Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Как Малофеев учил тренеров: стихи, упор на нравственность и Руслан Васильев

Как Малофеев учил тренеров: стихи, упор на нравственность и Руслан Васильев

Алексею Халецкому очень понравилось.

28 мая 2019, 12:18
5
Как Малофеев учил тренеров: стихи, упор на нравственность и Руслан Васильев

 

И еще много полезного. Алексей Халецкий отучился пять месяцев – и ему очень понравилось.

В последние месяцы на тренера «Городеи» Алексея Халецкого много всего навалилось. Мало того, что на старте сезона у «сахарников» не очень ладились результаты, так еще и дома возникли проблемы. Точнее, проблемы возникли с самим домом.

Халецкий – один из жильцов многострадальной многоэтажки по улице Широкой. Той самой, где одна из несущих колонн вдруг оказалась в аварийном состоянии: бетон осыпался, а толстая металлическая арматура согнулась. Конструкция была очень нестабильна и в некоторых квартирах на стенах стали появляться трещины. 26 апреля жильцов выселили из квартир на несколько часов, чтобы провести работы по укреплению конструкций.

Что интересно, проблемы начались во втором подъезде, в котором и живет тренер. И Алексей один из тех, кто заметил, что с колонной что-то не так.

– Полтора года назад увидели какой-то выгиб на «шубе» (разновидность штукатурки – Tribuna.com). Срезали, а там арматура выгнулась. Начали трубить по всем инстанциям, но там все тянули и тянули. И вот только сейчас разродились: приехали и вывели всех на улицу.

В тот день я как раз ехал с тренировки домой. Звонит дочка: «Папа, всех выселяют». Я ускоряюсь. Подъезжаю к дому – все оцеплено красными лентами, как в американских детективах. Пока до квартиры дошел, меня тысячу раз спросили кто я и куда иду. Открываю двери, дочка заплаканная, а младший спокоен – ему все это по приколу. Собрал вещи, документы, деньги, животных и поехали к сестре на пару часов, пока в подъезде работы проводились.

Когда все закончили, нас предупредили, что входить в подъезд безопасно. Да никто и не паникует. Специалисты сейчас смотрят, изучают колонны. Их тут 960 штук и на каждую свой техпаспорт. На втором этаже брали замер плотности бетона – сверло, как по маслу шло. Плотность не соответствовала стандартам. Люди были в шоке. Короче, я так понял, денег тут много было своровано :).

Сейчас вообще много проблем с новыми домами: в Серебрянке стоит перекошенный дом, у нас – вот это. Это ненормально. Но зато хоть ремонт в подъезде сделают :).

***

Но и это еще не все. Последние пять месяцев Халецкому каждое воскресенье нужно было… ездить в АБФФ на тренерские курсы к Эдуарду Малофееву и Вениамину Арзамасцеву. 

Проводить свои курсы ЭВМ предложила федерация футбола. Эдуард Васильевич признавался, что согласился, потому что хочет видеть более качественный и функциональный футбол. Главной задачей для себя специалист установил духовно-нравственное преображение тренеров. Набор на курсы стартовал в середине декабря, а уже 9 января прошли первые занятия.

Халецкий утверждает, что учеба доставляла ему радость. Он сам туда записался, получал удовольствие от общения с мэтрами и 19 мая получил сертификат об окончании курсов «ЭВМ – совершенствование».

– Заявку на курсы подал, как только прочитал объявление в интернете. Зачем? Мне надо учиться. Поэтому цепляюсь за любую возможность получить новые знания. Параллельно поступил на тренерские курсы на категорию «В». На собеседовании Малофеев сразу дал понять, что ему важна постоянная посещаемость. Сказал, что мы должны ходить на все лекции и не пропускать.

– Как вообще проходило собеседование?

– Нас собрали в федерации и по очереди приглашали в кабинет, где были Малофеев, Арзамасцев и Касенок. Дмитрий Эдуардович [Касенок] больше организационными вопросами занимался, а беседы вели тренеры. В первую очередь, как я понял, им было важно наше футбольное прошлое.

– Важно? Я слышал, что наоборот.

– Именно, что важно. Спрашивали, где играл, что выиграл, работаешь тренером или нет. И потом они определялись. И группа подобралась интересная. Среди слушателей были Петр Качуро, Олег Король, Юрий Поклад и Сергей Сосновский.

– Какие-то узкоспециализированные вопросы задавали?

– Нет. Такого, как на курсах «В», где спрашивали так, будто я не только начинаю учиться, а уже матерый тренер, который все знает, не было. На лицензию я поступал вообще дважды. В первый год не прошел: видимо, недостаточно хорошо ответил на вопросы. Да и отбор тогда был солидный. Подали заявку 90 человек, а набирали 30. Этой зимой уже был готов к вопросам. За год теорию подтянул. Как? Самообразованием занимался, с тренерами «Городеи» советовался. У нас хороший штаб: Яромко, Радушко, Горелов. Мне все наши помогали. А я не стесняюсь, постоянно спрашиваю.

– Занятия были по воскресениям. Согласовывал с Сергеем Яромко, что можешь пропускать игры?

– А как-то так получилось, что в воскресенье у нас обычно был выходной. А когда были на сборах, я отпрашивался съездить в Минск. Правда, два занятия все-таки пропустил – были в Турции. Оттуда не отпросишься. Пропущенные занятия потом приходилось наверстывать. Брал материалы у коллег и читал, прослушивал аудиозаписи лекций (мы все записывали на диктофоны) – ехал на велосипеде на тренировку и слушал в наушниках.

Занятия начинались в 11 утра и длились до четырех вечера. Сперва часа три-четыре была теория, а потом, после небольшого перерыва, практика. Мы шли на одно из полей федерации, переодевались (кому доктор разрешал нагрузки), и Малофеев с Арзамасцевым проводили на нас тренировку. Понятно, что программа была укороченная, но мы серьезно так прочувствовали все предлагаемые упражнения. ЭВМ оказался очень требовательным тренером.

– Кто кроме него читал вам лекции?

– Почти все закрывали он и Арзамасцев. Они вдвоем высказывались на одну тему по очереди. Арзамасцев такой прагматичный человек. У него все было по полочкам разложено. Все четко и по делу. Ничего лишнего.

Кроме того, о врачебном контроле, о том, какие восстановительные процедуры нужны, какова роль врача в команде рассказал доктор. А Руслан Васильев говорил, как работать с прессой.

– Ничего себе!

– Я и тебе скажу, что рассказал много интересного. Говорил, что нельзя игнорировать журналистов. Говорил, что если о тебе захотят написать статью, а ты не дал согласие, не волнуйся – все равно напишут, но только не так, как хочешь ты. Поэтому нужно разговаривать. Нужно развернуто отвечать на вопросы и не общаться сухо. В общем, много интересной информации. Без курсов такого не узнаешь.

– Я очень скептически относился к этому начинанию из-за возраста лекторов и давнего отсутствия тренерской работы. Не думал, что Малофеев и Арзамасцев смогут научить каким то современным тенденциям.

– Та информация, которую они давали, особо не изменилась со временем. Они сразу сказали, что ничего про тактику нам говорить не будут, что у каждого из нас будет свое видение футбола, свой рисунок игры и так далее. А вот как развивать физические качества игроков, как подобрать нужную направленность тренировок, чтобы «попасть» в эти качества, они научить могут.

И я теперь знаю, что не могу, если у меня две тренировки в день, одну сделать на общую выносливость, а вторую на скоростно-силовую работу. Игроки просто-напросто будут не готовы, и к игре будут подходить уставшими. Нужна правильная последовательность. И нам все грамотно на этот счет рассказали.

Также ЭВМ рассказывал, что как только закончил играть, сразу стал вникать в футбольную науку. Что он один из первых в стране, кто стал обращать внимание на это. И если помнишь, он минское «Динамо» подхватил в первой лиге и за три года дал результат – выиграл чемпионат СССР. Эдуард Васильевич даже признался, что по ощущениям легко может какую-нибудь команду сделать лучше. Другое дело, что из-за возраста уже не все дозволено.

В лекциях Малофеев большущий упор делал на духовно-нравственное воспитание. Постоянно говорил, что нужно отдаваться футболу до конца. А еще высказал интересную мысль, что если игрок плохо выглядел, то в этом не он виноват, а тренер. Значит, не так душу вложил, не доработал, не дожал.

Мне очень нравилось поведение Эдуарда Васильевича на занятиях. Он заводной мужчина, и это порой очень ярко проявлялось. Однажды он что-то говорил про зарубежный футбол и вдруг как завелся. Вышел из-за стола и давай активничать: «Вот мы смотрим зарубежный футбол, говорим, что игроки молодцы, а мы так не можем. Да мы, б### [блин], сильнее их! Я не понимаю! Мы все время были их сильнее! Вот эту психологию должны прививать!» И он очень часто так взрывался. Начинает спокойно, а потом – взрыв. Характерный мужчина. Сначала было немного непривычно от того, что он так перескакивал. А потом привык.

– Стихи читал?

– Конечно! Говорит на какую-то тему и вворачивает стих. Для него это обычное дело.

Честно тебе говорю, ходил туда с удовольствием. Не было воскресенья, чтобы я встал со словами: «Ай, куда-то еще ехать». Мне хотелось. У нас было хорошее общение с коллегами, нам давали нормальные знания. Все отлично.

– Что Малофеев говорил про нравственный футбол?

– Часто повторял, что футбол для болельщиков, что они мерило всего, что не будет их – не будет и футбола. Причем он не навязывал эту нравственность и говорил, что мы вправе сами решать, что для нас важно.

Вообще, Эдуард Васильевич всегда очень корректно высказывался. После того, как свою мысль доносил Арзамасцев, всегда говорил: «Он молодец, но я считаю, что надо иначе. И я делал бы вот так». Мне это очень понравилось. И когда я со своими тренерами в «Городее» общался, они подтвердили, что ЭВМ всегда очень корректно себя ведет. Нет такого, чтобы он загнобил тренера, который к нему обратился за советом.

– Рассказывал, как повышать моральный дух команды?

– Обучал, как проводить установки. Состав объявляешь спокойно, а если надо завести команду, повышай голос. Приводил в пример одну из своих мотивационных речей, повышая голос в концовке: «Едете на «Волге», а вас обгоняет «Мерседес». Я хочу, чтобы вы на поле были этими «Мерседесами», чтобы так же ехали и играли».

Еще говорил о том, что надо играть интонацией, надо чувствовать команду и уметь управлять ею. Вспоминал, как приходил на тренировку и видел, что не идет, что команда вялая и игроки  работают плохо. Как их взбодрить? Взять и выгнать кого-то с тренировки. Сразу другое настроение.

Как-то в качестве разрядки спросил: «В обычной жизни можно работать над скоростно-силовыми качествами?» Мы задумались, стали переглядываться, а он продолжает: «Когда за яблоками в чужой сад залез. Это развитие этих качеств? Развитие. А как добавить?» Повисла пауза, а он добил: «Собаку на вас спустить :)».

Очень умный и интересный человек.

– Вам давали домашние задания?

– Конечно! Да, после каждой лекции нужно было или подготовить план тренировок на недельный цикл в различный период, или составить план тренировки, направленной на развитие какого-то качества. Сидел вечерами, расписывал, советовался с коллегами и составлял. На следующем занятии нас выслушивали, изучали работы и проводили работу над ошибками.

В конце курса был своеобразный экзамен. Нам раздали очень много вопросов по всей программе, на которые нужно было ответить, а потом выступить с 20-минутным докладом. Сдали все :).

– Что тебе дали эти курсы?

– До них я многие вещи воспринимал очень поверхностно, а тут мне все разжевали и разложили по полочкам. Сейчас на «городейские» тренировки смотрю иначе. Понимаю, в какой этап что дается и для чего. Все в копилочку :).

В последний день нас поздравили с окончанием курсов и вручили сертификаты.

Эдуард Васильевич специально всем написал, что знания удовлетворительные, чтобы был стимул учиться дальше. После чего мы собрались группой в кафе и немного отметили это дело.

– Ты впервые столкнулся с Эдуардом Малофеевым. Какие впечатления?

– Суперские! Для меня это человек-глыба. Я ввиду своей скромности не мог спокойно подойти к нему где-то на стадионе, когда видел, чтобы поговорить и что-то спросить. А сейчас, когда поработали вместе, могу пообщаться и с ним, и с Арзамасцевым. Могу и позвонить, если нужен будет совет. Думаю, Малофеев не откажет. Это очень хороший и позитивный опыт.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты