Tribuna/Футбол/Блоги/По синему/28 лет назад писали, что «Динамо» катает странные матчи. Новый рулевой сборной тогда попал в комичную ситуацию

28 лет назад писали, что «Динамо» катает странные матчи. Новый рулевой сборной тогда попал в комичную ситуацию

Помните гол «Памиру»?

Блог — По синему
20 июня 2019, 17:40
33
28 лет назад писали, что «Динамо» катает странные матчи. Новый рулевой сборной тогда попал в комичную ситуацию

Забил «Памиру» и схватился за голову.

Вакантный пост главного тренера сборной Беларуси занял Михаил Мархель, до этого работавший с «молодежкой».

Футболистом Мархель успел поиграть в чемпионатах СССР, Югославии, Сербии, России и Беларуси. В 1994 году он провел три матча за национальную сборную.

Если брать именно белорусский период, то, пожалуй, самым интересным были 1990 и 1991 годы, когда нападающий пробивался в основу минского «Динамо», отказавшись от просмотра в московском «Спартаке». Белорусский клуб в ту пору уже не был претендентом на чемпионство и даже наоборот – иногда зависал над вторым дивизионом союзного чемпионата. До вылета так и не дошло, однако ходили неприятные разговоры. Да что там разговоры – пресса писала о том, что некоторые матчи «Динамо» носили неспортивный характер. Тема для нашего футбола актуальная и по сей день – полезно будет вспомнить в свете надвигающейся второй волны цунами по договорнякам.

Если сейчас договорные матчи проводят, чтобы заработать деньги на ставках, то во времена СССР корысть была иная – заработать очки. В 1991-м интервью «Прессболу» дал экс-вратарь минского «Динамо» Иван Жекю, приоткрывший занавесу добычи результатов неспортивным способом: «Мы вас обыгрываем у себя дома, а вы нас – у себя. Знаю, что и по сей день этот принцип распределения не изжит в нашем футболе. И наверняка нет ни одной команды, которая хоть раз им не воспользовалась бы. В этих случаях тренеры почти всегда в курсе дела и либо прямо предупреждают подопечных о заранее спланированном результате, либо дают на него молчаливое «добро». […] Обычно соперник покупает 5-6 ключевых игроков. Меньше – рискованно, ибо трое, пусть даже среди них вратарь, сдать матч вряд ли сумеют. […] Могу только поклясться самым дорогим – своими детьми, что я не сдал ни одной игры в одиночку, без ведома команды».

1990 год

Давайте перенесемся в 1990-й и просто вспомним окончание чемпионата СССР. За два тура до финиша минское «Динамо» с молодежью в составе и под руководством Эдуарда Малофеева идет на последнем месте, отставая на одно очко от спасительного 12-го место, где располагался «Ротор». В те времена за победу еще давали два очка.

У минчан впереди оставались только домашние матчи – против киевского «Динамо» и «Памира». К тому времени украинский клуб стал чемпионом, а команда из Таджикистана обезопасила себя от вылета. В обоих поединках белорусы победили. Киевлян, к 58-й минуте ведя 3:0, обыграли 3:2.

«Памир» уехал из Беларуси с поражением 0:1. В каждом матче по разу отличился Мархель.

В итоге «Динамо» спаслось, набрав 15 очков в 24 матчах, а неудачником стал «Ротор», отправившийся в первую союзную лигу.

О динамовском финише не было разгромных текстов. Иное дело – рецензии на встречи со «спасительными соперниками» в сезоне-1991. Уж там белорусскому клубу доставалось по полной.

21.04.1991. Динамо Минск – Памир – 2:2

«Высоко выпрыгнув над защитниками «Памира», Мархель бил мимо ворот. И промахнулся – мяч по дуге влетел точно в «девятку». Спасти честь минского «Динамо» мог Мананников, но уж слишком неожиданным во всех отношениях был для него этот точный удар на 86-й минуте игры, когда неспешно дрейфующий матч уже практически причалил к ничейному берегу. […] Поняв, что он сделал, Михаил схватился за голову. И это было, на наш взгляд, единственным искренним моментом в этой встрече», – именно такими словами начинался отчет о том матче в молодой газете «Прессбол». Сам гол получился красивым (отметка 1:16). И да, камеры зафиксировали, как потенциальный коуч сборной после точного удара касается головы.

Далее в газете вспоминается матч с «Памиром» в 1988-м, когда динамовцы в концовке сделали счет 2:1, что привело к ликованию, поцелуям и объятиям. «Что изменилось за это время, и почему на этот раз все было по-иному: хозяева поля, казалось, опешили от своего успеха не меньше гостей, и лишь Жута, преодолев секундное оцепенение, слегка похлопал Мархеля по плечу. […] Мы наблюдали низкого уровня спектакль, окончательно проваленный под занавес одним актером», – изумлялся автор «Прессбола».

Через две минуты после гола Мархеля гости отыгрались. «В цейтноте особой импровизацией динамовцы не блеснули: разок промахнулись мимо мяча в опасной близости от ворот, отправили его на угловой, пригнулись, пропуская навес над собой, и вежливо не стали атаковать Абдураимова, когда тот бил по воротам», – описывали гол газетчики (отметка 1:29).

«Кто конкретно виноват во втором пропущенном мяче? На мой взгляд, грубо ошибся Демидов. Да-да, два раза в течение одной минуты и очень грубо», – скажет после встречи Иван Щекин, помощник Эдуарда Малофеева.

В те годы «Прессбол» по итогам матчей просил белорусских журналистов ставить оценки динамовцам. В итоге только трое из 11 сделали это. «Д.Беленький, В.Богданов, А.Борисевич, А.Добриян, С.Новиков, В.Новицкий, Н.Петропавловский, П.Якубович отказались оценивать игру футболистов, посчитав, что матч, и соответственно, его результат, были договорными», – объяснили в «Прессболе».

Перед следующим матчем против «Пахтакора» Малофеев ляжет в госпиталь на обследование и с тех пор будет лишь эпизодически появляться в команде. Приставку «и.о.», а вместе с ней и фактическое управление командой, перейдет к Михаилу Вергеенко, которому ассистировал все тот же Щекин. Молодой специалист не побоится ввести в основу Мархеля, Лухвича, Журавеля, Качуро и других молодых ребят, которые до этого плотно сидели в запасе. В итоге после смазанного старта под руководством Малофеева «Динамо» по итогам первого круга финишировало в группе лидеров на шестом месте. У Мархеля тогда нашелся ответ на вопрос «Прессбола», почему случился скачек: «В учебно-тренировочном процессе все осталось, как прежде. А вот в области психологии произошли изменения. Раньше ощущалась постоянная скованность, напряженность, преследовала боязнь дать неточный пас». Журналист вспомнил и про матч с «Памиром». «Мне не хотелось бы затрагивать эту тему. Думаю, зрители сами во всем разобрались», – сказал футболист.

28.09.1991. Динамо Киев – Динамо Минск – 3:1

Рассказ о матче начнем, перед этим взглянув на поединок 3-го тура, проходивший в Минске, где команды сыграли 2:2. «Последние двадцать минут встречи вызвали у меня недоумение. Футболисты обеих команд просто-таки боялись пойти в атаку и осторожно катали мяч в районе центрального круга. С чего бы вдруг?» – удивлялся в «Прессболе» после поединка заслуженный тренер СССР Олег Базарнов. Впрочем, большего о той игре не говорили. Иное дело – что писалось во втором круге.

За четыре тура до финиша команды встретились в Киеве. Украинцы шли на четвертом месте с 31 очком, белорусы – на пятом с 28 баллами. Казалось бы, важнейший поединок для обеих команд, но в «Прессболе» не поверили в честность счета 3:1 в пользу хозяев. «Пресс-бол» решил воздержаться от определения рейтинга игроков минского «Динамо» в данном матче: 10 спортивных журналистов из 11, входивших в «команду оценщиков», посчитали игру в Киеве, мягко говоря, неискренней», – написало издание.

В том матче минчане откроют счет на 47-й минуте благодаря точному удару Величко, действовавшего на острие атаки чуть впереди Мархеля. Соперник ответил тремя взятиями ворот Курбыко.

«Кое-кто склонен рассматривать данную игру сквозь призму договорных матчей. Я решительно отметаю эти подозрения! Скажите, какой смысл минскому «Динамо», реально претендующему на место в первой пятерке, поставлять очки ближайшим соседям по турнирной таблице?..» – негодовал на пресс-конференции после вопроса журналиста Вергеенко.

Однако в «Прессболе» с тренером не согласились: «Можно ли, вправе ли кто-либо, лишь просмотрев телетрансляцию и не имея никаких иных аргументов, с абсолютной убежденностью утверждать, будто исход игры был предопределен? Применительно к киевскому матчу рискну сказать «Да!», поскольку даже более профессиональная, чем с «Памиром», в первом круге актерская работа футболистов, все же имела множество мелких, но хорошо различимых изъянов. Не надо быть великим футбольным докой и уж тем более Станиславским, чтобы иметь право усомниться и произнести «Не верю!», наблюдая извиняющуюся, пришибленную полурадость-полурастерянность форварда, ненароком закатившегося мяч в сетку ворот соперника. Особенно памятую, что недавно в аналогичной ситуации он ревел, как необъезженный мустанг, и готов был выпрыгнуть не только из чаши стадиона, но и из кое-чего еще, а сотоварищи, ныне приковылявшие вяло его похлопать в разные части тела, помнится, прежде сшибали с ног, пригарцевав аж от своих ворот, и его в оные части лобызали. Эх, да разве только это… А первый ответный гол! А второй!! А третий!!! А ласковая пляжная игра практически без штрафных, споров и апелляций. А полная безучастность при 1:2 и 18 минутах наличного времени. А… Парадокс в том, что в футболе, как и в жизни, очевидные вещи порой недоказуемы», – рецензировал поединок тогдашний главред «Прессбола» Александр Борисевич.

27.10.1991. Динамо Минск – Спартак Владикавказ – 0:1

Это не все. После Киева, дважды пропустив с пенальти, команда Вергеенко в гостях уступила будущему чемпиону ЦСКА (1:3) и опустилась на седьмое место.

В предпоследнем туре белорусы принимали владикавказский «Спартак», который боролся за выживание. «Динамо», в составе которого на 70-й минуте появился Мархель, проиграло 0:1, на что «Прессбол» отреагировал весьма оригинально, изобразив на первой полосе гол Алчагирова, еще в прошлом году игравшего за минчан (фото кликабельно).

После финального свистка на трибунах стадиона скандировали «Позор! Позор! Позор!» Сомнения в честности игры появились даже у Вергеенко: «Полностью поддерживаю болельщиков: это позор. Позор как для тренеров, так и для команды. Это была просто безобразная игра во всех отношениях. Перед этим матчем ходило много обидных для нас разговоров о том, что результат может быть не совсем чист. Игра подтвердила, что они были не беспочвенны. Я не хочу делать сейчас скоропалительных выводов, обязательно внимательнейшим образом просмотрю видеозапись. И все же хочу заявить: из всего того, что произошло на поле, будут сделаны самые серьезные оргвыводы».

В заключительном матче чемпионата с «Араратом» зафиксировали безголевую ничью. Журналисты не забыли об обещании главного тренера сделать оргвыводы. Ответ Вергеенко получился эмоциональным: «Вам бы очень хотелось, чтобы я раздевался на людях? Вы видели стартовый состав с «Араратом»? [по сравнению с матчем против Владикавказа в старте не вышли Родненок, Герасимец, Жута и Сокол – Tribuna.com] Значит, наверняка, кое-что поняли. У нас состоялся в команде жесточайший разговор».

По итогам сезона Мархель, игравший на позиции оттянутого нападающего и забивший четыре мяча в 22 матчах, получил суммарно третью оценку журналистов по всем поединкам «Динамо» в сезоне-1991. Выше оказались только Курбыко и Жута. Интересно, что Вергеенко не включил нападающего в свой топ-5: «Если забыть об игре с Владикавказом, которая изгадила весь чемпионат, то я сказал бы так: Курбыко – сильнейший, это вне сомнений. Дальше по убыванию – Лесун, Журавель, Жута, Величко».

Тем временем у Мархеля закончился контракт с клубом, и он решил попробовать свои силы за границей, отправившись в польскую «Завишу», где уже числились наши Малеев и Ванюшкин. «В «Динамо» играть не хочу», – отрезал тогда футболист. Однако в Польше заключить контракт не получилось, поэтому Мархель уехал в Югославию, подписав соглашение с «Будучностью».

По материалам газеты «Прессбол».

Другие посты блога

Все посты