Tribuna/Футбол/Блоги/Yellow card/«Милиция не друзья, а враги ультрас». Нашивки на одежде могут обернуться для фаната из Орши сроком

«Милиция не друзья, а враги ультрас». Нашивки на одежде могут обернуться для фаната из Орши сроком

Ему грозит до пяти лет лишения свободы

Блог — Yellow card
29 августа 2018, 15:01
55
«Милиция не друзья, а враги ультрас». Нашивки на одежде могут обернуться для фаната из Орши сроком

Светит до 5 лет тюрьмы за разжигание вражды по социальному признаку.

Болельщика футбольного клуба «Орша» будут судить за нашивки на одежде. Его обвиняют в разжигании социальной розни в отношении работников милиции. При этом большинство обычных людей, увидев слова, из-за которых заварилась каша, даже и близко не поймут, что они значат.

Что случилось?

9 июня на матче первой лиги между «Оршей» и «Лидой» произошел инцидент. Милиционеру не понравилось, что написано на одежде одного из болельщиков – на панаме и шортах у того было по аббревиатуре. На требования снять головной убор молодой человек не отреагировал, за что и был выведен со стадиона. Претензии возникли к двум аббревиатурам, хорошо известным в фанатской среде. Одна из них, пришедшая с Запада, говорит о том, что все полицейские не очень хорошие люди (это если говорить мягко), вторая – из наследия советской воровской культуры – сулит смерть правоохранителям от ножа.

Фаната задержали и обвинили в нецензурных высказываниях и неподчинении законным требованиям сотрудников милиции. Затем был отправлен запрос на экспертизу в Витебск. Согласно заключению эксперта, директора Витебского филиала Международного университета «МИТСО», кандидата исторических наук, доцента Александра Дединкина, упомянутые аббревиатуры содержат информацию, которая направлена на разжигание вражды по социальному признаку.

Соответствующее заключение передали в оршанский суд, а копию направили в Министерство информации для включения аббревиатуры в республиканский список экстремистских материалов. 

Жителя Орши будут судить по статье 130 уголовного кодекса РБ (разжигание расовой, национальной, религиозной или иной социальной розни), по которой ему грозит или штраф, или арест, или даже лишение свободы до 5 лет.

Что говорит очевидец?

Мы связались с одним из лидеров оршанского фанатского движения «Аршыца Ультрас», который был очевидцем инцидента.

- Как все происходило?

– Это был обычный проход на стадион, у болельщика была нашивка #.#.#.# на панаме и #.#.#.# на шортах. Причем раньше люди с такими буквами на майках, шапках, сумках, даже татуировках проходили досмотр без проблем. А тут перед матчем с «Лидой» неожиданно милиция стала предъявлять претензии. Сначала они просто не пустили человека на матч, и тот отошел от входа. А через минуту, может, через две-три, они стали его «вязать».             

Ему просто сказали: срывай нашивку – попадешь на матч. Он отказался. Его и не пустили. Мы думали, на этом все и закончится. Раньше оршанская милиция уже предпринимала такие ничем не обоснованные решения. Не пускали, например, на фанатский сектор людей, которые опаздывали на матч. Не пришел в первые пять минут – сможешь попасть только на обычные сектора. Где есть такое правило? И тут выдумали себе, задержали за нашивки и повезли в изолятор оформлять до конца выходных.

- В СМИ пишут, что болельщик позволял себе нецензурные высказывания.

– Мат – это ложь. Стандартная подстава милиции для задержания. Если требование сорвать с панамы нашивку, которая не понравилась милиции, законное, тогда мы сами ненормальные. Однако болельщик не кричал, никому не угрожал. Могу сказать: он даже пребывал в шоке и не думал, что такая ситуация может произойти. За нашивки в Орше еще не задерживали, тем более не сажали в изолятор.

Фанат рассказывал, что когда его привезли в отделение, он спокойно себя вел и ни на кого не кричал. Правда, там у него отобрали панаму, чтобы отправить на экспертизу. И она все еще там: в милиции или в суде.

- Когда ты находился рядом, как отреагировал на инцидент?

 – А как тут реагировать? Мы с фанатами попробовали что-то сказать, узнать, за что задерживают, и так далее, но тут ничего больше не сделаешь, иначе заберут еще больше людей и дубинками начнут махать. Мы бы просто получили дополнительные проблемы и товарищу не помогли. Всем ясно, что действия милиции незаконны. Болельщик не нарушал общественный порядок, а эти надписи не внесены ни в какой реестр. Окей, сейчас провели экспертизу, но это уже постфактум. А фанат тут при чем? За что его двое суток держали в изоляторе, штрафовали на суде? Если бы это было официально запрещенным символом – тогда ясно. А тут что? Годами ходили на матчи так. Несколько лет назад у нас даже был баннер с большими буквами #.#.#.#B, и никто претензий не предъявлял, никого не задержали и не арестовали.

- Сейчас будет не первый суд?

– После того, как болельщика выпустили из изолятора, прошел первый суд. За «сопротивление милиции» и «нецензурную брань» оштрафовали на 6 базовых величин (147 рублей). Повторюсь: не было ни сопротивления, ни мата, но в суде милиционеры без угрызения совести сказали, что болельщик ругался матом. Сами себе и стали свидетелями.

Во вторник должен был состояться суд по поводу аббревиатур, в которых обнаружили экстремизм, но его перенесли на 30 августа, чтобы смог приехать эксперт, делавший заключение. Но и по нему есть вопрос у нашего болельщика: почему экспертизу проводил историк, а не культуролог, который и должен заниматься такими делами? Парень адвоката пока не нанимал, но за консультацией обращался.

- Какие еще инциденты возникают на матчах «Орши»?

– Через месяц после этого случая милиция задержала весь фанатский сектор перед матчем со «Славией» и 20 минут не пускала на трибуну. Нам читали лекцию о том, что запрещено на матчах. Почему мы покупаем билет на весь матч, а нам дают смотреть только 70 минут? При этом фанатов гостей спокойно пустили на трибуны. В прошлом году на матчах бывало такое: гости заряжают против нас – все окей. Мы отвечаем, а милиция начинает выводить людей с сектора. 

Это двойные стандарты оршанской милиции. На других стадионах милиция тоже не подарок, но если что-то запрещают, то всем. А в Орше репрессии против своих же фанатов, которых и так уже не очень много.                                                                                          

 - Сколько людей ходит на фанатский сектор «Орши»?

– По-разному. Дело в том, что в регионе беда с работой, поэтому многие ребята трудятся в Минске или в других странах: России, Польше, Германии. Из-за этого сектор нестабильный. Может быть даже 4-5 человек, а может и около 25. Сейчас редко приходит больше 30. Связано это с тем, что нужно зарабатывать деньги для семьи, кто-то учится. Ну, и с репрессиями со стороны милиции: постоянными штрафами, задержаниями, «профилактическими разговорами» и обысками.

Когда молодой человек первый-второй раз приходит на сектор, а какой-нибудь милиционер просто не хочет его пускать, вряд ли парень придет на матч еще раз, тем более на фанатскую трибуну.

- Для чего фанаты используют такие нашивки на одежде?

– Милиция не друзья, а враги ультрас. И так всегда и во всех странах. Нашивка – это еще обычная вещь в сравнении с тем, что они делают в отношении фанатов. Поэтому это своеобразный протест против их [правоохранителей] действий.

- Можно ли в Беларуси сейчас купить подобные нашивки?

– Раньше они продавались в сэконд хэндах и рок-магазинах. Например, в таких.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты