Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Игрок сборной порвал связки: в Беларуси сейчас операции не делают (хотя Бакаю как-то сделали), за рубеж выехать невозможно. Карьера – под угрозой

Игрок сборной порвал связки: в Беларуси сейчас операции не делают (хотя Бакаю как-то сделали), за рубеж выехать невозможно. Карьера – под угрозой

COVID-19 неожиданно повлиял на наш футбол.

6 мая 2020, 14:19
30
Игрок сборной порвал связки: в Беларуси сейчас операции не делают (хотя Бакаю как-то сделали), за рубеж выехать невозможно. Карьера – под угрозой

Сергей Политевич и его братья по несчастью угодили в засаду из-за коронавируса.

В последнее время карьера Сергея Политевича не складывается. После относительно успешного периода в Турции защитник сборной Беларуси отправился в Казахстан. Но в «Кайрате» Алексея Шпилевского 30-летний лидчанин толком не играл, проведя за полтора сезона всего 17 матчей. Азию Политевич покидал со скандалом -- защитник рассказал, что тренер-соотечественник называл белорусов «паскудной нацией».

В поисках лучшей жизни игрок перешел в солигорский «Шахтер», но тут невезение продолжилось. «Горняки» завалили старт чемпионата, а сам Сергей зарабатывал желтые карточки в каждом матче. Апогей неудач случился в ответном полуфинале Кубка Беларуси против брестского «Динамо». На третьей минуте защитник поскользнулся, рухнул на газон и смог покинуть поле только при помощи клубных докторов. Диагноз неутешительный – разрыв передней крестообразной связки и внутрисуставное повреждение коленного сустава.

Разрыв «крестов» – одна из тяжелейших травм в футболе, которая может стоить футболисту карьеры. Крестообразная связка обеспечивает стабильность коленного сустава. Если после разрыва не сделать операцию, то он останется подвижным. А нестабильное колено со временем приведет к повреждению мениска, боковой связки и хряща. Для футболиста это будет означать конец карьеры. Бегать, прыгать и толкаться в полную силу он уже не сможет.

Восстанавливаться после такой травмы надо очень долго – от четырех месяцев до полугода. И не всегда игроки могут «вернуться». Вспомните Майкла Оуэна, зажигавшего на ЧМ-1998, который после разрыва связок больше так ярко не играл. Ну или если хотите, то вот пример роднее. На заре карьеры Владимир Юрченко был очень хорош. Отличался скоростью и слыл большущим талантом. Благодаря его дублю в ворота итальянской «молодежки» в стыковых матчах команда Георгия Кондратьева отобралась на Евро-2011. Юрченко прочили большое будущее и карьеру на западе, но в 2011 году форвард порвал «кресты», и после не смог вернуться на прежний уровень. Все Вовины приключения начались уже потом.

Белорусские футболисты чаще всего оперируют крестообразные связки заграницей, где есть клиники, которые специализируются на оперировании подобных травм. Дело последующем восстановлении, которое зарубежные врачи не откладывают на потом, а начинают сразу после операции. Топ-клубы больше ориентированы на Запад -- Германию, Италию, Испанию. Клубы победнее -- на Украину и Прибалтику. 

Например, в Германии делали операции на «крестах» Виталию Родионову и тому же Юрченко в 2011-м, в Италии – Слободану Симовичу в 2018-м. Защитник «Торпедо-БелАЗ» Владимир Щербо и полузащитник «Слуцка» Игорь Бобко в прошлом году оперировались в Украине, а мозырянин Котляров – в Латвии.

- Клубы выбирают иностранные клиники в основном из-за последующего восстановления, которое начинается чуть ли не сразу после операции, – вспоминает Родионов. – Уже на следующий день пришел врач и стал сразу сгибать ногу, разрабатывать сустав. Я выполнял определенные упражнения. Пробыл там около недели, которую занимался под присмотром врача. Потом мне расписали программу, и я в течении полутора месяцев дома выполнял несложные упражнения. Через какое-то время приехал в Германию на контроль, где провели необходимые исследования и посмотрели, на что способен сустав.

– Операцию делал в Киеве, в клинике, которая специализируется на таких травмах. – рассказывает Бобко. – В Минске делают тоже, в РНПЦ, но я пособирал отзывы – слишком большая разбежка во мнениях. Кому-то вроде и ничего сделали, кому-то – плохо. Поэтому решил, что буду делать не здесь. Киевские доктора ездят на стажировки и практику в Италию, Израиль, другие страны. Они постоянно развиваются в этом направлению. А как я понял, наши [медики] не особо часто это делают. Особенно те, кто постарше.

И тут Политевичу снова не фартит. Из-за коронавируса Европа свои границы закрыла. Выехать куда-то просто невозможно. А сроки поджимают. Оптимально – сделать операцию на поврежденном колене в течение месяца после получения травмы. Если затянуть, на восстановление уйдет еще больше времени. Да и вообще восстановиться и играть на прежнем уровне будет нереально – так полагаю некоторые спортивные врачи. Тем более Политевичу уже 30 лет (чем старше футболист, тем тяжелее восстановиться).

Раз нельзя выехать за границу, видимо, игроку сборной придется делать операцию в Минске. Тем более клубные врачи, с которыми удалось побеседовать, отмечают, что в столичном Республиканском научно-практическом центре ортопедии и травматологии есть и необходимое оборудование для проведения подобных операций, и соответствующие знания у врачей. Тот же вратарь «Энергетика-БГУ» Артур Лесько дважды за карьеру рвал крестообразные связки – в 2007-м и 2018-м. И оба раза оперировался в Минске.

– Во-первых, возможности делать операцию в Германии не было, – рассказывает голкипер. – А во-вторых, советовался с врачом Олегом Савчуком, который работает в «Минске». Он объяснил, что ехать в Москву, Киев или Литву большого смысла нет. У нас делают так же, но за дорогу платить не надо. В общем, я изучил ситуацию и решился. И сделали все нормально. Играю же. Да и в Европе качество операций не намного выше. Дело в восстановлении. Там оно начинается сразу. Буквально на следующий день к тебе приходит доктор и начинает реабилитацию. Тебе напишут программу тренировок и будут следить за тобой. Изучают повторные снимки, консультируют.  В общем, твое возвращение ведут. У нас такого нет. Сделали операцию и все – занимайся сам. Нашел специалиста и работал. 

- Я слышал много хороших отзывов о возможностях нашей медицины и квалификации врачей, – говорит Родионов. – Я всегда считал, что она очень высокая. Просто что порой не хватало оборудования и техники, сопутствующих вещей, которые нужны при операциях. Что касается восстановления, то сейчас у нас много мест, где занимаются реабилитацией после таких травм. При желании это можно запросто узнать. 

Операция в Киеве обошлась Бобко примерно в полторы тысячи долларов, а Лесько за свою отдал около 500 долларов. В обоих случаях расходы покрыл «Слуцк», за который выступали футболисты. А вот операция на Западе, по словам игроков, будет стоить порядка 10 тысяч евро.

Но и с Минском для Политевича не все так просто. Из-за коронавируса в Беларуси отменены все плановые операции. Можно делать только экстренные. Клубные врачи уверяют, что «кресты» под это определение не подпадают. Вот если бы в дополнение к связкам был поврежден мениск или случилась блокада сустава, не позволяющая ему разгибаться, тогда другое дело. А так Политевичу надо ждать, причем непонятно сколько.

Вот и получается, что футболист сейчас в очень сложной ситуации. Как и сам «Шахтер».

– Сейчас решаем, что делать, – говорит генеральный директор «горняков» Андрей Леончик. – Европейские границы потихоньку открываются. Может, получится отправить его куда-то в Италию, Германию или Австрию. По медицинским целям вроде можно летать.

В Беларуси сейчас плановые операции не делают. Это большая проблема?

– Да, не делают. Хотя экстренные операции, может, и проводят. Правда, не знаю насколько это экстренный случай.

Думали, что делать, если не получится отправить Сергея за рубеж?

– Надеемся, что получится. А дальше будем отталкиваться от ситуации. Понятно, что желательно сделать операцию как можно раньше, но время у нас еще есть. Хотя терять его не хочется.

Как дела у Сергея сейчас?

– Пока еще отечность на колене не спала, но в целом нормально.

Это не первый разрыв связок у «Шахтера» в текущем сезоне. Кроме Политевича аналогичный диагноз у Лаши Шиндагоридзе. Грузинский форвард получил травму в дебюте матча со «Смолевичами». И тоже на ровном месте: легионер очень неудачно подвернул ногу при приеме высоко летящего мяча. Только в отличие от Политевича, форварду дальше повезло больше.

– Шиндагоридзе – гражданин Грузии. Он вернулся домой, где ему и сделают операцию, – говорит босс «Шахтера» Леончик. – Карантин? Он его проходит в той больнице, где его будут оперировать и где он будет восстанавливаться и проходить реабилитацию.

С разорванными «крестами» и Илья Кухарчик из «Торпедо-БелАЗ». Полузащитнику, который получил травму 10 апреля в игре за дубль, 4 мая должна была быть сделана плановая операция, которая пока не состоялась. В клубе ищут варианты, как выйти из этой ситуации. А вот в брестском «Динамо» каким-то образом изыскали возможность. Элиса Бакая, который неудачно приземлился на газон в игре со «Славией», уже прооперировали. Причем в минском РНПЦ травматологии и ортопедии (говорят, сделали все очень хорошо), когда все операции уже были отменены. Говорят, договориться брестчанам помогли личные связи клубных врачей и руководителей. Что касается «Шахтера», то с врачебными связями у солигорчан не очень: медслужбу возглавляет украинец Виктор Ланин, который никого не знает в Беларуси и которому договариваться сложно. Остается уповать на боссов.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты