Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Меня вынудили шантажом». В Минске начали судить нечестных футболистов

«Меня вынудили шантажом». В Минске начали судить нечестных футболистов

15 бывших игроков и тренеров обвиняются в организации «договорняков».

26 сентября 2017, 10:59
19
«Меня вынудили шантажом». В Минске начали судить нечестных футболистов

 

Маковский, Сыроквашко, Тишкевич, Замара и еще десяток футболистов на скамье подсудимых.

25 сентября в столичном Доме правосудия начался небывалый для Беларуси процесс. Впервые в истории страны футболистов судят за договорные матчи. О том, что «договорняки» присутствуют в нашем футболе, все окончательно узнали в июле 2016-го. После матча первой лиги «Ошмяны» – «Луч» (2 июля 2016, 3:3) несколько футболистов были задержаны правоохранительными органами по подозрению в организации «договорняков». Задерживали игроков достаточно жестоко. Хавбек «Ошмян» Сергей Булыненок, к примеру, был избит и попал в реанимацию. Что интересно, парень оказался непричастным к махинациям и получил ни за что.

Затем в центре внимания оказался домашний матч «Ислочи» против брестского «Динамо» (30 апреля 2016, 2:4), где благодаря заказному развитию событий заработали некоторые футболисты «волков».

Расследование набирало обороты и к суду разрослось на пять эпизодов. Нечистыми с точки зрения следователей оказались кубковая встреча БАТЭ и «Гранита» (20 ноября 2015, 5:0), а также перволиговые игры «Барановичей» с «Ошмянами» (5 июня 2016, 1:0) и «Луча» с «Гомельжелдортрансом» (25 июня 2016, 3:1).

До суда дело добиралось год. За это время некоторые фигуранты пытались уйти от ответственности с помощью прошений прекратить в их отношении уголовное преследование, но безрезультатно. Всего на скамье подсудимых оказалось 15 человек. 14 белорусов и украинец Ярослав Лемик, который, по версии следствия, и предлагал футболистам деньги за обеспечение нужного результата.

Обвиняемым вменяют получение денег за оказание влияния на результаты матчей (ч. 1 и ч. 2 ст. 253 УК РБ). Наказание по этой статье колеблется от штрафа до 4 лет лишения свободы.

Разбирается в деле судья Дмитрий Цыкал. Он далеко не новичок в спортивных делах. Цыкал отправил на 5 лет в тюрьму экс-менеджера минского «Динамо» Максима Субботкина и разбирался с хулиганством фанатов столичного «Партизана».

***

По станции метро «Институт Культуры» объявляют, что на ближайший поезд до «Малиновки» посадки не будет. Из дверей подъехавшего состава выходит обвиняемый Владимир Маковский. В руках экс-тренера «Ислочи» файлик с бумагами.

– К нам?

– Да. А вы подготовились, смотрю.

– Да это так… Поехали.

По дороге к Дому правосудия Владимир Михайлович признается, что решил ехать не на машине, потому что последняя неделя была очень нервной, а ночью перед судом он так и не смог уснуть.

Постепенно к суду подтягиваются футболисты. Почти все с сигаретами в руках. Игроки кучкуются по клубной принадлежности и что-то обсуждают между собой.

Вячеслав Замара – главное лицо всего процесса – приходит один. Организатор четырех из пяти «договорняков» немного стоит с приятелями, а потом отправляется на беседу с адвокатом.

Кажется, только Замара серьезно отнесся к собственной защите. В ходе заседания он был в постоянном контакте с адвокатом Натальей Филипчик, перебрасывался с ней короткими репликами и обменивался жестами. Большинство других обвиняемых знакомилось с защитниками прямо у дверей зала заседаний.

– Что говорит адвокат? Да ничего. Никто ничего не знает. Первый раз такое, – отмечает экс-тренер «Луча» Юрий Сыроквашко.

– Когда вас спросят: «Признаете ли вину», отвечайте «Частично», – давала наставления своему подзащитному женщина в возрасте. Но когда прозвучал нужный вопрос, обвиняемый признал вину полностью. Вину признали все. Лишь Замара не был согласен с формулировками в обвинении.

А Александру Тишкевичу, отсудившему у «Ислочи» зарплату за 4 месяца и пособие по нетрудоспособности (2,4 тысячи долларов), пообщаться с адвокатом не удалось. Его защитник на суд опоздал. Не явился вовремя и адвокат еще одного экс-«волка» Андрея Порываева. Ситуация знакомства Порываева была такой.

– А кто Порываев? – спросил тучный мужчина, войдя в зал.

– Я, – ответил футболист.

– Доброе утро. Сегодня я ваш защитник… Завтра, может, будет другой.

– Как другой?

– Консультация направляет. Кто свободен, тот и работает.

***

Первым допрашивали самого главного обвиняемого – Вячеслава Замару. Начали с матча «Ислочь» – «Динамо» Брест. Из показаний экс-игрока «Сморгони» стало известно, что организовать «договорняк» его попросили россияне Борис Тортунов и Михаил Пузанов. Тортунов – известный в прошлом хоккеист, выступал за многие видные клубы чемпионата России. После завершения карьеры какое-то время жил в Беларуси и даже выступал за команду Александра Лукашенко на Рождественских турнирах. Кроме того жена у Тортунова белоруска. Россиянин и Замара знают друг другу около 8 лет и даже отдыхали вместе. А вот о Пузанове обвиняемый рассказал лишь то, что «видел его два раза в жизни».

По словам Замары, именно Пузанов попросил найти нужных людей, чтобы организовать «договорняк». Тогда и состоялось знакомство россиянина с Владимиром Маковским. По договоренности между Пузановым и на тот момент тренером «Ислочи», футболисты «волков» должны были получить 10 тысяч долларов, если не выиграют первый тайм матча с брестским «Динамо». Условие было выполнено, и Тортунов через Замару передал конверт для Маковского.

По версии следствия, в конверте было 7 тысяч долларов. Еще через день тренер получил недостающие 3 тысячи. А 4 мая на банковский счет супруги Маковского от Замары «упали» еще 1,8 миллиона неденоминированных рублей.

– У Маковского не было денег, – пояснил поведение экс-игрока сборной Беларуси Замара. – Мы футболисты такие люди, что каждый друг другу помогает. А по телефону просто могли шутить: «Переведи долю за договорняк». Шутить футболисты любят и умеют. Поймите, 180 рублей — это не те деньги, которые дают за договорной матч. Это ведь даже меньше 100 долларов.

Дальше была сложная схема раздачи денег игрокам «Ислочи». 5 тысяч долларов Маковский передал Александру Лебедеву. Тысячу тот должен был оставить себе, а остальные вручить Александру Тишкевичу, Александру Папушу, Юрию Рыжко и Александру Алумоне. Все получили по тысяче, а Алумона почему-то 600 долларов. Также неясно, кому пошли оставшиеся 400 долларов. В первоначальном плане Рыжко вообще не фигурировал, но один из россиян после матча решил отблагодарить защитника за «хорошую» игру (защитник без какого-либо умысла просто ошибался).

Еще Маковский передал 2 тысячи долларов Андрею Порываеву, чтобы тот дал тысячу Ивану Денисевичу. Выходит, что Маковский раздал 7 тысяч долларов. Куда делись остальные 3 тысячи, пока непонятно.

Что интересно, на предварительном следствии показания Замары слегка отличались от тех, что он дал в суде. Вот ключевые моменты:

– Маковский неоднократно ему звонил и говорил, будто «Ислочь» готова сдать матч. Так было и с игрой против «Динамо» Брест.

– изначально вознаграждение ребятам из «Ислочи» должно было составить от 20 до 30 тысяч долларов. Но надо было гарантированно проиграть в первом тайме. На такую сделку «волки» не пошли – остановились на «не выиграть», но и планка упала до 15, а потом и вовсе до 10 тысяч.

Напомним, первый тайм того матча «Ислочь» проиграла 2:3, а весь матч – 2:4.

***

Показания Замара давал не очень уверенно. Путался в словах, датах и фамилиях. Постоянно твердил, что чего-то не помнит или помнит, но не точно.

– Многовато не помню. У меня как бабахнуло столько этих игр... Тяжело вспомнить, – типичный ответ Вячеслава в суде.

Экс-футболист изрядно нервничал и волновался. Лицо его было красным, а руки постоянно потирали щеки и лоб. Для сравнения Юрий Рыжко был совершенно спокоен. Защитник «Нафтана» внимательно слушал коллег и иногда иронично улыбался.

Сорвался Замара во время показаний Виталия Желудка. Допрос бывшего голкипера «Ошмян» был один из самых интересных и ярких в понедельник. Футболист постоянно подчеркивал, что не хотел участвовать в «договорняках» и много раз отказывался (при этом дважды брал деньги и полностью признал вину). Говорил, что на «странную» игру против «Луча» согласился под давлением и угрозами.

– Я всячески давал понять, что не буду участвовать. В день игры с «Лучом» Замара звонил несколько раз, но я не брал трубку. Потом мне пришла от него смс-ка с угрозами и давлением.

В этот момент Замара заерзал на скамейке и что-то стал шептать адвокату. Но та жестом его остановила и губами произнесла «Потом».

По словам Желудка, от хозяев в игре «Ошмяны» – «Луч» требовалось победить в первом тайме, но проиграть встречу. За это футболисты получали бы 6 тысяч долларов: 4 – хозяева, 2 – гости. Сам же вратарь согласился участвовать, только если «деньги вперед», и получил аванс 1500 долларов. Часть денег он должен был раздать футболистам, но на игру их не взял. А потом, после задержания, все было конфисковано в пользу государства.

– Первый тайм выиграли, потому что игроки «Луча» не переходили через центр поля, – рассказывал Желудок. – Но во втором мы забили еще дважды и нужный результат не обеспечили.

– Почему? – вопрос от прокурора.

– Я отбивал мячи.

– Почему? Вы же были в сговоре!

– Меня вынудили на это шантажом. Я говорил, что не буду влиять на результат!

Этот момент окончательно взбесил Замару. На минуту он даже попунцовел от злости.

– Про какой шантаж вы говорите? – задала вопрос адвокат Замары.

– Я говорил про смс.

– И вы полагаете, что такой Замара (показывает в сторону подзащитного – Tribuna.com) смог бы что-то сделать с вами?

В этот момент Вячеслав окончательно потерял терпение и громко выкрикнул: «Можно я объясню суть смс-ки?», но тут же получил нагоняй от своего защитника: «Тише!» Через минуту главный организатор по версии следствия все-таки получил слово. И дальше произошло что-то непонятное. Показалось, что от переизбытка эмоций Замара чуть не добавил в дело новый эпизод.

– Виталий, а объясни-ка мне про 3 тысячи долларов, которые должен отдать? Как ты сыграл матч и что там должно было быть?

– Какие 3 тысячи долларов?

– За предыдущий матч.

– За «Барановичи»?

– Нет, за неделю до «Луча».

Сообразив, что может запахнуть жаренным, адвокат быстренько увела разговор в другую тему, вынудив Желудка сказать, что кроме двух матчей (с «Барановичами» и «Лучом») он больше ни в каких «договорняках» не участвовал. Игра, о которой шла речь, – встреча «Ошмян» с «Днепром», завершившаяся победой могилевчан 5:4.

В зале суда Замара и Желудок сидели рядом, но продолжения пикировки не последовало. Вратарь даже не взглянул на коллегу, когда садился на место.

По ходу слушания выяснилось, что Замара напрямую организовывал три «договорняка» по первой лиге. И при этом ни один из этих матчей не сыграл. «Барановичи» – «Ошмяны» был «отменен» заказчиками, а в двух других результат не давали футболисты «Луча». Сперва вместо того, чтобы проиграть «ГЖДТ» в первом тайме, размазали соперника 3:0, а затем не смогли додавить «Ошмяны».

***

Очень уверенно держался на допросе Юрий Сыроквашко. Экс-администратор «Луча» говорил четко и громко, на вопросы отвечал понятно и почти без «я не помню». Нашлось место и настоящей драматической истории с брошенными в лесу деньгами.

Бойкость «Сыра» проявилась и при допросе экс-полузащитника «Луча» Сергея Шуманова. За поражение минской команды от ГЖДТ в первом тайме заказчик давал 4 тысячи долларов. Часть суммы полагалась молодому вратарю Андрею Напорко. Деньги ему привез Сыроквашко. Но в ходе разбирательства так и не удалось выяснить, кто предложил голкиперу поучаствовать в афере. Сыроквашко очень хотел разобраться в вопросе. Получилось эпично.

– Шум [Шуманов], от кого о договорном матче узнал Напорко?

– Мне Замара сказал.

– Тогда такой же вопрос к Замаре.

– От Шуманова, – перевел стрелки Вячеслав.

– Что-то непонятно. Мне сказали: «Едь к Напорко. Отдай деньги. Он в курсе». А кто ему сказал – неизвестно. А он у нас будет тут? – это уже обращение к судье.

– Вопросов суду не задают, – отрезал Цыкал и усадил Сыроквашко на место.

«Просел» Сыроквашко лишь в моменте, когда прокурор расспрашивал о его выгоде в этом деле. Ответ: «Рассчитывал, что меня поощрят, но на какую сумму рассчитывал, не скажу – не знаю» казался очень уж наивным.

***

Если в эпизоде «Ислочи» заказчиками были россияне, то все остальные части дела возникли благодаря Украине. Игру «Барановичи» – «Ошмяны» координировали Азаров и Кривошеев. По версии следствия, украинцы хотели, чтобы «Ошмяны» проиграли первый тайм, а затем и весь матч. Но делать это надо было исключительно по сигналу одного из украинцев. За соблюдение условий игроки стали бы немного богаче – им дали 1000 долларов на четверых. Но, по словам Замары, сами украинцы неожиданно дали задний ход и «отменили» договоренности. По словам подсудимого, такое иногда бывает. Поэтому сам Замара не считает встречу договорной, хотя нужный результат и был достигнут.

Замара также рассказал, что Кривошеев сделал жест доброй воли и позволил футболистам оставить деньги себе. В результате Палазнику досталось 100 долларов (был в запасе), а Желудку, Гуделю и Саковичу – по 300.

Три других эпизода тесно связаны. Сопоставив все показания, оказалось, что у истоков стоят два приятеля Павел и Дмитрий (фамилии не были названы), проживающие в Киеве. Летом 2016-го они попросили своего знакомого Ярослава Лемика сопроводить в Беларусь Евгения Шмакова, который хотел прийти в нашу страну с договорными матчами. Также попросили взять свои деньги, чтобы в случае чего заплатить людям. По словам Лемика, деньги у него были, и он предполагал, что у Шмакова уже была договоренность о «договорняках». Поэтому и поехал с ним.

Шмаков родился во Львове и почти всю футбольную карьеру провел в этом городе. В 2011-м оказался в Беларуси, подписав контракт с «Гомелем». С нашей страной украинца связывает еще и тот факт, что в «Карпатах» он поиграл вместе с Владимиром Маковским, который его с Сыроквашко когда-то и познакомил.

Именно Шмаков причастен к игре БАТЭ и «Гранита». По словам Сыроквашко, Шмаков через него искал выходы на микашевичцев, чтобы те помогли обеспечить нужный результат – пропустили больше трех мячей. Сыроквашко устроил знакомство с Ильей Гавриловым. За исполнение соглашения украинец пообещал 18 тысяч долларов, однако белорусский вратарь отказался, но рассказал, что у «Гранита» и так все плохо.

В итоге ставка сыграла (БАТЭ выиграл 5:0), и Шмаков вроде даже собирался деньги перечислить, но их Гаврилов так и не увидел. Через год ему по доброте душевной 15 миллионов переслал Сыроквашко. Самого Гаврилова, пришедшего на заседание с женой, еще не допрашивали.

Что касается Лемика, то все свои действия (обещания вознаграждений за результаты) он координировал с Павлом и Дмитрием. Давал и обещал деньги только после телефонного разговора с Киевом. На суде экс-баскетболист говорил, что раскаивается и что он невиновен. Да и вообще позиционировал себя скорее как человек, который просто давал деньги по просьбе других людей.

– Как вас так угораздило? – вопрос от собственного адвоката.

– Случайно. Я раскаиваюсь. Сейчас я бы не поехал в Беларусь.

– Лемик, а скажите, за что вас дисквалифицировали на родине? – куда менее лояльный вопрос от другого защитника.

– Это же к делу не относится.

Кто забыл или не знал, Лемик был дисквалифицирован Украинской федерацией баскетбола за попытку подкупа игроков национальной сборной.

***

И все-таки футболисты дружные ребята. Несмотря на все пикировки и разборки в суде, на улице они спокойно общались и улыбались, словно не было тяжелых часов в судебном зале. Сыроквашко предложил подвезти Замару домой, а тот в ответ позвал пройтись и покурить.

Последними расходились экс-работники «Ислочи». Они несколько минут что-то обсуждали, а потом двинулись в разные стороны. Во вторник на суде выступать им.

Фото:fcisloch.by, pressball.by, автора. 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты