Tribuna/Футбол/Блоги/По синему/Прямые переходы из БАТЭ в «Динамо» или обратно белорусам фиолетовы, хотя иногда бывают взрывы

Прямые переходы из БАТЭ в «Динамо» или обратно белорусам фиолетовы, хотя иногда бывают взрывы

Это длится уже 19 лет.

Блог — По синему
19 января 2020, 12:00
38
Прямые переходы из БАТЭ в «Динамо» или обратно белорусам фиолетовы, хотя иногда бывают взрывы

Это длится уже 19 лет.

Отношения между минским «Динамо» и БАТЭ всегда были непростыми. Еще недавно Юрий Чиж и Анатолий Капский могли легко зарубиться на любую тему, касающуюся их клубов. Но сейчас белфутболу приходиться мириться с отсутствием обоих.

Противостояние команд обострилось с началом вражды между фанатами. Раньше активные болельщики дружили, но затем между ними пробежала черная кошка. Теперь в очных матчах с фан-секторов обязательно услышишь оскорбления в адрес друг друга, а иногда и отдельных игроков.

Конечно, одним из самых обидных, что может случиться, для фанатов является переход любимого футболиста в стан вражеской команды. Это касается и клубных боссов, которые не хотят терять лидеров и укреплять оппонентов по борьбе за чемпионский титул. Между «Динамо» и БАТЭ не раз происходили прямые переходы игроков – Алексей Риос не первый встал на этот путь.

И не всегда подписания по маршруту Минск – Борисов и наоборот проходили тихо.

Первым из «двоеженцев» стал этот украинский полузащитник. В середине чемпионата-2001 минское «Динамо» арендовало полузащитника у «Днепра-Трансмаша». С подписанием «бело-голубые» попали в точку – в 19 матчах Чумаченко забил восемь мячей, три из которых в матче против БАТЭ, закончившемся 3:1. Правда, помощи оказалось мало, чтобы побороться за чемпионство с «Белшиной» – динамовцы финишировали вторыми, обогнав «бронзовых» борисовчан на два очка.

Зимой Чумаченко вернулся в Могилев, после чего стал получать предложения с Родины. Хавом интересовались харьковский «Металлист» и донецкий «Шахтер». Выбор пал на первый вариант, но в процессе переговоров возникла загвоздка – в Харькове хотели сначала устроить просмотр на сборе, а только потом предложить контракт. Такой расклад не устроил футболиста.

«Динамо» почему-то интереса к Чумаченко не проявляло, хотя тот ждал и был готов согласиться. В итоге проворнее оказался Борисов. Не успел Игорь уехать из Харькова, как ему позвонил Юрий Пунтус. Переговоры с Капским, как обычно, много времени не заняли. После подписания контракта КАА звонил новичку по несколько раз в день. «Интересовался, как я там и что, чем помочь и т.д.. Я был поражен, что такое вообще бывает», – делился впечатлениями Чумаченко.

В «Динамо» пожалели, что не предложили контракт полузащитнику уже после первого же матча с БАТЭ, где украинец отметился дублем и принес победу 2:1. В 2002-м Борисов во второй раз в истории взял «золото», а Чумаченко забил 11 мячей в 20 поединках и стал лучшим снайпером БАТЭ.

В большом футболе нападающий начал себя проявлять в БАТЭ. Рындюк до сих пор является единственным футболистом в истории отечественного чемпионата, кто, выступая в Д2, попал в список 22 лучших игроков по итогам сезона.

После БАТЭ у форварда были пять лет заграничных скитаний – «Локомотив» Москва, «Кристалл», «Локомотив» Нижний Новгород, «Газиантепспор», «Рубин», за которые в сумме забил всего пять мячей. В конце 2002 года казанцы впервые в истории вышли в сильнейший дивизион чемпионата России. Команде требовалось усиление, и они решили расстаться с белорусом. Той зимой Пунтус звонил не только Чумаченко, но и Рындюку – БАТЭ искал забивного форварда, чтобы побороться за чемпионство. Николай даже отправился вместе с борисовчанами на Кубок Содружества-2003, где дважды забил. Однако по возвращении Рындюк удивил все, подписав контракт с минским «Динамо».

Не исключено, что нападающего подвигло на переход состояние здоровья. За границей белорус серьезно мучился из-за травмы пяток. «Оказавшись в минском “Динамо”, удалось поправить здоровье. Благодаря Юрию Чижу и Анатолию Байдачному попал в Германию на прием к известному спортивному доктору Пфайферу. Он провел углубленное обследование, назначил лечение, и, слава богу, отпустило. С тех пор чувствую себя отлично», – вспоминал форвард.

В 2003-м Рындюку не удалось стать главным динамовским голеадором. За чемпионат нападающий восемь мячей, как и Максим Цыгалко, а вот Сергей Корниленко отличился 18 раз. «Динамо» взяло «бронзу» и выиграло Кубок.

В команде продолжалась тренерская чехарда, с которой тяжело бороться за титулы, поэтому Рындюк все же решил вернуться в Борисов. Потерю в «Динамо» особо не заметили, где впереди играли молодые и перспективные Корниленко с Цыгалко.

Николай заключил контракт с БАТЭ на один сезон. Но провести его полностью в Беларуси не удалось. Летом 2004-го Рындюк отправился в Китай, где бегал два с половиной года.

Переходили в стан принципиального соперника не только футболисты, но и тренер. Капский верил в Криушенко даже после пятого места в сезоне-2005. Отказ от поспешных кадровых решений принес два чемпионства в последующих сезонах. В 2007-м БАТЭ взял титул досрочно. В одном из последних матчей чемпионата борисовчане встречались с минским «Динамо». После игры Чиж предложил Капскому отпустить Криушенко в Минск. КАА ответил в шутку, что согласен, но с условием, что в обратном направлении последует Антон Путило. На этом разговор был окончен.

Далее Криушенко вступил в тайные переговоры с Чижом. Дошло до того, что тренер исчез на несколько дней из поля зрения вездесущего Капского, который в итоге позвонил подчиненному. «В ходе разговора Игорь Николаевич, замявшись, сообщил, что встречался с динамовскими руководителями и провел с ними переговоры на предмет работы в «Динамо». Он назвал сумму, которую ему предложили. Сам факт переговоров стал для меня неприятной новостью. Такое поведение я посчитал предательством», – негодовал Капский.

Тренер не согласился с претензиями. «Так вот, хочу сказать, что я никого не предавал. Когда тренер переходит из одной команды в другую – это нормальное явление. Ничего плохого в этом я не вижу. Но Анатолий Анатольевич воспринял мой переход очень болезненно», – попытался объясниться специалист.

Криушенко пришел в «Динамо» после самого неудачного сезона в истории, когда было занято только девятое место. Чтобы не пропускать еврокубки, Чиж поставил задачу выиграть Кубок Беларуси и через него выйти в Кубок УЕФА. Но порадовать бизнесмена не удалось – весной 2008-го «бело-голубые» вылетели в полуфинале.

При не самых лучших результатах Криушенко пережил май, доработав до сентября. Там «Динамо» принял Славолюб Муслин, поднявший команду с третьего места на второе. Что же касается разборок между Капским и Криушенко, то владелец БАТЭ позже остыл и уладил конфликт с тренером, который однажды спас ему жизнь – вытащил в Турции из холодной воды после падения с водного мотоцикла.

Вратарь, который имеет отличный шанс поиграть в чемпионате Беларуси в четырех последних десятилетиях (начинал в «Днепре-2» еще в 1999-м), отправился из Борисова в Минск вместе с Криушенко. За три года в БАТЭ тогда молодой кипер провел в сумме 20 матчей, в которых пропустил 18 мячей. В начале 2008-го карьеру закончил Александр Федорович, и, казалось, что Борис получит намного больше игровой практики. Но команда подписала Сергея Веремко, которому пообещали первый номер. Панкратов не захотел вновь мириться с участью сменщика. «В БАТЭ хотели, чтобы я остался. На Кубке Содружества говорили об этом с Сашей Федоровичем и Виктором Гончаренко», – рассказывал вратарь. Но когда контакт с БАТЭ закончился, голкипер укатил в столицу.

Переход в «Динамо» не получился таким шумным, как у Криушенко. Новый тренер сразу сделал Панкратова основным вратарем, оставив на лавке Андрея Горбунова и россиянина Леонида Мусина. С увольнением Криушенко Борис присел на скамейку. Позже вратарь оценил динамовский этап карьеры как авантюру, из которой ничего хорошего не вышло.

Именно с этого перехода начался обмен вратарями между «Динамо» и БАТЭ.

Эти «обмены» не всегда заканчивались мирно. Зимой-2012/13 между клубами разгорелся серьезный конфликт, ставший уникальным для белфутбола. Команды не могли поделить Гутора. В сезоне-2012 вратаря в Борисове на лавку усадил Горбунов. В конце года кипер обратился в федерацию с просьбой расторгнуть в одностороннем порядке контракт с БАТЭ, рассчитанный еще на три года. Поводом для подачи заявления стал пункт в регламенте, согласно которому футболист, сыгравший менее 10 % матчей команды в сезоне, может досрочно разорвать контракт.

В АБФФ прошли навстречу 23-летнему футболисту, дав добро на расторжение соглашения, но с условием компенсации будущим клубом в 180 тысяч долларов. Интересно, что при рассмотрении дела борисовчане требовали сумму в десять раз большую – 1,8 миллиона. БАТЭ подавал апелляцию, но она не стала успешной.

В поисках справедливости Капский дошел до Лозанны. В начале 2014-го Спортивный арбитражный суд увеличил сумму компенсации до 230 тысяч.

Гутор после перехода вспомнил, что является динамовским воспитанником, и признался, что давно хотел вернуться в клуб, за который болел с детства. Эти слова немало обсуждались болельщиками. В Борисове Александра поняли не все.

Воспитанник борисовского футбола после того, как его выставили за ненадобностью из БАТЭ, поиграл за «Волгу» и «Гомель». В начале 2012-го Стасевич подписал контракт с минским «Динамо». Первые два сезона у крайнего хава в столице не впечатлили – в каждом из них он набрал 3+5 по «гол+пас». Ситуация изменилась в 2014 году, когда команду возглавил Владимир Журавель. Стасевич стал лучшим распасовщиком лиги с 12 ассистами и впервые в карьере получил статуэтку лучшего футболиста чемпионата Беларуси.

В конце сезона «Динамо» хотело продлить контракт с лидером, но переговоры зашли в тупик из-за требуемых полузащитником денег. «Встречались со Стасевичем перед его отъездом в отпуск. Честно скажу, пока мы очень далеки от понимания. Клуб с удовольствием оставит этого игрока у себя. Но на адекватных условиях. Мы улучшили финансовую составляющую контракта Стасевича. Но футболист хочет больше. Гораздо больше предлагаемого. Извините, но для таких денег нужно было лучше играть», – подвел итоги переговоров Чиж. Позже сам футболист рассказал, что не чувствовал заинтересованности «Динамо» в своих услугах и что с ним вообще никто не выходил на связь.

Зато долго договариваться с Капским не пришлось. И босс БАТЭ заявил, что сумма в контракте Стасевича не заоблачная. В Борисове полузащитник продолжил сверкать, и сейчас даже в 34 является лучшим футболистом страны.

Балканец приехал в Беларусь летом 2013-го. В минском «Динамо» центральный полузащитник провел два года, сыграл 73 матча и наберал 9+7 по «гол+пас».

Проблемы в команде у Николича начались в мае 2015 года после назначения на пост главного тренера Вука Рашовича. Балканцы были недовольны друг другом. Тренеры говорили, что Николич работает без рвения, а игрок упрекал Рашовича в странных заменах и в отсутствии нормального шанса себя проявить.

История серба в «Динамо» закончилась после разговора с Чижом. «Я сказал, что недоволен ситуацией и хочу уйти из команды. Попросил сказать, сколько нужно заплатить компенсации. Чиж выслушал и спросил: «Чем ты не доволен? У тебя есть зарплата, которую ты получаешь вовремя». Я признался, что не буду работать с Рашовичем, а ждать полгода, пока сменится тренер, было бы слишком. В итоге Чиж согласился на 100 тысяч евро компенсации», – рассказывал Неманя.

В это же время на футболиста вышел БАТЭ. Николич дважды встретился с Капским, после чего клуб перевел на счет «Динамо» необходимые 100 тысяч. Только тогда в Минске узнали, куда переходит полузащитник. Интересно, что поступок Николича осудил его друг Ненад Адамович, для которого трансфер к принципиальному сопернику неприемлем.

Страсти кипели и в первом матче хавбека против бывшего клуба. В конце стартового тайма в футболиста жестко въехал Александру Някша. Пока серб лежал на газоне, к нему бросились игроки и тренеры обеих команд, в том числе Рашович. Футболист и коуч чуть не сцепились. Николича в итоге заменили из-за травмы. После матча Александр Ермакович рассказал, что у подопечного серьезное повреждение – разрыв голеностопа второй степени, но по итогу повреждение оказалось не настолько серьезным.

В общей сложности защитник отдал БАТЭ семь лет, между которыми уместились 84 матча в Премьер-лиге России за «Кубань». Второе расставание с Борисовом произошло летом 2017-го. Все началось после лигочемпионской ничьей с «Алашкертом». Жавнерчик не стал сдерживать эмоции: «За результат отвечает тренер, если будет провалена осень, то нужно увольнять тренера, или разгонять футболистов. Другого выбора нет. Это будет правильно».

Эти слова не понравились Капскому, который посчитал, что защитник, допустивший голевую передачу, хочет спихнуть вину на других. На ответный матч в Армению Жавнерчик не полетел, да и вообще больше не сыграл за БАТЭ. Даже при дефиците исполнителей в обороне Борисов расстался с футболистом. Впоследствии Максим извинится перед Ермаковичем, но не перед Капским.

«Динамо» объявило о подписании Жавнерчика уже через три часа после публикации новости о расставании с БАТЭ. В Минске защитник провел полтора сезона. В начале 2019-го заявил о завершении карьеры.

Разговоры, что 2019-й станет последним для футболиста в Борисове, зазвучали еще по ходу сезона. В декабре клуб официально объявил о прекращении сотрудничества, продлившегося пять лет.

В межсезонье говорили только об одном варианте продолжения карьеры защитника – минском «Динамо». Выбор в пользу «бело-голубых» был сделан и потому, что Риос является воспитанником клуба – до 17 лет занимался в динамовской школе.

В новой команде оригинально презентовали новичка, поддев БАТЭ. По сюжету Риос проехал на электричке станцию Борисов и вернулся в Минск, где когда-то начинал футбольный путь.

Больше всего шума произвел отнюдь не прямой переход из «Динамо» в БАТЭ. Летом 2017-го Драгун вернулся из чемпионата России, подписавшись с борисовчанами. Переход не в «Динамо» вызвал ярость у поклонников «бело-голубых», которые тут же вспомнили перекрашивание забора у бабушки в правильные цвета и детские выезды за «Динамо». До сих пор на каждом матче против БАТЭ фанаты всячески пытаются задеть самолюбие Станислава, который отвечает недоброжелателям забитыми мячами в ворота «Динамо».

Интересно, что в 2012-м сам Драгун оказался в роли предъявляющего за переход из «Динамо» в БАТЭ. Тогда полузащитнику не понравилось решение Андрея Горбунова, перебравшегося в Борисов транзитом через «Неман».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты