Tribuna/Футбол/Блоги/New Generation/«За сборную Беларуси играл только в спаррингах. За Россию тоже». Как белорус оказался в испанском Д5

«За сборную Беларуси играл только в спаррингах. За Россию тоже». Как белорус оказался в испанском Д5

Новобранец «Эркулеса» – о 230-километровом пути на тренировки в детстве, выборе между сборными Беларуси и России и многом другом

Блог — New Generation
Автор — Антон Рогач
7 сентября 2015, 23:55
28
«За сборную Беларуси играл только в спаррингах. За Россию тоже». Как белорус оказался в испанском Д5

История 19-летнего Яна Юрьева, который занимался в школах «Динамо», БАТЭ, «Зенита» и оказался в «Эркулесе-Б».

Расскажи, как ты пришел в футбол?

– Ничего удивительного в том, что пришел в спорт, нет: я из спортивной семьи. Мать занималась лыжными гонками. Она многократная чемпионка республики в этом виде спорта. Отец – футболист. С 17 лет он играл на уровне чемпионата БССР за «Темп» из Барани – городка в Оршанском районе. В футболе у него не все получилось, так что теперь вся надежда на сына :).

Для меня все началось в поселке Бабиничи. Это Оршанский район. Мои первые тренировки были в маленьком ФОКе – в зале, размером чуть больше, чем волейбольная площадка.

Отец работал там тренером по футболу. Он набирал команду из местных, и зачастую его подопечные добивались приличных даже по областным меркам результатов. Запомнился один сезон. Мы под руководством отца заняли второе место на республиканских соревнованиях. Участвовали в международном турнире, тоже неплохо себя показали.

Ты был лидером в той команде?

– Не мне оценивать. Но могу сказать, что был ее капитаном.

Потом была СДЮСШОР «Динамо».

– Да. Когда мне было 10 лет, отец отвез меня в Минск. Официально первым тренером считается именно наставник в СДЮСШОР – Виктор Ильич Гирко.

Не сразу начал играть: были хорошие местные ребята. Но вскоре начал проходить в состав и забивать голы. Однажды приключилась интересная история. Тренер сказал: «Тебе нужно забивать в каждом матче». Отец подключился к разговору, мол, это невозможно. Оказалось, возможно: в том сезоне я действительно отличался в каждой игре. Мне тогда было 12. По итогам трех с половиной сезонов, проведенных в СДЮСШОР «Динамо», стал лучшим бомбардиром команды в чемпионате Минска.

Насколько понимаю, ты переехал в Минск?

– Нет. Каждую неделю, а иногда два-три раза в неделю, отец возил меня на тренировки и игры. От Минска до Орши примерно 230 километров. Мне, конечно, было не слишком тяжело: развалился на заднем сидении и все. Хотя все равно выматывало. А вот отцу за рулем было непросто. На самом деле, очень благодарен ему. Его вклад в развитие моей футбольной карьеры просто неоценим.

СДЮСШОР «Динамо» не предлагала переехать в Минск?

– Нет, все-таки это не очень богатая школа. У нее не было денег для этого. Помогали с некоторыми бытовыми вопросами, но о полном переезде в столицу речь не шла.

Когда тебе было 14, ты перешел в БАТЭ. В этом плане что-то изменилось?

– Да, конечно. Я поступил тогда в училище олимпийского резерва, и в том же году начал заниматься в школе БАТЭ. Переехал в Минск с отцом, мы жили в съемной квартире. Отец продолжил работу детским тренером в столице. Он трудоустроился в СДЮСШОР-5 ФК «Минск».

Почему ты ушел из СДЮСШОР «Динамо» в БАТЭ.

– Потому что в СДЮСШОР «Динамо» мне дали все, что могли. Перейти в другую команду посоветовал тренер. Мол, идет набор в хорошую команду – тебе следует пойти туда. Так что я бы не сказал, что сам поменял СДЮСШОР «Динамо» на БАТЭ.

Как приняли в БАТЭ?

– Хорошо. Там ведь только-только сформировали команду, в которой собрали многих перспективных ребят. К слову, я стал самым молодым игроком в истории БАТЭ, который подписал профессиональный контракт с клубом. Мне было 14, и мы заключили с клубом соглашение о сотрудничестве на 1,5 года.

Не подтравливали партнеры по поводу того, что ты из «Динамо»?

– Начнем с того, что СДЮСШОР «Динамо» – это не школа одноименного футбольного клуба. Хотя какие-то подколки все равно могли быть. Но я ведь был не единственным, кто пришел оттуда. Были ребята и из других школ. Несколько из МТЗ-РИПО, например. Так что все нормально было.

Честно, в БАТЭ было здорово. Хорошая команда, отличные ребята. Мы сходу выиграли чемпионат Беларуси среди игроков нашего возраста. Два года, проведенные в БАТЭ, однозначно пошли на пользу.

После твоего перехода в «Эркулес» наши СМИ написали, что ты – воспитанник БАТЭ. Сам как считаешь?

– БАТЭ многое сделал для меня, это правда. Там воспитали меня, вырастили как футболиста. Но все-таки моя первая школа – СДЮСШОР «Динамо», где я провел больше времени, чем в БАТЭ. Но в любом случае, я взял что-то от каждой школы.

Потом ты переехал в Россию. Как это было?

– Нужно благодарить отца. Он привез меня на просмотр. Мне тогда было 16. Немного потренировался, и мне сказали приезжать в Ригу на турнир. Мы его выиграли, победив в финале «Тоттенхем». Забил четыре гола, и меня захотели оставить.

Из БАТЭ легко отпустили?

– Почему нет? На тот момент мой контракт закончился, мы попрощались, и я уехал.

Какие условия предоставил «Зенит»?

– Хочу отметить, что я был не в академии ФК «Зенит», а в СДЮСШОР «Зенит». Принцип такой же, как в Минске, где есть школа ФК «Динамо-Минск» и СДЮСШОР под эгидой БФСО «Динамо».

В структуре ФК «Зенит» условия очень хорошие. Но и у нас все было в порядке. Учился в интернате, жил в общежитии с другими приезжими футболистами. Условия, вообще, были хорошими. Поля, тренировки – все на высоком уровне. К слову, впервые рядом не было никого из родных: отец остался в Беларуси.

Можешь сравнить школы БАТЭ и «Зенита»?

– Уровень выше в Питере. Какие-то моменты подготовки футболистов… Даже не знаю. Организация, условия лучше все-таки в БАТЭ. Речь о СДЮСШОР «Зенит», где я занимался. В академии ФК «Зенит», конечно, все по-другому.

Сколько ты был в Питере?

– Три года. Первые два провел за свой возраст. Потом, когда мне было 18, играл за молодежную команду в первенстве молодежных составов чемпионата Санкт-Петербурга (не путать с чемпионатом среди молодежных команд клубов Премьер-лиги). Но все равно, нормальный уровень.

Как у тебя оказался российский паспорт?

– Клуб сделал мне его буквально за месяц. В молодежном футболе легионеры запрещены, так что российский паспорт – необходимость.

Ты ведь какое-то время играл за белорусскую сборную U-16. Помнишь свой первый вызов?

– Хорошо помню. Я тогда был в БАТЭ. Совершенно не ожидал такого поворота. Позвонил отец, сообщил радостную новость. Был, конечно, просто счастлив. Вообще, раньше даже не представлял себя в футболке сборной. Так что для меня приглашение в сборную U-16 было очень приятной неожиданностью.

Сколько матчей ты сыграл за нашу команду?

– Шесть-семь игр в общей сложности.

В России тебя вызывали в их сборную U-17. Ничего не смутило, учитывая, что ты играл за команду Беларуси?

– Нет, я ведь не заигран за нее в официальных матчах. Я играл только в товарищеских встречах. В России ситуация такая же: я вызывался на сборы, сыграл в трех товарищеских матчах. То есть я не заигран ни за сборную Беларуси, ни за сборную России. Еще играл за сборную Санкт-Петербурга на мемориале Гранаткина.

Если тебя позовут сыграть за молодежную сборную Беларуси или России – примешь любой вызов?

– Не хочу сейчас говорить об этом. Мне еще нужно много работать, чтобы заслужить приглашение в национальную команду. Я еще футболист не такого уровня, чтобы выбирать, за какую сборную играть. Сейчас мне нужно совершенствовать свое мастерство. Когда вопрос станет актуальным, тогда можно будет говорить об этом. В любом случае, я помню свои корни и не забываю, что я – белорус.

Тем не менее, если в будущем сделаешь выбор в пользу России, не боишься стать вторым Артемом Милевским в глазах белорусских болельщиков?

– Боюсь или не боюсь?.. Нет, не боюсь. Вообще, это преждевременный вопрос. Даже основная команда «Эркулес» – это третья испанская лига. Я стараюсь не переоценивать свои возможности. На данный момент я считаю, что не нахожусь на том уровне, который позволит получить вызов в сборную. Сначала надо чего-то добиться, а потом говорить о таких вещах.

Сейчас ты уехал из России. Почему?

– Потому что хочу играть в футбол. В России уровень футбола, условия для тренировок находятся на высоком уровне. Но Европа есть Европа. Здесь больше шансов заиграть, это мое мнение.

Как возник вариант с «Эркулесом»?

– Агент позвонил и сказал, что есть вариант попробовать себя в Европе. Недолго думая, согласился: карьера в европейском клубе для меня в приоритете. Мы подписали контракт на год.

Какой уровень твоей новой команды?

– Я подписался с «Эркулесом Б», это пятая лига. Но на меня рассчитывают, как на игрока главной команды. Это уже Сегунда Б, третий по значимости дивизион. Просто обычно игроков после недельного просмотра сразу не подписывают в основную команду. Но я буду тренироваться в том числе и с ней. «Эркулес Б» – это промежуточный этап. Я сыграл уже три товарищеских матча за эту команду, забил четыре гола и сделал голевую передачу.

Сегунда Б – это круто. Там ведь выступает вторая команда «Барселоны». Четыре года назад много ребят оттуда вышли на матч Лиги чемпионов против БАТЭ и выиграли борисовчан со счетом 4:0.

– «Эркулес» и «Барселона Б» играют в одной лиге. У меня будет возможность играть против вторых команд «Вильярреала», «Барселоны» и еще парочки клубов Примеры. Достаточно высокий уровень.

Егор Филипенко не может пройти в основной состав «Малаги». Во многом из-за незнания языка. Ты как настроен в этом плане?

– Пока лишь пару слов знаю. Но, думаю, я быстро справлюсь. Не вижу ничего сложного: вокруг все на испанском. Во многом рад, что я единственный русскоязычный в команде. Это только ускорит процесс изучения языка. Плюс клуб должен помочь с организацией курсов для скорейшего изучения испанского.

Где живешь в Аликанте?

– Клуб снимает для футболистов резиденцию. Нас здесь кормят – в общем, хорошие условия. Живу вместе с другими приезжими игроками.

В детстве у тебя наверняка были кумиры?

– Да, любимая команда «Челси». Английская премьер-лига, соответственно, в приоритете из турниров. Если говорить персонально об игроках, то нравятся Анри и Роналдо, который Зубастик. Выделю Фрэнка Лэмпарда. Он больше привлекает не как игрок, а как человек. Пример для меня, можно сказать.

А об испанском футболе что думаешь?

– Интересный, быстрый. Конечно, не такой как в Англии, но здесь он очень красивый.

Чего мечтаешь достичь как футболист?

– Живу сегодняшним днем. Стараюсь не думать о будущем. Конечно, ставлю перед собой определенные цели, но говорить об этом заранее не в моих правилах.

Фото: из личного архива Яна Юрьева

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Черновик дно
13 марта 2021, 16:44
Все посты