Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Мы помогаем друг другу по жизни». Накануне финала Кубка Дулуб говорит о дружбе с Журавелем и Кубаревым

«Мы помогаем друг другу по жизни». Накануне финала Кубка Дулуб говорит о дружбе с Журавелем и Кубаревым

Кубарева в юности звали Best, а Журавель – очень любит цифры.

28 мая 2017, 08:28
23
«Мы помогаем друг другу по жизни». Накануне финала Кубка Дулуб говорит о дружбе с Журавелем и Кубаревым

 

Кубарев отличный организатор, а Журавель – любит графики и таблицы.

В воскресенье «Шахтер» и брестское «Динамо» встретятся в финале Кубка Беларуси. Возглавляют команды давние друзья Олег Кубарев и Владимир Журавель. Третий в их компании Олег Дулуб. Мы созвонились с тренером «Карпат» и поговорили о дружбе, друзьях и предпочтениях в финале.

– Как давно вы дружите с Владимиром Журавелем и Олегом Кубаревым?

– С Олегом Михайловичем Кубаревым мы ровесники. Впервые увидел его на одном из матчей Хрустального мяча. Он вышел на поле и начал дирижировать игрой своей команды. Помню, как тренеры говорили, что это очень талантливый парень. По пониманию игры он был лучшим в своей команде. Затем встретились на студенческой Универсиаде в 1988-м. Потом вместе играли в Витебске, Молодечно, Латвии и России. Все это время жили в одной комнате.

– Какой он сосед?

– Золотой и совершенно не скандальный. Если бы было хоть какое-то несоответствие по характеру, мы так долго не выдержали бы друг друга. Помню, было у нас правило. Мы любители кофе и варили его по очереди. Один день я, другой – он. Такая вот гармония.

Как-то, уже став тренерами, зашли в гости к Сергею Владимировичу Боровскому. Его жена психолог по образованию, и она предложила пройти тест на совместимость характеров. Если правильно помню, нужно было расставить различные геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат и так далее – по приоритетам. Расставили, она посмотрела результаты и сказала:

– Проходили уже раньше, да?

– Нет, а что такое?

– Первый раз вижу такие результаты! Вы идеально подходите друг другу и идеально друг друга дополняете.

По ее словам, такое случается очень редко.

– Одинаково расставили?

– Как раз-таки нет. Вроде бы получилось зеркальное отображение. Там, куда я поставил круг, Олег Михайлович поставил квадрат и наоборот. Минус на минус дает плюс.

В 2001 году Кубарев возглавил «Академ-Славию» и попросил меня помочь в качестве футболиста. Когда в 2003-м он стал главным тренером «Дариды», позвал работать с дублем. Потом я вслед за ним ушел в «Минск». Он тренировал основу, а я вторую команду, которая тогда играла во второй лиге. Да, формально мы не были в одном тренерском штабе, но контактировали каждый день.

Что касается Владимира Журавеля, то мы воспитывались в мозырской ДЮСШ №3. Мой второй тренер Анатолий Дергачев был у него первым. Позже периодически пересекались на поле, выступая за разные команды в Беларуси, а в 2007 году, когда я пришел в жодинское «Торпедо», стали работать в одном тренерском штабе. Можно сказать, что тогда фактически и познакомились.

– Ваши первые впечатления о нем?

– Порядочный и интеллигентный человек. Общаться с такими людьми мне несложно. Вскоре после знакомства появилось ощущение, будто знаем друг друга очень давно.

До сих пор считаю наш торпедовский тренерский штаб лучшим в стране в те годы. По интеллектуальному потенциалу так точно. И когда мы разошлись, успех был у всех. Журавель взял «серебро» с «Шахтером». «Минск», в котором я работал, стал третьим, а Кубарев и Тучинский выиграли первую лигу с «Гомелем». После того сезона Олег Михайлович позвал меня и Владимира Ивановича на чествование гомельчан в ресторан.

Кубарев, Дулуб, Журавель и Тучинский – четыре тренера, каждый из которых имел свой голос. У нас было равноправие. Никто не боялся высказывать свое собственное мнение по разным вопросам. Уровень совместимости был очень хорошим. Иначе мы бы не проработали три года вместе. Нас держал созданный коллектив и команда, которую собирали по крупицам. Держали отношения между тренерами и желание работать.

– Как делили между собой обязанности?

– У нас не было четкого разделения. К примеру, Владимиру Ивановичу нравилось работать с обороной, а мне заниматься физподготовкой. Но мы не были загнаны только в эти рамки. Журавель не работал только с защитой. Любой тренер мог обозначить какую-то проблему, которую видел в команде, и предложить свой вариант решения. Если всех остальных (в первую очередь Олега Кубарева как главного тренера) вариант устраивал, человек брался и воплощал идею в жизнь.

Олег Михайлович был инициатором подобной системы. У каждого из нас свое видение футбола, но когда мы приходили к общему знаменателю, команда только выигрывала. Нас как раз и объединяла эта разность.

– Какие ваши друзья по характеру?

– Давай начнем с Олега Михайловича. Он – человек, тщательно взвешивающий свои поступки и действия. Решения принимает только после того, как хорошо все обдумает. И если что-то решил, то старается ничего не менять и не отступать.

Журавель тоже никогда не принимает решения, основываясь на эмоциях, и никогда не делает поспешных выводов. Все что делает – делает  четко, продумано, скрупулезно и взвешенно.

Работая вместе в «Динамо», научился у него выдержке, самообладанию и поведению с руководством. И сейчас мне это здорово помогает. Вспоминаю, как он вел себя с Юрием Александровичем Чижом, и стараюсь поступать так же.

– Вы как-то говорили, что Журавель любит порядок и детали. Что вы имели в виду?

– Тяга к порядку и деталям возведена у него чуть ли не в абсолют. Когда он уходил из «Шахтера», то каждому руководителю подарил отчет о проделанной работе за четыре сезона. Это был не просто набор букв, а графики и всяческие таблицы, показывающие, как развивались футболисты, за счет чего команда добивалась результата и так далее. Вряд ли кто-то из тех тренеров, кто работал в Солигорске до и после, делал что-то подобное. Причем эти таблицы делались на протяжении сезона.

То же Владимир Иванович делал и в «Динамо». В Стайках на втором этаже есть информационная доска, на которой всегда висела различная информация: сколько игроки пробежали в последнем матче, каков КПД и так далее. Данные сводились в таблицы и графики по неделям, месяцам и кварталам. Работа очень скрупулезная и на нее уходило много времени. Но и работали мы много: приезжали на базу к восьми утра, а уезжали после пяти вечера. Ну и дорабатывали дома.

В принципе можно жить и без графиков, но они здорово помогают. По ним удобно следить за прогрессом футболистов поодиночке или команды в целом; узнавать, где происходит перенапряжение, а где, наоборот, выходим вперед. Это же цифры, статистика. С ней надо уметь работать и знать, как правильно интерпретировать. Тяга Журавеля к цифрам позволяет это делать. Все его команды отличались порядком. Уверен, если бы Юрий Чиж дал ему второй год в «Динамо», у команды были бы большие шансы стать чемпионом.

– Какие еще черты характера можете выделить в друзьях?

– И Кубарева, и Журавеля отличает справедливость в отношении к игрокам. Независимо от ранга и звездности футболистов в тренировочном процессе все оцениваются одинаково. И игроки это видят. Кубарев в Жодино не работает уже 7 лет, но до сих пор перед Новым годом снимает зал и организовывает встречу футболистов и тренеров, с которыми работал в «Торпедо». Ребята собираются с огромным удовольствием. Приходится делиться на 3-4 команды по 7-8 человек. Парни приходят общаться с бывшими тренерами и партнерами. Это отличный показатель того, как работает Олег Михайлович.

– Про Кубарева вы говорили как о хорошем организаторе.

– В «Гомеле» команда живет на базе. Олег Михайлович просыпался рано утром и шел на футбольные поля. Разговаривал с агрономом и другими работниками, смотрел, как растет трава, как поливается газон, как он стрижется. И так каждое утро! Потом возвращался в номер и варил кофе. Мы обсуждали работу на день и шли на тренировку.

– Кубарев хотел контролировать все процессы?

– Скорее хотел создать идеальные условия для футболистов. Рассказывал, что когда в 2010-м только приехал в Гомель, поля, считай, не было. Предыдущий тренерский штаб не сильно о нем заботился и фактически уничтожил его. Потренировались в ноябре и «кинули» до весны. А когда снег сошел, газона не стало. За год Олег Михайлович привел поле в норму. Важно это по одной простой причине. Если ты не создаешь футболистам качественные условия для работы (в нашем случае отличный газон), как потом можно требовать от них хорошей комбинационной игры? Как можно с игроков спрашивать? И Кубарев неспроста потратил на это время и усилия. Команда скакнула вперед и за один год дважды попала в еврокубки! Сперва выиграла Кубок, а затем заняла третье место в чемпионате. Не было бы этого, не было бы и Суперкубка и матчей против «Ливерпуля». Да и вообще той команды не было бы.

– Какие еще качества назовете?

– Снова про обоих. И Владимир Иванович, и Олег Михайлович – хорошие семьянины. Любят жен, детей.

– Вы работали под началом Кубарева в «Гомеле» и под началом Журавеля в «Динамо». С кем было тяжелее и почему?

– Я бы не стал говорить, что с одним было легко, а с другим тяжело. Принципы, на которых строилась наша совместная работа, это принципы равенства. Мне было комфортно с обоими. Понятно, что возникали терки, но их мы решали, говоря все друг другу в глаза. И через разговоры и обсуждения приходили к общему знаменателю.

Недавно прочитал книгу Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель». Автор пишет, что наиболее идеальная форма руководства – это когда решения принимаются демократическим путем, а осуществляются уже авторитарно. Анализируя наши совместные периоды работы, понял, что мы всегда работали по такому принципу.

– По требованиям к своему тренерскому штабу и футболистам Кубарев и Журавель схожи?

– Давай сразу сделаем оговорку. Уровень футболистов в «Динамо» был выше, чем в Жодино и Гомеле. Поэтому и требования были различны. А вот форма управления была одинаковой: уважение к игрокам. При этом на тренировках и в играх футболисты должны беспрекословно выполнять требования тренера, но за пределами поля коуч – лучший друг, который может даже помочь в бытовых вопросах.

В общем, создавалась такая атмосфера, чтобы парни чувствовали себя комфортно.

– Есть примеры, когда Журавель и Кубарев помогали футболистам в быту?

– Знаю, что Олег Михайлович за парней в институты и договаривался насчет экзаменов. А Журавель постоянно говорил ребятам, что надо учиться и получать высшее образование. Оба тренера понимают, что без образования (даже физкультурного) игроки в основной массе мало кому будут нужны после окончания карьеры. И тогда придется учиться, но делать это будет труднее и сложнее.

– Сейчас вы работаете в разных клубах. Как часто вам удается собраться втроем?

– Нечасто. Перед Новым годом встречались на «пульке», организованной Кубаревым. Кроме того, после каждого тура созваниваемся по «Скайпу». Говорим о футболе, о делах друг друга. Но стараемся футбольные разговоры минимизировать и поговорить о личном. Обсуждаем фильмы, книги, различные психологические моменты, которые происходят в командах. Обмениваемся идеями, как лучше управлять игроками в определенных ситуациях. Ведь так может статься, что у кого-то из друзей уже был похожий случай.

Например, то, что у меня сейчас в «Карпатах», Журавель переживал с «Торпедо» в 2006-м, а Кубарев с «Даридой» в 2004-м. Команды, в которых они работали, находились в низу турнирной таблицы и боролись за выживание. Да, это не самый приятный опыт, но, считаю, любой тренер должен пройти через это и должен научиться умению выживать в таких условиях. Одно дело, когда у тебя хорошие игроки, хороший бюджет и команда на ходу. Нужно просто создать атмосферу. Не мешать, а корректировать и поддерживать запущенный маховик. Другое дело, когда маховик застыл. Его надо сначала раскрутить. И я интересовался, как друзья вели себя в подобных ситуациях.

– Когда последний раз собирались за праздничным столом?

– Я тебя разочарую. Ни Олег Михалыч, ни Владимир Иваныч не замечены в тяге к алкогольным напиткам :). Когда собираемся, нас больше интересует общение. А напитки – сопутствующее. Их может и вовсе не быть.

– Я имел в виду не пьянку, а совместный ужин по какому-нибудь случаю.

– В последние годы встречаемся, если у кого-то есть свободное время. Когда Журавель год не работал, приходил на матчи «Крумкачоў» и потом мы обменивались мнениями. Я иногда по дороге на тренировку мог заехать или к нему домой, или на место, где он рыбачит.

Последний раз собирались втроем 8 февраля на день рождения Олега Кубарева. В этом году мы все оказались в одно время в Турции. После игры «Карпат» с «Шахтером» Олег Михайлович пригласил к себе. Я приехал из своего отеля, Журавель – из своего. Поужинали, пообщались.

– А практикуете ли вы помощь нефутбольного плана? Шкаф передвинуть, мебель перевезти.

– Мы помогали и помогаем друг другу по жизни всегда. Когда Олег Михайлович переезжал из Жодино в Минск, помогали перевозить мебель. Когда я в квартире делал ремонт (это было в безденежные жодинские времена), сами тянули стяжку. Делали, как умели. Как получилось? Жена пришла принимать работу и сказала, что вроде пол неровный, но переделывать мы не стали. Вообще Кубарев – специалист в этих делах. Он еще и плитку хорошо кладет. Думаю, это следствие его тяги к аккуратности. Стяжка требует ровности, плитка должна быть стык в стык. Если человек не склонен к подобным вещам, он никогда не сможет сделать качественно.

– Чем тренерский стиль Журавеля отличается от тренерского стиля Кубарева?

– У них разный игроцкий опыт и видение футбола разное. Но оба начинают работать с одного и того же – первым делом выстраивают оборону. Затем создают хороший микроклимат, способствующий максимальному раскрытию потенциала футболистов. Уровень игроков может быть разным, но оба будут выжимать из них максимум.

– А игровой рисунок?

– Сложно судить. В этом сезоне видел два матча: «Динамо» – БАТЭ на Кубок и БАТЭ – «Шахтер» в чемпионате. У Бреста была очень бесшабашная игра в атаке, а Солигорск действовал более прагматично. Но Журавель играл дома, а Кубарев – на выезде. Это тоже важно.

– Говорят, что команды Кубарева в принципе неатакующие.

– Стоп! Неужели его «Гомель» был неатакующим? Гомельчане – единственные, кто сумел забрать Суперкубок у БАТЭ, а матч с «Ливерпулем» можно вносить в классику белорусских игр в еврокубках. А вообще не бывает атакующего или оборонительного футбола. Бывает сбалансированный футбол и несбалансированный. И Владимир Иванович, и Олег Михайлович любят баланс.

– Кто более хитрый в плане футбольной тактики?

– Оба одинаково тактически гибки и могут преподнести сюрприз. Если брать конкретно финал, то при прочих равных может сказаться квалификация игроков и настрой. И тут небольшое преимущество на стороне Кубарева. Он уже выигрывал финалы, а у его соперника это первый подобный матч.

Но Владимир Иванович больше вникает в мелкие детали, которые при игре равных соперников могут принести результат. Олег Михайлович мыслит глобальными понятиями.

– Это значит, что Журавель дотошней изучает соперников?

– Это говорит просто о разности понимания футбола. Один человек на картине, где изображен лес, видит все деревья целиком, а другой – ветки каждого дерева. Первый видит общую картину, а второй – мелочи, детали.

– Кто из них сильнее как тренер?

– Неблагодарное дело сравнивать. Это настолько тонкая грань. У Кубарева больше титулов? Они не могут измерять силу того или иного тренера. Матчи выигрывают игроки, проигрывают тренеры, а титулы берут клубы. Если в команде хорошие исполнители, не обязательно, что тренер там хороший. Человек просто объединяет и не мешает, а игроки все сделают сами.

Вот как у нас: выиграл БАТЭ «золото» – лучший тренер Ермакович, или Гончаренко, или кто-то еще. Но ведь это не всегда так. Тренерство определяется многими составляющими. Одна из которых – прогресс футболистов, выжал ли наставник максимум из тех ребят, что у него были. Около пяти лет назад в Италии лучшим признали тренера, чья команда заняла 16-е место. Оценили потенциал игроков, условия, бюджет и итоговый результат.

– Соперничество как-то влияет на дружбу?

– Когда мы выходим друг против друга, друзей нет.

– Кубарев хотел, чтобы ему в финале достался Журавель. Разгадать друга проще?

– Вся соль его слов, не в этом. Олег Михалыч просто пожелал своему другу выхода в финал. У Бреста задача попасть в Европу именно в этом году, вот и поддержал друга. А в финале уже как получится.

– Легко готовится к противостоянию с тренером, которого знаешь, как облупленного?

– Я знаю, что он знает, что я знаю, что он знает :). И легко, и тяжело одновременно. Ты просчитываешь, но и тебя тоже просчитывают, и ты сам как на ладони. В таком случае главное не перемудрить в подготовке. Можно ошибиться тактически и проиграть. Больше важна мотивация и то, как игроки ее воспринимают. Поэтому не обязательно в воскресенье победит сильнейший. Выиграет команда, в которой игроки будут лучше мотивированы в 17:00.

– Кто лучший мотиватор?

– Оба одинаково хорошо могут настроить свои команды на предстоящий матч.

– Кто победит?

– Это очень сложный для меня вопрос.

– Букмекеры ставят на «Шахтер».

– Как клуб «Шахтер» сильнее «Динамо». Это клуб с традициями, с хорошими условиями для работы, сильными игроками. «Динамо» только стремится к этому. Два года подряд команда была в зоне вылета, а «Шахтер» – с медалями. Но, повторюсь, победителя не определит сила команд в общем, а то, чьи игроки будут лучше мотивированы.

– За кого будете болеть?

– Ни за кого. Но мне бы хотелось, чтобы обе команды решили свои задачи :).

– Как вы себе это представляете?

– «Шахтер» уже попал в еврокубки, а «Динамо» этого очень хочет.

– Значит, за Журавеля?

– Нет, ни за кого :). Просто буду смотреть футбол.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты