Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/«У людей отнимают возможность жить и развиваться в Беларуси». Никита Мещеряков – о событиях в стране и единении спортсменов

«У людей отнимают возможность жить и развиваться в Беларуси». Никита Мещеряков – о событиях в стране и единении спортсменов

В июне баскетболист открыто критиковал Лукашенко.

Автор — Дмитрий Руто
6 сентября 2020, 15:44
3
«У людей отнимают возможность жить и развиваться в Беларуси». Никита Мещеряков – о событиях в стране и единении спортсменов

 

В июне баскетболист открыто критиковал Лукашенко.

Все больше и больше белорусских спортсменов начинают открыто выражать свою позицию по отношению к происходящих в стране событиям. Атлеты критикуют власть и методы управления государством, требуют отставки президента и наказания для силовиков, которые издевались над людьми на мирных акциях и продолжают задерживать белорусов сейчас. Спортсменов не пугают и возможные санкции со стороны руководителей федераций и министерств, поэтому открытое письмо спортивного сообщества подписали уже более 400 человек.

Выходят атлеты, в том числе топовые, и на мирные акции протеста в Минске, принимают участие в воскресных маршах. В прошедшие выходные на улицах города появилась и группа спортсменов, которая прошла до самого оцепления у Дворца независимости. Среди них, которые с народом, оказались пловчиха Александра Герасименя, борец Степан Попов, баскетболисты Елена Левченко и братья Мещеряковы и другие.

А вскоре все они вместе с другими коллегами заявили о создании Свободного объединения спортсменов Беларуси. О нем, об участии в марше и необходимых переменах в Беларуси «Трибуна» поговорила с игроком сборной по баскетболу 3х3 Никитой Мещеряковым, который еще в июне заявил в инстаграме, что Лукашенко – не его президент (правда, потом свой пост удалил).

– Для начала расскажите о марше белорусских спортсменов на мирной акции в Минске в прошлое воскресенье. Как пришла идея выйти в город отдельной, спортивной, группой и с растяжкой?

– Тут все просто – нужно говорить о спортивной консолидации. Мы тоже хотим поддержать людей, показать, что спортсмены – это не какая-то обособленная группа, у которой другие взгляды на события в Беларуси. Мы видим, что происходит сегодня в стране, для нас важно быть с людьми, с народом. Считаю, что наше общество сегодня сделало большой шаг. Видно, что белорусы перестают бояться, активно высказывают свое мнение. По-моему, это самое главное. Воскресные марши стали символом свободы, туда выходит реально много талантливых, креативных, позитивных людей. При этом мы все видим, что протесты носят мирный характер.

А нам, спортсменам, повторюсь, важно показать, что мы вместе с народом. Плюс выразить свое отношение к тому, что происходило и происходит в Беларуси после выборов. Имею в виду прежде всего чрезмерное насилие силовиков. Мы против насилия, оно ни в какие рамки просто не укладывается.

– Спортсмены дошли до самого оцепления у Дворца независимости. Не страшно было?

– Думаю, сегодня каждый белорус в определенной степени боится. Кто-то зависит от государства, спортсмены – тоже. Да вообще, какой сферы ни коснись: учителя, врачи, заводчане – на всех могут как-то повлиять, надавить. И это люди прекрасно понимают. Но после того, что мы увидели с 9 по 12 августа, та жестокость, которая была применена к людям, – все это просто не укладывается в голове. При этом люди вышли на улицу всего лишь для того, чтобы высказать свое мнение.

К слову, я лично ездил в тюрьму в Жодино. В одном из чатов кинули клич, спросили, есть ли у кого-то возможность приехать в город и забрать людей, которых будут выпускать, и потом их отвезти домой в Минск. Я тоже отправился в Жодино, но так как там волонтеров было очень много, за пару часов так и не появилось у меня возможности кого-то забрать. Зато услышал из первых уст то, что происходило с людьми при и после задержаний. Это не информация, которую я получил из интернета или еще где-то, а напрямую, от пострадавших. Все это, безусловно, ужаснуло.

– Никого из ваших близких или знакомых события не задели?

– Мне кажется, сейчас в Беларуси у каждого или близкие, или знакомые знакомых, или еще кто-то как-то оказались причастны к событиям. Благо, никто из моего круга не пострадал, но я знаю нескольких человек, которых все это коснулось.

– Вернемся к воскресному маршу. Почему решили дойти до самого оцепления, до ОМОНа?

– Считаю, что омоновцы – это тоже люди, и мы им должны показать, что мы, спортсмены, имеем свое мнение, свое отношение к ситуации, мы готовы открыто высказывать свою позицию. Надеюсь, их будет с каждым днем все больше и больше. Плюс омоновцы должны понимать, что они давали присягу именно защищать свой народ, белорусов. Поэтому хочется, чтобы в нашем государстве работали законы в обе стороны. Пока же, как мы видим, закон и силовики работают однобоко, только для одной стороны.

– И омоновцы кричат президенту, что с ним они до конца.

– Да, точно. Мы же собрались группой, в которой было много спортсменов, сделавших немало для страны. Сейчас все видят, как общество консолидировалось, высказывают свое мнение известные персоны, писатели, культурная общественность, спортсмены. И никто никого не спонсировал, из Польши или еще откуда-то. Народ искренне и по-настоящему высказывает свою позицию.

– Изначально немногие спортсмены осмеливались говорить о своем отношении к событиям в Беларуси, но сейчас таковых становится все больше и больше. Почему?

– Мне кажется, страшнее всего быть первым, потому что когда ты выглядишь как белая ворона, все начинают тебе напоминать: «Ты же знаешь, в какой мы стране живем. Тут нельзя высказывать свое мнение». Но на самом деле после всех событий, жестокости, которую проявили силовики, грань страха была стерта. Думаю, сегодня просто невозможно оставаться в стороне и не поддержать тех, кто пострадал, а также тех людей, на кого сегодня оказывается давление. Считаю, что оставаться в стороне и просто смотреть на то, как кого-то из моей команды увольняют за выражение гражданской позиции, или учителя, который учил меня когда-то в школе, а на выборах отказался подписывать сфальсифицированный протокол, тоже выгоняют, – это все просто недопустимо, ни в какие рамки не укладывается.

– Вы подписали открытое письмо спортсменов. Вопрос традиционный: последствий не боялись?

– Уверен, сегодня человеческие качества намного важнее, чем какие-то деньги и зарплаты. Деньги не делают человека, его формируют поступки, какие-то принципы по жизни. И это самое главное. А какие для меня могут быть последствия? Лишат работы? Значит, буду искать, где себя реализовать в другой сфере.

– Как народ встретил группу спортсменов на марше в воскресенье?

– Некоторые благодарили, кричали спасибо. Но я не считаю, что мы какие-то герои. На самом деле герои – это все наши люди, белорусы, которые консолидировались и стали плечом к плечу друг другу, выступают против всего, что сейчас происходит.

– Так Беларусь никогда, наверное, не объединялась.

– Это точно. Может, изначально была какая-то боязнь, но когда ты приходишь на мирные акции, протесты, видишь очень много улыбающихся светлых лиц, люди делают праздник свободы. И именно внутренней свободы. Мне кажется, сейчас мы наблюдаем возрождение нации. До недавнего времени многие оставались в стороне, не лезли в политику, да и я сам был достаточно аполитичен долгое время, потому что понимал, что вряд ли что-то изменится. А, может, и не должно ничего меняться. Но сейчас я понимаю, что нашей стране нужно развиваться. А для этого просто необходимы какие-то перемены.

–  Глобальные?

– Да, конечно. Если смотреть на экономический сектор, вижу, что наш внешний долг вырос до почти 20 миллиардов долларов. Это не есть хорошо. Плюс я понимаю, что для того, чтобы приходили инвесторы в нашу страну, должна существовать четкая законодательная база. Нельзя, чтобы инвесторы боялись вкладывать в Беларусь свои деньги. А когда данной базы нет, законы нарушаются, нет никакой гарантии, а, наоборот, существуют примеры, когда компании приходили и теряли свои финансы, – тогда все это будет негативно сказываться на имидже страны. Считаю, что в первую очередь должна поменяться власть, которой будут доверять и общество, и инвесторы.

– Вы говорите про инвесторов, но мы видим, что многие IT-компании, в том числе отечественные, уезжают из Беларуси или навсегда, или временно. О каких новых финансовых вливаниях в страну в таком случае может идти речь?

– Да, потому что снова дело в отсутствии четкой законодательной базы. Люди не чувствуют себя в безопасности. В таком случае у белорусов нет другого выхода, кроме как уезжать из страны. Люди понимают, что в Беларуси нет возможности развиваться и жить. С другой стороны, есть немало примеров тех, кто хочет остаться в стране. Многие являются настоящими патриотами, любят Беларусь, хотят, чтобы она оставалась независимым государством, дружила и с Россией, и с Европой, и с другими странами.

***

– Вы сказали, что долгое время были аполитичным человеком. А какие события заставили поменять свое точку зрения?

– Всегда читал и читаю новости, но старался фокусироваться в первую очередь на своем виде деятельности – на баскетболе. Не считал нужным участвовать в каких-то политических событиях, давать по этому поводу различные комментарии. Но то, что начало происходить в Беларуси после выборов, стали переломным моментом, таким толчком, который и заставил меня поменять свою точку.

– А что вами двигало в июне, когда в инстаграме вы сделали пост, написав, что Лукашенко – не ваш президент?

– Мое мировоззрение.

– В то время многие спортсмены предпочитали отмалчиваться и не выражали свою гражданскую позицию, поэтому ваш поступок, ваши слова вызвали бурную реакцию в обществе. Вас хвалили, называли героем. Как расцените такую реакцию людей?

– Абсолютно не считаю себя каким-то героем. Я хотел просто высказать свое мнение, потому что видел, что наша страна находится в застое. Было бы здорово, чтобы какие-то изменения в Беларуси все-таки произошли. Хочу светлого будущего для Беларуси, чтобы у людей была возможность себя реализовать не где-то за границей, а у себя на Родине, и при этом сделать что-то хорошее для страны.

– Вы тоже хотите реализовать себя в Беларуси?

– Безусловно. Очень люблю эту страну, хочу здесь остаться и провести в Беларуси всю свою жизнь. Мое сердце болит, когда я вижу, когда у людей в буквальном смысле отнимают возможность здесь расти и развиваться. Сколько примеров, когда студенты уезжают учиться за границу, люди едут в другие государства работать, искать какие-то другие источники дохода. Больно, что люди не имеют возможности делать все это в Беларуси.

– Расскажете, почему удалили свой пост?

– Пока не время говорить об этом.

– Давление за эту запись потом на вас оказывалось, были проблемы?

– Опять же, лучше пока эту тему не затрагивать. Не говорю, что могут быть какие-то проблемы, но не хочу возвращаться к старым событиям. Не люблю оглядываться назад, тем более когда всем нужно двигаться вперед.

– На следующий день после вашего заявление появилась информация, что вы не вызваны на УТС национальной сборной по баскетболу. Эти события как-то связаны между собой?

– Нет, абсолютно никак. Сразу после II Европейских игр в 2019 году я официально перешел в сборную Беларуси по баскетболу 3х3, и играю, тренируюсь только в ее составе.

– Как отреагировали на ваши слова близкие и родные? Например, брат Егор?

– Честно, мы даже это не обсуждали в тот момент. Высказался, выразил свою гражданскую позицию – молодец, хорошо. Каких-то высказываний и обсуждений со мной по этому поводу не было.

– Знаю, что родители вас с братом воспитывали в таком духе, что нужно всегда говорить правду, держаться своего мнения, иметь свою позицию.

– Думаю, да, заслуга родителей в этом плане велика. Да и мы с Егором – люди с широким кругозором, я, например, поиграл в нескольких европейских командах, учился за границей. Видел разные взгляды у людей. И благодаря широкому кругозору появляется свое обособленное мнение.

***

– Сейчас атлеты создали Свободное объединение спортсменов Беларуси. Расскажите о нем поподробнее.

– Скажем так, определенного сообщества спортсменов нет, это, скорее, некая гражданская инициатива. Мы просим всех неравнодушных спортсменов открыто выразить свою позицию по происходящим в стране событиям. Да я вообще не понимаю, как можно оставаться равнодушным в нынешнее время. Плюс просим спортсменов подписать открытое письмо, в котором, в принципе, сформированы все основные требования нашего объединения.

– Как вы считаете, чем закончатся нынешние события в Беларуси, сколько они будут длиться?

– Тяжело делать какие-то прогнозы, но мне хочется верить в лучшее. Уверен, все белорусы хотят, чтобы все прошло мирно, чтобы власть нас услышала. Я призываю к диалогу. Понятно, что мирные протесты, консолидация общества – это все хорошо. Но замечательно и то, что создан Координационный совет, который заявил, что представляет интересы белорусов и готов от имени всего нашего общества разговаривать с властями. Очень хотелось бы, чтобы власти все-таки услышали народ и его требования.

– И еще с вами, как со спортсменом, хочу затронуть ситуацию, в которую угодили игроки футбольного клуба «Крумкачы» Сергей Козека и Павел Рассолько.

– Конечно, меня все это шокировало. Да, уверен, все спортивное сообщество испытало настоящий шок. Невозможно оставаться в стороне, когда наших бьют всего лишь за то, что люди выразили свою гражданскую позицию. А наши – это не только спортсмены, но обычные белорусы, обычные граждане. Такое отношение властей к народу, которое мы видим сейчас, не должно продолжаться.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты