Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Чего в рваных джинсах? Буду давить на жалость». В Минске снова судят футболистов за договорняки, организатор не знал, что это незаконно

«Чего в рваных джинсах? Буду давить на жалость». В Минске снова судят футболистов за договорняки, организатор не знал, что это незаконно

Вторая волна договорняков.

25 марта 2020, 07:18
22
«Чего в рваных джинсах? Буду давить на жалость». В Минске снова судят футболистов за договорняки, организатор не знал, что это незаконно

Вторая волна договорняков.

Некогда игрок олимпийской сборной Беларуси Алексей Козлов задумчиво подходит к дверям суда Московского района столицы. На футболисте модные рваные джинсы, целая куртка и аккуратный рюкзак. В суде только закончился обед. Поэтому двери уже открыты – Козлов спокойно проходит внутрь.

Экс-защитник минского «Динамо», «Торпедо-БелАЗ» и ряда других белорусских клубов – один из фигурантов второй волны «договорняков» в нашем футболе. Судебное разбирательство стартовало в понедельник. Алексей и еще 18 футболистов (бывших и действующих), а также один волейболист обвиняются в том, что с февраля 2017 года по январь 2019-го организовывали договорные матчи. Хотя изначально Следственный комитет считал, что «договорняки» катали 35 футболистов, но в суде разбирают деяния великолепной двадцатки. Так из числа подсудимых выпал защитник национальной сборной и БАТЭ Захар Волков, который явился с повинной, сотрудничал со следствием и имеет определенные жизненные обстоятельства, позволившие прекратить в его отношении уголовное преследование.

Организаторами договорных матчей следствие считает экс-футболистов Виталия Ланько и Виктора Боровицкого и бывшего волейболиста «Коммунальника» Дениса Осипова. Примечательно, что первые двое – уроженцы Могилева, а третий играл в том же городе в волейбол. Обвиняемые побывали под стражей, но на первое заседание пришли самостоятельно. Говорят, что они отдали государству все суммы, на которые обогатились с помощью махинаций.

Три договорного матча «организовали» игроки «Нафтана»: против брестского «Динамо» (4.06.2017, 0:2), «Крумкачоў» (22.07.2017, 1:2) и «Лиды» (12.05.2018, 0:1). К обеспечению нужных результатов причастны Михаил Горбачев, на которого с предложением «сыграть как надо» выходили Ланько и Боровицкий, и тот находил «надежных» игроков, Игорь Лисица, Алексей Козлов, Ярослав Богунов, Алексей Сучков, Андрей Штыгель, Захар Волков, Артем Теплов, Игорь Холодков, Александр Юдицкий и Анатолий Жуков. Суммарно футболисты получили за это 15 тысяч долларов и четыре тысячи евро.

Перволиговая «Орша» фигурирует в двух эпизодах – матч против «Энергетика-БГУ» (05.05.2018, 0:4) и «Витебска» (24.07.2018, 0:4). За обеспечение нужного результата Ланько и Боровицкий передавали Козлову 13500 долларов. При этом Козлов умудрился еще и обмануть заказчиков. С «Витебском» защитник не попал в заявку (знал об этом еще до игры), не повлиял на матч («Орша» уступила самостоятельно), но Ланько и Боровицкому сказал, что все организовал и такой результат – итог его работы.

Один нечестный матч в активе «Немана-Агро». 1 июля 2017 столбчане устиупили «Смолевичам 0:3. За это Александр Тарликовский получил от Ланько и Боровицкого 2300 евро и разделил их между собой и партнерами – Алексеем Руденком, Александром Костежем и Денисом Медведевым.

Сразу шесть эпизодов у «Химика»: за игру с «Лучом» (12.08.2017, 1:4) семь светлогорцев получили на всех 3000 долларов, за матч с «Белшиной» (2.09.2017, 1:3) – 4000 долларов, за матч с «Волной» (14.10.2017, 1:3) – 3000 долларов, за матч со «Славией» (14.04.2018, 0:2) – 2000 долларов, за матч с «Гранитом» (22.09.2018, 1:4) – 4000 долларов на восьмерых.

Высшая лига засветилась в деле благодаря «Гомелю» и защитнику Дмитрию Айдову. От заказчиков россиянин получил 12 тысяч долларов за сдачу игры БАТЭ (13.06.2018, 0:3) и 10 тысяч долларов за крупный проигрыш брестскому «Динамо» (29.06.2018, 0:6). Айдова белорусские следователи найти и допросить не смогли. Поэтому пока не знают, как распределялись деньги в команде и делились ли они в принципе.

Последним матчем, к которому приложили руки организаторы, стал волейбол. В игре «Коммунальника» и БАТЭ-БГУФК могилевчанам нужно было с определенным счетом завершить первую партию. Они это сделали, и волейболист Николай Густыр через Осипова получил в качестве вознаграждения 2100 долларов. После этого случая организаторов «договорняков» задержали.

Фигуранты дела обвиняются по трем статьям Уголовного кодекса РБ. – ч.1 и 2 ст. 253 (подкуп участников профессиональных соревнований), по ч. 1 ст. 14 (покушение на такой подкуп) и ч.1, 2 и 3 ст. 209 (хищения, связанные с мошенническим завладением денег букмекерских контор).

***

Козлов в одиночестве сидит на скамеечке около входа в зал заседаний. Говорить на диктофон футболист не хочет. Но так признается, что из-за мошенничества его положение хуже, чем у всех остальных. А еще интересуется: приостановят все-таки чемпионат или нет. Пока играем дальше.

– Ты чего в рваных? – здоровается с коллегой экс-защитник «Нафтана» Михаил Горбачев.

– Буду давить на жалость, – шутит Алексей.

Вообще, часть футболистов не теряет присутствие духа. Они шутят, улыбаются и чувствуют себя вполне спокойно.

– Состав [у нас тут] неплохой подбирается. Первую лигу бы выиграли, – смеется один из них.

– Там такая лига, что если три года [дисквалификации] дадут, выйду и еще смогу играть, – добивает второй.

Большинство обвиняемых одеты по-спортивному. Выделялись двое: Боровицкий – марлевой повязкой, Осипов – строгим костюмом. Вообще 35-летний экс-волейболист был самым невозмутимым человеком на суде. Во-первых, он немного опоздал, и адвокату пришлось говорить секретарю заседания, что подзащитный паркуется и вот-вот подойдет. Во-вторых, он сел отдельно ото всех, достал ноутбук и стал работать – изучал договоры и другие документы. Не отвлекся даже, когда прокурор Максим Чуприс читал обвинения, которые следствие предъявляло ему.

Впрочем, большинство игроков вело себя точно так же. Государственный обвинитель, который, к слову, вел дела Андрея Жукова и Николая Рындюка, очень монотонно и долго зачитывал обвинения каждого фигуранта. Фамилии, суммы и матчи «переходили» от одного к другому. Скучали все: даже адвокаты.

***

Вторая часть прошла бодрее. Когда с зачитыванием обвинения было покончено (на это у прокурора ушло суммарно около трех часов), слово взяла судья. Лидия Телица поинтересовалась у каждого обвиняемого, признают ли они свою вину и понятны ли им вообще обвинения. Все всё поняли, вину признали полностью.

Первым на допрос пригласили Виталия Ланько. Экс-нападающий сборной Беларуси вышел к тумбе с небольшой стопкой бумаг. Как он пояснил прокурору, там записаны суммы и сделаны другие пометки, которые должны были помочь избежать путаницы. И периодически футболист листал записи перед ответами.

Сперва Чуприс решил дать возможность Ланько рассказать все самостоятельно, но после пары минут монолога прервал его и стал работать по классике: вопрос-ответ.

На вопросы футболист отвечал уверенно. Детали, которые просил вспомнить прокурор, вспоминал. Суммы называл конкретные. Правда, сыпался, когда обвинитель спрашивал о мотивах и осознании противозаконности своего деяния.

– На момент совершения преступлений вы были осведомлены об ответственности за оказание влияния на результат матчей? – спрашивал прокурор.

– Нет, не был.

– Не были осведомлены о запрете на оказание влияния?

– (пауза в несколько секунд без ответа)

– Вы знали, что чемпионат и Кубок Беларуси – профессиональные соревнования?

– Да.

– Понимали, что предоставление вознаграждения участникам соревнований за оказание влияния на результат является противоправным деянием?

– (после паузы) Нет.

– Нет? То, что по сути это незаконно…

– Не понимал.

– Хорошо, – прокурор в итоге сдался.

После Ланько рассказал, что из-за развода и тяжелой ситуации в бизнесе (он индивидуальный предприниматель, который занимается спецтехникой), ему пришлось брать кредит. Однажды в России он встретил человека, предложившего за вознаграждение поучаствовать в обеспечении нужных результатов футбольных матчей. Человека этого Ланько – так он утверждает – никогда не знал. Виделись лишь два раза и в основном общались через мессенджеры. Всякий раз этот человек из России представлялся различными именами и менял телефонные номера. Причина по которой россиянин так «петлял», Ланько не интересовала. Человек из России выбирал матчи, которые нужно «сделать», и озвучивал суммы, которые за это полагаются.

От Ланько требовалось найти игроков, с которыми можно было договориться насчет обеспечения нужного результата. С помощью друга Боровицкого экс-нападающий вышел на защитника «Нафтана» Михаила Горбачева. Вскоре будущие обвиняемые встретились втроем и окончательно обо всем договорились.

Первый матч, который надо было «сделать», – игра «Нафтана» против минского «Динамо». По заказу человека из России новополочане должны были проиграть первый тайм. За это им обещали три тысячи долларов. Ланько получал около 500, а Боровицкий ничего. Но «северяне» с задачей не справились – первый тайм закончился со счетом 0:0. После этого человек из России сказал, что работу надо все равно «выполнить», и через какое-то время сообщил новый матч: «Динамо» Брест – «Нафтан». Тут уже надо было просто проиграть с разницей в два гола. Удалось и Ланько передал Горбачеву 4000 долларов.

После этого прокурор, доселе спрашивавший спокойно, неожиданно поднажал на обвиняемого. Чуприс вспомнил начало допроса и тот факт, что Ланько не понимал, что, передавая деньги игрокам, действует незаконно, и решил к этому вернуться. Виталий снова стал плавать.

– Понимали, что эти деньги Горбачев передаст игрокам «Нафтана» за то, что те оказали влияние на результат матча?

– Да.

– За что эти деньги?

– За то, что команда сыграла так, как надо – проиграла в два мяча.

– Другие основания для передачи денег футболистам имелись? Может, долги?

– Нет.

– Вначале допроса вы сообщили, что не понимали, что такие действия с вашей стороны являются противоправными. Вместе с тем суду вы сообщили, что признаете вину в полном объеме. В чем тогда вы ее признаете?

– Я сейчас понимаю, что это незаконно.

– Меня не интересует, что вы сейчас понимаете. Меня интересует на тот период времени. Еще раз обоснуйте свою позицию.

– (продолжительная пауза без ответа).

– Когда передавали деньги впервые, вы считали, что действия являются законными и ничего противозаконного не делали? Правильно?

– Да.

– Напоминаю, что все, вами сказанное в суде, может быть использовано против вас. Понимаете это?

– Да.

– Хорошо.

После допрос снова продолжился в спокойном русле. Ланько рассказал, что перед кубковым матчем между «Нафтаном» и «Крумкачами» на него снова вышел человек из России и назвал результат, который необходимо обеспечить. Новополочане должны были просто проиграть. За это игрокам полагалось 9000 долларов. Что интересно, «работать» футболисты должны были по отмашке. Ланько сидел на трибуне, но как только начиналась игра, должен был встать и уйти. На игре против брестского «Динамо» никаких особых знаков не было. «Вороны» матч выиграли, и через пару дней Ланько передал Горбачеву деньги. Сам экс-сборник за организацию получил 1000 долларов. Как и друг Боровицкий.

На этом моменте судья неожиданно прервала допрос и объявила перерыв до утра среды, сославшись на конец рабочего дня. Почти все обвиняемые спешно покинули суд. И только Алексей Козлов задержался в коридоре – футболист несколько минут общался со своим адвокатом.

Фото: pressball.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты