Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Белорус с камерунскими корнями, который мог оказаться в интернате, а попал в «Шахтер» – и в 18 стал там основным

Белорус с камерунскими корнями, который мог оказаться в интернате, а попал в «Шахтер» – и в 18 стал там основным

18-летний Макс Эбонг застолбил место в основе «горняков».

13 июня 2018, 18:30
14
Белорус с камерунскими корнями, который мог оказаться в интернате, а попал в «Шахтер» – и в 18 стал там основным

 

Непростая история Макса Эбонга.

«Шахтер» очень плохо стартовал в сезоне. Солигорчане вылетели из Кубка, уступив в четвертьфинале «Днепру», и не сумели победить в трех стартовых турах чемпионата. Клубные боссы решили не давать поляку Мареку Зубу шансов на исправление ситуации и заменили его на Сергея Ташуева. Российский тренер принялся поднимать «Шахтер»: изменил тренировочный процесс, добавил нагрузок и перестроил игру. Дела пошли в гору. «Горняки» выдали семиматчевую беспроигрышную серию (5 побед, 2 ничьи) и вплотную приблизились к третьему месту.

Одн из самых ярких футболистов преобразованного «Шахтера» – 18-летний Макс Эбонг. Впервые о нем заговорили после игры с «Ислочью», в которой полузащитник неожиданно вышел в стартовом составе. Ташуев признался, что на его решение повлияла кадровая ситуация (после перевода Элиса Бакая с фланга в центр нужно было кем-то закрывать его позицию) и работа молодого игрока на тренировках. Россиянин отмечал целостность действий Эбонга, его умение контролировать мяч и работоспособность.

Против «волков» солигорчанин сыграл хорошо – выиграл 44 процента единоборств и совершил четыре успешные обводки при девяти попытках, за что удостоился похвалы. Для Эбонга это был всего четвертый матч за основу «желто-черных». Ташуев продолжил доверять хавбеку и выпускать его в старте. К паузе на матчи сборных в активе Макса 5 матчей и голевой пас на Дениса Лаптева в матче с «Городеей» – в том эпизоде он продемонстрировал похвальную настырность.

Согласно сервису Instat, по итогам девяти туров Эбонг входил в топ-5 левых полузащитников чемпионата. Его индекс – 214. Выше были белазовец Богдан Мышенко (220), брестчанин Павел Нехайчик (227), гомельчанин Отар Джавашвили (237) и борисовчанин Игорь Стасевич (241). Правда, последнюю игру Макс провел чуть ниже своего среднего уровня. Индекс Instat по «Неману» – 176.

В топе солигорчанин и по обводкам. В 5 матчах он шел в обыгрыш 15 раз (7 успешных попыток). Показатель на уровне лучших фланговых полузащитников чемпионата. С техникой у парня проблем нет. Можете убедить сами.

Заметили Эбонга и в «молодежке». Людас Румбутис вызвал полузащитника на товарищеские матчи против Албании и во вторник выпустил за 20 минут до окончания встречи – впрочем, победного дебюта не случилось.

– Макс отличается целостностью действий. Понимает, когда и как надо играть в обороне, когда применять прессинг и как при этом смещаться, а при атаках хорошо реагирует на изменения в рисунке игры, – характеризует подопечного Ташуев. – Ну и индивидуальные качества хороши: Макс достаточно быстр, это взрывной игрок. Сочетание качеств привело к тому, что он играет. Пока мы им довольны.

***

Полное имя футболиста Африд Макс Эбонг Нгоме. Родился он 26 августа 1999 года в Витебске в семье камерунца Эстела и белоруски Натальи.

– С отцом Макса познакомилась в медицинском колледже, куда он приехал учиться из Яунде, – рассказывает НатальяЭбонг. – Сперва несколько лет просто дружили с Эстелом. Потом случилась свадьба, а вскоре родился Макс. Эбонг Нгоме – это фамилия, а Африд – как бы второе имя. Так зовут его деда.

Сейчас Макс с отцом не общается. В середине нулевых Эстел уехал на заработки в Москву и в Витебск уже не вернулся. Долгое время камерунец жил в России, а после вернулся на родину. Связь с белорусскими «родственниками» он не поддерживает. В последний раз Макс виделся с отцом в 2008 году, когда ездил к нему в гости в Москву. Кстати, Наталья и Эстел до сих пор муж и жена. Наталья говорит, что как-то не было времени развестись, и добавляет, что не очень хочет вспоминать прошлое.

***

Детство будущего игрока «Шахтера» прошло на улице. Вместе с друзьями он играл в футбол во дворе, занимался плаванием и настольным теннисом.

– Макс рос активным и развитым ребенком, – говорит мама Наталья. – Я видела его желание играть в футбол. Видела, как он хорошо возится с мячом. Хотела, чтобы у него получилось. А еще он честный и добросовестный. Все наши соседи его уважают.

Когда Макс учился во втором классе, к ним в кабинет зашел тренер футбольной школы «Комсомолец» Владимир Войтехович. Первый наставник Виталия Родионова рассказал детям о том, что набирает ребят в секцию и позвал всех желающих. Макс записался.

– Макс очень любил футбол, – вспоминает воспитанника Войтехович. – Он здорово работал с мячом. Мулаты они все такие: мягкие, с техникой. Много времени уделял финтам. Повторял за известными футболистами или придумывал сам. Творческий парень. Ему очень нравился Неймар. Я его еще не знал даже, а он уже где-то в интернете нашел ролики с его игрой. Помню, подошел ко мне: «А вы видели Неймара?» Нет, не видел, говорю. А Макс в ответ: «А я видел!» Фактически он для меня бразильца и открыл. Макс жил футболом и очень любил мяч. Сперва возился с ним на тренировке, потом во дворе. В общем, серьезный такой парень. Был примером для многих.

Сам Макс Эбонг отмечает, что по детству его часто принимали за африканца. Тренеры постоянно интересовались у Войтеховича, откуда такой парень, а юные футболисты искоса поглядывали. Самые смелые ребята подходили и спрашивали: «По-русски разговариваешь?» Когда в ответ слышали «да», удивлялись. Некоторые пытались заговорить по-английски. Тогда «горняку» приходилось объяснять, что с русским языком у него все в порядке. А сейчас все в порядке и с английским. Уже год он живет в одной комнате с Патриком Сибоманой, который владеет только английским языком и иначе с ним не пообщаться.

***

В 15 лет полузащитник решился на авантюру. Узнав о существовании Академии в Поставах, напросился туда на просмотр. Планировалось, что Макс сыграет один матч, но вышло так, что сыграл четыре и задержался на месяц. Ему удалось попасть в команду, однако спустя четыре месяца Академия развалилась, и Макс был вынужден вернуться в Витебск.

– Он очень переживал, что пришлось уехать, – говорит первый тренер. – Максу очень нравилось в Поставах. Там же все время был только футбол.

Дома Эбонг попал в сложную ситуацию. Вскоре после того, как он вернулся в обычную школу, в квартиру нагрянула инспекция, проверявшая условия, в которых живут ученики. Обстановка проверяющим очень не понравилась. Маме Макса поставили ультиматум: если за два месяца она не находит для сына места, где он будет досмотрен и накормлен, то ее лишат родительских прав, а Макса отправят в интернат для неблагополучных детей.

На помощь пришел Владимир Войтехович. Тренер созвонился со своими знакомыми в «Шахтере» и рассказал о перспективном парне. В Солигорске Эбонгом заинтересовались и пригласили на просмотр. Смотрины длились намного короче, чем в Поставах – уже через несколько дней парню сказали ехать домой за вещами.

– В «Шахтере» Макс сразу попал под давление, – вспоминает Станислав Суворов – один из тренеров, благодаря которым Эбонг оказался в Солигорске. – Он пришел в очень сильную команду 1999 года рождения – мы становились чемпионами страны по своему возрасту и участвовали в юношеской Лиге чемпионов УЕФА.Игроки были подобраны очень сильные, и новичкам было тяжело. Некоторые не выдерживали и уезжали, а он терпел. Причем не только нагрузки. Бывало, на тренировках против него ребята действовали слишком жестко, специально цепляли. Помню, сказал ему: «Макс, не бойся. Не убирай ноги». И он сдюжил.

В жизни Макс очень скромный парень, но в играх меняется до неузнаваемости. Выгрызал каждый мяч, стоял на ногах, выигрывал борьбу. Он вообще редко когда уступал в борьбе. Еще Дима Лисакович был очень хорош в этом аспекте. Что еще? Макс – трудяга. В свободное время не играл в компьютеры, как многие сверстники, а шел на стадион с мячом. Трудился и пахал. Поэтому достаточно быстро попал в состав главной команды.

Суворов признается, что его в Эбонге подкупает уважение. Специалист говорит, что Макс никогда не пройдет мимо, а всегда поздоровается и поинтересуется делами.

– Звездной болезни у него нет. У этого парня она и не появится, – убежден тренер.

***

Сергея Ташуева пока больше заботит функциональное состояние подопечного. Тренер верит в прогресс полузащитника, но опасается, что называется, его загнать.

– Он молод и нервная система пока не закалена и неустойчива, – отмечает россиянин. – Говорил с Максом об этом. Просил быть сконцентрированным, как бы не было трудно и как бы мозги не уставали. Макс говорит, что не чувствует усталости, но она есть. Хочется дать ему небольшую паузу, но пока нет возможности. Что касается его перспектив, то парню нужно прибавлять во всем. В большом спорте нет какого-то конкретно одного компонента, который нужно прокачивать. Макс должен развиваться всесторонне. А резервы для роста у него есть.

Фото: Кирилл Павлович.

 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты