Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Из отпуска привозил минимум 10 кило». Можно ли стать футболистом в Беларуси, имея склонность к полноте?

«Из отпуска привозил минимум 10 кило». Можно ли стать футболистом в Беларуси, имея склонность к полноте?

Экс-голкипер рассказывает, как играть в высшей лиге, если в тебе центнер веса.

23 января 2017, 18:21
8
«Из отпуска привозил минимум 10 кило». Можно ли стать футболистом в Беларуси, имея склонность к полноте?

Можно. История голкипера Романа Астапенко, у которого боевой вес был в районе 100 кг.

Роман Астапенко, выступая за «Звезду-БГУ», брестское «Динамо», «Дариду» и «Неман», наиграл в высшей лиге 136 матчей. Голкипер выделялся внушительными габаритами. При росте 196 сантиметров его боевой вес был в районе ста килограммов. Футболке не всегда удавалось скрыть лишние кило игрока, который ни капельки не комплексовал по поводу своей фигуры:

– У меня не всегда была такая плотная комплекция. В детстве был вообще худой, как велосипед. Начал набирать вес, когда перешел в брестское «Динамо». Тогда мне было где-то 23 года. Стал полнеть из-за неправильного питания. В те времена команду спокойно кормили драниками и другой не очень полезной пищей. Ну как тут не набрать лишний вес? Это сейчас в клубах начали более-менее профессионально относиться к этому вопросу. А в те времена неправильно я питался не только в клубе, но и дома. Придешь вечером, наберешь колбасы с хлебом, закинешь в себя – и все нормально. Тогда Вовка Невинский все следил за моим весом. Он больше всех ждал, когда я разменяю сто кило. И только мой вес перевалил за сотню, он так радовался, так радовался. Ходил и постоянно повторял: «О, Ромка-центнер!»

Я совершенно не парился по этому поводу, хотя в ту пору тренеры пытались мой вес гонять. Хотели, чтобы он был в районе 90 килограммов, но ничего не вышло. Я порвал ахилл, а после этого вес уже не сгонялся. Вообще, мой рабочий игровой вес был в районе 96 килограммов, но у меня не было никаких проблем ни со скоростной, ни с прыжковой работой. Когда количество килограммов переваливало за сотню (ближе к концу карьеры), становилось трудновато. К тому моменту уже начинал прислушиваться к организму.

За лишний вес штрафовали?

– Система штрафов за лишние килограммы практиковалась только в брестском «Динамо» при Михаиле Мархеле. Во время сборов на базе вывешивался листок, где указывался вес каждого игрока на момент начала сбора. С другой стороны было написано, сколько каждый футболист должен весить к его окончанию. Только я не помню, чтобы кто-то платил штрафы. У всех ребят была положительная динамика к концу тренировок, поэтому тренерский штаб не требовал денег.

Обычно игроки набирают лишние килограммы, когда находятся в отпуске. В это время можешь позволить себе что-то лишнее, потом это становится заметно у тех, кто склонен к полноте. Вот, например, Юра Цыгалко мог выпить десять пива и не набрать ни грамма. Я же всегда привозил из отпуска минимум десять кило. Понятно, в это время ездил на море. Поплавал, поиграл в волейбол – вот и вся физическая нагрузка в отпуске. Плюс выпил пивка, поел мяса… Конечно, можно было себя контролировать, но я знал, что в любом случае наберу вес и потом придется работать. Зачем в таком случае себе в чем-то отказывать? Может, немного непрофессионально относился к себе, но когда еще получать удовольствие от жизни? 

Как сбрасывать вес?

– От лишнего багажа приходилось избавляться на сборах. Перед началом предсезонки садился на диету. Ел только вареное мясо и овощи. Ограничиваться одной зеленью нельзя, потому что без мяса можно просто умереть на сборах. Приходилось отказываться от хлеба, гарниров и прочих прелестей. Главное в борьбе с лишним весом – правильное питание без жареной пищи и соусов.

В этом деле многое зависит от мотивации. К тому же Байдачному в «Дариду» я приезжал из отпуска в более-менее нормальной форме. Ни разу не было такого, чтобы Анатолий Николаевич увидел меня на сборах, схватился за голову и крикнул: «Ромик! Что ты с собой сделал?» Он, как и многие, говорил: «Раз привез – придется «порыгать». А что мне оставалось делать? Приходилось ходить на дополнительные тренировки. Особенно тяжело было в Бресте. Сацункевич давал прыжковую работу на песке. Встаешь утром, отправляешься на пляж и начинаешь скакать под его присмотром. Причем выполняешь упражнения до тех пор, пока тренер не увидит, что ты действительно устал.

После этого уже ничего не хочется, а впереди еще два занятия с командой. Кстати, никогда не понимал, для чего голкиперам бегать кроссы. Это можно делать для развития общефизической подготовки в начале предсезонки, но во время чемпионата такая беготня бессмысленна. Вратарям нужно давать взрывную работа, ведь когда играешь в воротах, тебе максимум нужно отойти метров на 20 от штрафной.

Приходилось ли бегать в болоньках, чтобы согнать жир? Это вредно. Такой метод используют борцы, когда сбрасывают вес перед соревнованиями. Такая работа дает большую нагрузку на сердце. После бега борцы идут в баню, а после этого не пьют, чтобы обезводить организм. Для футболиста в период сборов это очень плохо. Не вижу смысла так издеваться над организмом, тем более потом выпьешь 500 граммов воды – и все вернется. Может, какого-то сиюминутного эффекта можно добиться, но особого смысла в этом нет.

Повторюсь, в этом деле главное – мотивация. Когда «Дарида» разваливалась и меня хотели видеть в минском «Динамо», Игорь Тарловский шутил: «Тут ты сотку весишь, а как позвали в «Динамо», так за две недели десятку сбросил». Просто была огромная мотивация уйти в клуб, который борется за высокие места. Когда есть стимул, как это было во время перехода в «Дариду», тогда иначе относишься к себе.

Можно ли набрать вес в течение сезона?

– Набрать лишний вес во время сезона практически нереально. Не знаю ни одного футболиста, кто бы мог это сделать. Ты все время получаешь нагрузку, постоянно находишься в движении. Самое сложное время в этом плане – отпуск. После него приходится повкалывать пару месяцев, а к марту уже более-менее приводишь себя в кондиции. Правда, сейчас отношение игроков к работе стало более профессиональным. Жаль только, денег в нашем футболе с каждым годом все меньше и меньше. 

Как следят за весом футболистов?

– Когда заканчивал карьеру в «Немане», нас повели в диспансер, чтобы измерить уровень жира в организме. Все пацаны ждали, какой результат будет у меня. Зашел в кабинет, полежал под аппаратом, и мне выдали заключение: «У вас практически нет жира. Ваш результат – fitness». Все плакали от смеха. Попросил врача дать мне справку, чтобы показывать ее в спорных ситуациях.

В Гродно Игорь Чумаченко дал мне прозвище «Малыш». Ничего себе, Малыш, который весит сто килограммов. Однако кличка прижилась. Когда выступал за «Неман», жил в одной квартире с Сергеем Сосновским. После Нового года у нас стояла искусственная елка. Я как-то вышел из душа и побежал в свою комнату мимо нее, а Серега как заорет: «О! Смотрите, Йети, Йети!» Потом Дима Макар подарил мне фигурку снежного человека. Кстати, она была фартовой. Всегда брал ее на выездные матчи и ставил в шкафчик.

Еще в Гродно у меня одно время были проблемы с формой. Как-то нам прислали вратарский комплект XL, а мой размер XXL. Я даже толком не влез в тот свитер, потому что он был очень узкий. Тогда начальник команды Сергей Короза звонит поставщикам: «Вы что там, с ума сошли? Моему вратарю нужном минимум два Х, а, может, даже и три». До этого таких проблем не было, тем более раньше у всех была мешковатая форма практически одинакового размера. Влезали в нее, как в фуфайку. 

Лишний вес мешает вратарю?

– Вес помогает играть на выходах. Мало кто  полетит под такой стокилограммовый танк :). Хотя тут больше устрашает не вес, а фактура. Когда я играл на выходах, были случаи, что сопернику доставалось, и его уносили с поля. Правда, я никогда не летел в футболиста, чтобы целенаправленно сломать. Понятно, выставлял колено и кричал, чтобы хотя бы свои смогли разбежаться. Бывали рисковые парни, которые летели в меня, но, по-моему, это было глупостью с их стороны.

Мне хватало роста и веса, чтобы качественно играть в воротах. Нельзя загонять человека в рамки, типа, если рост 190 сантиметров, то вес должен быть в районе 86 килограммов. Тут все индивидуально, человек сам чувствует, когда летает, а когда нет.

Максимальный вес, с которым я выходил на поле, где-то 106 килограммов. Это было ближе к концу карьеры. Не понимаю, зачем меня тогда выпускал Сергей Солодовников. На тот момент я не был готов играть. Еще во время тренировок я понимал, что тяжеловат. На тот момент уже думал о завершении карьеры.

Кстати, есть приборы, которые измеряют высоту прыжка. Серега Черника, который ниже меня, в «Немане» прыгал примерно 50-60 сантиметров вверх, а я 42. Но благодаря комплекции и длинным рукам я дотягивался до таких же мячей, как и он. Конечно, было бы неплохо выпрыгивать на 60 сантиметров, но тогда бы я залетал за ворота :). Плюс с моим телосложением иногда лучше просто упасть и вытянуться, чем толкаться и выпрыгивать. 

Футболист такой комплекции может играть в поле?

– Не могу представить полевого игрока с моей комплекцией. С пузом много не наиграешь. Попробуй пробеги десять километров за матч на рывках. Сомневаюсь, что, имея лишние килограммы, можно соответствовать нормальным требованиям. Когда закончил с футболом, немного поиграл на любительском уровне за «Запад-3». Один тайм стоял в воротах, а второй проводил в нападении. В одной встрече даже забил три мяча, потом ребятам смеялись, что я играю лучше наших форвардов. Признаюсь, что ходил практически пешком. Если бежал вперед, то потом на свою половину поля меня нужно было подвозить:).

Фото: Иван Уральский

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты