Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«В Городее предлагают то очки купить, то флажок в задницу засунуть». Как судья-качок работает в чемпионате Беларуси

«В Городее предлагают то очки купить, то флажок в задницу засунуть». Как судья-качок работает в чемпионате Беларуси

Дмитрий Жук рассказывает, как прокачивать собственное тело.

20 декабря 2016, 02:17
20
«В Городее предлагают то очки купить, то флажок в задницу засунуть». Как судья-качок работает в чемпионате Беларуси

 

Дмитрий Жук совмещает футбол и тренажерку. И у него неплохо получается.

По итогам сезона федерация футбола раздавала призы. Привечали не только игроков, но и арбитров. Лучшей судейской бригадой Беларуси в 2016 году стала команда Алексея Кульбакова. Вместе с гомельчаниным награду получили Виталий Малютин и Дмитрий Жук – сын легендарного рефери Вадима Жука.

Дмитрий – молодой (всего 30 лет), но в то же время опытный судья. Матчи чемпионата страны обслуживает с 2003 года. Подобная награда стала для него четвертой.

– Первую получил в 2010-м, если не ошибаюсь. Это очень приятно. Это ведь признание заслуг всей бригады. Мы очень долго работали, чтобы достичь таких высот.

Жук не скрывает, что из-за многочисленных скандалов в белорусском судействе этот приз еще более ценен, при этом не считает, что коллегии стали больше ошибаться.

– Что пять-десять лет назад, что сейчас судьи допускают одни и те же ошибки. Если подбить статистику, то не думаю, что год будет выделяться. Просто резонансных спорных эпизодов много. Да и просто 10 лет назад было больше авторитетных арбитров, с которыми так просто не попререкаешься. Нынешний сезон не задался уже с Суперкубка. И после еще пары неудачных матчей тренеры подхватили волну, которую было очень трудно сбить. Понятно, что тренеры смотрят на наши ошибки через призму своих команд. Они переживают за результат, ведь без него можно лишиться работы. Но не совсем нормально, когда тренер обвиняет арбитра, даже не посмотрев эпизод на видео. Да и, чего таить, иногда даже после просмотров тренеры необъективны. При этом послематчевые заходы в судейскую случаются редко. Да и многие арбитры могут поставить на место – на жесткие слова ответить жесткими словами.

Дмитрий признается, что уже выработал иммунитет на тренерские наскоки.

– Остаюсь беспристрастным и не поддаюсь давлению. Все должно быть по правилам. Понятно, что первый ассистент всегда рядом со скамейками запасных и ему, наряду с резервным судьей, тяжелее всего. Мы постоянно под давлением, но надо абстрагироваться. Это касается и выкриков с трибун. Если нецензурно выражается тренер, то его можно удалить из технической зоны и отразить это в рапорте. А вот с болельщиком ничего не сделаешь. Надо сказать, что в разных городах люди к судьям относятся по-разному. Где-то лояльны, где-то, наоборот. В Городее, к примеру, второй вариант. Мужички с завода за словом в карман не лезут. То очки купить предлагают, то флажок в задницу засунуть. Уже привык к этому и не обращаю внимания. Скорее даже с улыбкой воспринимаю. Ну, а как еще реагировать? Отвечать нельзя. Надо засунуть гордость подальше и работать.

Судить Жук-младший стал рано. Уже в 15 он работал на юношеских соревнованиях и «Хрустальном мяче». В 18 ему стали доверять игры второй лиги, а еще через пару лет Дмитрий дорос до «вышки».

– Вряд ли мог стать кем-то другим. Я с детства знал все правила. Когда смотрел футбол, папа всегда разъяснял те или иные моменты. Рассказывал, как надо их трактовать и как действовать. Кроме того я прошел судейские курсы при БГУФК у Василия Михайловича Познякова – учился тонкостям дополнительно. Фактически это прообраз нынешней школы арбитров. До 14 лет я занимался футболом в «Смене». Не думаю, что у меня очень уж хорошо получалось. Скорее отец отдал для того, чтобы я был всесторонне физически развит и лучше понимал специфику игры.

Что касается работы отца, то не особо помню, как он судил, но здорово помню поездки по Беларуси. Вспоминаю уважение, которое все вокруг к нему проявляли. И до, и после игр было человеческое отношение. Тогда футбол был душевней и проходил в более спокойной обстановке.

По примеру Жука-старшего Дмитрий сначала пробовал себя в поле, однако вскоре решил уйти на линию.

– Неудачно отсудил вторую лигу в Мостах. Уже не помню, где и в чем накосячил, но было очень много претензий со стороны хозяев. Инспектор, которым был Михаил Архипов, тоже сказал, что я плохо отработал. Потом еще и отец «прошелся». После этого сосредоточился на линии. Кстати, домашние разборы в начале карьеры проходили часто. А сейчас папа пристально следит лишь за международными матчами. Потом обязательно интересуется мнением инспектора и моими ощущениями. А закачивается разговор всегда одним и тем же: «Я тебе все записал. Приедешь – посмотришь».

Не припомню, чтобы отец сильно ругал меня за ошибки. Скорее обращал на них внимание и советовал, как избежать. Последняя серьезная промашка была в 2010-м. В Бресте играли «Динамо» и «Неман». В концовке матча Коваленок после подачи с фланга головой сравнял счет, а я ошибочно поднял флажок. Отстал от момента метра на полтора и проморгал передачу. Правда, тогда был уверен, что форвард в офсайде. После игры подошел инспектор и сказал, что ко мне есть вопросы. Наказали серьезно – два или три матча не работал. Тогда главным по судьям был Николай Левников – достаточно жесткий человек. Выслушал от него много неприятных вещей.

Дмитрий не считает, что авторитет отца как-то помогает ему продвигаться по карьерной лестнице.

– Не думаю, что мое попадание в лучшую бригаду страны – его рук дело. Скорее папа если и повлиял на что-то, то только на быстрый переход из лиги в лигу. Все-таки, надо признать, не таким я был вундеркиндом, чтобы в 21 год судить высшую лигу. Но потом я заработал авторитет, и Леша Кульбаков сам принимал решение. Ведь если ошибусь я, плохо будет и мне, и Леше, а не кому-то другому.

Кроме футбола у Дмитрия есть еще одна страсть, которую не все коллеги понимают и одобряют. Вот уже три года Жук вплотную работает над своим телом – занимается бодибилдингом.

– Некоторые судьи не понимают. Говорят: «Выбери что-то одно». Странно. Я же не говорю никому: «Бросьте свою основную работу и только судите». Это как сказать «Пусть Игорь Крук из школы уйдет»! Если я соответствую всем международным нормам и без проблем сдаю нормативы, почему не могу совмещать? Хотя я и тяжеловес среди арбитров, но на весе не зацикливаюсь. Слежу за внешним видом и самочувствием. Сейчас дискомфорта не ощущаю, но если добавлю пять кило, бегать станет тяжело.

Считаю, в моем случае срабатывает стереотип, что качки медленно бегают. Если взять культуриста, который никогда не бегал, то он и не побежит. Но с таким же успехом можно обычного человека поставить. Мы постоянно сдаем тесты. Есть рывки 6х40. Каждый отрезок надо пробегать за 6,0-6.2 секунды. Мое среднее время – 5,2-5,3. И один раз из шести я пытаюсь выбежать из пяти секунд. Как правило, это мне удается. Еще два-три судьи так бегают. Также мы сдаем тест Купера, тесты ФИФА и «йо-йо» тест. Мои результаты далеко не последние.

У меня мышцы, а не жир. На чемпионате Европы по футболу нам делали замеры жира в организме. У меня он находился на уровне 10,1 процентов. Это очень низкий показатель. Все, что меньше 12, – отлично. За всю карьеру я к этому барьеру даже не подбирался. А когда готовился к соревнованиям, вообще «скинул» до семи процентов. Кстати, на Евро был один ассистент рефери, у которого процент жира находился на уровне 20,6 процентов. Вообще-то, это считается ожирением, но он нормально бегал по бровке. Ну, в меру своих возможностей, конечно.

Качалкой Жук заинтересовался в 14 лет. Поначалу ходил в тренажерный зал нерегулярно и запросто мог пропустить полгода, но потом все равно возвращался.

– Постоянно читал различную специальную литературу в интернете. Сидел через модем – занимал телефонную линию. Тарификация была поминутной, и однажды домой пришел стотысячный счет за телефон. Тогда это были огромные деньги! Ох, и получил от папы.

Три года назад арбитр пришел к тому, что хочет иметь красивое тело и здорово выглядеть.

– Решил заняться собой. Первое время самостоятельно разрабатывал комплексы упражнений, но быстро понял, что многое делаю неправильно. Чтобы понять методику и технику выполнения упражнений пошел на курсы при институте физкультуры. После этого втянулся окончательно. Понял, что недостаточно прийти в качалку и тягать железо. Тренировки – небольшая толика успеха. Нужно еще и правильно питаться. Сейчас в моде аббревиатура ЗОЖ. Вот такого образа жизни и надо придерживаться, тогда будет прогресс.

Дмитрий объясняет, как питаться, чтобы тело выглядело если не безупречно, то около того: побольше белков и углеводов. Белок – основная строительная единица, а углеводы дают энергию.

– Питаюсь дробно – четыре-пять приемов пищи в день. Это необходимо для поддержания метаболизма. Надо чтобы организм всегда работал. Когда долго не ешь, процессы замедляются. А когда в топку постоянно что-то подбрасываешь, все работает. Завтракать стараюсь овсянкой без сахара. Вместо него добавляю стевию – жидкий травяной заменитель. Если надо сбросить вес, варю кашу на воде, потому что молоко дает дополнительные калории. В 10-11 утра перекусываю. Чаще всего фруктами. Зимой хурма здорово заходит. И обязательно пью чай или протеиновый коктейль.

Следующие приемы пищи одинаковые – порция каши и нежирное мясо – курица, говядина или рыба. Свинину практически не ем. Обед от ужина отличается только тем, что после 8 вечера не ем углеводы. Могу прямо перед сном поесть, просто это будет не гора бутербродов с колбасой, а что-то легкое – рыба, овощи в чистом виде или салат. Что касается каш, то они могут быть разными. Если рис, то в основном бурый, черный или красный. Белый использую редко, так как он не очень полезный. Самая полезная каша – гречка. Ну, и макароны, кстати, тоже. Хотя почему-то считается, что это не так. Просто надо покупать не «Барымак», который через минуту в кашу превращается, а макароны из твердых сортов по цене свыше двух рублей. Что касается порций, то они зависят от целей.

Сторонник ЗОЖ вспоминает, что последний раз ел пельмени три года назад.

– Да не тянет меня к вредной пище. Даже к сладкому равнодушен. В последнее время стараюсь сахар исключить – такой вот бзик :). Оказывается, в наших магазинах найти что-то без сахара просто невозможно. Он есть даже в продуктах, которые позиционируются как для правильного питания. Поэтому приходится изучать состав.

Я тренируюсь возле «Глобо» и там есть отличный магазин здорового питания «Бионик». Все не так уж дорого, к слову. Те же сосиски и сырокопченые колбасы не дешевое удовольствие. Понятно, что при правильном питании затраты немного вырастут, но не сильно. Самые дорогие продукты – мясо и рыба. А углеводы обычно самые дешевые.

Из-за своего стремления правильно питаться Дмитрий периодически попадает в забавные ситуации.

– Когда идем в гости, приходится брать еду с собой. Выгляжу белой вороной, но иначе никак. Специально для меня никто не готовит. Да и не люблю я этого. Мама все время «на дорожку» дает: «Сынок, возьми» – «Как это сделано?» – «Здесь ничего нет». Она уже разбирается, но все равно беру не всегда. Родные, кстати, поначалу беспокоились из-за моего увлечения, а потом привыкли. Главное тут не перебарщивать.

Когда готовился к соревнованиям по бодибилдингу, приходилось брать еду с собой на игры. И прямо в судейской доставал контейнеры и ел. Поначалу в глазах ребят читалось: «Что за дурачок такой?», но постепенно ко мне привыкли. Теперь Леша Кульбаков периодически со мной консультируется по правильному питанию. Когда на матчах обедаем, интересуется, можно ли это есть.

Говорит Жук и о важности спортивного питания.

– Это недешево, но если хочешь добиваться результатов, надо пить. Я не об анаболиках сейчас. Протеин – тот же белок, но в жидком виде. Люди старой закалки не всегда это понимают. Две недели назад пришел заниматься парень – типичный айтишник :). Рассказал историю. Когда он сообщил родителям, что будет ходить в тренажерку, папа – человек старой закалки – принялся поучать: «Ты ж не вздумай протеины пить! Здоровье убьешь». Это миф. Сказать «не пей протеин» то же самое, что сказать «не ешь курицу». Кроме протеина я пью расщепленные аминокислоты и рыбий жир, который здорово разжижает кровь.

Но есть, конечно, и темная сторона. Нет смысла скрывать, что в тренажерных залах стероиды достаточно распространены. Считаю, принимать их должны только спортсмены, выступающие в классическом бодибилдинге. Когда парень, занимающийся неделю, вдруг говорит: «Хочу попробовать что-то такое», отговариваю. Да, это даст внешне положительный эффект, но потом будет и серьезная отдача. Если ты работаешь для себя, то с этим лучше не связываться.

Соревнования, о которых то и дело говорит Дмитрий, это чемпионаты и кубки Беларуси по фитнесу и бодибилдингу. До всемирно известных «Мистер Олимпия» и «Мистер Вселенная» нашим атлетам не добраться. Чтобы там участвовать, нужно иметь так называемую «Pro-карту», которая дается за победы в европейских соревнованиях. В Беларуси «Pro-карту» имеют лишь два бодибилдера – Иван Шарпилов и Алексей Шабуня. Жук участвовал в соревнованиях по пляжному бодибилдингу.

– Часто подходили ребята и говорили, что у меня отличная фигура для пляжного бодибилдинга, и предлагали попробовать. Я долго пропускал мимо ушей, а потом решился. Тем более для подготовки не приходилось себя сильно менять. От классических соревнований, которыми прославился Арнольд Шварценеггер, пляжный бодибилдинг отличается тем, что это больше похоже на конкурс красоты. Парни готовят прическу и выступают в шортах по колено. Да и позы совсем другие. Все смотрится эстетично.

При подготовке самым сложным для меня было заучивание поз. Сперва проводил несколько часов в зале, а затем подходил к зеркалам, снимал майку и по 15 минут позировал. Меня учил один из обладателей «Pro-карты» Ваня Шарпилов. Тяжело было стоять на месте и делать так, чтобы ты выглядел наиболее выигрышно в позе. Лицо должно быть максимально расслаблено, а тело максимально напряжено. И так стоять надо около двух минут.

В чемпионате Беларуси по пляжному бодибилдингу участвовали 32 атлета. В финал проходили шестеро. Я, к сожалению, в их число не попал. Но зато многое понял и провел работу над ошибками. Правда, не знаю, буду ли пробовать еще раз.

В начале 2016-го Дмитрий понял, что может не просто тренироваться для себя, но и передавать свой опыт другим. Сейчас Жук – индивидуальный тренер с таксой 10 долларов за занятие. Поработать под руководством специалиста можно в зале «Адреналин» на Железнодорожной.

– Это минимальная сумма. Если хочешь, чтобы тебе платили больше, надо выигрывать соревнования и прокачиваться. Выиграл что-то в Беларуси – смело повышай до 15 долларов. Шарпилов, к примеру, берет 20 долларов за тренировку. Да, дорого, но если люди готовы платить, почему нет.

Один из самых приятных моментов работы в тренажерном зале – спортивные и подтянутые девушки. Но Дмитрий признается, что старается на них внимание не обращать – занят.

– Хотя девушки иногда на тело реагируют. Некоторые знакомятся в соцсетях. Но чаще подходят в зале и спрашивают такую ерунду, что понимаешь – подошли для вида. Стараюсь не обращать внимания – отвечаю и иду дальше работать. С нынешней девушкой Лизой познакомились, когда я уже был в хорошей физической форме. Конечно, она оценила внешний вид, но для нее главное было не это. Со временем у нее возник интерес к залу, и сейчас мы несколько раз в неделю тренируемся вместе.

К своему телу Дмитрий относится достаточно критично.

– Всегда хочется выглядеть лучше и суше. Просто нельзя переходить какую-то грань. Лишний вес или перекачка мне только навредит. Во-первых, эстетически. А во-вторых, из-за судейства я просто не могу этого себе позволить. Все-таки футбол сейчас для меня на первом месте. И пока я могу совмещать, буду. Мне приятно и видеть прогресс клиентов, и ощущать удовлетворение от хорошо отработанного матча.

Фото: из архива Дмитрия Жука, страничка тренера «Вконтакте».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты