Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Как «Крылья Советов» стали самым белорусским клубом России еще до того, как туда пришел Скрипченко

Как «Крылья Советов» стали самым белорусским клубом России еще до того, как туда пришел Скрипченко

На Поволжье наших любят.

8 ноября 2016, 13:40
9
Как «Крылья Советов» стали самым белорусским клубом России еще до того, как туда пришел Скрипченко

На Поволжье наших любят.

Возглавив «Крылья Советов», Вадим Скрипченко не только стал первым белорусским тренером в Самаре, но и довел число наших соотечественников, когда-либо светившихся на Поволжье, до 19. За всю историю чемпионатов России нигде больше белорусов в таком количестве не было. Даже в московском «Динамо» поиграло всего 14 белорусов.

Первопроходец

До 1994 года в Самаре обходились без белорусов, но потом решили, что неплохо бы заполучить вратаря солигорского «Шахтера» Александра Мартешкина. Переехав в Россию, голкипер старался воспользоваться шансом заиграть на высоком уровне и пахал на тренировках.

– Люди уже успевали помыться, переодеться, а я только выходил с поля, – вспоминал Мартешкин.

«Крылья Советов»-95, Александр Мартешкин стоит второй справа

За «КС» белорус отыграл два сезона, в которых провел 37 матчей и пропустил 72 мяча (ужасный показатель), а также угодил в забавную историю. Летом 95-го «крылышки» дома сгорели московскому «Спартаку» 1:6. Мартешкин сыграл около получаса и пропустил трижды. Два гола метров с 40 забил Юрий Никифоров – высокий центральный защитник с мощнейшим ударом. После игры тогдашний губернатор Самарской области и главный болельщик команды Константин Титов был очень раздосадован действиями голкипера и то ли в шутку, то ли всерьез посоветовал проверить зрение Мартешкина. В клубе проверили (на всякий случай) и выяснили, что у белоруса близорукость.

Правда, диагноз не помешал вратарю доиграть до 41 года, войти в мировой рейтинг обладателей самых длинных сухих серий и стать в 2000 году лучшим кипером чемпионата Беларуси.

Неожиданные

Легендарного бомбардира Андрея Хлебосолова многие помнят и знают по крутым сезонам за «Белшину», за которую уроженец Барановичей колотил голы. В 97-м, к примеру, забил сразу 34 – рекорд чемпионатов, который, кажется, еще долго не побьют. Так вот, эти подвиги нападающий вершил уже на закате карьеры. Более того, в Бобруйск летом 95-го Хлебосолов приехал именно из «Крыльев Советов». Правда, в России у форварда мало что получалось. В чемпионате сыграл всего 11 матчей (лишь три из них были полными) и ничего не забил.

Андрей Хлебосолов крайний слева

А ведь зимой 1995-го в самарской «Моей газете» 29-летнего белоруса представляли как самого известного новичка команды Александра Аверьянова. В интервью изданию Хлебосолов признавался, что отправился в Россию исключительно на заработки, так как «в Беларуси футболисту просто не заработать». А еще отметил, что не ощущает себя иностранцем, потому что не знает белорусского языка.

Четыре года – с 95-го по 98-й – в Самаре провел полузащитник Александр Орешников, перешедший из МПКЦ. После «Крыльев» на родину он так и не вернулся, хотя в начале нулевых был интерес со стороны минского «Динамо». Однако в Беларуси Орешников хотел выступать «только в клубе, который борется за медали».

Александр Орешников (слева) в форме самарского «Юнита» в игре против «Крыльев», 2006 год

В 1996-м 10 матчей за «крылышки» провел Сергей Лагутко. Затем форвард поиграл в БАТЭ, «Немане» и «Дариде», но имя себе сделал в мини-футболе. Лагутко – трехкратный чемпион и обладатель Кубка Беларуси, лучший бомбардир в истории чемпионатов и Кубков страны и автор первого гола в истории сборной Беларуси.

Могилевские

В 90-е в нашем футболе не было круче менеджера, чем Валерий Стрельцов. Шеф могилевского «Днепра» продавал футболистов еще до того, как этим занялся знаменитый Евгений Хвастович. Свой первый большой трансфер функционер провернул в 1993-м, продав за 150 тысяч долларов Мирослава Ромащенко в «Уралмаш». Футболисты «Днепра» уезжали за рубеж регулярно. И в 2000-м в «КС» перешел Владимир Шунейко, сыгравший в итоге за команду 81 матч.

В 2002-м пришел другой днепровец – Виталий Булыга. Интересно, что Стрельцов собирался продавать нападающего в московский ЦСКА, но переход не состоялся. И в итоге так вышло, что функционер не получил за форварда ни копейки. Булыга дождался окончания контракта и со словами «Давайте документы» положил на стол перед менеджером 15 тысяч долларов компенсации, после чего уехал в «Крылья».

Поиграл за Самару легендарный для «Днепра» Александр Чайка. «Крылышки» стали вторым российским клубом полузащитника после «Алании», куда Стрельцов продал таланта за 300 тысяч долларов.

Ну и, наконец, два сезона за «Крылья» провел Тимофей Калачев. По итогам сезона-2007 его «Ростов» вылетел в первый дивизион. Играть в турнире рангом ниже Калачев не захотел и попал в команду Леонида Слуцкого.

– Это комбинационный игрок, который может сыграть сразу на нескольких позициях и склонен к игре в атаке,– радовался приобретению тренер.

За два сезона хавбек забил 6 мячей в 34 матчах, после чего вернулся в Ростов, с которым до сих пор делает вещи в чемпионате России.

Молодые

В разные годы еще юношами в Самару перебрались Алексей Сквернюк, Сергей Политевич и Виталий Рушницкий.

Хуже всего дела сложились у 18-летнего экс-нападающего минского «Динамо». Рушницкий, много забивавший за юношеские сборные, здорово начал и в «Крыльях». В двух матчах за дубль забил трижды. Как вспоминал позже сам футболист, им были довольны, но пришел Юрий Газаев и сказал, что играть будут его ребята. Белорус оказался в глубоком запасе, играя за молодежную команду.

У Политевича вышло чуть лучше. В 2008-м после признания лучшим защитником мемориала Гранаткина за защитником начали охотиться московские «Динамо», «Локомотив», ЦСКА, питерский «Зенит» и донецкий «Шахтер», но белорус выбрал «Крылья», так как они оказались настойчивей.

Перспективы белорусу рисовались сказочные.

– Сергей Политевич – молодой талантливый белорусский защитник, игрок юношеской сборной, причем он выступает в сборной с партнерами на год его старше. Это приобретение рассчитано на ближайшую перспективу, – отмечал главный тренер «КС» Леонид Слуцкий.

Более того, коуч белорусской сборной Бернд Штанге на одной из пресс-конференций заявил, что вскоре Политевич сможет играть против Анри. Однако даже за основу «крыльев» защитник сыграл всего однажды – 120 минут в кубковом матче против «Газовика» из Оренбурга.

Рушницкий и Политевич в игре за самарскую «молодежку»

В отличие от соотечественников Сквернюк на момент отъезда имел хорошее портфолио на родине. Атакующий хавбек два года здорово смотрелся за «Звезду» в высшей лиге. Владимир Пигулевский как-то вспоминал, что продал Алексея в «КС» за 100 тысяч долларов с последующей выплатой в 50 тысяч.

За четыре с половиной года в Самаре Сквернюк сыграл всего в 46 матчах (слишком уж часто много бывал в арендах), но зато умудрился получить бронзовую медаль в 2004-м, не сыграв за основу ни одного матча.

Легендарный

12 сезонов, 260 матчей, 8 голов – послужной список Дениса Ковбы. Для Самары белорус легенда. Началось все с двухлетнего контракта в июне 2000-го, когда полузащитник пришел в команду из кировоградской «Звезды», а закончилось трогательным баннером фанатов «Спасибо за все!» Фаны вообще обожали белоруса и как-то сочинили вот такое:

– Высокий, как скалы, злой, как редиска, бьется за «Крылья» Ковба Дениска.

После прихода в команду Леонида Слуцкого не смог с ним сработаться и ушел в пражскую «Спарту», с которой выиграл Суперкубок и чемпионат Чехии. Есть в коллекции белоруса и награда, завоеванная с «Крыльями». В «бронзовом» 2004-м хавбек провел 29 матчей и забил один мяч в ворота Игоря Акинфеева из ЦСКА.

После окончания карьеры Ковба остался в Самаре – работал ассистентом главного тренера молодежного состава «КС». Сейчас – тренирует юношей.

Преданные

В 2014-м «Крылья Советов» впервые в современной истории выбыли в ФНЛ. Урезание финансирования и менее высокий уровень турнира способствовали оттоку футболистов. А вот Сергей Корниленко не ушел. Таранный форвард в Самаре с 2011 года и за это время забил 31 гол во всех турнирах. Вроде бы и не много, но это третий показатель в истории клуба. И, кстати, Акинфееву нападающий пока не забивал.

Зато Корниленко сумел выиграть спор у болельщика. Осенью того же 2014 года два фаната сообщили белорусу, что поспорили между собой на ящик водки: забьет ли он пять мячей за сезон. Корниленко забил 6, но от своей части приза отказался.

Еще одним игроком, опустившимся с командой в ФНЛ, был Станислав Драгун – самый дорогой белорус, которого самарцы когда-либо приобретали. Трансфер полузащитника из минского «Динамо» обошелся в 1,2 миллиона евро. Для сравнения, за Корниленко «Зенит» получил всего 700 тысяч евро.

Драгун здорово вписался в команду и завоевал любовь болельщиков. Даже как-то отметил, что они у «крыльев» получше, чем у «бело-голубых». А еще забил 1700-й домашний мяч «Крыльев» в истории.

Коллективные

В 2012 году в Самаре был белорусский бум – их собралось в команде аж пятеро. Вместе с Сергеем Корниленко играли Дмитрий Верховцов, Сергей Веремко, Дмитрий Молош и Александр Глеб, пришедший самым последним из всех. Звездного полузащитника подписывали на весеннюю часть длинного переходного чемпионата, чтобы помог спасти команду от вылета.

Глеб сыграл всего в восьми встречах и помог выполнить задачу. Хавбек даже не прочь был остаться, но только если звезды сойдутся. В итоге, как всем известно, звезды сошлись в Борисове – состоялось первое из трех последующих возвращений в БАТЭ.

Другие белорусы поиграли за «Крылья Советов» побольше. Верховцов – 39 матчей за три сезона, Веремко – 75 тоже за три, а Молош – 15 за два.

Фото: kc-camapa.ru, bobruisk.ru, fcbate.by, division.cc.nf

Другие посты блога

Все посты