Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Как живет футбольная академия, на которую брестское «Динамо» тратит около 1 миллиона долларов в год

Как живет футбольная академия, на которую брестское «Динамо» тратит около 1 миллиона долларов в год

Большой рассказ о жизни амбициозного проекта.

26 октября 2018, 20:55
26
Как живет футбольная академия, на которую брестское «Динамо» тратит около 1 миллиона долларов в год

 

Посмотрел Андрей Масловский.

Осенью 2016 года брестское «Динамо» открыло собственную футбольную академию. Делалось все с размахом. На стадионе «Юность» собрались сотни детей. Заехали и видные в прошлом российские футболисты – Игорь Колыванов, Ахрик Цвейба и даже Валерий Карпин. Тогдашний директор академии Павел Хасеневич говорил, что руководством клуба поставлена четкая задача создать европейскую структуру.

Главным тренером академии стал испанец Давид Деограсия. В свое время Деограсия трудился спортивным директором федерации футбола Испании, работал с юношескими командами в Марокко и Таиланде, а также входил в тренерские штабы «Валенсии», «Сарагосы» и «Депортиво».

Спустя два года корреспонденты Tribuna.com съездили в Брест и узнали, как живет этот проект брестского клуба.

***

– Начиналось все [по отбору детей в академию] с футбольного фестиваля, – вспоминает специалист по развитию молодежного футбола «Динамо» Владимир Кривченя. – Приехать мог совершенно любой мальчик из любой точки страны. Причем он мог и не заниматься футболом до этого. Главное, чтобы были медицинская справочка и желание. Детей собралось очень много. Тренерский состав прямо на поле определял подходящих ребят. Критерии отбора не самые жесткие: игра, игра и только игра. Через год повторили отбор, а в этом сентябре провели городской фестиваль – набирали брестских ребят в группы начальной подготовки учебного центра. Центр – это не совсем академия. Там занимаются малыши (2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годов рождения). Впоследствии лучшие из них пополнят академию. Когда проводили второй фестиваль, интерес был еще выше. Пришлось проводить в два этапа. Сперва отобрали детей, а потом 10 дней проводили просмотровый сбор, на котором искали самых лучших.

Сейчас в академии занимаются 124 футболиста (шесть возрастов с 2006-го по 2001-й годы рождения), среди них 78 иногородних. Местные живут дома, приезжие базируются в гостинице «5 колец» на стадионе «Брестский». Еще больше 30 ребят занимаются в недавно открывшемся александрийском филиале. А если считать и малышей Центра, то всего в «Динамо» 254 юных футболиста.

Кривченя встречает нас на стадионе «Юность» во время матча юношеского чемпионата Беларуси среди ребят 2004 года рождения между «Динамо» и «Белкардом». После первого тайма хозяева ведут 1:0. Тренер доволен.

На «Юности» играют и тренируются почти все команды академии. Только самый старший возраст работает на клубной базе в Красном Дворе – команде выделено одно из полей. Но ранней весной, поздней осенью и зимой все работают здесь. Проблем со снегом нет. Около поля «дежурит» клубный трактор, который оперативно чистит газон от осадков.

– Ребята в гостинице, где живут, получают установку от тренера, переодеваются, садятся в автобус и едут сюда, – говорит Кривченя. – Отыграли или потренировались, скоренько переоделись и в автобус. Душ принимают уже дома.

– Кажется, это не очень правильно.

– Во-первых, нужно освобождать раздевалки для следующих команд. А во-вторых, тренеры посчитали, что так для ребят лучше. Здесь же [на «Юности»] ребята ходят в тренажерный зал. Работают под наблюдением нашего тренера по физподготовке Армиче Вега Рамоса.

Раздевалка на «Юности»

Тренажерный зал в «Центре здоровья» – здание стоит рядом с административным корпусом стадиона

Еще в прошлом учебном году юным футболистам никуда не надо было ездить. Иногородних было человек 40, и они легко помещались в гостиницу «Строитель», что рядом с «Юностью». Сейчас «легионеров» больше, и жить приходится рядом с «Брестским».

***

В академии учатся ребята со всех регионов страны. Кроме Бреста и области, есть представители Витебска, Могилева, Борисова и Минска. А из Верхнедвинска, по словам Кривчени, приехал настоящий талант – Кирилл Черноок 2003 года рождения. Футболист уже вызывается в юношескую сборную Беларуси.

– Кирилла хотела забрать республиканская Академия, – отмечает специалист. – Мы тоже агитировали и зазывали. Его родители все взвесили и выбрали нас. Проблем с АБФФ из-за этого не было и нет. Наши ребята в сборные вызываются регулярно.

Поиск талантов для академии не ограничивается футбольными фестивалями, а идет постоянно. В клубе функционирует скаутская система.

– Она работает, но пока еще в стадии доработки, – признается директор академии Михаил Смирнов. – Мы отслеживаем ребят по всей республике: смотрим игры, собираем информацию. В каждой области у нас свой человек. После того как приметим парня, выходим на родителей и приглашаем семью на экскурсию в Брест. Гораздо важнее все увидеть своими глазами, чем судить по рассказам. Они смотрят, как у нас все устроено: как живут ребята, где тренируются, питаются, в какую школу ходят. И только потом принимают решение. И я вам скажу, что бывали случаи, когда мальчика одновременно приглашаем и мы, и академия АБФФ. И в основном склоняются к нам.

– Были проблемы с другими клубами из-за попыток кого-то переманить?

– Мы платим компенсацию клубам за переход. Хотя родители рассказывали, что тренеры на них давили, говорили, что если уйдут, их ни за что не примут назад. Но такое могут сказать только недалекие тренеры. Если человек сам не работает и не дает развиваться ребенку в хороших условиях, то это вредитель.

***

В академии шесть возрастов. С каждой командой работают по два тренера. Также есть два доктора, без которых не проходит ни одна тренировка, и два тренера по вратарям. Один работает со старшими ребятами, второй с младшими. Кроме того за занятиями следят Деограсия и Вега Рамос. Когда основные тренеры уезжают на стажировки, испанцы тренируют сами.

Тренеров в академию набирали по рекомендациям и после тщательного изучения. Кандидаты приглашались на собеседование, после которого и принималось окончательное решение. Состав солидный. Так, например, из «Минска» приехал брат Сергея Алейникова Анатолий, а из «Динамо» – Руслан Азаренок, вырастивший Никиту Корзуна. Есть и иностранцы – Питер Левен, работавший тренером в академии «Мидлсбро» и помощником главного тренера в шотландском «Килмарноке», и Клэйтон Блэкмор, восемь лет трудившийся в академии «МЮ». Вообще клубное руководство делает упор на европейских тренеров.

Наставников постоянно обучают: преподают английский язык (для белорусов), проводят семинары и отправляют на стажировки. Например, тренеры изучали работу академий немецкого «Лейпцига» и кипрского «Аполлона».

– Деограсия прививает в академии испанский футбол, – отмечает Кривченя. – Контроль мяча, активное движение без него. Не простая беготня, а умный футбол. Тренировки проходят очень эмоционально и интересно. Нельзя сказать, что есть какая-то базовая игровая схема. Расстановка меняется в зависимости от соперника. Обычно в начале недели Деограсия проводит совещание, на котором рассказывает тренерам, что хочет видеть на тренировках. Тренеры составляют план, а перед тренировкой совместно с испанцем вносят коррективы. Коммуникация с белорусами у Давида нормальная. Все в порядке.

***

Приезжие ребята живут в гостинице «5 колец», расположенной прямо в здании спорткомплекса «Брестский». В распоряжении детей этажи с третьего по шестой. Живут по двое в комнате. У гостиницы в свободном доступе осталась всего пара номеров, но они почти всегда пустуют. В пяти минутах ходьбы от комплекса 9-я средняя школа с углубленным изучением английского языка, где учатся юные футболисты.

– В эту школу перевелись даже некоторые местные ребята, чтобы смены совпадали, – говорит Кривченя. – В старой, 26-й школе, которая возле «Юности», осталось только семь одиннадцатиклассников. Они сами попросились доучиться там. Думаю, это правильно – выпускной класс.

От учеников требуют хорошей успеваемости. Если средний балл опускается ниже семи с половиной, могут возникнуть вопросы.

– Таких ребят могут даже отчислить из академии, – утверждает Кривченя. – Но учатся мальчишки хорошо. Есть даже дети со средним баллом выше девяти. Например, ребята из Минска почти все такие. Да и Деограсия хочет, чтобы отчисление проводилось только в конце учебного года. Он на этом настаивает. Поэтому мы даем ребятам шанс – по ходу дела отчисляем только за какие-то нарушения.

За ребятами круглосуточно смотрят тренеры, четверо воспитателей и психолог. Одна из воспитателей Наталья Скачкова в академии с первых дней.

– Я работала в школе психологом, но когда узнала о создании академии, решила попробовать, – рассказывает воспитатель. – Мне нравится. Здесь ты гораздо ближе к детям, чем в школе. Там они с тобой какую-то часть дня, а здесь постоянно. Ты узнаешь их полностью. Недавно был День матери – ребята поздравляли и говорили, что я им как мама. Поэтому не могу сказать, что я тут работаю. Я живу с ними.

Каждый воспитатель находится в гостинице с 10 утра одного дня и до 10 утра второго. А вечером, когда надо проверять домашние задания, приходит еще педагог. По словам Скачковой, иногда детей приходится заставлять делать уроки, но в основном проблем с учебой нет.

– Мы постоянно на связи с классными руководителями, – говорит Скачкова. – Вот только что два часа разговаривала с классной 8 «Г» – решали вопросы по концу четверти. Этот класс чисто наш – 22 мальчика-футболиста. В остальном дети разбросаны по разным классам. Проверка уроков у ребят с половины восьмого. Чтобы не было столпотворения, можем или по комнатам пройтись, или собрать ребят по классам в конференц-зале. Кстати, там же с ними занимается преподаватель по английскому. Она делит их на группы по уровню владения языком и обучает разговорной речи.

По выходным «учебный класс» превращается в место для пресс-конференций.

– Есть проблемы с поведением?

– Поначалу бывали. Но только потому, что дети не привыкли к режиму. Кто дома его соблюдает? А у нас все строго. Есть правила внутреннего распорядка, по которым мы существуем. С ними дети и родители ознакомлены под роспись. Нужно время привыкнуть. Ребята знают, что как только будут возникнут с поведением – будут сложности. Сперва устное предупреждение, а потом отчисление.

– Дети сами следят за чистотой в своих комнатах, – продолжает воспитатель. – После того, как ушли в школу, мы проходим по комнатам и смотрим. Замечаем, что не убрано, фотографируем и посылаем в общую группу в вайбере. Так ребята понимают, что сегодня попали :).

– Сигареты, алкоголь, девочки – как с этим обстоят дела?

– С вредными привычками проблем нет, а любовь иногда случается. Все рассказывают, спрашивают, как лучше поступить, что подарить, куда пригласить. Я знаю всех девочек, в том числе когда у них дни рождения. К каждому ребенку применяем индивидуальный подход. Кто-то идет на контакт сразу, а кому-то надо чуть больше времени. Очень многое зависит от того, как было устроено в семье: привык ребенок делиться проблемами или нет. Поэтому мы очень много работаем с родителями, чтобы лучше узнать детей. Мне легко найти к ним подход. Свои дети примерно такого же возраста. Я знаю, чем они увлекаются, что им интересно и что значимо. И со мной они делятся своими переживаниями. Мы много разговариваем в свободное время, пьем чай.

– Много слез?

– Случается, но скорее из-за спорта, а не из-за отлучки от дома. Некоторым было трудно перестроиться. В своих командах они были лучшими, а сейчас – одни из. Вот и притираются. Моя главная цель в том, чтобы заставить их не смотреть на других. В первые дни приходили: «Вася играет плохо, Петя играет плохо». Видели все вокруг, но себя не замечали. А сейчас говорят: «Я не доиграл и не доработал». Вот это для меня большой плюс.

***

Воспитательская находится на четвертом этаже. В комнате стол, холодильник, кровать и диванчик. По стенам развешаны листочки с различной информацией. Там расписание уроков и тренировок, время занятий по английскому, график других репетиторов, телефоны классных руководителей, дни рождения детей.

На столе ноутбук, на котором идет игра маленьких брестчан на турнире Ateitis Cup, и куча тетрадок. Возле Натальи Скачковой стоит воспитанник Илья. Он сообщает о том, что на выходные уезжает домой в Минск.

– Так, на чем ты едешь? На поезде? Хорошо. Когда приезжаешь? Скажи точное время, чтобы могли на тебя планировать ужин, – выпытывает у футболиста воспитатель и заносит все в специальную тетрадь.

– Давай, у тебя осталась неделя до конца четверти. Постарайся, чтобы были хорошие оценки, – напутствует подростка Скачкова. – А теперь я в вашем распоряжении.

– Это обязательная процедура для ребят перед отъездом?

– У нас не режимный объект, но мы должны знать о каждом шаге, поэтому и записываем все в специальную тетрадь. Во-первых, мы несем ответственность 24 часа в сутки. Во-вторых, ребята иногда забывают телефоны в номерах. Если мне звонит мама, которая не может дозвониться до своего сына, я ей говорю: «Ваш ребенок пошел в магазин». В город ребят мы выпускаем. Старший возраст может прогуляться по Советской, младший – тоже, но только в сопровождении взрослых. А вот в магазины они ходят сами. Но только обязательно должны сообщить, куда идут.

Когда у детей нет тренировок, воспитатели стараются сводить их в кино, музей или еще куда-нибудь. На осенние каникулы запланирована поездка в Беловежскую пущу.

– Думали сделать игровую комнату, чтобы поставить туда приставку и еще что-то, – продолжает Скачкова. – Но у ребят просто нет на это времени. Им некогда играть в такие игры. А вот в настольный теннис некоторые рубятся с удовольствием.

В предбаннике комнаты стоит стеллаж, куда воспитанники вечером складывают свои мобильные телефоны и прочие гаджеты. Это тоже прописано в правилах.

– Электроника сдается в 21:30, – говорит воспитатель. – В 22:00 отбой. Конечно, когда идет Лига чемпионов или играет «Реал» – отбой сдвигается. Главный тренер более за «Реал». Поэтому смотрят все. Утром перед завтраком ребята приходят сюда и забирают свои аппараты. Также телефоны запрещены в автобусе по дороге на тренировки и игры.

***

Рацион для учеников академии разрабатывается доктором. На основе его рекомендаций в ресторане «5 колец» составляется специальное меню, которое отличается от обычного.

– Меню меняется каждый день, – рассказывает сотрудница ресторана. – Продукты самые разные. Творог, курица, свинина, говядина, сезонные овощи. Летом были огурцы, помидоры, капуста. Сейчас – свекла идет. Готовим без майонеза и всего такого вредного. Иногда дети не хотят что-то есть, но мы заставляем. Где они еще покушают?

– Чипсы в магазине купят.

– У нас запрещено, – говорит Скачкова. – Как и газированные напитки. После походов в магазин проверяем пакеты. Да и не покупают они. Периодически с воспитанниками общается диетолог, который рассказывал о правильном и полезном питании.

***

Обучаются футболисты полностью за счет клуба. На питание и проживание одного иногороднего «Динамо» тратит 36 рублей в день или 1080 рублей в месяц. В год на всех выходит порядка 470-480 тысяч долларов.

– Это если брать полностью за 12 месяцев, – говорит директор Смирнов. – Еще 36 человек живут в Александрии. Там проживание и питание тянет 40 рублей в день. Это еще 240 тысяч долларов в год на всех. Итого получаем примерно 710-720 тысяч долларов.

– А сколько стоит аренда стадиона «Юность»?

– Аренду не платим, но закрываем все коммунальные платежи. Экипировка, зарплаты тренерам и работникам, «коммуналка» в год тянет еще тысяч 300 долларов. Вот и получается, что на жизнь академии клуб тратит около миллиона долларов ежегодно.

Пока академия разбросана по Бресту и не имеет базы, но Смирнов надеется, что скоро начнется строительство единого комплекса, анонсированного клубными боссами летом. В нем есть место и для академии, которая по замыслу должна носить имя Диего Марадоны.

– Это будет настоящая база с гостиницей, блоком питания, полями, тренажерным залом, – говорит директор. – Может быть, в следующем году пойдет движение. Мы, кстати, по части гостиницы закладывались на вместимость в 100 человек. Рассчитываем, что будет прирост ребят.

– Говорить о каких-то успехах по развитию детей пока рано, – рассуждает Кривченя. – Должно пройти хотя бы 5-6 лет, чтобы что-то созрело, а мы только третий учебный год начали. Но кое-какие успехи уже есть. В прошлом сезоне ребята 2003 года выиграли чемпионат республики, а 2000-го стали вторыми. Оба финала игрались с «Минском» и завершились в серии пенальти. Зарубы были приличные.

Фото: Александр Сахарчук.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты