Tribuna/Авто/мото/Блоги/Гоначная псіхапатыя НЕ ВАЙНЕ!/Ле Ман-2020: без зрителей и интриги, но интересно

Ле Ман-2020: без зрителей и интриги, но интересно

Восемьдесят восьмая гонка 24 часа Ле Мана стала историей. И историей занятной, несмотря на запрограммированную победу Тойоты.

21 сентября 2020, 21:41
Ле Ман-2020: без зрителей и интриги, но интересно

Восемьдесят восьмая гонка 24 часа Ле Мана стала историей. И историей занятной, несмотря на запрограммированную победу Тойоты.

Победа мирного белорусского протеста, кстати, также запрограммирована. Людей уже не страшит жестокость тех, кто в форме и балаклавах, с дубинками, щитами, оружием и боевой техникой. Белорусы осознали себя ответственными гражданами, и обязательно отвоюют свою свободу. Верым! Можам! Пераможам! Жыве Беларусь!

Перемены неизбежны не только в нашей многострадальной стране, но и в чемпионате мира по гонкам на выносливость, седьмым этапом восьмого сезона которого и стали в минувшие выходные 24 часа Ле Мана. Тут, конечно, обходится без драмы и противоборства сторон, потому как необходимость этих перемен стала очевидной всем.

Все-таки, нынешние прототипы высшей категории LM P1 стали слишком сложными и дорогими. Строить их под силу только заводским командам. Да и те в нынешнее непростое время считают каждый цент и сокращают расходы. Даже такие мощные, как концерн Volkswagen, у которого в WEC еще совсем недавно было сразу две команды – Audi и Porsche.

Но обе немецкие марки покинули чемпионат мира по гонкам на выносливость, оставив Тойоту наедине с несколькими частниками. Организаторы WEC решили было, будто положение спасет категория Hypercars, которая придет на смену LM P1 в следующем году. По крайней мере, для производителей она вроде бы выглядит более привлекательной, ведь для нее не обязательно строить уникальный прототип – можно доработать и серийно выпускаемый спорткар.

Многие ждали, что интерес проявит, например, Ferrari. Aston Martin, казалось, вообще уже одной ногой в Гиперкарах – купе Valkyrie будто специально для Ле Мана создано. Но у британцев что-то не срослось, и интерес к затее они потеряли. Да и зачем им WEC, когда они в целую Формулу-1 приходят, в которой за них поедет целый Себастьян Феттель? Американцы из Scuderia Cameron Glickenhaus, выпускающие мелкосерийные спорткары, пока ограничиваются лишь компьютерными рендерами и самой общей информацией о своем купе SCG 007.

Накануне нынешнего Ле Мана свои намерения прийти в Hypercars подтвердили Toyota, Renault в лице своего бренда Alpine, Peugeot и вечные неудачники суточного марафона – команда ByKolles Racing. Накануне гонки все они показали официальные изображения своих будущих машин (а Toyota даже смастерила видеоролик о дорожной версии своего купе GR Super Sport) и обнародовали некоторые подробности.

Однако и тут обращает на себя внимание некоторая осторожность производителей. Например, присутствие Alpine в Гиперкарах с брендированным шасси Oreca-RB13 подтверждено лишь на следующий год. ByKolles Racing вроде бы покажет свою машину (вверху ее компьютерное изображение) с гибридной 700-сильной силовой установкой в следующем году, но когда она выйдет на трассы, не уточняется. Да и на авторитетного производителя коллектив Колина Коллеса ну никак не тянет.

Peugeot анонсировали свой дебют в 2022 году с гибридным гиперкаром. О нем пока известно лишь то, что, по примеру нынешнего прототипа Toyota TS050 Hybrid, он будет полноприводным – с 200-киловаттным (272-сильным) электромотором на передней оси и приблизительно 408-сильным ДВС, который будет вращать задние колеса. Такая же схема останется и у Тойоты. Даже бензиновый 2,4-литровый двигатель с двумя турбинами GR Super Sport унаследует у TS050 Hybrid.

Альтернативой Гиперкарам послужат прототипы LMDh, о которых подробно рассказывалось в обзоре гонки Ле Кастелле-240. Причем планируется, что они будут не младшей категорией, а как раз попадут с Гиперкарами в один зачет. Их появление ожидается в 2022 году, а перед гонкой в Ле Мане были обнародованы некоторые подробности о них. Объявлено, что систему рекуперации, которая будет давать 30 л.с. (общая мощность гибридной силовой установки составит 670 л.с.), совместно разработают Bosch и Williams Advanced Engineering. Немецкая компания будет отвечать за мотор, британская – за батарею.

Двигатели внутреннего сгорания при этом разрешено будет использовать от разных производителей, под продукцию которых можно будет стилизовать и внешность машин, на что указывают опубликованные официальные рендеры. По слухам, по этой причине LMDh заинтересовал целый ряд производителей: Acura, концерн VAG (под брендом Audi, Lamborghini или Porsche, а то и всех вместе), BMW, Cadillac, Ford, Hyundai, Lexus, Mazda, McLaren и Renault/Nissan (французско-японский альянс, впрочем, и тут может предпочесть выставиться под вывеской Alpine).

Звучало и название Ferrari. Правда, сдерживающим фактором для итальянцев наверняка послужат стандартизированные шасси, которые, как и в LM P2 (младшую категорию прототипов, к слову, никто ликвидировать не собирается), будут строить Dallara, Ligier Automotive, Oreca и Riley Tech/Multimatic. Ferrari же вполне в состоянии спроектировать машину полностью самостоятельно. Так что ее все-таки еще можно ждать в Hypercars.

Кто знает, может, и в Chevrolet решат подготовить для новой категории машину на базе спорткара Corvette, который в новом поколении C8 стал, наконец, среднемоторным. Ведь для его будущей версии ZR1 как раз запланирована гибридная силовая установка с электромотором на передней оси – готовый ле мановский гиперкар! Разве что для WEC явно придется понизить отдачу гибридной силовой установки, которая в серийном варианте составит в совокупности более 900 л.с.

К слову, у Корветов и в Ле Мане славные традиции. Их предыдущие поколения не раз здесь стартовали. И немного скучно было без них в этот раз, ведь американские коллективы не смогли приехать на суточный марафон из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. А ведь в заокеанской серии IMSA WeatherTech SportsCar Championship новенькие среднемоторные C8.R уже стартуют.

Так что как минимум их будем надеяться увидеть и в новом сезоне WEC. Его предварительная версия также уже опубликована. Формат у сезона будет классический – он пройдет в течение одного календарного года. Количество этапов сокращено до шести по просьбе участников, которые продолжают страдать, в том числе финансово, от продолжающейся пандемии COVID-19.

На 13-14 марта запланированы предсезонные тесты в американском Себринге, где 19 марта пройдет и первый этап – 1000-мильная гонка. На 1 мая запланированы 6 часов Спа-Франкоршам, 12-13 июня должен пройти суточный марафон в Ле Мане. К радости многих, WEC возвращается в Монцу, где 18 июля должна пройти гонка четвертого этапа. Она также будет шестичасовой, как и в Спа, и на трассах Фудзи Спидвей в Японии и Сахир в Бахрейне, куда WEC приедет, соответственно, 26 сентября и 20 ноября.

Но все, о чем говорилось выше, – это дела пусть и ближайшего, но будущего. А 24 часа Ле Мана 2020 года в минувший уик-энд были настоящим. И восемьдесят восьмой суточный марафон на кольце в Сарте получился довольно интересным, пусть и изначально предсказуемым. Жаль, из-за продолжающейся эпидемии на трибуны не были допущены зрители.

В уходящей категории LM P1 интрига сводилась лишь к тому, какой из экипажей Toyota Gazoo Racing победит – Себастьен Буэми, Брендон Хартли и Казуки Накаджима (восьмой стартовый номер) или Майк Конвей, Камуи Кобаяши и Хосе-Мария Лопес (седьмой стартовый номер). Поначалу все вроде бы складывалось в пользу семерки. Британско-японско-аргентинское трио и в квалификации первенствовало, и гонку возглавляло большую часть первой половины дистанции.

Но на пятнадцатом часу на Toyota TS050 Hybrid лидеров из строя вышла турбина. Прототип пришлось на целых полчаса припарковать в боксе для ремонта, после чего седьмой экипаж откатился на четвертое место в LM P1 и абсолюте. Благо в их категории помимо сестринского экипажа участников было всего трое: два из команды Rebellion Racing и один из ByKolles Racing.

Последний, по горькой традиции, до финиша не добрался. Еще на третьем часу гонки на прототипе Enso CLM P1/01 Тома Дилльманна, Бруно Спенглера и Оливера Уэбба возникли проблемы с генератором. Механики команды попытались с ними разобраться, после чего экипаж вернулся в гонку. Но на восьмом часу команда ByKolles Racing окончательно сложила оружие после того, как ее прототип встретился с отбойником, предварительно лишившись в быстром повороте заднего антикрыла (деталь просто отвалилась на ходу).

Никто из представителей Rebellion Racing на победу также не претендовал, хотя по ходу свободных заездов и квалификации ее прототипы Rebelliom R13 с мотором Gibson были быстры. Но Тойоты все равно быстрее, поэтому в гонке что выступающие под первым стартовым номером Густаво Менезес, Норман Нато и Бруно Сенна, что Натанаэль Бертон, Луи Делетраз и Ромен Дюма (стартовый номер 3) рассчитывать могли только на неприятности у одной из Тойот.

С седьмой эта тактика сработала, но за перехватившей у нее лидерство восьмой было уже не угнаться – Ребеллионы стабильно отставали на пять-шесть кругов и боролись в основном друг с другом. Со стратегической точки зрения для команды выгоднее был финиш на более высокой позиции первого экипажа, на постоянной основе участвующего в WEC – ему очки нужнее. К тому же он был явно быстрее, особенно на последних часах. Но когда оказывался позади сестринского экипажа, командный мостик всякий раз осаживал пилотов, не разрешая атаковать.

Впрочем, два экипажа получилось развести по тактике пит-стопов, и первый вышел вперед, на вторую позицию. Третий имел все шансы сохранить за собой третью, но на финальном часе Делетраз ошибся в повороте Indianapolis и слегка повредил передок прототипа о барьер безопасности. Внеплановый пит-стоп отбросил экипаж Делетраза, Бертона и Дюма на четвертое место, на котором они и финишировали, пропустив на третье седьмой экипаж Тойоты. Второе место досталось Менезесу, Нато и Сенне, ну а победили Буэми, Хартли и Накаджима.

Вот в LM P2 интрига сохранялась чуть ли не до финиша! И для стартовавших с поула представителей United Autosports Филипе Альбукерке, Пола ди Ресты и Фила Хансона (стартовый номер 22) победа вовсе не была гарантирована. В Ле Мане вообще ничто не гарантировано никому. И способных победить в LM P2 изначально хватало.

Взять хотя бы единственный экипаж команды Jackie Chan DC Racing – Габриэля Обри, Вильяма Стивенса и Хо-Пин Тунга. Стартовали они шестыми в своей категории, но затем смогли пробиться и на лидирующую позицию. Правда, на седьмом часу на их Oreca 07 возникли механические проблемы, вынудившие находившегося в тот момент за рулем Обри остановиться на выходе из поворота Arnage.

Для продолжения движения была необходима замена некой детали прямо на трассе, и механик команды доставил ее пилоту, который произвел замену самостоятельно. Позже руководители команды оправдывались, что без этого автомобиль действительно не тронулся бы с места, но судьи были непреклонны: раз гонщику была оказана запрещенная посторонняя помощь (допускается передавать инструменты, но не детали автомобиля), экипаж снимается с гонки. Довольно редкий случай, надо отметить.

Шансы на победу были и у прошлогодних триумфаторов 24 часов Ле Мана в LM P2 – Тома Лорана, Андре Неграна и Пьера Рага из Signatech Alpine Elf. Пусть они и стартовали только десятыми, не пройдя в квалификации в Гиперпоул (новинка для WEC – в него попадают шесть быстрейших по итогам свободных заездов экипажей), но в гонке были быстры. И финишировали бы как минимум в первой тройке, а не четвертыми, если бы на первом же круге из-за обрыва патрубка на их машине не возникла утечка воды из системы охлаждения.

Российская команда G-Drive Racing также была на коне – Миккел Йенсен, Роман Русинов и Жан-Эрик Вернь квалифицировались четвертыми. Но в самом начале гонки откатились далеко назад из-за проблем с электроникой (заглючил датчик педали акселератора). Гонщики, однако, не сдались, принялись отыгрывать позиции, и к финальной части гонки числились третьими. Третьими бы и финишировали, если бы на финальном часе не сдалась подвеска их прототипа. Остановка в боксах для ремонта отбросила их на пятое место.

Третье же досталось в итоге Жюльену Каналю, Николя Жамину и Маттьё Ваксивьеру из команды Panis Racing. А спор за победу почти до самого финиша вели между собой упомянутые Альбукерке, ди Реста и Хансон и представители Jota Энтони Дэвидсон, Антониу Феликс да Кошта и Роберто Гонсалес.

В британской команде, чей экипаж лидировал на последних кругах, нервничали, не будучи уверенными, что сохранят лидерство после пит-стопа – требовалась дозаправка. Но механики сработали четко, как и находившийся в тот момент за рулем Дэвидсон. На трассу прототип United Autosports вернулся впереди машины конкурентов из Jota. Но вскоре выяснилось, что волнение было напрасно – тем тоже понадобилась дозаправка перед несколькими финальными кругами.

В итоге Альбукерке, ди Реста и Хансон победили в LM P2. При этом два Фила (ди Реста присоединился к ним только в Ле Мане) еще и досрочно завоевали титул чемпионов в своей категории. Нельзя не отметить и девятое место в категории единственного полностью женского экипажа LM P2 – Татьяны Кальдерон, Софии Флёрш и Бейтске Виссер, выступавших в составе Richard Mille Racing Team.

Не менее интересно и непредсказуемо развивались события и в категории LM GTE Pro. Да, скучновато было без Корветов на старте, а заводские Porsche 911 RSR явно уступали в скорости технике конкурентов. Лучшие представители Porsche GT Team Джанмария Бруни, Рихард Литц и Фредерик Маковецки заняли лишь пятое место в классе и тридцать первое в абсолюте, пропустив вперед шестерых представителей младшей условно любительской категории LM GTE Am. Но и конкуренты немцев – заводской коллектив Aston Martin Racing и Ferrari в лице команды AF Corse – подарили телезрителям красивое сражение.

И борьба шла не только на пит-стопах. Нет, гонщики на британских и итальянских спорткарах сходились друг с другом и на трассе, прессинговали и обгоняли друг друга. Но экипажи на Vantage AMR оказались все же быстрее конкурентов на 488 GTE Evo – победа досталась представителям Астона Алексу Линну, Максиму Мартану и Гарри Тинкнеллу. Второе место заняли Джеймс Каладо, Алессандро Пиер Гуиди и Даниэль Серра из AF Corse. На нижнюю ступень подиума в LM GTE Pro поднялись коллеги победителей по команде – Марко Соренсен, Ники Тиим и Ричард Вестбрук.

Отличился Aston Martin и в самой младшей категории LM GTE Am. Правда, не Пол Далла Лана, Аугушто Фарфус и Росс Ганн из заводской команды, начинавшие гонку с поула, а представители частной команды TF Sport Джонатан Адам, Чарли Иствуд и Салих Йолук, которые стартовали вторыми. Экипаж Далла Ланы, Фарфуса и Ганна лидировал долгое время, но за восемь часов до финиша сдалась задняя подвеска их Vantage AMR, из-за чего финишировали они только восьмыми.

Однако знамя британской марки тут же перехватили Адам, Иствуд и Йолук. Они без особых проблем до самого финиша контролировали отрыв от соперников, не подпустили их на расстояние атаки и уверенно победили.

Второе место заняли Мэтт Кэмпбелл, Риккардо Пера и Кристиан Рид из Dempsey Proton Racing. Они таким образом отыгрались за неудачу одного из сестринских экипажей – Доминика Бастиена, Ариена де Леенера и Томаса Прайнинга, которые разбили свой Porsche 911 RSR уже через 40 минут после старта, неудачно увернувшись от Ferrari 488 GTE Evo команды Luzich Racing (экипаж Кома Ледогара, Освальдо Негри-младшего и Франческо Пиованетти), которую развернуло на торможении перед шиканой Dunlop.

Третьими в LM GTE Am финишировали представители AF Corse Эммануэль Коллар, Никлас Нильсен и Франсуа Перродо. А девятое место в этой категории, как и в LM P2, занял чисто женский экипаж команды Iron Lynx – Рахель Фрей, Мишель Гаттинг и Мануэлла Гостнер, известные нам по Европейской серии Ле Ман.

Итоги в зачетах чемпионата мира по автогонкам на выносливость имеет смысл подводить не сейчас, а после финального этапа, который 12-14 ноября пройдет в Бахрейне на трассе Сахир. Гонка на нем будет восьмичасовой, а потому очки на ней будут начисляться с повышающим коэффициентом, как и после Ле Мана (здесь они начислялись в двойном размере). И стать чемпионами сезона 2019-2020 еще имеют шансы оба экипажа Тойоты.

Другие посты блога

Все посты