Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Нет денег – закройся бумажками». Как белорусские клубы допускаются к чемпионату

«Нет денег – закройся бумажками». Как белорусские клубы допускаются к чемпионату

Экс-глава департамента по лицензированию АБФФ Александр Вяжевич рассказал, как проходит процедура и каким образом клубы, имеющие годовые долги, все равно участвуют в чемпионате.

19 февраля 2015, 19:45
15
«Нет денег – закройся бумажками». Как белорусские клубы допускаются к чемпионату

Экс-глава департамента по лицензированию АБФФ Александр Вяжевич рассказал, почему клубы, имеющие огромные долги, все равно участвуют в чемпионате.

– Какие лицензионные требования предъявляются клубам?

– Чтобы получить лицензию, нужно соблюсти четыре критерия: кадровый, финансовый, спортивный и инфраструктурный. Они описаны в регламенте. Для каждого есть определенные требования разряда «А», которые должны быть выполнены в полном объеме, и разряда «Б», которые могут быть выполнены с оговорками.

– К какому сроку клубы должны представить документы, подтверждающие выполнение требований?

– Точной даты нет. Сроки указываются в графике лицензирования. Но обычно это февраль-март, чтобы клубы успевали обжаловать решение лицензионного комитета в футбольном арбитраже до начала чемпионата.

– Как проверяется выполнение?

– Пойдем по порядку. Инфраструктурный. Клубы подают документы о тренировочных базах и стадионах. Обо всем, что нужно для осуществления спортивной деятельности. Если в собственности у клуба чего-то нет, присылаются договоры аренды с организацией, у которой то или иное сооружение арендовано. Проверяется это в ходе выездной инспекции. Обычно планируется до 10 выездов в год. Также инфраструктуру клубов оценивают департамент по проведению соревнований и департамент по спортивным сооружениям и обеспечению безопасности на футбольных аренах. Они и принимают стадионы. Хотя сам я ни за что бы не допустил такой стадион, как «Атлант».

Далее кадровый. У клубов должен быть сформирован четкий штат сотрудников. Директор должен иметь высшее образование. В основном, это касается руководителей клубов первой лиги. Хотя и в высшей такие случаи иногда встречались. Но мы шли на уступки. И при предоставлении справки об учебе на третьем курсе и выше, давали добро. Более того, по моему мнению, у управленцев должно быть экономическое или юридическое образование, но они не должны быть далеки от футбола. И тут тоже приходилось идти навстречу.

Дипломы сотрудников проверяются. Бывало, делали запрос на достоверность. Возникали вопросы по врачам. Для меня медицинская тема была очень серьезной. Неквалифицированная помощь сказывается на игроках. Сам через это прошел, будучи футболистом. Выступая за молодечненский «Металлург», получил травму на сборе в Стайках. Долго лечился и восстанавливался. А был бы нормальный врач и своевременная соответствующая помощь, вернулся бы намного быстрее. И карьера могла повернуться иначе.

Главные тренеры должны иметь соответствующие лицензии УЕФА. С 2015 года в высшей лиге это «Pro», а в первой – «А». Вот Колю Рындюка собираются назначить главным тренером в «Сморгони». Но лицензии «А», как мне кажется, у него нет. Однако АБФФ в этих вопросах идет навстречу. Если к моменту выдачи лицензии клубу Рындюк будет в списках учащихся, проблем не возникнет.

Для соблюдения спортивного критерия клубам надо иметь необходимое количство возрастов групп подготовки юношеского состава. Для вычшей лиги шесть команд. Для первой – две. В наших реалиях тоже не всегда выполняется. Но в АБФФ и здесь пошли навстречу и разрешили клубам первой лиги заключать договоры с ДЮСШ. Также особое внимание уделяется квалификации детских тренеров. С 2015 года они должны иметь лицензию «А».

Ну и самый проблемный – финансовый. Осенью по инициативе и за счет АБФФ проводятся обязательные аудиторские проверки клубов. Оценивается состояние финансово-хозяйственной деятельности. Вторая часть аудита, цель которого проверка наличия задолженностей по состоянию на 31 декабря года прошедшего сезона, проходит в январе-феврале. Это обязательное условие для клубов первой и высшей лиг. Отказаться нельзя. Аудиторские компании представляют в департамент свои заключения и сведения о задолженностях. Кроме того, проводимый аудит помогает клубам исправить и уточнить данные бухгалтерской и налоговой отчетности.

Различают долги клубов перед персоналом, другими клубами, федерацией и социальными фондами или налоговыми органами. Иные долги, в том числе задолженность перед агентами футболистов, не являются основанием для отказа в выдаче лицензии. В ходе аудита проверяются письма-подтверждения сотрудников и футболистов, подписанные ими, которые свидетельствуют об отсутствии или наличии задолженности по оплате труда.

Долги перед АБФФ были введены при мне. Это долги по вступительным взносам за участие в национальном чемпионате, по легионерам и административным сборам. К примеру, чтобы подать заявление на получение лицензии, надо заплатить для высшей лиги – 50 базовых величин, для первой – 30. Сумма для клуба незначительная, но были и те, кто не оплачивал в установленный срок.

– Что происходит дальше?

– Все клубы прекрасно знают свои «узкие места». В конце сезона проходит совещание по лицензированию, где обсуждаются проблемные вопросы, оговариваются изменения в регламенте. Идет постоянное общение с клубами.

– На ваш взгляд, не слишком ли часто федерация идет клубам навстречу?

– Я же уже говорил, что если не входить в положение клубов, можно сломать весь чемпионат. АБФФ поступает так на благо нашего футбола. Да и выхода другого нет. Кому, как не федерации, помогать командам выйти из сложной ситуации? Не знаю, хорошо это или плохо. Хотя, по моему мнению, если один раз серьезно наказать ту же «Белшину», то другим станет неповадно.

– Какой клуб назвали бы самым проблемным?

– Проще назватьтех, с кем проблем нет. Ну, а так «Белшина», брестское «Динамо», «Днепр» и добрая половина клубов первой лиги. Последних приходится чуть ли не за уши вытаскивать. И ими собираются пополнять высшую лигу. А они не соответствуют уровню. Поэтому я против расширения.

«Белшина» долгое время жила не по средствам. Деньги расходовались нерационально. Футболистам обещали большие зарплаты и не рассчитывались. Должны и агентам. Но, к счастью для бобруйчан, лицензионный комитет не учитывает эти долги.

Такая же ситуация в Могилеве. С той лишь разницей, что новое руководство стремится что-то делать для исправления ситуации. Вылетев из «вышки», в клубе решили все долги закрыть. Для этого пришлось урезать расходы и зарплаты. И все у них будет в этом плане в порядке.

– У «Белшины» и «Днепра» задолженности по взносам еще за прошлый чемпионат. Лицензию они получили. Как?

– Есть такое понятие «гарантийное письмо». Если тот, кому они должны, согласился отсрочить выплату долга, и если в эти сроки проходит заседание комитета по лицензированию, то долг не принимается во внимание. Вот должен клуб федерации. И зампред пишет письмо, что АБФФ согласна потерпеть до 20 числа этого месяца. А заседание по клубу назначено на 16-е. И получается, что 16-го задолженности нет, а 21-го уже есть.

Подобные письма пишут и футболисты. При этом все понимают, что ни завтра, когда истекает срок обещания, ни послезавтра с ним не рассчитаются. Но в АБФФ идут навстречу клубам и футболу. При мне даже иногда подсказывали, как из этого положения можно найти выход. Нет денег – закройся бумажками.

– Забрать лицензию потом можно?

– Да, но процедура достаточно долгая и чемпионат может к тому моменту закончиться. Сперва инициируется проверка. После ее завершения и обнаружения нарушений условий лицензирования департамент собирает заседание лицензионного комитета. Предложение об отзыве лицензии выносится на обсуждение. Для утвердительного вердикта нужно, чтобы большинство членов комитета проголосовало «за». Правда, потом это решение можно обжаловать в футбольном арбитраже. В принципе, если проявить прыть, то можно весь чемпионат разрушить. Но мы же за футбол.

– Какие действия комитета, если клуб не рассчитался не только за 2014-й год, но и за 2013-й?

– После аудиторской проверки департамент видит как текущие долги, так и долги прошлых лет, если они не закрыты. И они обязательно учитываются при принятии решений о выдаче лицензий. Поэтому клубы приносят гарантийные письма не только на текущие задолженности, но и на старые.

– Все же понимают, что «Белшина» не выполнит обязательства. Зачем давать лицензию?

– Если в адрес комитета приходит гарантийное письмо от государственного органа, к примеру, облисполкома или райисполкома, то комитет не имеет права не принять его во внимание. Так Брестский облисполком давал гарантию по «Динамо». За «Сморгонь» хлопотал райисполком.

– Больше интересны долги клуба перед футболистами.

– Многие игроки подали в суд. А если к моменту заседания о выдаче лицензии заявление в стадии рассмотрения судебным органом, то долг комитет не принимает во внимание. Комитет по статусу и переходам постоянно обращает на это внимания. Футболисты прежде всего должны обращаться в АБФФ. А уж потом в суды.

– Гутор до сих пор не расплатился с БАТЭ. К минскому «Динамо» можно применить какие-то санкции?

– Во-первых, это прерогатива комитета по статусу и переходам. А во-вторых, все очень размыто. Нет конкретного решения, что такого-то числа такая-то сумма должна быть Гутором перечислена. Ну и тем более он должен лично, а не клуб клубу.

– Оказывается ли какое-то давление на департамент со стороны третьих лиц?

– Может быть, давление есть на руководство федерации. Но лично на меня не было никогда. Тем более департамент в своей работе подчиняется УЕФА. Да и мы всегда старались идти навстречу клубам. Но если уж совсем все плохо, тогда принимали меры.

Так, в 2013 году не дали лицензию СКВИЧу. В клубе была куча проблем. Инфраструктуры как таковой не было вообще. Долги. Видя, что проблемы не решаемые, и что даже не предпринимаются попытки что-то изменить, в лицензии отказали. Но СКВИЧ подал апелляцию в футбольный арбитраж, и тот отменил наше решение. Это неправильно. Клуб ничего не сделал, чтобы исправить ситуацию. А больше всех пострадала «Звезда-БГУ», которая выполнила все условия и получила лицензию, но оказалась 17 лишней командой в первой лиге.

– На последнем исполкоме активно говорили о том, чтобы «Белшине» наконец не дать лицензию. Это реально или арбитраж потом ее вернет?

– Бобруйчане почти каждый год получают лицензию только через футбольный арбитраж. Департамент отказывает. «Белшина» подает апелляцию и получает две недели на покрытие долгов, уговоры и написание гарантийных писем. Лишь в прошлом году они впервые за три года получили лицензию напрямую. Буквально на флажке привезли все платежки. Городской исполком пошел навстречу и дал кредит.

При мне планировалось внести изменения в порядок обжалования решений лицензионного комитета, которые бы предусматривали невозможность арбитража отменять решения о выдаче или невыдаче лицензий. И так как должен быть орган, где можно все оспорить, планировали ввести что-то вроде лицензионного арбитража. Но приняли эти изменения или нет – не знаю.

– Раз у клубов такие проблемы. Может сделать критерии чуть более лояльными?

– Они устанавливаются УЕФА, а не АБФФ.

– Федерацию часто критикуют. Насколько эта критика вам кажется обоснованной?

– Не критикуют того, кто ничего не делает. Но у нас все разбираются в футболе. И всегда будут недовольные, чтобы не делалось.

– Вы проработали в федерации два с лишним года. Как оцениваете?

– Я шел туда с розовыми очками и в розовых мечтах, что смогу что-то исправить и поменять в нашем футболе. Оказалось, что сложно. Чтобы в футболе что-то изменить, нужно начинать воспитывать спортсменов с детства, развивая детско-юношеский футбол, опираясь на поддержку крупных промышленных предприятий республики и просто богатых и смелых людей, готовых инвестировать в футбол. Когда я увидел, что являюсь только исполнителем и контролером, разочаровался. У меня не было никаких рычагов, чтобы изменить ситуацию, кроме громкого названия должности. К сожалению, футбол – это сплетни, интриги, двойные стандарты. Поэтому вернулся на госслужбу, где живая и динамичная работа, трудятся добрые и отзывчивые люди. Работаю главным государственным налоговым инспектором и наслаждаюсь душевным покоем. Но мыслей снова оказаться в футболе не оставил. Возможно, вернусь в каком-то ином качестве.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты