Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Витебск» в финале Кубка спустя 21 год: тогда взяли трофей, а затем потерпели фиаско в Европе

«Витебск» в финале Кубка спустя 21 год: тогда взяли трофей, а затем потерпели фиаско в Европе

Витебский «Локомотив-96» навсегда вошел в историю белорусского футбола.

26 мая 2019, 12:00
30
«Витебск» в финале Кубка спустя 21 год: тогда взяли трофей, а затем потерпели фиаско в Европе

Ретро дня.

В первой половине 90-х витебский футбол считался в Беларуси грозной силой. КИМ (позже – «Двина») постоянно крутился возле медалей. В 93-м был вторым, в 94-м – третьим, в 95-м – снова вторым. Причем в 95-м «золото» ушло после поражения от минского «Динамо» в «золотом» матче. Кстати, свое первое суверенное поражение «бело-голубые» потерпели именно в Витебске. В 1992-м команда, ведомая Викторо Трубицыным, разгромила подопечных Михаила Вергеенко 3:0.

И еще один штришок, добавляющий крутости витебскому футболу. До лета 1995 года в элите играло две команды из культурной столицы страны. Компанию «Двине» составлял «СКБ-Локомотив». Кроме Минска, подобной роскошью могли похвастать лишь Могилев (в 97-м было даже три клуба) да Бобруйск.

Интересно, что оба клуба поддерживались одним спонсором – Белорусской железной дорогой. И в 1996-м после вылета «СКБшников» в Д2 решено было сосредоточить всю помощь на «Двине», специально переименованной в «Локомотив-96». А «СКБ-Локомотив» фактически превратился в фарм, за несколько лет опустился до третьей лиги и в конце 2000 года прекратил существование.

***

Обновленный «Локо» сходу стал пятым. Через год завоевал бронзовые медали, а в 98-м финишировал четвертым. Но главное достижение той команды – победа в Кубке Беларуси-97/98.

По регламенту турнира каждая стадия (в том числе четвертьфиналы и полуфиналы) состояла из одного матча. Это правило федерация отменила только в 2000-м.

Начинал «Локомотив-96» с 1/16 финала выездным поединков с «Гомелем». Это был центральный матч стадии – встречались лидеры своих дивизионов. Предстартовые расклады не сулили хозяевам успеха, но из-за травм и других обстоятельств (к примеру, защитник Виктор Малявко и полузащитник Дмитрий Асмыкович не смогли вырваться из воинской части, где проходили срочную службу) гости привезли в Гомель всего 12 здоровых футболистов.

Уже в дебюте матча положение «Локо» стало еще хуже – получил травму нападающий Андрей Сивков. Вместо него пришлось выпускать полуздорового Максима Разумова, находившегося на скамейке запасных больше для вида, чем для усиления.

– Макс – боец. Сказали бы выйти загипсованным, вышел, – характеризует 21-летнего парня Вячеслав Акшаев. – В принципе, вся наша команда, строившаяся не один год, этим отличалась.

И именно Разумов на 62-й минуте прошел по флангу и навесил на голову Виктора Наумова – 1:0. «Гомель» ответил голом Сергея Юсипца с пенальти, но в итоге класс «элитной» команды сказался – в самой концовке свой второй мяч забил Наумов. Следующая стадия сложилась для «96-х» намного проще. Слонимский «Коммунальник» попал под каток – 0:3 (Гормаш, Разумов, Солдатов).

Четвертьфиналы проходили уже весной. «Локо» выпало играть с БАТЭ, мощно стартовавшим в дебютном сезоне в «вышке». Матч получился упорным. Чашу весов в свою пользу «96-е» склонили лишь в середине второго тайма. Дублем отметился Сергей Вехтев.

***

Перед полуфиналами сложилась ситуация: при успехе минского «Динамо» в игре с «Днепром-Трансмашем» победитель пары «Локомотив-96» – «Динамо-93» попадал в Кубок Кубков. Минский матч начался на час раньше и к перерыву тренерский штаб витеблян уже знал, что «Динамо» прошло дальше. Но говорить игрокам, что победа выведет в Европу, тренеры не спешили. Не хотели появления лишней нервозности.

– Матч проходил при нашем полном преимуществе, – вспоминает полуфинал Акшаев. – Даже в дополнительное время создавали моменты и должны были забивать. Но все закончилось 0:0. Перед серией пенальти подумал, что по закону подлости проиграем. Тем более у соперников в воротах играл Виталий Варивончик, который был очень силен в отражении пенальти. В момент ударов сердце екало, но надо отдать должное моим парням – били без шансов! Ну и Селькин затащил. А потом были массовые обнимания и настоящая радость!

***

Финал проходил 26 мая на стадионе «Динамо», а 22-го «Локомотив-96» и «Динамо» играли между собой чемпионатный матч в Витебске (такие вот превратности календаря). До той поры еще ни одной из команд не удавалось выиграть обе встречи в разных турнирах за столь короткий промежуток времени. «Локо» удалось.

Дома при пяти тысячах болельщиков «Локомотив» благодаря голу Вячеслава Гормаша добыл минимальную победу. Финал же сложился намного труднее. На 37-й минуте «Динамо» благодаря усилиям Андрея Довнара вышло вперед. Сравнял «Локомотив» с пенальти на 90-й минуте – забил Виталий Рогожкин. А на 112-й минуте «гости» заработали штрафной недалеко от углового флажка. К мячу подошел Разумов и закрутил мяч в ближний угол.

После матча «Динамо» обрушилось с претензиями на арбитра Сергея Шмолика. В вину рефери ставили и пенальти, которого, как считали в столичном клубе, не было, и штрафной, с которого забил Витебск. А Владимир Курнев на пресс-конференции отметил, что «главная ошибка Шмолика в том, что он решил стать судьей».

– Отлично помню те слова Курнева, – говорит Акшаев. – У меня есть диск с записью финала. Я его не раз пересматривал и могу сказать, что задержка руками была! Сейчас такие пенальти назначают, не задумываясь. Глупостью выглядели и претензии минчан по штрафному. Макс забил фактически от углового флага! Заметил, что на ближней штанге стоит низкорослый Ласовский и пробил туда. Да и никто почему-то не помнит, что нас к тому времени было 10 – минуте на 80-й красную карточку получил Гена Кашкар. Но мы вытянули матч!

– Пенальти был однозначно, – дополняет тренера защитник Юрий Коноплев. – А обсуждали больше не сам факт нарушения, а то, как можно ставить пенальти в ворота «Динамо» в Минске! Да еще и на последней минуте. Но, если было нарушение, то надо фиксировать! Помню, после финала в раздевалке появилось шампанское. Пили, обливались. Естественно было много брызг. Попадало и на стены. Если ничего не путаю, нам потом счет за эти самые запачканные стены выставили – клуб оплачивал.

– Следующий домашний матч после победы в Кубке проводили со «Славией», – продолжает Акшаев. – Пред матчем нам вручили подарки от спорткомитета – хрустальные вазы с гравировкой «Обладатель Кубка». Вообще, дошло до смешного. Изначально хотели вручить девять ваз. Поставил условие: или всем, или никому. Неужели проблема подарить всем?! В итоге с боями, но добились своего. На волне успеха обыграли крепких мозырян 3:0. А сразу после финального свистка диктор стадиона объявляет, что арена закрывается на реконструкцию и что до конца чемпионата команда будет играть в Орше. Это было очень неприятно. Ведь срочной необходимости в этом не было. И как показало будущее, сезон стал для той команды последним. Многие просто ушли… Рогожкин в БАТЭ, многие со мной в «Гомель» и так далее.

Тренер вспоминает, что все окончательно рухнуло после смерти главы железной дороги Евгения Володько, который очень любил команду и уделял ей много внимания. А сменщик, по словам коуча, футбол не любил и помогал не так активно.

– В один из моих визитов к нему на прием услышал: «Не до вас». Тогда понял, что все, – сокрушается Вячеслав Евгеньевич.

***

Но это было в конце 98-го, а в августе «Локомотив-96» дебютировал в Европе. В квалификационном раунде Кубка Кубков играть выпало с софийским «Левски». И хотя белорусы настраивали себя на борьбу, говорили о том, что сделают все возможное, вышел разгром 1:8. Неприличным счет стал уже к исходу первого тайма. Единственный наш мяч с пенальти забил Эдуард Деменковец.

Это поражение 20 лет оставалось рекордным для Беларуси в еврокубках. В августе 2018-го «достижение» повторило минское «Динамо», когда сгорело в гостях «Зениту» 1:8.

– Первый блин вышел комом, – говорит Акшаев. – Немного было удивительно, что дрогнули опытные игроки. Ребята потом признались, что не ожидали такой поддержки на стадионе. После игры в шоке бродил возле гостиницы. Ко мне подбежал какой-то парень. Видимо, по костюму определил, что я из «Локомотива», похлопал по плечу, вручил газету, которая вышла фактически только что, и убежал. На первой странице огромными буквами было написано: «Левски» – «Локомотив-96» – 8:1…

– Мы впервые столкнулись с подобным, – рассказывает Коноплев. – Летели в Болгарию чартером. Самолет прилетел из Минска в Витебск, забрал нас и «отвез» в Софию. Там нас заселили в шикарную гостиницу. Потом был ужин. Воспоминания об игре? Огромная чаша стадиона, искусственное освещение, тысяч 20 болельщиков! Мы никогда не играли в таких условиях! Ну и «Левски» забил все, что можно было. После игры познакомились с допинг-контролем. «Счастливчиков» определяли жребием. Выпало сдавать Сергею Куланину и кому-то из запасных. Резервист отстрелялся быстро, а Серегу ждали часа два. Рассказывал, что в комнате стояли шкафчики с питьем: кола, пепси, фанта, пиво, вода. Пей все, что хочешь, только сдай. Говорит, пью, пью, пью, пью – ничего не выходит.

После такого разгрома ответная встреча превратилась в формальность. На стадионе «Динамо» болгары не сильно упирались и позволили белорусам разжиться ничьей 1:1 – наш гол на 90-й минуте забил Андрей Сивков.

***

Через год «Локо» пока в последний раз в своей истории играл в еврокубках. В первом раунде Кубка Интертото команде Виталия Трубицына, сменившего Вячеслава Акшаева, противостоял хорватский «Вартекс». В первом матче на минском «Динамо» белорусы проиграли 1:2, а во втором сыграли 2:2. Причем, за 6 минут до финального свистка вели 2:0.

– На выезде за 15 минут до конца я забиваю второй мяч, – вспоминает Коноплев. – Все на стадионе в шоке. В том числе и наш директор. Никто не ожидал такого развития событий. И если бы Трубицын сделал парочку замен, мы бы так и закончили. Но тренер выпустил свежего игрока уже после того, как мы пропустили два мяча на 84-й и 86-й минутах. Огорчились все, кроме директора, пожалуй. После финального свистка он перекрестился и выдохнул: «Слава Богу. Ну нафиг». Потом объяснил, что чартер, доставлявший нас в Хорватию, выпрашивал у железной дороги неделю. Следующая игра была в Норвегии через неделю. И второй раз самолет клубу бы не дали. А штраф за неявку был больше, чем сумма за чартер.

Материалы по теме:

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты