Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Наверное, нужно быть тупым, чтобы не понять требований Гончаренко». Белорус из ЦСКА, приехавший на просмотр в «Крумкачы

«Наверное, нужно быть тупым, чтобы не понять требований Гончаренко». Белорус из ЦСКА, приехавший на просмотр в «Крумкачы

Знакомимся с Романом Кривулькиным.

17 февраля 2017, 09:20
17
«Наверное, нужно быть тупым, чтобы не понять требований Гончаренко». Белорус из ЦСКА, приехавший на просмотр в «Крумкачы

Александр Ивулин познакомился с Романом Кривулькиным. 

Фамилия этого игрока наверняка ничего не скажет любителям белорусского футбола. Лишь некоторые отечественные специалисты что-то слышали об отличной левой ноге 20-летнего парня из молодежной команды ЦСКА. И в том, что этого парня мало кто знает, нет ничего удивительного. Ведь уроженец деревни Лесуны Толочинского района только нынешней зимой впервые побывал в Минске:

– До шести лет я жил в Лесунах. Это обычная белорусская деревня с полями, огородами и колхозом. В ту пору там жило примерно 500 человек. Сейчас практически все жители уехали из Лесунов. Кто-то отправился в Минск, другие – в близлежащую Оршу. В общем, деревня потихонечку вымирает, – вспоминает Кривулькин. – Это, конечно, грустно. Зато у меня было типичное бесшабашное деревенское детство. Постоянно бегал на улице с друзьями, лазил по деревьям, заброшенным зданиям. Чем еще заняться в деревне? Мама постоянно загоняла домой, как только темнело. Это были прекрасные, беззаботные времена. 

Воспитанием Романа занимались мама и бабушка. Его отец умер, когда мальчишка был совсем маленьким. В шесть лет у парня появился отчим, который перевез семью в Санкт-Петербург. Именно в городе на Неве мальчишка заболел футболом.

– После переезда в Питер я начал заниматься тхэквондо. Правда, занятия продлились всего четыре дня. На одной из тренировок мы играли в футбол. Мне так понравилось это дело! Сказал маме, что хочу заниматься этим видом спорта. Меня отдали в секцию, находившуюся в нашем районе. Уже тогда отчим сказал: «Определись, чем хочешь заниматься в жизни – и не бегай туда-сюда».

Парень определился и через шесть лет перебрался в СДЮШОР «Зенит». Нет-нет, эта школа не имеет ничего общего с академией именитого клуба.

– Формально наша команда ничем не отличались от команды клубной академии. Только в академию «Зенита» вкладывалось намного больше денег. Конечно, там были куда более комфортные условия для тренировок. В распоряжении академии находилось много полей хорошего качества. У нас все было гораздо скромнее.

Команды из структуры клуба часто ездили на различные международные турниры в Италию, Испанию, Германию. Хотя, по большей части, уровень игроков в СДЮШОР «Зенит» и академии «Зенита» практически не отличался. Честно сказать, было обидно, что ребята из академии имеют возможность попробовать свои силы на уровне европейских команд, а ты играешь только в чемпионате Санкт-Петербурга. Наша команда забивала всем по семь-восемь мячей. О каком прогрессе при такой конкуренции можно говорить? Какой смысл играть против команд, которые намного слабее тебя?

Наша СДЮШОР лишь раз выбралась на выставочные международные сборы в Испанию. На них мы выиграли у юношей «Валенсии». До матча казалось, что ребята из такого знаменитого клуба будут какими-то небожителями. Они оказались обычными футболистами нашего уровня. Может, соперники были чуть более техничны, но, в принципе, ничего особенного не показали. Правда, в следующем матче наша команда проиграла мадридскому «Реалу» со счетом 1:7.

***

Кривулькин был одним из лидеров своей команды. После выпуска из СДЮШОР парень был уверен, что попадет в дубль «Зенита». Увы, переход так и не состоялся из-за того, что все учащиеся СДЮШОР подписывали агентские договоры с менеджером Денисом Гагариным. По мнению Романа, он вел себя непорядочно по отношению к игрокам. Мол, агент хотел заработать серьезные деньги на трансферах молодых футболистов.

– Мой бывший агент говорил, что у него есть много вариантов моего трудоустройства. По его словам, была возможность перейти в «Зенит-2», но что-то не срослось. Знаю, мной интересовался «Рубин», но и тут ничего не получилось. Понимаете: я даже никуда не съездил на просмотр, а просто играл на чемпионате города.

Самые реальные шансы пробиться в клуб премьер-лиги у Романа были в 2014 году, когда он отлично сыграл за сборную Санкт-Петербурга на Мемориале Гранаткина (стал лучшим защитником турнира) и Кубке Содружества.

– Было немного странно, когда меня признали лучшим защитником Мемориала Гранаткина. По-моему, лучших игроков соревнований нужно выбирать из команд первой тройки, а не из сборных, расположившихся на седьмом-восьмом местах.

Намного больше мне запомнился Кубок Содружества. Я играл против парней, которые на два-три года были старше меня. Было реально круто бороться с ними. Физически большинство соперников было мощнее меня, поэтому приходилось толкаться, чтобы быть с ними наравне. Кстати, на Кубке Содружества  чувствовалась отличная поддержка жителей Санкт-Петербурга. На наши матчи собиралось по 2,5-3 тысячи человек. Люди очень сильно болели за нас.

На том турнире Кривулькину пришлось играть против молодежной сборной Беларуси.

– Было очень интересно сыграть против сборной страны, где я родился. Признаюсь, я не знаю белорусского гимна, но очень люблю Беларусь. В том матче сборная Питера проиграла со счетом 0:3. В наши ворота залетали просто нереальные голы – от штанг, в девятки. У вратаря просто не было шансов, чтобы парировать такие удары.

Кстати, я давно решил, что буду выступать только за сборную Беларуси. Каждый футболист должен играть за команду страны, в которой родился. Мне непонятно, когда в сборную России вызывают бразильца. По-моему, это полный бред. Но не буду скрывать, в свое время я ездил на сборы юношеской сборной России, однако не принимал участия в официальных матчах. Отказался бы от вызова на официальную встречу, если бы его получил.

Что касается той белорусской молодежки, не скажу, что в нашем матче мне кто-то особо запомнился. Савицкий? Наслышан, что это очень сильный игрок и в свое время его звали в «Зенит». Признаться, не понимаю, почему он не решился на переход. Понятно, на первых порах там пришлось бы очень тяжело, но попробовать себя в таком клубе дорогого стоит. Тем более всегда можно вернуться в Беларусь и доказать, что ты здесь самый сильный.

***

Удивительно, но после хороших матчей за сборную Санкт-Петербурга Кривулькин еще год играл исключительно в чемпионате города.

– Продолжалась история с агентом. К директору СДЮШОР пришла моя мама, начала разбираться. Ее заверили, что мне дадут шанс съездить на какой-нибудь просмотр, но прошел год – и ничего не изменилось. Потом я узнал, что руководство СДЮШОР требовало от «Рубина» серьезные деньги за мой переход. Не знаю точной суммы, но она весьма велика.

Следующий сезон у меня фактически вылетел из-за проблем со здоровьем. Из-за одного детского тренера, который в свое время давал нам большие нагрузки, у многих ребята из нашей СДЮШОР начались проблемы с паховыми кольцами. У меня в том числе. Обидно, что есть такие люди, которые тренируют лишь бы тренировать, а потом страдают игроки. Практически весь сезон меня беспокоили боли в паху. Старался отлежаться, но через три-четыре тренировки снова ощущался дискомфорт – и снова приходилось лечиться.

В общем, решил, что если никуда не уеду летом 2015-го, буду заканчивать с футболом. Было до слез обидно, потому что понимал, что ничем не хуже ребят, которые играют в молодежном составе того же «Зенита».

Карьера Кривулькина могла закончиться, не успев начаться. К счастью, мы живем в мире социальных сетей.

– Мне во «В контакте» написал один агент: «Помню тебя по Кубку Содружества, почему сейчас нигде не играешь?» Объяснили человеку, что на моем пути попадались агенты, которые мне не помогали, а только хотели поиметь с меня денег.

На тот момент мне было 19 лет. Этот человек сказал: «Давай я помогу тебе найти клуб». Признаться, не поверил ему, но отказываться не стал. Через несколько дней он пишет: «Есть возможность поехать на просмотр в «Спартак». Правда, вскоре этот вариант слетел, потому что команда уехала на сборы. Но через пару дней появилась возможность попасть в ЦСКА. Как сейчас помню, узнал о ней во вторник, а уже в четверг нужно было приехать в Москве. Быстренько собрал вещи и отправился в ЦСКА.

***

Просмотр в стане «армейцев» длился практически месяц и завершился подписанием контракта.

– Когда только начал тренироваться в ЦСКА, ощущалась колоссальная разница по сравнению с уровнем, который был в СДЮШОР «Зенит». Просто небо и земля! На первых порах у меня были серьезные проблемы с техникой. Все ребята играли в одно-два касания, а мне нужно было сделать четыре-пять, чтобы просто обработать мяч и отдать нормальную передачу. Было очень стыдно. Вспоминаю момент, когда реально краснел на поле. Тренировался с командой примерно неделю, и на одном занятии мне не хватило партнера для выполнения упражнения. Пришлось работать с тренером по физической подготовке. Он подкидывал мяч мне на голеностоп – мне нужно было принять его и отдать пас. Я принимаю, но мяч попадает мне в щиток и отскакивает. Тренер говорит: «Все нормально, продолжай». Снова накидывает, а я опять принимаю мяч щитком. Было очень стыдно, потому что ощущал себя деревянным.

Хорошо, что все-таки удалось чем-то заинтересовать тренеров. В молодежной команде ЦСКА очень хороший тренерский штаб. Есть главный тренер и тренеры, которые отдельно работают с каждой линией – вратарями, защитниками, полузащитниками и нападающими. Кроме того, в команде есть тренеры по технике и физической подготовке. Все они специалисты очень высокого уровня.

Старался понравиться им изо всех сил. Пришлось приложить много усилий, чтобы решить проблему с техникой. На каждом занятии мы по 30-40 минут работали с мячами. За каждым игроком следили тренеры и делали замечания. Они показывали, как нужно ставить ногу, говорили об ошибках. До сих пор считаю, что моя техника неидеальна, но теперь она хотя бы есть:).

Чтобы устранить недостаток, Кривулькину понадобилось примерно четыре месяца интенсивной работы. Благо тренировочный процесс располагал к прогрессу.

– В ЦСКА очень серьезный подход к тренировкам. Каждый человек в клубе имеет свой круг обязанностей и выполняет их. На тренировке все происходит четко и быстро. Это в СДЮШОР «Зенит» можешь стоять и пять минут слушать задание, а потом еще и бегать за мячами для упражнения. В ЦСКА занятие длится час-полтора, но оно очень интенсивное, практически без пауз. В «Зените» тренировка шла полтора часа, но нормальной работы там было минут 40-45.

Особенно тяжело в ЦСКА было во время предсезонных сборов. Тренеры закладывали базу на сезон, поэтому приходилось много бегать. Бывало, что людей от нагрузок просто рвало во время бега, но они все равно дорабатывали до конца. Это показатель того, что все хотят играть в ЦСКА. Хочешь вырасти в хорошего футболиста – будешь терпеть.

Роман быстро завоевал место в старте дубля ЦСКА. Его позиция на левом фланге защиты не подвергалось никаким сомнениям.

– В матчах молодежных команд я встречал только быстрых нападающих. Уровень турнира достаточно неплох, потому что все хотят проявить себя и пробиться в основу клуба РФПЛ. Даже играя с аутсайдерами чемпионата, нельзя было позволить себе выходить на поле хоть чуть-чуть расслабленным. Кстати, довольно часто в матчах молодежных команд за некоторые клубы играли футболисты основы. Например, в поединке против «Терека» я противостоял Резиуану Мирзову. Знаешь, даже приятно, когда на игры против ЦСКА команды из нижней половины таблицы подтягивают футболистов основы. Пусть ставят их – мы-то все равно окажемся сильнее.

К слову, в молодежке ЦСКА совсем небольшие зарплаты. Где-то 50 тысяч рублей (примерно 880 долларов). На эти деньги можно нормально жить в Москве, но накопить на квартиру или машину сложно. Считаю, это правильно. Футболист дубля должен думать о том, как попасть в основу, а не о деньгах.

***

В ЦСКА Кривулькин работал не только с дублерами. Периодически парень тренировался с основой «армейцев». Причем первую тренировку с главной командой клуба Роман провел еще до того, как подписал контракт.

– Мне и еще одному пареньку сказали: «Завтра вы тренируетесь с основой». Я был в шоке. Вроде только-только приехал, еще не подписал контракт, а уже тренируюсь с основой ЦСКА. Перед началом занятия ноги тряслись ну очень сильно.

Тогда меня больше всех впечатлил Думбия. Не зря в свое время он был одним из лучших нападающих чемпионата России. Это форвард очень высокого класса. Он ставит корпус так, что спиной может протолкнуть любого. Разворачивается так резко, что практически всегда выходит один на один. Играть против него очень-очень тяжело.

Еще очень понравился Головин. Видно, что у парня очень много энергии. В каждом моменте этот игрок хочет проявить себя. Не зря сейчас он, несмотря на свою молодость, один из лидеров основного состава ЦСКА.

Когда в прошлом году главному тренеру команды Леониду Слуцкому начал ассистировать Виктор Гончаренко, Кривулькин стал тренироваться с основой чаще обычного. На счету Романа порядка 30 тренировок с главной командой клуба.

–  Гончаренко – очень хороший тренер. Ребята из молодежной команды, которые сейчас поехали на сборы с основой ЦСКА говорят, что он много внимания уделяет молодежи. Наверное, это первый специалист такого высокого уровня, который так легко общается с молодыми. Гончаренко буквально за руку водит игроков по полю. Наверное, нужно быть чересчур тупым, чтобы не понять требований Виктора Михайловича. Если не можешь этого усвоить, наверное, нужно заканчивать с футболом.

Тренировки с основой не помогли Кривулькину сыграть за главную команду ЦСКА в официальных встречах. Ближе всего к выходу на поле Роман был в сентябре прошлого года. Вместе с основой он полетел в Иркутск на матч 1/16 финала Кубка России против «Байкала». Защитник попал в заявку на игру, но так и не вышел на замену.

– Очень хотелось сыграть за главную команду ЦСКА. Надеялся начать матч в стартовом составе, но не вышло. Наверное, счет не позволил Леониду Викторовичу дать шанс молодежи.

Зато увидел, как щепетильно в клубе относятся к мелочам. Банальный пример: когда летишь куда-нибудь обычным рейсом, тебе дают покушать какой-нибудь бутерброд – на этом все. Когда летишь играть за ЦСКА, на борту чуть ли не шведский стол – овощи, фрукты, конфеты… У каждого футболиста есть несколько мест, чтобы была возможность выпрямить ноги.

***

Нынешней зимой Кривулькин решил вернуться на родину. Парень понимает, что пока не может рассчитывать на место в основе ЦСКА, а сидеть в дубле ему не хочется.

– В этом году мне исполнится 21 год. Чувствую, что нужно переходить на новый уровень. Играть в первенстве дублеров мне уже не так сложно. Хочется бороться с мужиками, чтобы продолжать прогрессировать. Вместе с агентом решили, что сейчас будет лучше перейти в другой клуб. Мне предложили поехать в «Крумкачы» – я согласился. Все-таки команда играет в высшей лиге чемпионата Беларуси. Думаю, лучше выступать здесь, чем в ФНЛ. Тем более в белорусском первенстве есть четыре-пять команд очень хорошего уровня.

В свое время я говорил: «Если переходить в чемпионат Беларуси, то только в БАТЭ». Сейчас мое мнение изменилось. Пока я не готов к переходу в клуб уровня Лиги чемпионов или Лиги Европы. Для этого нужно соответствовать всем параметрам: физика, тактика, психология. Сейчас мне нужно прибавлять в мастерстве в более скромной команде. Если все пойдет хорошо, то шанс попасть в большой клуб обязательно появится.

Фото: pfc-cska.com

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты