должны сдать. Но мы приложим все усилия, чтобы в 2020-м полностью реализовать данную программу.

– Но ведь срок программы – до середины 2021 года.

– Мы взяли срок с запасом, потому что могут быть различные форс-мажорные обстоятельства. Например, укладчики поля, а это представители специализированной иностранной компании, не могут прибыть вовремя в Беларусь из-за того, что у них ограничен выезд в связи с коронавирусом.

***

– Согласно программе, одно из полей будет постелено в Светлогорске. Но вы же в курсе, как там обстоят дела с «Химиком»? В конце июня прокуратура Гомельской области предложила рассмотреть вопрос о целесообразности функционирования этой команды.

– Вы связываете в одном вопросе команду первой лиги и детско-юношеский спорт. Газон делается не только для клуба. Еще раз повторюсь, мы стелем поля прежде всего для того, чтобы там занимались дети.

В ситуации, которая возникла с «Химиком», конечно, мы не можем находиться в стороне. Будем вести диалог с местными властями на предмет того, чтобы клуб существовал. Да, сейчас у него возникли сложности, «Химик» попал в непростую ситуацию в связи с договорными матчами, получил минус очки на старте чемпионата, сейчас находится в самом низу таблицы первой лиги. Тем не менее, АБФФ будет делать все, чтобы клуб существовал дальше. У него есть своя история, зрители. Мы за сохранение «Химика». Плюс надо понимать, что если в городе не будет профессионального клуба, куда ходить местным детям, за кем следить? Все взаимосвязано.

Поле на стадионе «Химик» в Светлогорске в апреле 2020 года

– Искусственные поля будут предназначены только для детей, или там могут играть и другие жители городов?

– Согласно меморандуму с УЕФА, эти газоны должны быть использованы для занятий футболом. Это очевидный факт. И эти поля мы будем передавать на баланс местных организаций, занимающихся развитием детско-юношеского спорта, то есть СДЮШОР, ДЮСШ и прочих. А они, в свою очередь, будут сами распоряжаться газоном, не выходя за рамки общих целей по развитию футбола. Могут и разрешить посторонним приходить и играть, а могут и запретить. Или, допустим, сдавать в аренду. Все на их усмотрение. Тем не менее, АБФФ будет выступать за то, чтобы поля были общедоступны, но приоритет все равно будет отдан детским тренировкам.

– За качество полей и за их сохранность будут отвечать люди, уполномоченные для этого на местах?

– Когда постелем газоны, обязательно обозначим условия, которые должны соблюдаться при работе на этом покрытии: прочесывать, подсыпать крошку. Также будем вести разговоры на предмет того, чтобы местные власти закупили специальную технику для ухода за газоном.

– Но это дополнительные затраты. Думаете, согласятся?

– Данный вопрос будем прорабатывать. Возможен вариант, когда одна техника будет использоваться для нескольких близлежащих газонов. То есть этот месяц техника поработает на одном поле, следующий месяц – на втором. Нет необходимости в ежедневном вычесывании и подсыпании крошки. Есть и варианты того, как со стороны АБФФ будет проверяться соблюдение условий содержания газонов. Например, будут выезжать наши специалисты и смотреть. Обязательно организуем семинары, на которых специалисты расскажут обо всех нюансах.

***

– В городах появятся новые поля. А трибуны там предусмотрены?

– Если местные органы власти захотят установить минимальные сиденья, сделать освещение для занятий в вечернее время, мы обеими руками только за. Но в настоящее время это не является обязательным условием.

– Можно представить такой вариант, что будет постелен газон последнего поколения, будут сделаны какие-то трибуны, как, например, на СОК «Олимпийский» в Минске, и при острой необходимости на этом поле пройдет матч какой-либо лиги чемпионата Беларуси?

– Опять же, смотря какой лиги. Если данный объект будет соответствовать всем регламентирующим нормам, то я не вижу оснований для запрета. Играет же у нас на РЦОР-БГУ высшая лига, проводились матчи «вышки» на СОКе.

– А учитывая то, какого качества газон был на стадионе «Химика», команде и местным властям можно постараться сделать все, чтобы потом играть на новом искусственном поле.

– Как я уже сказал, главное, чтобы были условия для занятий детей и подростков. А если клуб первой лиги играет на натуральном поле, то мое мнение такое: лучше привести это поле в надлежащее состояние и играть там. Мы, кстати, в этом году отправляли нашего агронома, специалистов в Светлогорск, чтобы они посмотрели, как там можно исправить ситуацию. В настоящее время газон стал немного лучше.

***

– Из 10 городов, где появятся новые поля, три – это крупные города: Минск, Гродно и Гомель. И там хватает футбольных школ. Почему тогда в том же Минске вы решили постелить новый газон именно на базе РГУОР?

– Это Республиканское государственное училище олимпийского резерва, но, представьте, там нет условий для круглогодичных занятий. Именно поэтому мы обратили внимание на этот объект. К тому же у РГУОР есть площадка для нового поля, средства для подготовки основания, создания необходимой инфраструктуры, проведения проектных работ.

–  Программа по искусственным полям не повлияет на работу по возведению футбольных манежей?

– Хочу сказать, что манежи во всех областных центрах, за исключением Витебска, уже возведены. В этом году он появится и в Витебске, в настоящий момент начинается процесс укладки искусственного газона. Мы рассчитываем, что программа по постройке манежей в областных центрах в этом году будет выполнена до конца.

Юрий Вергейчик говорил, что эти манежи позволят командам не ездить на зарубежные сборы, не тратить там валюту, а оставлять деньги на Родине. Но команды же ездят за границу, чтобы тренироваться на натуральных полях.

– Давайте не будем комментировать фразы и мнения других руководителей АБФФ. Это немного некорректно.

– А эти новые искусственные поля, по крайней мере восемь стандартных, могут использоваться зимой для подготовки профессиональных команд к сезону?

– Конечно. Тем более в том же Борисове поле на базе ДЮСШ №2 будет возводиться с подогревом. Местные органы власти решили потратить деньги еще и на эту функцию. Мы, безусловно, не против. Да, проект станет дороже, но если вы хотите, то нет проблем. Мы не запрещаем и другим городам, где будут стелиться газоны, сделать подогрев. Главное – желания и возможности. Поэтому, возвращаясь к вопросу, конечно, любой клуб может договориться об использовании данного газона для тренировок в зимний период.

В конце же хочу сказать, что ключевой задачей федерации на ближайшие годы будет развитие инфраструктуры. Думаю, когда мы создадим в регионах все условия для занятий футболом на искусственных газонах, чтобы дети могли круглогодично тренироваться, мы, возможно, пойдем к тому, что начнем укладывать натуральные покрытия для проведения матчей. Мы просто сейчас идем снизу – от создания условий для занятий в детско-юношеском спорте – до самого верха, то есть условий для взрослого футбола.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты