Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Белорус из Польши (работает там в футболе) приехал к другу на свадьбу и стал политзеком. История реального координатора

Белорус из Польши (работает там в футболе) приехал к другу на свадьбу и стал политзеком. История реального координатора

Артем Хващевский не очень удачно съездил к другу на свадьбу.

11 января 2021, 07:11
2
Белорус из Польши (работает там в футболе) приехал к другу на свадьбу и стал политзеком. История реального координатора

«Фантастический» улов белорусских силовиков.

С начала электоральной кампании-2020 в Беларуси за решеткой побывало больше 25 тысяч человек. Прямо сейчас в тюрьме находится около 550 белорусов. Часть отбывает сутки по «народной» статье КоАП 23.34, 287 являются подозреваемыми по уголовным делам, а 169 признаны политическими заключенными. И над ними начинаются судебные процессы.

6 января в суде Фрунзенского района Минска принялись рассматривать дело Артема Хващевского, обвиняемого по ч. 1 ст. 342 УК – активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и повлекших нарушение работы транспорта и предприятий. Максимальное наказание по этой статье – до трех лет лишения свободы. Изначально минчанина должны были судить по статье 293 уголовного кодекса – участие в массовых беспорядках – с максимальной санкцией до 8 лет лишения свободы. Но в итоге обвинение переквалифицировали.

Обвинение утверждает, что вечером 10 августа Хващевский возле станции метро «Пушкинская» «выкрикивал лозунги, хлопал руками и препятствовал движению транспорта», а также призывал других граждан к протесту. Вину свою молодой человек признал частично: только в той части, где выкрикивал лозунги и хлопал в ладоши.

* * *

Артему 31 год. Он родился в Минске, но с 2011-го постоянно проживает в Польше. Родные и близкие парня рассказывают, что с самых малых лет он буквально жил с мячом в ногах. И когда в дом приходили друзья семьи, все время показывал мастер-классы по набиванию. Естественно пройти мимо футбольной секции он не мог и вскоре записался в «Трактор» и воспитывался у Дмитрия Дергая, который сейчас руководит молодежным футболом в БАТЭ. А в 14 лет перешел в «Орбиту» к Виктору Валендовичу, подписавшему, к слову, провластное письмо.

– С Артемом знакомы с 14 лет, – рассказывает его одноклубник по «Орбите» и игрок второлиговых «СМИавтотранс», которые в октябре поддержали Елену Левченко, Сергей Линский. – Он занимался в «Тракторе», а я – в «Орбите». Под Лицензию нас объединили и мы вместе играли три года. А потом несколько лет – с 2006 по 2011 – в команде «Космос» в МЛФ – предшественнике нынешней «Альфы» из АЛФ.

Однако стать профессиональным футболистом у Артема не получилось: подвели колени.

– Его часто преследовали травмы, – говорит Линский. – Ну и были другие причины, как и у большинства ребят выпускающихся из ДЮСШ, которые не заигрывают в высшей лиге.

19 декабря 2010 года Артем вместе с десятками тысяч других белорусов вышел на площадь Независимости, чтобы оспорить результаты президентских выборов. Когда на площади оказались силовики, он был за памятником Ленину. Убежать минчанин не сумел и был задержан. Суд наказал Хващевского 14-ю сутками ареста, которые тот провел в Жодино.

За участие в массовой акции Минский институт управления исключил Хващевского из числа своих студентов. И Артем был вынужден уехать в польский Вроцлав по «Программе Калиновского», которая с середины «нулевых» помогает с получением образования репрессированным белорусам.

Больнее всего отъезд Артема переживала мама Жанна. Друзья отмечают, что когда сын уезжал, она буквально рыдала, не понимая, почему ее ребенок, который хочет жить в своей стране, должен куда-то уезжать. Во Вроцлаве Хващевский окончил местную Академию физического воспитания и связал жизнь с футболом.

– Еще перед его отъездом мы устроились в компанию InStat, – вспоминает Линский. – В Беларуси была хорошая обучающая программа. И через какое-то время жизни в Польше ему предложили работать там. Начинал с простого подсчета статистических действий, а сейчас координирует съемку всех матчей Экстраклассы для этого сервиса. Кроме того он тренировал детей и одно время даже работал барменом.

В Польше Артем нашел не только работу, но и встретил девушку Катерину – свою нынешнюю супругу.

– Мы познакомились во Вроцлаве, – рассказывает Катерина. – Я приехала в гости к подруге. Мы пошли в бар и там встретили Артема, который отдыхал с друзьями. В конце вечера мы обменялись номерами. Потом я вернулась в Познань и через несколько дней написала ему. Вместе мы уже пять лет. Спустя год после нашего знакомства мне предложили работу во Вроцлаве – и я переехала к нему. Три года назад мы приютили кошку Молли, которую Артем очень сильно любит. А в феврале 2020-го мы поженились.

Когда мы познакомились, он играл за «Полонию» из Белян-Вроцлавских, – продолжает девушка. – Закончил тренерские курсы и сотрудничал с местными футбольными академиями Polish Soccer Skills и Olympic. Тренерство совмещал с работой в фирме InStat – собирал статистику для Экстраклассы и сборной Польши.

Польская игровая карьера Артема оборвалась из-за травмы. Во время игры он вдруг почувствовал боль в колене. Поле смог покинуть только на носилках. Врачи скорой установили, что у него блокировка коленного сустава. Родные полагают, что так случилось из-за того, что в свое время проблемы с коленом не увидели белорусские врачи. Во Вроцлаве Артему сделали операцию, после которой он стал меньше играть в футбол и ушел из академии, сосредоточившись только на работе в компании InStat.

* * *

Летом 2020-го близкий друг Артема пригласил на свадьбу, которая планировалась на конец августа. Хващевский решил приехать домой пораньше. Во-первых, чтобы побольше побыть с мамой и братом-инвалидом, которые после смерти отца в 2014-м живут одни. А во-вторых, проголосовать на выборах.

– Он очень хотел проголосовать, но понимал, что в посольстве в Варшаве ему сделать это не удастся. Поэтому решил с другом поехать раньше в Минск на выборы, а я должна была приехать чуточку позже, – отмечает Катерина.

 

С братом на игре БАТЭ и «Арсенала»

На участок для голосования Артем пришел вместе с мамой, а вечером вышел на прогулку в центр Минска. Гулял Артем по улицам и 10 августа. Задержали Хващевского спустя несколько дней. 17 августа вечером он вышел в магазин и пропал. В половине десятого вечера позвонил маме и успокоил, сказав, что с ним все в порядке, но уже через час телефон Артема был недоступен. Ночевать домой он не пришел и утром родные принялись обзванивать больницы, морги и отделения милиции, но никто ничего не говорил. Лишь на следующий день с родными связался государственный адвокат Артема и рассказал, что Хващевский задержан и находится на Окрестина.

Позже выяснилось, что задержали Хващевского, а также его приятеля Артема Савчука, возле театра Музкомедии, когда он остановился помочь машине на «аварийке». Вскоре подъехали сотрудники ГАИ, стали проверять у всех документы. А еще через какое-то время приехали люди в масках.

Артем и любимая кошка Молли

В заключении Хващевский уже почти пять месяцев. За это время ему лишь раз позволили увидеться с мамой – 1 декабря, когда поменяли обвинительную статью. Приходится общаться через письма. Как и его жене.

– К сожалению, не все мои письма доходили к нему, ровно как и его ко мне, – говорит Катерина. – Спустя пять месяцев после его отъезда первый раз увидела Артема на фотографиях с судебного заседания.

* * *

На суде Хващевский признался, что участвовал в протестной акции вместе с еще пятью тысячами человек. Дорогу не перекрывал и движению транспорта не препятствовал. А на улицу вышел потому, что «был не согласен с исходом выборов». Поначалу говорил, что не выходил на проезжую часть, а потом признался, что один раз вышел, чтобы сделать селфи. Но дорога к тому времени уже была заблокирована.

Также обвиняемый рассказал, что вечером 10 августа прятался в гипермаркете «Корона» на Кальварийской около часа, потому что на улице было опасно – силовики стреляли в мирных граждан и бросали в них светошумовые гранаты.

Интересно, что особо въедливо гособвинитель Алина Касьянчик спрашивала у Хващевского про телеграм-каналы, на которые он подписан, ролики со сценами драк на мобильном телефоне, а также должность в компании InStat, которая называется координатор. Артему пришлось пояснять, что он работает во Вроцлаве координатором по сбору статистики футбольных матчей в польской Экстраклассе. Иными словами, он менеджер, который координирует работу бригады на играх.

Из-за того, что 6 января в суде был сокращенный рабочий день, опросить всех свидетелей суду не удалось. Заседание продолжится 12 января.

Фотоnaviny.media, из архива Артема Хващевского

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты