Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/В деле о футбольных договорняках поставлена точка: Козлова взяли под стражу в суде, а кто-то отделался штрафом и общественными работами

В деле о футбольных договорняках поставлена точка: Козлова взяли под стражу в суде, а кто-то отделался штрафом и общественными работами

Оглашение приговоров 20 фигурантам заняло полчаса.

Автор — Дмитрий Руто
13 июля 2020, 19:25
14
В деле о футбольных договорняках поставлена точка: Козлова взяли под стражу в суде, а кто-то отделался штрафом и общественными работами

Оглашение приговоров 20 фигурантам заняло полчаса.

13 июля в белфутболе завершилась эпопея с судебными разбирательствами по делу о договорных матчах второй волны. На скамье подсудимых оказались 20 человек, среди которых – один экс-волейболист Денис Осипов.

Все фигуранты дела обвинялись по трем статьям УК РБ: ч.1 и 2 ст. 253 (подкуп участников профессиональных соревнований), по ч. 1 ст. 14 (покушение на такой подкуп) и ч.1, 2 и 3 ст. 209 (хищения, связанные с мошенническим завладением денег букмекерских контор). В деле рассматривались 16 договорных матчей: 15 в футболе и один – в волейболе.

В понедельник в суде Московского района Минска огласили приговоры участникам «договорняков».

Имена фигурантов дела АБФФ огласила еще в январе. Всего прозвучало 35 фамилий людей, как считает Следственный комитет, причастных к организации и участию в договорных матчах чемпионата Беларуси в 2017 и 2018 годах: это футболисты, которые на тот момент выступали за «Нафтан», «Химик», «Лиду» и «Неман-Агро».

Экс-футболистам Виталию Ланько и Виктору Боровицкому предъявили обвинение за подкуп участников соревнований. Значительная группа игроков – 14 человек – отправилась на скамью подсудимых за прием денежного вознаграждения и непосредственно обеспечение нужных результатов. Среди фамилий фигурантов нашлось место в том числе экс-сборнику Алексею Сучкову.

Наконец, в третью группу людей, причастных ко второй волне «договорняков», попали футболисты, которые раскаялись в содеянном в интересах следствия. Среди этих фигурантов оказался и действующий игрок, защитник БАТЭ и сборной Беларуси Захар Волков. Правда, вскоре он, как и еще 14 человек, были освобождены от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и на основании закона об амнистии.

В январе 2020-го АБФФ вынесла свое решение в отношении 16 человек, замешанных в нечестных играх. Самым жестким санкциям подверглись Валерий Белявский и Алексей Сучков – оба стали персонами нон грата в белорусском футболе. Остальные подозреваемые отделались трехлетними (Игорь Лисица, Вячеслав Голик, Денис Лебедев, Александр Юдицкий), двухлетней (Александр Прокопенко) и годичными (Дмитрий Харитонов, Андрей Штыгель, Артем Теплов, Игорь Холодков, Анатолий Жуков, Сергей Цветинский, Евгений Шидловский, Сергей Левицкий и Артур Бомбель) дисквалификациями и штрафами от 2700 до 13500 рублей.

После обнародования фамилий фигурантов на свет начали выплывать многие подробности того, как жили те или иные команды в период «договорняков» и какие странные вещи тогда происходили. Петр Качуро рассказывал о своих подозрениях, которые закрадывались в его бытность главным тренером «Лиды» в 2017 году, Александр Трайдук, входивший в тренерский штаб «Нафтана» в 2017 года, а позже ненадолго возглавивший команду, поведал о жести, которая творилась в то время в новополоцком коллективе. Отдельной истории заслуживал и «Химик» – клуб, который «делегировал» на скамью подсудимых немало своих представителей.

Позже последовали санкции и в отношении команд, замешанных в «договорняках». Перед стартом сезона-2020 «Нафтан» лишили 15 очков, «Химик» – девяти, «Лиду», «Неман-Агро» и «Оршу» – трех. Уже в апреле стало известно, что пяти баллов недосчитался и «Гомель» – защитник Дмитрий Айдов, по данным следствия, также сдавал матчи. Дело в отношении него вынесли в отдельное производство, так как россиянина пока не могут найти в его родной стране.

***

Новый виток разбирательства о «договорняках» начался весной, когда 23 марта состоялось первое судебное заседание.

В течение трех дней (24, 25 и 26 марта) показания в суде активно давали участники договорных матчей. Они рассказывали о причинах своего поступка, а также о том, кто, кому, как и сколько денег передавал за участие и организацию «договорняков».

В начале апреля в зале суда прошло одно из самых ожидаемых заседаний – с участием Захара Волкова. Защитник БАТЭ, проходящий по делу в качестве свидетеля, пролил свет на подробности своего участия в нечестной игре «Нафтан» – «Крумкачы», а во время дачи показаний потрепал нервы судье.

Уже 3 апреля стало известно, что слушания по делу о «договорняках» отложены на неопределенный срок из-за коронавируса. В конце мая их возобновили. 28 числа в зале суда выступил глава департамента судейства и инспектирования АБФФ Андрей Чепа, который рассказал в том числе и о том, что сигналы о договорных матчах поступали в АБФФ еще с 2013 года, но до этого на них никто почему-то не реагировал.

Наконец, 6 июля было объявлено, что в суде Московского района Минска завершилось судебное следствие о «договорняках», стороны перешли к прениям. В ходе этих прений прокурор попросил приговорить экс-игрока «Орши» и «Нафтана» Алексея Козлова к двум годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии усиленного режима. Кроме того, обвинение предложило изменить для него меру пресечения с подписки о невыезде на заключение под стражу. Для бывших футболистов Виктора Боровицкого и Виталия Ланько обвинитель потребовал четырех лет ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа без лишения права занимать определенные должности. Для экс-волейболиста «Коммунальника» Дениса Осипова прокурор попросил штраф в 500 базовых величин (12750 рублей).

Спустя неделю после прений и более полугода после оглашения фамилий участников и организаторов договорных матчей суд огласил приговоры фигурантам дела.

***

Пока здание суда днем в понедельник закрыли на обед, на улице постепенно собирались обвиняемые и журналисты. У площадки возле суда ближе к двум часам можно было устраивать настоящие просмотры футболистов: и участник Олимпиады в Лондоне, и бывшие игроки сборной Беларуси, и призеры чемпионата страны. Но все эти заслуги остались в прошлом – вряд ли кто-то из фигурантов дела о «договорняках» сейчас вспоминал о своих достижениях.

Предельно сконцентрированные, обвиняемые даже не переговаривались друг с другом, некоторые лишь ограничились простым рукопожатием. Стоит сказать, что практически все фигуранты пришли на оглашение приговора одни, лишь Сучкова и Цветинского сопровождали жены.

Как и ожидалось, ни один из игроков не захотел общаться перед заходом в здание суда на диктофон. Лишь в неформальной беседе слышны были очередные сетования на то, что клубы, не выполнявшие свои контрактные обязательства, довели игроков до такого.

– Ты вот мне скажи, почему клуб не наказывают за то, что он не платит футболистам? Ведь не из-за хорошей жизни игроки пошли на такой шаг. Обстоятельства вынудили, уже не было другого выбора, – эмоционально рассказывал один из обвиняемых, пока собравшихся не пригласили в зал, где и должны были поставить точку в громком деле.

Сразу бросились в глаза две персоны – волейболист Денис Осипов, как и на всех предыдущих заседаниях, держался отдельно и постоянно что-то печатал в своем ноутбуке. Работа не отпускала молодого человека вплоть до момента, пока в зал суда не зашла судья.

Внимание привлекал и Алексей Козлов. Экс-игрок «Орши» и «Нафтана» пришел на оглашение приговора с увесистым рюкзаком – понимал, что еще в здании суда он окажется под стражей. Так оно и произошло.

Судья, заняв свое место, моментально приступила к оглашению приговоров. Процедура заняла без малого полчаса. Интересно, что приговоры фигуранты дела слушали молча, не выражая никаких эмоций. Лишь Сучков и Цветинский перекинулись с женами парой слов после того, как услышали вынесенные им наказания.

А суд, между тем, приговорил фигурантов дела о договорных матчах к следующим наказаниям:

Михаил Горбачев – ограничение свободы на два года без направления в учреждение открытого типа и с лишением права занимать должности в спортивной сфере;

Игорь Лисица ограничение свободы на один год без направления в учреждение открытого типа с лишением права занимать определенные должности;

Алексей Сучков  ограничение свободы на год без направления в учреждение открытого типа с лишением права занимать должности в спорте на пять лет;

Александр Юдицкий – штраф 16200 рублей;

Валерий Белявский  ограничение свободы на четыре года без направления в учреждение открытого типа;

Денис Лебедев – ограничение свободы на один год без направления в учреждение открытого типа и с лишением права занимать должности в спорте;

Евгений Белявский – ограничение свободы на три года без направления в учреждение открытого типа с лишением права занимать должности в спорте;

Александр Белявский – ограничение свободы на четыре года без направления в учреждение открытого типа;

Вячеслав Голик – ограничение свободы на один год без направления в учреждение открытого типа с лишением права занимать должности в спорте;

Андрей Штыгель – два года общественных работ;

Артем Теплов – два года общественных работ;

Игорь Холодков, Сергей Цветинский, Александр Костеж, Александр Тарликовский и экс-волейболист Денис Осипов  один год исправительных работ;

Александр Прокопенко – ограничение свободы на полгода без направления в учреждение открытого типа с лишением права занимать определенные должности.

Куда более жесткого наказания подверглись организаторы «договорняков» Виталий Ланько и Виктор Боровицкий. Их приговорили к трем и четырем годам ограничения свободы в учреждении открытого типа соответственно.

Последним, кто услышал свой приговор, стал Алексей Козлов, решивший прийти в суд один. Как и ожидалось, этот экс-футболист получил самое строгое наказание – два года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Козлова взяли под стражу в зале суда. Алексей, вышедший со своего места после вердикта судьи, оставшуюся часть заседания слушал, стоя у окна и в окружении четырех конвоиров. Голова практически всегда была опущена, а из эмоций – только тяжелые вздохи.

***

Фигуранты дела, выходя из зала, переговаривались со своими адвокатами, другими участниками процесса. А поставил жирную точку в этом деле прокурор Максим Чуприс, ответивший на вопросы журналистов.

– Еще до вынесения приговора было понятно, что наиболее жесткое наказание будет вынесено Козлову. Поясните, в связи с чем суд принял такое решение, которое мы услышали сегодня?

– Действия обвиняемого Козлова были квалифицированы по частям 1 и 2 статьи 253 УК РБ, а именно «Совершение действий, связанных с получением незаконного денежного вознаграждения спортсменом за обеспечение влияния на результаты спортивного соревнования». Кроме того, действия Козлова получили дополнительную квалификацию по части 3 статьи 209 УК, а именно «Завладение имущества путем обмана, мошенничество, совершенное в крупном размере». Указанную квалификацию действия Козлова получили в связи с тем, что он изначально достиг преступной договоренности с остальными обвиняемыми, являющимися фигурантами настоящего уголовного дела. Вместе с тем ни самостоятельно, ни путем привлечения остальных членов спортивного клуба, который принимал участие в указанном матче, влияния не оказал, изначально не намеревался это делать. Однако за достигнутую договоренность получил незаконное денежное вознаграждение в размере 7,5 тысяч долларов в несколько приемов. Таким образом противоправно завладел денежными средствами, совершив тем самым дополнительное преступление, относящееся к категории тяжких. В этой связи действия обвиняемого были квалифицированы по части 3 статьи 209, санкции которой предусматривают наказание в виде лишения свободы.

– Что вы можете сказать о Боровицком и Ланько?

– Их действия были квалифицированы по частям 1 и 2 статьи 253. Было предоставлено денежное вознаграждение спортсменам и тренеру за оказание результата матча. Один из эпизодов получил квалификацию, как покушение на предоставление денежного вознаграждения за оказания влияния на результат матча. Указанные лица передавали непосредственно деньги за участие спортсменов в футбольных матчах и в одном волейбольном. Указанные лица выступали инициаторами, обсуждали условия, которые необходимо было достичь спортсменам в конкретном матче. И денежные средства предоставляли за оказание влияния.

– Также во время предварительного следствия фигурировала фамилия Захара Волкова.

– Действия Волкова, а также некоторых других спортсменов были квалифицированы органами предварительного расследования подпадающим под признаки состава преступления. Вместе с тем на стадии предварительного расследования в отношении Волкова и иных лиц были приняты процессуальные решения и фактически предметом судебного разбирательства они не являлись. В связи с этим полагаю, что комментарии по этому поводу не могут быть даны в рамках нынешнего уголовного дела.

– Нужно понимать, что сторона обвинения удовлетворена приговором, поскольку итоговые сроки, наказания практически полностью совпали с теми, что вы запрашивали?

– В настоящее время давать оценку приговору суда сторона государственного обвинения считает в некоторой степени неправильной. Потому что для того, чтобы принять окончательное решение по согласию либо несогласию окончательного вердикта, стороне обвинения нужно изучить приговор в 10-дневный срок. И уже тогда будут приняты соответствующие решения.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты