Tribuna/Хоккей/Блоги/Контора пишет/«Мезин должен беззубым ходить: шайбу ловить зубами – не пропускать». История культовой фразы и где сейчас тот, кто ее произнес

«Мезин должен беззубым ходить: шайбу ловить зубами – не пропускать». История культовой фразы и где сейчас тот, кто ее произнес

Узнали, что думают о выражении игроки, и как сложилась судьба чиновника.

Автор — Дмитрий Руто
31 июля 2020, 18:00
11
«Мезин должен беззубым ходить: шайбу ловить зубами – не пропускать». История культовой фразы и где сейчас тот, кто ее произнес

Вспоминаем то, что невозможно забыть.

Белорусские чиновники регулярно выдают перлы, поражающие воображение. Несомненный лидер по части словесности – Александр Лукашенко, но и его коллеги стараются не отставать. Одна из культовых фраз в белорусском спорте принадлежит Олегу Качану, работавшему министром спорта с 2009-го по 2012-й годы. В мае 2011-го руководитель ведомства сказал: «Мезин должен беззубым ходить: шайбу ловить зубами – не пропускать». Помнят об этом высказывании и болельщики, и те, кто услышал слова первыми, и тот, кому они адресовались.

«Трибуна» вспоминает обстоятельства, при которых родилась знаменитая фраза, проследила судьбу ее автора и узнала, что думают о высказывании Качана хоккеисты годы спустя.

Разнос хоккеистов после провального ЧМ и неожиданное требование Мезину

20 мая 2011 года в стенах Федерации хоккея Беларуси было жарко – там проходило совместное заседание исполкомов ФХБ, Национального олимпийского комитета, а также коллегия Министерства спорта и туризма. Главное спортивное ведомство страны в то время как раз возглавлял Олег Качан, хоккеем же рулил Евгений Ворсин. На встрече чиновники и спортивные функционеры подводили итоги чемпионата мира по хоккею-2011, который прошел с 29 апреля по 15 мая в Словакии.

Тогда наша националка, которой руководил Эдуард Занковец, заняла 14-е место – последнее из тех, что сохраняли прописку в элите. Белорусы в основном раунде проиграли канадцам (1:4), швейцарцам (1:4) и французам (1:2 ОТ), а в утешительном раунде уступили латышам (3:6), обыграли словенцев (6:3) и австрийцев (7:2). После провального ЧМ Занковец подал в отставку, ФХБ его заявление приняла. 20 мая на прощание тренер отчитывался о причинах неудачи.

На том заседании хватало жестких слов. Ворсин сетовал, что «заработная плата хоккеистов не соответствует их профессиональному мастерству и спортивным достижениям». Но самый эмоциональный спич выдал министр спорта Олег Качан, который и уместил в себя фразу о зубах Мезина.

– Они же профессионалы и должны уметь играть в хоккей. Им по 27-29, а некоторым – и по 30 лет. Чему их учить? Шайбу забивать? Боритесь! Мезин должен беззубым ходить: шайбу ловить зубами – не пропускать. Защитники должны с переломанными руками и ногами на лед выходить, не давать забить шайбу в свои ворота. Что за психологическая обстановка в команде? Вы же видели, как играла сборная – с меня смеялись все. Хотя бы драку нормальную сделали, профессиональную – за свою страну. Боксера наймите, – эмоционировал Качан.

Не преминул министр вспомнить и о деньгах. Как заявил чиновник, с отдельными спортсменами необходимо заключать контракты, составленные таким образом, чтобы в случае неудачи затраты на подготовку можно было бы взыскать обратно в казну.

– Не все деньги, может, процентов 90, машину продай, квартиру. Еще что-нибудь продай, – говорил Качан.

Слова министра не понравились хоккеистам и не только 

За свои слова Качан подвергся жесткой критике со стороны СМИ и болельщиков. Через пару месяцев ему прилетел ответ от самого Мезина.

– Критики после возвращения из Словакии хватило на год вперед. И без зубов мы, оказывается, должны были играть... – рассуждал в интервью «Прессболу» вратарь. – С таким отношением можно вообще в сборную в следующий раз не поехать. Тем более прикладываем все усилия, стараемся как можем. Понятно, что выражение образное, но все-таки. Лучше бы кто-нибудь обратил внимание на уровень чемпионата Беларуси и сравнил его со швейцарским или немецким. А постоянно надеяться на легионеров из России и Северной Америки тоже неправильно. Чем нужно заниматься? Поднимать внутреннее первенство, детские школы, если мы хотим завоевывать медали. У нас про это говорят, но мы далеко отстаем от тех же немцев и швейцарцев.

Чуть раньше откликнулся коллега Мезина по сборной Сергей Шабанов.

– Не знаю, главе Минспорта виднее насчет «зубов». Кажется, мы и так ловим шайбы всеми частями тела. Почему именно зубами? – задавался вопросом Шабанов. – Хочу добавить, что импульсивный человек должен заниматься другими делами. Если боксеры кому-то нужны, значит, они должны быть. Какие боксеры?! Бойцы или боксеры? Что ж, может, параллельно с хоккеем по телевизору показывать бокс? Если меня всю жизнь учат играть в хоккей, зачем мне бокс? Если его учат всю жизнь управлять народом, то пускай он его не дрессирует! Дрессируют в цирке.

Экс-журналист ОНТ Сергей Дорофеев в интервью «Трибуне» также заявил, что озадачен выступлением министра.

– Прочитал слова главы Минспорта о том, что спортсмены в случае неудачного выступления должны возвращать государству деньги, продавать машины, квартиры. Мезин должен шайбу зубами ловить, защитники с переломанными ногами-руками выходить… Несколько раз прочитал. Даже растерялся как-то… Скажите, кто тогда будет выступать за нашу любимую страну? – задавался вопросом Дорофеев.

«А этот министр вообще спортом занимался?»

Совместное заседание исполкомов ФХБ, НОК и коллегии Минспорта освещалось в медиа, журналисты выдавали информацию с места событий. Одним из тех, кто услышал фразу о зубах Мезина непосредственно в момент ее рождения, стал хоккейный обозреватель «Прессбола» Вячеслав Федоренков.

– Естественно, те слова вызвали у людей улыбку. Стало попахивать 80-ми. Помнится, тогда в минское «Динамо» приходили большие чиновники и говорили громкие слова, выдвигали лозунги. Так и здесь – в случае с Качаном. Обвинять Мезина в том, что он не ловил шайбы, – это просто смешно. Знаешь, спич министра не воспринимался как нечто такое, что может кого-то к чему-то побудить или что-то улучшить. Вряд ли есть какой-то чиновник, причем любого ранга, который может подобрать слова, которые резко улучшат результаты.

Что касается самих хоккеистов, то по прошествии времени не все члены той сборной помнят речь Качана, потому что «министры у нас всегда много говорят, поэтому что-то проходит мимо ушей, не всему стоит придавать большое значение».

– А этот министр вообще спортом занимался? – сходу задается вопросом защитник «Салавата Юлаева» Дмитрий Коробов. – Я его даже не помню, если честно. Да, в 2011 на чемпионате мы выступили неудачно, сумели лишь сохранить прописку в элите, но такие слова чиновника очень злят, в первую очередь по-спортивному. Он считает, что мы якобы не боролись на турнире, ничего не делали. Поверьте, все на том ЧМ сражались, играли за страну, просто где-то что-то не получилось. Чиновники посчитали по-своему – пусть думают, как хотят. А так, повторюсь, подобные выражения задевают и бьют по самолюбию. Даже если вспоминать их спустя девять лет.

– Может, министр не так выразился, может, что-то другое имел в виду, – рассуждает нападающий «Юности» Евгений Ковыршин. – Но, конечно, слушать подобное не очень приятно, мягко говоря. Честно признаюсь, забыл уже этот спич, но сейчас, когда напомнили мне, эмоции не самые хорошие.

Сменщик Андрея Мезина на том чемпионате мира Сергей Шабанов придерживается мнения, что на подобные слова, сказанные человеком, который не разбирается в хоккее, вовсе не стоит обращать внимания.

– По-моему, мы в команде тогда все посмеялись, – вспоминает экс-голкипер. – Человек рассуждал о том, в чем не разбирается. Он же не из хоккея пришел, а каждый должен быть сведущ в своей области. Если бы что-то такое – о зубах и боксерах – сказал кто-то из хоккейной сферы, то, конечно, было бы обидно. Мы, вратари, стараемся поймать все шайбы, причем не только зубами, а полевые игроки всегда выкладываются на льду на 100 процентов. Но если такое говорит человек, который никогда не занимался хоккеем, не понимает, как все выглядит изнутри, как это делается, тогда обижаться не на что. Подобные высказывания можно воспринимать только со смехом. И однозначно, прежде, чем что-то говорить, нужно понимать, о чем ты говоришь.

А вот главный герой спича вспоминает выпад чиновника с улыбкой и даже в какой-то мере с пониманием.

– Если честно, спокойно сейчас реагирую на фразу о зубах. Тем более есть такое выражение, и оно означает, что спортсмен, хоккеист, должен выкладываться на льду на 120 процентов, – рассуждает Мезин. – А то, что я говорил в интервью через пару месяцев после заседания, наверное, можно списать на эмоции. И тогда думал так: если вас что-то не устраивает, если что-то не нравится, то сами выходите на лед и играйте. Я сейчас понимаю, что даже после подобной критики нужно быть умнее, где-то перевести все в шутку. Качан решил выразиться так, сказать о зубах – что ж, его право говорить так, как он желает. Хотя, если честно, немного было обидно. Я же на чемпионат мира ездил не на отдых. Я там выкладывался, как и все.

А что же Качан? Чем он занимается после скандальной отставки?

Качан возглавил министерство спорта в июне 2009-го, сменив на посту Александра Григорова, рулившего отечественным спортом с 2005-го по 2009-й. Сам Григоров, уходя с должности, называл преемника «боевым штыком, человеком инициативным, грамотным, который четко ходит в «призерах».

Для 41-летнего управленца приход в министерство стал потолком на госслужбе. В свое время уроженец Червеня закончил Смиловичский совхоз-техникум Госагропрома БССР, после получил диплом по специальности «физическая культура» Брестского государственного педагогического института  имени Пушкина. Работал тренером-преподавателем в ДЮСШ Червенского и Логойского районов, возглавлял отдел по физкультуре и спорту Логойского райисполкома, позже дорос до заместителя председателя. В главное спортивное ведомство страны пришел в 2009-м после нескольких лет работы на посту начальника управления физкультуры, спорта и туризма Миноблисполкома.

Качан ставил амбициозные задачи, например, в отборе на футбольный ЧМ-2012 сборная Беларуси должна была занять в группе первое или второе место. В итоге «националка» финишировала четвертой. В хоккейном «Динамо» предлагал задействовать только шесть легионеров. Однако на старте сезона-2012/13 в команде насчитывалось аж 16 варягов – больше, чем в любой другой команде КХЛ.

Впрочем, при Качане белорусские атлеты все же добивались весомых достижений. Например, на Олимпиаде-2010 Беларусь взяла три медали, в том числе золото во фристайле благодаря усилиям Алексея Гришина. А через два года олимпийским чемпионом по теннису стал тандем Мирный – Азаренко, золото в пулевой стрельбе взял Сергей Мартынов. Вообще в Лондоне белорусы завоевали 12 медалей, и те Игры стали худшими для нашей страны за всю суверенную историю участия в летних Олимпиадах. Плюс в Лондоне разразился допинговый скандал: толкательница ядра Надежда Остапчук на следующий день после ОИ была дисквалифицирована за положительный допинг-тест и лишена золотой медали.

Сам Качан в Лондоне эпично поддерживал белорусских теннисистов. После победы Мирного и Азаренко он скомкал флаг и бросил его спортсменам. Не все оценили этот жест.

Забег министра с флагом на Олимпиаде случился 5 августа. На своем посту Качану оставалось работать менее трех месяцев. 26 октября 2012-го прошло олимпийское собрание НОК, на котором Александр Лукашенко подверг критике работу по подготовке спортсменов к ОИ в Лондоне.

– К сожалению, прошедшие Игры стали настоящим разочарованием для всего белорусского народа. Все мы рассчитывали на более весомые результаты. Сейчас нам надо учесть все недоработки, извлечь уроки и эффективно решать задачи, стоящие перед спортивной общественностью. Не обижайтесь, но с другими людьми в руководстве, – заявил Лукашенко и отправил в отставку Олега Качана и своего помощника по вопросам физкультуры, спорта и развития туризма Игоря Заичкова. На место Качана пришел экс-пожарный Александр Шамко, а Заичкова сменил Максим Рыженков.

И это было только начало злоключений министра, учившего Мезина играть зубами, а также экс-помощника президента. В начале 2013-го генпрокуратура Беларуси возбудила уголовное дело по факту хищения двух дворовых уборных, впоследствии обнаруженных на дачных участках Качана и Заичкова. Сумма хищения получилась небольшой – чуть меньше двух с половиной тысяч долларов.

Огласку ситуации придал президент. На собрании НОК Лукашенко подверг жесткой критике деятельность чиновников, намекая, что они больше заботились о своем благе, нежели о развитии белорусского спорта. Фигурантами дела стали также директор Узденского лесхоза и начальник производственного лесоперерабатывающего участка «Закревщина», где и находились дачи. В итоге именно против директора и его подчиненного было возбуждено уголовное дело, а Качан и Заичков проходили по нему как свидетели.

По словам Качана, сразу из министерства спорта он ушел в коммерцию, где и работал на протяжении нескольких лет.

– Поменял несколько мест работы. И скажу вам откровенно, коммерческая деятельность – это не очень просто, все время бьет по твоему карману. Сделал неправильный шаг – оказался в минусе. Но тоже интересно, – говорил экс-министр.

Еще в 2016-м Качан работал директором компании «БелПакСнаб» – фирмы-соучредителя пакистанской компании  «MTW Pak Assembling Industries» – дилера МТЗ.

Однако осенью 2017-го Качан покинул компанию и стал директором «Теннисной школы спортивного мастерства», которая базируется в Республиканском центре олимпийской подготовки по теннису. Интересно, что школа была зарегистрирована вскоре после того, как Белорусскую федерацию тенниса возглавил Сергей Тетерин. Именно бок о бок с Тетериным Качан наблюдал за поединком Мирного и Азаренко в Лондоне.

Через полгода экс-министр спорта пошел на повышение – весной 2018-го стал председателем Минского областного отделения Белорусской теннисной федерации, где и работает до сих пор.

«Трибуне» дозвонилась до экс-министра и предложила вспомнить культовую фразу, однако ответ был лаконичным:

– Я сейчас занят, в командировке. И вообще по телефону никаких комментариев не даю. Поговорить вживую, в том числе о той фразе – позвоните на следующей неделе.

Спич министра не помог хоккеистам: на ЧМ-2012 команда снова стала 14-й, Мезин уехал посреди турнира

После отставки Занковца сборную возглавил Кари Хейккиля, до этого бравший серебро в чемпионате России-2007/08 и КХЛ-2008/09 с ярославским «Локомотивом». В сборную финский специалист пришел после сезона с магнитогорским «Металлургом».

Хейккиля повез белорусов на ЧМ-2012 на свою Родину с задачей от президента НОК Александра Лукашенко попасть в топ-8. Эти цели до коллектива донес сам Качан, наведавшийся на тренировку в Минске. О зубах министр уже не вспоминал.

Несмотря на кадровые изменения и разнос после ЧМ-2011, в Финляндии белорусы заняли все то же 14-е место. В предварительном раунде «националка» одержала всего одну победу (обыграла казахов 3:2) – этого хватило, чтобы сохранить место в элите.

– Повлияло много факторов. Хоккей – это же командный вид спорта, и виноваты в том результаты были все, – говорит Коробов. – Может, удача была не на нашей стороне, может, дело в системе, которую нам прививал Хейккиля.

Ездил на тот чемпионат мира и первый номер команды Андрей Мезин. Из Финляндии он вернулся с зубами, но досрочно. Голкипер минского «Динамо» на ЧМ принял участие в двух матчах – с Казахстаном и США (3:5). С американцами Мезин пробыл на льду менее десяти минут и был заменен на Виталия Коваля при счете 0:2. На следующее утро голкипер собрал вещи и уехал.

– Очевидно, дело в психологии: вратаря не устроила его игра и роль в команде, – предполагал Хейккиля.

О своем намерении Мезин никого не предупреждал, а о причинах такого поступка не хочет говорить до сих пор.

– Думаю, кому надо, тот знает, что тогда произошло. Сейчас не хочется ворошить прошлое, – краток голкипер.

Демарш сказался и на карьере Андрея в «Динамо» – 26 июля «зубры» расторгли с ним контракт «из-за прогула». В том же году игрок оказался в «Тракторе» в родном Челябинске.

Другие посты блога

Все посты