Tribuna/Футбол/Блоги/Yellow card/Шайба Копатя сделала шведского вратаря Томми Сало неудачником – все могло закончиться суицидом

Шайба Копатя сделала шведского вратаря Томми Сало неудачником – все могло закончиться суицидом

После того матча шведы разгневались на Томми Сало и его семью

Блог — Yellow card
17 августа 2018, 18:48
10
Шайба Копатя сделала шведского вратаря Томми Сало неудачником – все могло закончиться суицидом

После того матча шведы разгневались на Томми Сало и его семью.

16 с половиной лет назад – 20 февраля 2002 года – сборная Беларуси по хоккею одержала самую важную победу в своей истории. В четвертьфинале олимпийского турнира в американском Солт-Лейк-Сити белорусы обыграли шведов со счетом 4:3. 

Во второй раз на Олимпиаду приехали игроки НХЛ. У сборной Швеции была команда мечты – Никлас Лидстрём, Матс Сундин, Томми Сало и другие звёзды, которым прочили золото. Они с легкостью выиграли группу, справившись в том числе с Канадой, и первая стадия плей-офф казалась лишь формальностью на пути к триумфу, но именно в этом раунде шведский путь и закончился.

На Родине хоккеистов разнесли. Главным виновником сделали Томми Сало, который пропустил злополучную шайбу от Владимира Копатя практически с центра площадки. Старые заслуги хоккеиста – победы на Олимпиаде-1994 и ЧМ-1998 – почти сразу были позабыты болельщиками.

После матча голкипер одним из первых вышел к журналистам, чтобы оправдаться:

– Я не мог сыграть по-другому. Шайба шла коварно. К сожалению, она нырнула в ворота. Всё вышло как-то бесславно. А ведь до матча с белорусами это был лучший турнир моей жизни. Всё шло отлично. Вся команда старалась.

У известного телекомментатора Лассе Гранквиста во время репортажа случился нервный припадок. Он ругал всю сборную Швеции, и в особенности несчастного вратаря, используя самые уничижительные эпитеты. Он признался, что ему стыдно быть шведским телекомментатором.

На следующий день после поражения газета Aftonbladet вышла с кричащим заголовком на первой полосе «День позора». Далее следовали портреты игроков, под каждым из которых значилась сумма контракта, и неизвестно кем вынесенный вердикт: «Виновен». Первым в этом черном списке шел Томми Сало, а заканчивалось все огромной, во всю ширину газетного листа, надписью «Они предали нашу страну».

– Я думаю, что их [шведов] подвергли справедливой критике, – говорит партнер Сало по «Эдмонтон Ойлерз» Янне Нинимаа, игрок сборной Финляндии, уступившей в тот же день канадцам. – Но я считаю, что в лице Сало журналисты нашли козла отпущения. В той игре шведы должны были пропустить пять-шесть шайб, и нельзя обвинять в поражении одного вратаря.

К счастью, сразу после Олимпиады Сало не нужно было ехать в Швецию – в НХЛ продолжался сезон:

– Может, оно и к лучшему. Прекрасно понимаю, насколько вся страна была убита той неудачей. Даже не самим фактом поражения в четвертьфинале, а тем, как мы проиграли тот матч. При любом раскладе поединок с таким соперником мы обязаны были выигрывать десять раз из десяти попыток, – говорил в ту пору кипер.

– Для него это стало большим ударом, – рассказывал Юхан Хедберг, который был вторым вратарем сборной Швеции. – Люди звонят с жалобами на Томми его родителям. Даже его сестра, которая еще учится в школе, подвергается нападкам. Но это же смешно. Я не понимаю, почему семья должна страдать из-за ошибки вратаря, которая к тому же была непреднамеренной.

Через две недели после матча Сало нашел в себе новые слова:

– У меня было достаточно времени, чтобы прийти в себя, отдохнуть и набраться сил. Чем чаще я вспоминаю тот эпизод, тем больше схожусь во мнении, что это была случайность. Такие вещи иногда происходят сами собой, хотите вы этого или нет. Я ничего не могу с этим поделать. Я стараюсь думать только о тех играх, где наша команда играла действительно хорошо. На олимпийском турнире мы стали единственными, кто обыграл сборную Канады, а это кое-что да значит.

После той пропущенной шайбы карьера Томми Сало устремилась вниз. Голкипер проявил характер и достойно провел оставшиеся матчи сезона за «Эдмонтон», но на следующий год вернулся в НХЛ другим человеком. Постоянные упреки за пропущенный гол, которые сыпались на него в Швеции, не прошли бесследно. Сало сломался психологически, в его глазах пропал огонь, а сезон-2003/04, проведенный в «Колорадо Эвеланш», стал для него последним в НХЛ.

Накануне Олимпиады-2006 голкипер вновь вспоминал тот матч: 

– По непонятной причине наша команда выглядела уставшей и, глядя со стороны, наверняка складывалось впечатление, что к игре мы оказались не готовы. Именно из-за всего этого и не думаю, что тот матч мы проиграли исключительно по моей вине. Даже не ошибись я в решающем эпизоде, мы вполне могли уступить в овертайме, к которому все шло.

-Тот злосчастный бросок Владимира Копатя из центральной зоны...

– (Перебивая.) Не хочу об этом говорить! Зачем вы меня о нем спрашиваете? Это было четыре года назад – хватит уже!

После НХЛ Сало выступал еще три года в шведских клубах МОДО и «Фрёлунда». Поначалу Томми играл в основе, но постепенно начал уступать место первого номера. В сезоне-2005/06 он помог «Фрёлунде» занять второе место в чемпионате Швеции. А через год в 36 завершил карьеру. Он обосновал это хроническими болями в бедре и отсутствием мотивации.

Томми не ушел из хоккея – работал главным тренером в низших шведских дивизионах. В 2011-2014 годах трудился генеральным менеджером клуба «Лександ», но потом был уволен.

К несчастью для себя, в истории Томми навсегда останется как вратарь дримтим, пропустивший тот самый гол.

На днях в интервью финскому таблоиду Ilta Sanomat Сало вновь вспомнил тот неудачный матч: 

– Все началось с матча с Беларусью. Я не сумел справиться с тем броском, мы проиграли. Этот матч, этот момент… Он преследовал меня всю жизнь. Я думал, что смогу забыть про него, смогу стереть его из своей памяти, но этого не случилось. К тому же я пережил тяжелый развод в то самое время. Все это сделало меня неудачником. Я оказался на беговой дорожке, с которой невозможно сойти. В худшие моменты я не хотел жить, думал о самоубийстве. Но потом я начал думать о своих родителях и детях. Я уверен, никто не может понять, как мне было плохо. Что со мной сейчас? Стало лучше, я получил помощь психолога, много разговаривал с друзьями и моей женой. Да, иногда у меня случаются плохие дни, но, к счастью, их становится все меньше и меньше.

Другие посты блога

Все посты