Tribuna/Гандбол/Блоги/Контора пишет/«Куда ни пойдешь – везде жопа». Ветераны белспорта – о том, как им живется при таком росте цен (кому-то норм, а кто-то уехал в деревню)

«Куда ни пойдешь – везде жопа». Ветераны белспорта – о том, как им живется при таком росте цен (кому-то норм, а кто-то уехал в деревню)

Некоторые на новые ценники даже не обратили внимания.

Автор — Дмитрий Руто
16 марта 2021, 15:08
2
«Куда ни пойдешь – везде жопа». Ветераны белспорта – о том, как им живется при таком росте цен (кому-то норм, а кто-то уехал в деревню)

Спросили у гребца, футболиста, хоккеиста и паралимпийца.

Политический кризис, в условиях которого живет Беларусь уже больше полугода, дополняется существенными экономическими проблемами. Причем экономические проблемы затрагивают и тех, кто политикой не интересуется вовсе и очень даже поддерживает режим Лукашенко. Средняя зарплата по стране составила в январе чуть меньше 1300 рублей, что по нынешнему курсу доллара практически равно пресловутым «папитсот». При этом по данным Белстата в 2020 году больше 1000 рублей в месяц получали всего 8,7 процентов беларусов. Зато 450 тысяч беларусов (это примерно 5 процентов от населения) живет за чертой бедности – это значит, что доход на каждого составляет менее 258 рублей.

Цены на товары и услуги в стране растут куда быстрее, чем зарплаты. Отдельные продукты питания за пару месяцев 2021-го подорожали практически на четверть, а если что-то и подешевело, то буквально на копейки. Да и инфляция нынче демонстрирует серьезные темпы. При годовом прогнозе в 5 процентов инфляция за январь и февраль уже составила 3 процента, а по сравнению с февралем 2020-го она вообще перевалила за 8 процентов.

Как на рост цен реагируют спортсмены – особенно те, кто уже находится на пенсии и не может похвастать высоким доходом? Возможно, им приходится себя в чем-то ограничивать? «Трибуна» попыталась выяснить, как обстоит ситуация.

«Молодым не завидую, а пенсионерам нужно переезжать в деревню»

Владимир Парфенович, трехкратный олимпийский чемпион по гребле

– Вы знаете, по поводу цен и их увеличения я особо ничего не могу сказать. У меня в деревне яйца не дорожают, молоко не дорожает, такая же история с маслом у частников, творогом, хлебом. Рекомендация спортсменам-ветеранам: переезжайте жить в деревню.

Своего хозяйства у нас еще нет, только коты и собаки. Но вот у частников, как я сказал, можно покупать продукты по приемлемым ценам. Поэтому, скажу честно, вопрос подорожания в Беларуси я спокойно игнорирую. Пусть за тем, как повышаются цены, следят те, кого это действительно волнует. Мне – фиолетово.

Я почему-то думаю, что скоро начнется очередная волна переезда людей из Минска в деревню. Кто первым до этого додумается, тот будет большим молодцом.

– А как быть тем, кто не может переехать из города в деревню и, соответственно, должен жить в условиях постоянно повышающихся цен?

– Как это не могут? Это смешно. Вот скажите, разве пенсионер не может переехать? Сдай свою квартиру в аренду, получай дополнительную прибыль к пенсии. Купи старенький домик, подреставрируй и живи не тужи. Мы с супругой купили домик 1937 года постройки, 20 квадратных метров. Тут у нас две печки: русская и грубка. В русской мы с женой готовим чудесные вещи в горшочках. Приезжайте – угостим.

Поэтому я вам и говорю, что нужно возрождать деревню. Сейчас лето наступит, отпадет необходимость печку топить, соответственно, и дрова не нужны. В огороде – зелень. Потом появятся яблочки, клубника, вишня, черника, зашел в лес – собрал грибов. Можно будет собрать березовый сочок. Прелесть! Вот почему эти пенсионеры хотят жить в Минске, где большие цены? Не понимаю.

– Вы сейчас тренируете или наслаждаетесь отдыхом?

– Наслаждаюсь отдыхом и получаю пенсию. Скажу откровенно, мне ее на жизнь хватает, ведь в деревне ничего не дорожает :). Сколько получаю – это, скажем так, интимный момент, не хотелось бы раскрывать, но на жизнь хватает. Я вам даже приведу пример своего расписания, чтобы вы понимали, как живу сейчас. Встали мы с супругой в 8.30 утра, на протяжении часа у нас зарядка. Потом прогулялись с собачкой на речку, это где-то километра полтора. Вернулись домой, позавтракали. Потом немного отдохнем, посмотрим, что творится в мире. Днем я что-нибудь сделаю по дому или на участке. Жена пока думает, какие занавески ей пошить. Вечером выпьем по рюмочке самогонки – и все, ложимся спать. Как вам расписание? Великолепно. В любом случае главное, что мы получаем удовольствие от жизни.

– А вы автомобилем пользуетесь?

– Да, но не очень часто. Например, два раза в месяц могу приехать в Минск, посчитайте, сколько потрачу на бензин, чтобы проехать 240 километров. Моему автомобилю идет 26-й год, поэтому основные расходы – это ремонт. Ну а рост цен на бензин – тут уже ничего не изменишь. Да и, скажите мне, какая может быть альтернатива, как улучшить ситуацию, когда мы живем в условиях всемирного экономического кризиса? Я уверен, что тем, кто придет на смену Лукашенко, сладко не будет. Куда ни пойдешь – везде жопа.

– Что, по-вашему, беларусам дальше ждать в плане цен?

– Честно сказать, молодым людям в нашей стране совершенно не завидую. Ситуация в плане заработных плат и всего, что им сопутствует, просто катастрофическая. И я бы не связывал рост цен в Беларуси исключительно с политической ситуацией в стране. Тут проблема общемировая. Цены будут расти, зарплат не будет, находить работу станет все тяжелее и тяжелее. Такие проблемы не только в Беларуси, а во всем мире. И, уверен, каждая страна в нынешних реалиях будет бороться за свой кусочек.

«Больному стало легче – он перестал дышать»

Владимир Курнев, футбольный тренер

– Вот некоторые советуют переезжать в деревню. Легко там будет тем, кто что-то может делать своими руками. А если человек всю жизнь играл в футбол и кроме этого ничего не умеет? Что тогда делать в деревне? Каждый сам решает, как ему жить. Как в одном кино говорили: «Не учи жить – лучше помоги материально». Тем более цены в Беларуси растут постоянно. Растут чаще, чем мы дышим. А как жить дальше? Помните, как один человек сказал: «Жить будем хорошо, но недолго». Но как-то же сражаемся, крутимся. А то, что цены растут… Вот честно, таких цен нигде в Европе нет.

Несколько лет назад я брал кредит под 15 процентов годовых. Недавно зашел в банк и спросил о нынешних условиях. 34 процента, около 30, в лучшем случае 25 процентов. А было 15, понимаете? В той же Испании, например, чтобы не соврать, 2-3 процента. Я думаю, что есть разница, как и где лучше брать кредит. А то у нас в Беларуси возьмешь под 34 процента, так до конца дней своих, думаю, не рассчитаешься. Откуда такие цифры они берут, вообще не понимаю.

– В связи с ростом цен вам пришлось от чего-то отказаться?

– В глобальном смысле нет, но в чем-то себя, конечно, приходится ограничивать. Раньше могли с супругой куда-нибудь сходить посидеть по выходным, в кафе или ресторан. А сейчас уже давненько такие мероприятия не проводим. Конечно, хочется жить нормально и в свое удовольствие, но все равно приходится где-то от чего-то отказываться.

– Насколько известно, вы активно пользуетесь автомобилем. Постоянное повышение цены на бензин ощущаете?

– Когда не было сложной эпидемиологической обстановки, я ездил выборочно, то есть если куда-то можно было добраться на метро, добирался, тем более рядом с ним живу. К тому же в центре Минска с парковкой сложновато. Но когда началась серьезная ситуация с коронавирусом, начал постоянно ездить на машине – не хочется спускаться в метро, пользоваться общественным транспортом во избежание лишнего контакта. Поэтому сейчас внимательно наблюдаю за подорожанием бензина: каждую неделю на копеечку. А что ты сделаешь? Те же газеты спортивные, журналы дорожают. А основная часть расходов – это, конечно, продукты питания.

– Что дальше будет по ценам и зарплатам в Беларуси дальше?

– Даже не знаю. Вот у меня пенсия – 526 рублей. Я 13 лет отыграл за минское «Динамо» в высшей лиге чемпионата СССР. А этот чемпионат был один из сильнейших в Европе. Наша команда собирала стадионы, побеждала. Сейчас получать такую пенсию – это просто смех… Тренером я уже не работаю. 31 декабря у меня закончился контракт в женской команде «Минска», мне его не продлили. Зачем футбольные люди нужны в футболе? Пока вот так. Хорошо, что у супруги есть бизнес.

– По-вашему, дальше жить будет легче или тяжелее?

– «Больному стало легче – он перестал дышать». Я не думаю, что будет легче. Очень сомневаюсь, что жизнь улучшится.

«Не вижу смысла реагировать на изменения цен»

Андрей Расолько, чемпион Беларуси-1993, чемпион Польши-1994, хоккейный тренер

– Безусловно, я вижу, что цены растут. Как на товары, так и на какие-то услуги. Отношусь ко всему этому скептически и, конечно, недоволен. Принимать как данность не хочу и не буду, но и понимаю, что как-то повлиять на рост цен белорусы, по сути, не могут. Да и порой происходят довольно интересные и странные вещи в плане повышения стоимость тех или иных товаров. Как пример мой поход в аптеку. Принимаю кое-какие таблетки, пил их на протяжении месяца. Когда закончились, пошел в аптеку, но не в ту, в которой покупал до этого. И мне сказали, что таблетки подорожали на три рубля. Спрашиваю, почему такие изменения. Мне ответили так: «Эти таблетки в ходу, их берут, поэтому мы решили поднять цену». Меня это, честно скажу, ошарашило.

Тут же провизор залазит в интернет, находил аптеку, где цена чуть ниже. Как раз та, по которой я брал ранее. Вот не знаю, почему так поступают люди. Может, бизнес у них такой? Не могу понять, с чем связано. Я читал, что цены на таблетки выросли, но почему-то в одних аптеках они остались на прежнем уровне, а в других – подросли.

– А что касается продуктов питания?

– На эти изменения я никак не реагирую. Просто не вижу смысла. Может, так [дорожать] и надо? Может, раньше у нас были заниженные цены? Я вижу, что цены меняются в сторону увеличения, но не обращаю на это внимание.

– Вам пришлось отказаться от чего-то ранее привычного?

– Да, например, больше стал дома питаться, реже посещаю кафе и рестораны. Хотя, в принципе, я раньше бывал там нечасто. В любом случае приходится себя ограничивать. Хотя я считаю, что это больше зависит от того, сколько ты зарабатываешь. Если зарплата неплохая, то можно позволить и кафе, и рестораны. Я, например, чувствую себя более-менее так же, как и раньше. Вы поймите: если ты работаешь в команде профессионалов, то тебя кормят, дают экипировку. Это, естественно, сказывается на твоем бюджете. Я сейчас работаю в школе [«Юности»], там тренеров не кормят, поэтому приходится питаться за свой счет. Это, конечно, сказывается на бюджете, но не сильно.

У меня нет кардинальных перемен в жизни в связи с изменениями цен. Грубо говоря, нет такого, что раньше летал в бизнес-классе, а сейчас пересел в эконом. Нет, как жил раньше, так и живу. Я никогда не разбрасывался деньгами, не сорил и не жил, как шейх, у которого яхты и дворцы.

Хотя, повторюсь, изменения в ценах я вижу, замечаю, что многое подорожало. Та же «коммуналка» дорожает. По чуть-чуть, поэтому удается относиться к этому спокойно и привыкать. Если бы, условно говоря, раньше «коммуналка» стоила рубль, а сейчас – 10, тогда изменения были бы заметнее и отношение к этому было бы другим.

– А вы понимаете, почему и услуги ЖКХ дорожают, и продукты?

– Не задумывался над этим, если честно. Я вообще считаю, что это нормальное явление. Везде же, во всем мире, всё дорожает.

– Что, по-вашему, будет дальше в Беларуси, цены продолжат расти?

– Даже не знаю, не могу предположить. Я не экономист и не министр. Единственное, мне бы хотелось комфортно жить, чтобы была стабильность, чтобы зарплата приходила вовремя. Соответственно, чтобы хватало на жизнь. Мне пока комфортно. Не шикую, но нормально жить можно.

«Моя жизнь никак не изменилась»

Олег Шепель, пятикратный паралимпийский чемпион, председатель Паралимпийского комитета Беларуси

– Я вам скажу честно, моя жизнь в связи с ростом цен никак не поменялась. Хотя, естественно, то, что подорожали некоторые продукты и услуги, я замечаю. В первую очередь обратил внимание на подорожание лекарств. Некоторое время назад перенес серьезную операцию, поэтому сейчас аптекой пользуюсь довольно активно. И вижу, как медикаменты подросли в цене.

– Вам пришлось отказаться от дорогих лекарств и покупать более дешевые аналоги?

– Нет, здоровье прежде всего. Лекарство, которое мне приходится принимать, стоит порядка 60 рублей. Одной упаковки хватает на пять дней. При этом курс лечения – не менее двух месяцев.

– А что касается повседневной жизни, покупки тех же продуктов питания?

– Я не гурман, поэтому особенных различий в питании, и, соответственно, в тратах на продукты, не заметил. К деликатесам отношусь спокойно. А вообще, на жизнь человека, выросшего в деревне, имеющего родственников в сельской местности, цены в магазинах сильно не влияют.

Что касается досуга и свободного времени, то мое главное развлечение – внучки. Стараюсь как можно больше времени с ними проводить. Им сейчас по два года, и я на 8 Марта сделал им такой символический подарок, как путешествие и экскурсия по третьей линии минского метро. Прокатились по траволатору на станции «Вокзальная». Внучкам очень понравилось, это главное.

Я человек небедный, был неоднократным паралимпийским чемпионом и чемпионом мира. Поэтому на жизнь себе я заработал, сейчас живу спокойно. Государство ценило мои спортивные достижения и заслуги, хорошо оплачивало медали, и сейчас в финансовом плане я себя чувствую довольно комфортно и уверенно.

– Автомобилем пользуетесь?

– Только служебным, поэтому вопрос подорожания топлива меня сильно не касается. В общем, могу сказать, что в целом изменение цен на товары или услуги на меня особо не повлиялj.

– Как думаете, что ждет Беларусь дальше: цены продолжат расти?

– Все зависит от экономики страны, от ее развития. Если удастся вывести ее на подъем, то и с ценами все будет в порядке. Мои прогнозы? Если взглянуть на то, как работает ныне предприятие «БелТИЗ», руководителем которого я являюсь, то думаю, что все у нас будет хорошо.

Фото: noc.by, mlyn.byhockey.by

Другие посты блога

Все посты