Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Дмитрий Молош: «Позволили «Лучу» занять первое место. Для меня это главное разочарование года»

Дмитрий Молош: «Позволили «Лучу» занять первое место. Для меня это главное разочарование года»

Главный тренер «Смолевичей» – о возрастных футболистах и падающем уровне первой лиги.

16 ноября 2017, 19:22
14
Дмитрий Молош: «Позволили «Лучу» занять первое место. Для меня это главное разочарование года»

Главный тренер «Смолевичей» – о возрастных футболистах, ошибках и падающем уровне первой лиги. 

Дмитрий Молош завязал с игроцкой карьерой в 2015-м. Неуступчивый крайний защитник долго думал о том, как жить дальше. Он мог уйти в бизнес, но все-таки остался в футболе, став детским тренером в структуре БАТЭ. Через полгода Молош оказался в «Смолевичах», которые в нынешнем сезоне смог вывести в высшую лигу:

– Еще два года назад вы работали детским тренером, а сейчас выводите команду в высшую лигу…

Когда моя игровая карьера приблизилась к концу, решил взять паузу, чтобы понять, как жить дальше. Она растянулась примерно на восемь месяцев. В это время много путешествовал и думал о будущем. В конце концов, пришло осознание, что я не могу жить без футбола. Чуть позже появилась возможность поработать в структуре БАТЭ. Поговорили с Анатолием Анатольевичем Капским. Он сказал: «Давай начнешь с детей». Решил попробовать, чтобы понять, насколько это мое. Проработал с мальчишками четыре месяца на испытательном сроке и получил от этого огромное удовольствие. Мне было очень интересно возиться с ними. Быстро понял, что работать с детьми тяжелее, чем со взрослыми футболистами, но здесь ты тут же получаешь отдачу. Дети фанатично относятся к игре и работают с большим желанием. Им всем хочется стать новыми Месси или Роналду, в отличие от взрослых игроков, которые уже более-менее знают свой уровень и порой просто плывут по течению.

Потом БАТЭ заключил договор со «Смолевичами», и я начал работать в штабе Виталия Рогожкина. Нынешний сезон впервые начал в роли главного тренера, а дальше вы все сами знаете.

– Прошлую субботу вы назвали одним из самых счастливых дней в жизни. С чего она началась?

– Встал довольно рано. Не буду рассказывать всю подноготную этого дня, но скажу, что я верил, что у «Смолевичей» все будет хорошо. Конечно, в последнем туре не все зависело от нас. Тем более, вокруг матча «Луча» с «Торпедо» хватало нездоровых разговоров, поэтому многие наши ребята уже немного приуныли. Но мы поговорили, и матч с «Осиповичами» доказал, что наша команда вышла на поле с большой верой в положительный результат.

– Вас напрягали разговоры, мол, «Луч» сделает так, что в высшую лигу отправится «Торпедо», которое устраивало даже минимальное поражение?

– Я не первый день в футболе и слышал много историй, мол, кто-то кому-то что-то будет сдавать. Думаю, 90% таких разговоров – просто бред, который ни на чем не основывается. Такие слухи распускают люди, которые не играли на хорошем уровне. Наверное, им просто хочется верить в свои гипотезы. Они думают: «Вот если бы я оказался в такой ситуации, наверное, расписал бы этот матч».

Знаю руководство, тренера и некоторых футболистов «Луча». У них большие амбиции, поэтому был уверен, что команда будут играть честно. На прошлой неделе играл в футбол на СОКе и случайно буквально десять минут понаблюдал за тренировкой команды Биончика. Увидел, с каким настроением работают ребята. Вроде, они уже выполнили главную задачу на сезон, но пахали с такой концентрацией и самоотдачей! Сразу стало понятно, что футболисты «Луча» будут играть на победу.

Перед началом нашего мачта с «Осиповичами» сказал ребятам: «Так, чтобы никто не вздумал говорить, как идут дела в Минске. Мы никак не может повлиять на результат этого матча, а свой матч должны выиграть».

Когда уважаемые люди в обоих клубах начинают заниматься такими делами… Ребята, в одной лиге с вами играют не дураки. Зачем устраивать цирк? Меня очень задела эта ситуация. Думаю, «Луч» тоже. Это же настоящий нонсенс! Если такие вещи узаконены, то наш футбол движется не в том направлении. Сразу сказал ребятам: «Если Бог есть, то все станет на свои места». В принципе, так и получилось.  

– О чем говорит то, что «Луч», имея -10 очков штрафа на старте сезона, к финишу обогнал «Смолевичи» на 5 баллов?

Не знаю, как к этому отнеслись руководители, тренеры и футболисты других команд, но меня это сильно задело. Мы позволили «Лучу» занять первое место. Для меня это главное разочарование года, которое гложет до сих пор. Конечно, можно довольствоваться малым, но это не для меня. В спорте все очень просто: только слабый начинает оправдываться и указывать на какие-то моменты. Результат работы – это место команды в таблице в таблице по итогам сезона. Уже потом можно рассказывать о чем угодно. Глядя на такой результат, понимаешь какой большой объем работы провели в «Луче». В общем, могу только поздравить команду с таким достижением, ребятам большой respect.

– Еще и за то, что «Луч» помог «Смолевичам» все-таки выйти в высшую лигу?

– В какой-то мере да. Этот год был для меня очень тяжелым в эмоциональном плане. Наверное, где-то выполнял даже ненужную работу, которую не делал бы более опытный тренер.

С первых тренировок я настраивал футболистов на высокие цели. Хотелось выйти в высшую лигу уже в этом году, хотя нынешний сезон стал для меня дебютным в качестве главного. Я видел, что ребята настроены на результат. Правда, многие из них впервые в жизни выполняли какие-то серьезные задачи. Поверьте, достаточно тяжело быть под напряжением и бороться за высокие места, если никогда в жизни этого не делал. «Смолевичи» – молодой клуб, у которого еще не было больших побед. Считаю, и команда, и администрация в нынешнем сезоне выполнила большой объем работы и набрались опыта.

– За счет чего была добыта эта победа?

– В этом большая заслуга руководства клуба, футболистов, тренерского штаба и болельщиков. Это постоянная работа над тем, чтобы донести до игроков свои требования, сохранить нормальную рабочую обстановку в коллективе и решить много других вопросов. После первого круга, который мы прошли на одном дыхании, у команды случился «черный август» – мы проиграли почти все. Уже понимаю, почему так произошло, но не буду говорить об этом прилюдно. Были допущены кое-какие ошибки, о которых я говорил футболистам в глаза. Речь идет не только о том, что происходит на поле. Если бы не эта неудачная серия, решили бы задачу на сезон не в последнем туре, а намного раньше.

В тот момент наш тренерский штаб завелся по-настоящему и начал пахать еще больше. Нужно было что-то менять. После неудачных встреч несколько раз звонил известным белорусским специалистам, с которыми поработал в игроцкую бытность, просил совета. Слава богу, почти со всеми у меня хорошие отношения.

Если честно, я даже немного удивился, как легко они шли на контакт, хотя некоторые люди говорили: «Этот тренер очень закрыт, он никому не рассказывает своих секретов». Все это оказалось неправдой. Никто из специалистов, с которыми я разговаривал, не ограничивался набором общих фраз, а пытался помочь решить проблему. Как по мне, это нормальная практика. Например, в Европе все тренеры делятся друг с другом своими наработками, что-то подсматривают и берут на вооружение.

Могу только лишний раз сказать им спасибо. Некоторые даже сами звонили мне после неудачных матчей: «Как думаешь, что произошло? Почему у команды что-то не получилось здесь? А тут?» Мне было приятно.

Конечно, еще самому предстоит проанализировать весь прошлый сезон, разбить его на отрезки и проделать серьезную работу. Хотя после каждой игры составляю для себя какой-то отчет. Выделяю положительные и отрицательные моменты, над которыми нужно потрудиться в следующем тренировочном цикле.

– Займетесь анализом в отпуске? Какие у вас планы на него?

– С сегодняшнего дня у меня закончился контракт с клубом. Пока официально нахожусь в статусе безработного:). Но, конечно, проанализирую прошедший сезон и сделаю нужные выводы.

***

– Вы тяжело переживаете поражения?

Очень. Когда разговариваю с более опытными тренерами, постоянно интересуюсь: «Как вы справляетесь с поражениями?» Еще в игроцкую бытность мне тяжело давались неудачи. Сейчас читаю книгу о Леониде Слуцком «Тренер с нашего двора». Он рассказывает, что на старте карьеры после каждого поражения думал: «Блин, у меня не команда, а катастрофа. Наверное, я плохой тренер, если не можем выиграть у такого соперника». Тот же Слуцкий интересовался у Алекса Фергюсона, Жозе Моуринью, как они борются со стрессом. После поражений обязательно нужно на что-то переключиться. Кто-то увлекается коллекционированием, кто-то идет на скачки, кто-то, как Виталий Леонидович Жуковский, отправляется на рыбалку.

– Как переключаетесь вы?

– Стараюсь не делать выводов по горячим следам, с холодной головой через день сажусь и пытаюсь анализировать, что пошло не так. Кроме того играю в футбол с друзьями. Получается оставить какую-то злость и агрессию на футбольном поле. Другого способа эмоциональной разгрузки пока не нашел. Хотя с возрастом стал больше интересоваться искусством. Хорошо, супруга иногда выводит в свет. Правда, не получается делать это часто, все-таки у меня двое детей и нужно уделять им время.

– Сколько времени вам нужно, чтобы переключиться на следующий матч?

– Все зависит от результата и качества игры. Если меня все более-менее устраивало, то немного. После короткого перерыва посмотрел матч, сделал нарезки, обратил внимание на персональные действия и работу в линиях. Порой разбирал один матч целую неделю. Наверное, более опытный тренер не уделял бы этому столько внимания, но только со временем начинаешь понимать такие вещи.

***

– Многие критикуют «Смолевичи» за большое количество возрастных футболистов…

– Работа в «Смолевичах» в прошлом сезоне убедила меня, что в каждой линии должен быть хотя бы один опытный футболист, который сможет повести за собой. Молодые будут смотреть на них и расти. Считаю, за этот год наша молодежь сделала большой шаг в своем развитии.

– Но в вашей команде молодежи совсем немного.

– Если бы у меня была возможность, я бы набрал больше молодых ребят. Считаю, среди тех же «лимитчиков» должна быть более серьезная конкуренция. У нас такого не было, может, поэтому некоторые чувствовали себя немного вольготно, хотя я как только мог старался не допустить этого. А что касается возрастных исполнителей, то тут нужно выбирать: или мы растим молодых игроков, или даем результат. Понятно, хочется убить двух зайцев, но такого не бывает.

Из-за экономической ситуации в стране мало белорусских клубов задумывается о будущем. Единицы заключают контракты с футболистами и тренерами на два-три года. Наставник приходит в клуб и слышит от руководства: «Вот тебе время для достижения определенного результата. Не обижайся, если задача не будет выполнена». И что делать? Конечно, есть клубы, где руководство и тренер спокойно работают на перспективу. А остальные? Сейчас тренеры и футболисты, как сезонные рабочие. Получается сразу дать результат – работаешь дальше, нет – до свидания.

Понятно, работа с молодыми игроками – совсем другой вопрос. Считаю, в «Смолевичах» уделяем этому достаточно внимания: показываем видео, работаем индивидуально. Повторюсь, за этот год наши ребята сделали серьезный качественный скачок. Им еще предстоит много пахать, но они серьезно прибавили.

– Можете объяснить, как 41-летний Игорь Трухов отыграл за «Смолевичи» 30 матчей в сезоне?

– Когда брал его в команду, у меня были очень большие опасения. На первой встрече сказал: «Игорь, будешь выглядеть слабее других – будешь сидеть в запасе». Он ответил: «Никаких вопросов. Буду доказывать и пахать наравне со всеми». После пары товарищеских матчей стало понятно, что отказываться от Трухова нельзя. Если бы велась статистика Игоря по километражу, который он пробегает за матч, все бы сильно удивились. Трухов – уникум. В таком возрасте показывать такой уровень футбола и так быстро восстанавливаться – это что-то невероятное.

Изначально приглашал Игоря в команду в качестве своего помощника. Ему тоже нужно постепенно переходить к тренерской работе. Трухов постоянно участвовал во всех обсуждениях занятий, планировании недельных циклов. Но поймите, когда зимой увидели его потрясающую форму, решили, что грех отказываться от такого исполнителя.

Повторюсь, тренер сильно рискует, когда подписывает возрастных игроков. Если не будет результата, то в его адрес полетит много шишек. Начнутся разговоры: «Почему молодежь сидит, а этот старик еле-еле двигается?» К слову, председатель райисполкома Михаил Гаврилович Загорцев критиковал меня за доверие возрастным игроком. Понятно, ему хочется, чтобы в составе играли молодые, но остаток сезона-2016 убедил меня, что без опытных ребят никак. Не будет человек расти, если рядом нет дядьки-наставника.  При этом приглашая Ковалюка, Воронкова, Шкабару говорил: «Вы опытные ребята, поэтому должны давать результат, создавать микроклимат и делать так, чтобы молодежь развивалась. Беру вас только для этого». Если бы что-то пошло не так, нам бы пришлось расстаться.

Каждый из ветеранов в течение сезона хоть раз, но побывал на скамейке запасных. Объяснял им, что есть спортивный принцип: кто сильнее, тот играет. Во время чемпионата у нас случались серьезные разговоры. Беседовали и индивидуально, и при всех в раздевалке. Говорил парням в лицо то, что, возможно, им было неприятно слышать. Может, это местами жестко, но лучше сказать все в глаза человеку, чем вылить претензии в прессу или донести руководству клуба.

– Когда в перерыве матча заходите в раздевалку, игрокам часто становится страшно?

– Тут все зависит от конкретного случая. Нужно понимать, почему что-то идет не так. Если ребята все делают правильно, но соперник просто выглядит сильнее – есть одна линия поведения. Если подопечные чувствуют какую-то вольготность – другая. Если не выполняют план на игру – третья. Иногда случается, что в раздевалке что-то летает, куда без этого. Главное, чтобы твое поведение не напоминало истерию. Какой толк, если ты постоянно будешь орать на игроков? Если тренер заводится, то для этого должна быть веская причина.

Например, когда во втором круге мы проиграли «Лучу», я зашел в раздевалку и сказал, что на месте игроков  просто откусил бы себе что-нибудь, если бы уступил команде, которая начинала сезон с -10 очков и обошла нас в таблице. Все-таки у уважающих себя футболистов должно быть какое-то самолюбие.

Здесь чистая психология и верный ход, чтобы парни что-то пересмотрели в будущем. Я читаю достаточно литературы по этой теме. Чем больше углубляешься в психологию, тем больше понимаешь – это очень интересная сфера. Литературы столько, что всего не перечислишь. Всегда стараюсь самые понравившиеся моменты из книг переносить в компьютер, чтобы все было под рукой.

***

– Вы отработали в первой лиге почти два года. Что собой представляет этот турнир?

– До приглашения в «Смолевичи» я никак не пересекался с первой лигой, поэтому не могу говорить, что из себя раньше представлял турнир. Многие ребята рассказывали, что несколько лет назад, когда в первой лиге выступали «Городея» и «Слуцк», чемпионат был сильнее. Но, поверьте, здесь играть очень непросто.

Лига очень непредсказуема. Многим командам не хватает класса, поэтому один матч они могут сыграть великолепно, а следующий провалить. Понял, что в первой лиге нужно больше внимания уделять балансу между собственной игрой и разбором соперникам. Нужно понимать, многие футболисты, играющие во втором дивизионе, совмещают футбол с работой и порой приезжают на тренировки за несколько дней до игры. Из-за этого большую роль в матчах играет элемент случайности.

Не хочу сказать, что в нашем Д2 все плохо. Есть команды довольно неплохого уровня, в которых хватает талантливой молодежи. Видно, что тренерские штабы работают с людьми. В этом плане лига достаточно интересная для работы и прогресса.

– Как вы разбирали соперников по первой лиге? Где брали материал для анализа?

– Опять же, не буду раскрывать все секреты, но большое внимание уделялось статистике. В прошлом году «Смолевичи» вовсе отправляли одного тренера на матчи команд-соперниц. Мы были в постоянном контакте с БАТЭ. Александр Ермакович и члены его штаба рассказывали нам, как они готовятся к матчам Лиги чемпионов, играм внутреннего первенства. Правда, в этом году больше внимания уделяли своей игре. Целенаправленно готовились только к матчам с определенными соперниками. В остальном подсматривали какие-то нюансы и доносили их до ребят.

– Какой футбол вы хотели привить своей команде?

– Не буду раскрывать всех тактических систем. Тем более мы хотели слишком многого от футболистов. Практика показала, что лучше использовать одну-две схемы, но доводить игру до автоматизма, потому что общекомандный уровень не позволяет часто варьировать схемы. В принципе, в первом круге мы придерживались этой модели, но во второй половине сезона травмировался Сергей Ковалюк. Полноценно заменить его не получалось, решили изменить игровую модель. Пробовали много вариантов игры, перестроений, но оказалось, что многие футболисты просто не могут к ним быстро привыкнуть. На это нужно больше времени, чем нам казалось. Это тоже одна из проблем лиги.

– Многие считают, что первая лига стала полулюбительской. Согласитесь?

– Даже если так, то тренер должен в любом случае оставаться профессионалом и работать еще усерднее. Но трудно не согласиться, что в наших реалиях второй дивизион становится полупрофессиональным. Наверное, в большинстве команд футболисты зарабатывают  400-500 рублей в месяц. Молодые игроки, потренировавшись раз в день, едут по домам, а потом практически все свободное время проводят в социальных сетях или за компьютерными играми. Считаю это не совсем правильным. Им нужно дополнительно тренироваться, чтобы подняться на более высокий уровень и хоть что-то заработать. Особенно это касается людей, которые играют в командах без задач. Что такие игроки имеют на выходе? Не растут профессионально и ничего не откладывают на будущее. Живя так, они просто тратят время впустую. По сути, это путь в никуда.

По-моему, разница между первой и высшей лигами очень большая. Многие думают, что это не особо заметно, но они ошибаются. Отличия существенны, начиная от инфраструктуры и заканчивая уровнем игроков. Пусть говорят, что наша «вышка» не так уж сильна, но разница между первым и вторым дивизионом огромная. В общем, неудивительно, что всего одна команда из первой лиги сумела пробиться в 1/8 финала Кубка страны.

– Кажется, первая лига, по большей части, нужна только игрокам и тренерам. В прошлом сезоне посещаемость нашего Д2 стала еще меньше

– Конечно, это беда. Свои домашние матчи мы играем не в самих Смолевичах, а в поселке Октябрьский. На игры приходит какая-то часть жителей города, но это, конечно, маловато. С другой стороны у клуба появился какой-то круг болельщиков из 20-30 человек, которые постоянно выбираются на выезды. Приятно, что к команде есть внимание. Надеюсь, на наши матчи в высшей лиге будет ходить больше народу.

Фото: vk.com/smol_sti

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты