Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Пьяный Шмолик работал лучше, чем сейчас многие трезвые». Почему судьи приводят Ковалевича в ярость

«Пьяный Шмолик работал лучше, чем сейчас многие трезвые». Почему судьи приводят Ковалевича в ярость

Почему арбитры приводят главного тренера «Немана» в ярость.

16 ноября 2016, 17:34
22
«Пьяный Шмолик работал лучше, чем сейчас многие трезвые». Почему судьи приводят Ковалевича в ярость

Рассказ тренера, которого уже три раза дисквалифицировали за оскорбления судей.

Отношения между Игорем Ковалевичем и судьями складываются непросто. Будучи главным тренером «Нафтана», он порой упрекал арбитров в нетрадиционной сексуальной ориентации. В 2010-м новополочане сыграли вничью с «Минском», а судьи отменили гол Сергея Политевича.

– Недавно в Вильнюсе был гей-парад. Может, однажды такой же пройдет и в Минске – у нас ведь демократическая страна. Было бы хорошо, если бы в нем поучаствовали наши судьи, – жег на пресс-конференции специалист.

Вспышки гнева случаются и шесть лет спустя. Недавно Игорь Ковалевич схлопотал очередную дисквалификацию. АБФФ третий раз подряд наказала харизматичного специалиста за оскорбление арбитров. В сентябре наставник негодовал после поражения от БАТЭ со счетом 0:4. В том матче Сергей Цинкевич на 35-й минуте показал красную карточку Владиславу Космынину.

Несколько туров спустя специалиста возмутила работа Дениса Щербакова на матче «Неман» – «Шахтер». В Солигорске гродненцы уступили со счетом 0:1, играя вдесятером большую часть встречи. На 20-й минуте судья удалил Поль Роллана Бебе за фол последней надежды и назначил пенальти (отметка 0:25).

На прошлых выходных от Ковалевича досталось и Виктору Шимусику, обслуживавшему матч «Немана» против «Динамо». Игорь Николаевич следил за игрой с трибуны, но это не помешало ему в жесткой форме высказать претензии рефери. 

Александр Ивулин узнал, почему судьи нередко выводят специалиста из себя:

– Во время своей игроцкой карьеры я был достаточно жестким футболистом. Может быть, в каких-то моментах даже играл грубо. Конечно, за такую манеру игры мне показывали желтые карточки, но я не получал предупреждений за разговоры с судьями. В целом, они относились ко мне достаточно доброжелательно. У нас не было никаких конфликтов. Хочу сказать, что тогда уровень судейства был на порядок выше сегодняшнего, хотя и тогда не обходилось без ошибок. На мой взгляд, в 90-е годы арбитры значительно лучше понимали футбол, чувствовали игру. В те времена судей уважали, хотя они тоже показывали желтые и красные карточки. С арбитрами того поколения у меня до сих пор сохранились достаточно теплые отношения.

Понимаете, сложно сдержаться, когда видишь, что судья ошибается неслучайно, а на твоих глазах просто убивает твою команду. Во время матчей стараюсь контролировать эмоции, но в такие моменты сделать это очень тяжело. Например, Виктор Шимусик получил «двойку» за работу на игре «Немана» с минским «Динамо», но какая мне теперь разница? Человек на третьей минуте не поставил очевидный пенальти в ворота минчан, а на шестой нарисовал непонятный одиннадцатиметровый в наши. Я не вмешиваюсь в вопросы подготовки судей, но ведь перед началом сезона они сдают различные тесты. Может, есть смысл, чтобы они проходили тесты у окулиста? Почему судья, который находится в трех метрах от места, где нарушили правила, не фиксирует нарушение. Ну как это понимать? Или удаление Бебе в игре с «Шахтером», которое придумал Щербаков. Разве это нормально?

Наверное, Беларусь – единственная страна на постсоветском пространстве, где запрещено обсуждать работу судей. В России, Украине, Казахстане есть аналитические передачи, которые разбирают и оценивают действия арбитров. Во всем мире эксперты анализируют судейские решения. Почему этого нельзя делать в Беларуси? Хочется, чтобы люди видели моменты, в которых судьи ошибаются. Для чего все это утаивать? Шимусику поставили «двойку», но через две игры он снова начнет судить. После игры я принес Виктору извинения за свое эмоциональное поведение, но он же не извинялся перед командой.

Понимаете, в большинстве своем судьи – трусы. Если предъявляешь им претензии, они ничего не могут сказать в ответ, а берут ручку и пишут рапорты в протокол. По сути, тренер в нашей стране не имеет никаких прав. Сказал что-то судье – он, как говорят в народе, взял и настучал. К сожалению, против записи в протоколе ничего нельзя сделать. Мое субъективное мнение: пока у нас тему судейства можно сравнить с дорогой, у которой одностороннее движение. Арбитры в Беларуси похожи на священных коров в Индии. Это не есть хорошо. Как-то заходил в федерацию и показывал арбитрам два абсолютно одинаковых эпизода в исполнении разных команд, в которых они принимали абсолютно разные решения. Мне умудрились обосновать обе трактовки. Так к чему мы идем?

Когда я работал в «Нафтане», матчи моей команды обсуживали судьи, которые после были отстранены пожизненно. Это Шмолик и Чебыкин. Последний в 2009 году отменил три гола в ворота «Витебска». И даже умудрился отменить автогол.

 Шмолика отстранили пожизненно после матча «Витебск» – «Нафтан», хотя пьяный он судил гораздо лучше, чем многие, будучи трезвыми.

Порой я достаточно резко высказываюсь в адрес арбитров. За некоторые поступки меня достаточно серьезно наказывали. Я стараюсь держать себя в руках, но не всегда получается. Кстати, арбитры не платят штрафов, если некачественно делают свою работу – финансовые санкции применяют только к тренерам. Обратите внимание: в этом году арбитры выводили из себя не только меня. Посмотрите на Пунтуса, Криушенко, Кондратьева. Или на то, как повел себя Сергей Боровский в матче с «Неманом» – совершенно спокойный человек добежал едва ли не к центру поля. Такого слабого судейства, как в этом году, в чемпионате Беларуси еще не было. Это мое субъективное мнение.  Почему так случилось? Нужно спрашивать у представителей судейского комитета.

Вы видели, как Сергей Цинкевич судил финал Кубка страны в 2012 году? Прыжок Лесько в ноги Зубовича в любом чемпионате должен наказываться удалением. Это финал Кубка страны, который смотрит вся страна, а рефери ФИФА показывает вратарю только желтую карточку. Тогда мне что-то говорили о духе футбола, мол, в финале Кубка нельзя удалять вратаря на 20-й минуте.

Когда прихожу на пресс-конференцию после игры с неоднозначным судейством, то все происходит как-то спонтанно. Никогда заранее не готовлюсь к послематчевому общению с журналистами. Когда выражаю претензии в адрес арбитров, не думаю о последствиях. Если бы думал, то наверняка вел бы себя более сдержанно. Может быть, порой я выражаюсь чересчур жестко, но это не меняет сути. Не скрою, приходилось извиняться перед судьями за излишнюю жесткость в выражениях. Но посудите сами: в начале сезона Диваков отменил гол «Немана» в игре с «Витебском», а вскоре после этого Сергея Солодовникова отправили в отставку. Судья ошибся, а тренер лишился работы. Помните, как несколько лет назад в переходных матчах арбитр международного уровня сделал так, что «Днепр» отправился в первую лигу, а «Витебск» в высшую. Своим ошибочным решением человек изменил судьбы многих людей (отметка 6,34).

Проблема судейского корпуса в том, что многие представители этой профессии сами не играли в футбол. Такие люди совсем не понимают игру. Это мое субъективное мнение. Все могут ошибаться, но в последних матчах «Немана» судьи допускают ошибки, которые очевидны для всех, кроме самих арбитров. Здесь тяжело что-то комментировать. К слову, Андрей Жуков – очень квалифицированный судья. Случившееся с ним – какое-то недоразумение. Это порядочный человек и арбитр высочайшего уровня.

В «Немане» у меня подобрался очень хороший коллектив. Люди понимают, чего я от них хочу. Сейчас нет чересчур большой разницы, где я смотрю игры своей команды – на скамейке запасных или на трибуне. Мой помощник может позвонить мне в любой момент встречи. В Беларуси не такие большие стадионы, чтобы игроки не слышали твоего совета. Ну что поделать, если соответствующие органы выписывают мне дисквалификации? У людей своя работа, а у меня – своя.

Фотоvk.com/fcneman

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты