Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Владислав Климович: «При Гончаренко молодые раскрывались. Ермаковичу, наверное, не хватало такого умения»

Владислав Климович: «При Гончаренко молодые раскрывались. Ермаковичу, наверное, не хватало такого умения»

Отвечает экс-полузащитник борисовчан Владислав Климович.

6 февраля 2018, 22:03
18
Владислав Климович: «При Гончаренко молодые раскрывались. Ермаковичу, наверное, не хватало такого умения»

Перспективный воспитанник, не заигравший в БАТЭ, объясняет, что пошло не так.

Олег Дулуб серьезно перестраивает БАТЭ – клуб покинули уже десять игроков. Среди них молодые воспитанники «желто-синих», которые долгое время ходили под основой, но никак не смогли проявить себя в главной команде. Новый тренерский штаб борисовчан не рассчитывает на нападающего Дмитрия Антилевского и полузащитника Владислава Климовича. Велика вероятность, что их примеру последует хавбек Александр Джигеро, проходящий просмотр в «Луче».

Почему перспективные воспитанники клуба, которые зажигают в «молодежке», не нужны БАТЭ? На этот вопрос пробует ответить новичок «Торпедо-БелАЗ» Владислав Климович:

– Ты окончательно ушел из БАТЭ. Что сейчас происходит в твоей голове?

– Наверное, еще до конца не осознал, что случилось. Переход в «Торпедо-БелАЗ» вышел немного спонтанным, хотя, не буду скрывать, во время первого сбора с БАТЭ я уже продумывал варианты аренды. Все-таки держал в уме, что могу не подойти новому тренерскому штабу. Был на связи с Игорем Ковалевичем. Он говорил, что хочет видеть меня в Гродно. Большое ему спасибо за доверие. Если честно, думал начать сезон в «Немане». Там мне все знакомо. В клубе классный коллектив и сильный тренерский штаб. В Гродно меня все устраивало, тем более прошлый сезон в «Немане» был пока лучшим в моей карьере.

– Казалось, после успешного сезона в «Немане» и смены тренерского штаба в БАТЭ у тебя появится шанс зацепиться за основу…

– Были такие мысли. Согласен, прошлый сезон для меня сложился достаточно удачно. Сам чувствовал, что прибавил, стал более устойчив психологически. Верил, что удастся проявить себя в БАТЭ, но на деле все вышло немного иначе. В первые две недели сборов полностью отдавался работе, но, наверное, не подошел идеям Олега Дулуба или все-таки не дотягивал до основы БАТЭ по уровню мастерства. Тренер ведь не враг себе. Если бы я был нужен Дулубу, он наверняка оставил бы меня в клубе. Видно, пока мне чего-то не хватает.

– Как лично ты оценишь собственную форму на первом сборе БАТЭ?

– На тренировках смотрелся неплохо, у меня многое получалось. Правда, мне не очень понятен один момент. Олег Анатольевич говорил, что сбор в Минске был для того, чтобы тренерский штаб мог посмотреть на молодых игроков. При этом один опытный футболист основы, который и так будет лидером коллектива, провел на поле все три матча целиком. Молодые же ребята выходили на 20-30 минут. Это ни в коем случае не претензия, а просто непонятный для меня эпизод. Предположу, что Дулуб изначально определился с теми футболистами, которые ему нужны в сезоне, а остальные использовались только для ротации. Мне бы хотелось получить больше игрового времени в спаррингах, чтобы иметь возможность проявить себя. Но что я мог изменить? Не пойдешь же к главному тренеру и не станешь просить чаще выпускать тебя. Получилось так, как получилось. С моей стороны нет никаких обид на тренерский штаб БАТЭ.

– Но ты уже заметил, как Дулуб меняет БАТЭ?

– После двух недель работы в Минске в таких сложных погодных условиях вряд ли можно о чем-то говорить. Мне бросилась в глаза интенсивность тренировок. Наверное, даже при Александре Ермаковиче она была не такой высокой. Все занятия при Дулубе основывались на работе с мячом. Он давал минимум беговых упражнений. Думаю, на этих принципах будет строиться дальнейшая работа Олега Анатольевича в БАТЭ. Думаю, уже во время сборов в Турции новый тренерский штаб начнет больше времени уделять тактическим моментам.

– Я видел несколько январских спаррингов БАТЭ. Показалось, команда стала быстрее переходить из обороны в атаку, а количество поперечных передач свелось к минимуму…

– Олег Анатольевич просил играть в более вертикальный футбол, но переходить в атаку через низ. Диагонали разрешались, только когда дающий был очень уверен в себе. Наверное, это одно из самых заметных нововведений в БАТЭ.

– У тебя был разговор с Дулубом относительно будущего в команде?

– Нет. Мы отыграли последний спарринг первого сбора против минского «Торпедо» и ушли на выходные. К этому моменту я уже решил, что будет неправильно лететь на сбор в Турцию только для полноты состава. Возвращаясь домой после субботнего матча с «Торпедо», думал позвонить агенту и попросить подыскать какие-то варианты развития карьеры. Хотелось начать подготовку к сезону с клубом, в котором на меня рассчитывают. Вечером того же дня мне позвонил Женя Гайдук. Я обрисовал ему ситуацию, он поддержал мое решение и сказал: «Мне звонил Олег Кубарев. Он хочет поработать с тобой. Олег Михайлович уже разговаривал насчет тебя и с Олегом Дулубом, и с Анатолием Капским. Они не против тебя отпустить». Не ожидал услышать такое, ведь, как уже говорил, видел себя в Гродно.

Подкупила заинтересованность Кубарева и руководства «Торпедо-БелАЗ». Еще в субботу я играл спарринг за БАТЭ, а в понедельник меня ждали с вещами в Жодино. Клуб выкупил мой трансфер. Это впечатлило, все-таки три последних года я мотался по арендам и, честно говоря, психологически устал. Вроде был привязан к БАТЭ, но ничего не мог дать клубу.

– На официальном сайте БАТЭ в новости о твоем переходе выделено жирным шрифтом, что борисовчане оставили за собой право обратного выкупа твоего трансфера. Что это значит?

– БАТЭ оставил за собой право выкупа, но я не вникал в подробности. Всеми юридическим нюансами моего перехода в «Торпедо» занимался Женя Гайдук.

Пока все мысли связаны с тем, чтобы закрепиться в «Торпедо-БелАЗ» и приносить пользу клубу. Сейчас мне все нравится. В Жодино собирается интересный молодой коллектив, которым руководит сильный тренер. Думаю, у нас получится составить конкуренцию командам, которые постоянно борются за медали.

– Тебе интересно то, что сейчас происходит в БАТЭ? Все-таки команду покинула внушительная группа футболистов…

– Мне будет интересно наблюдать за БАТЭ ближе к началу сезона. Понятно, сейчас многие игроки покинули клуб, но пока руководство толком никого не подписало. Будет интересно посмотреть, каких футболистов и на какие позиции пригласят в команду. Ждем официальных матчей. Посмотрим, что БАТЭ покажет в играх чемпионата.

– БАТЭ станет чемпионом в этом году?

– Посмотрим, сезон все расставит на свои места. Думаю, нынешний чемпионат будет таким же интересным, как и предыдущий. Многие команды ставят перед собой самые амбициозные задачи.

***

 – Нынешней зимой ты ушел в «Торпедо-БелАЗ», Джигеро отправился на просмотр в «Луч», а Антилевский покинул БАТЭ. Собственные воспитанники не нужны клубу?

– Получается, так. Но давайте окунемся в историю, кто из последних воспитанников клуба заиграл в БАТЭ? Из футболистов последнего поколения это удалось только Жене Яблонскому. До него шанс представился Максиму Володько. Еще раньше возможность проявить себя появилась у Филипенко, Сивакова, Скавыша, Нехайчика, Баги.

Надо обратить внимание, что практически все молодые футболисты заиграли в БАТЭ при Викторе Гончаренко. Того же Яблонского в первую команду впервые пригласил Виктор Михайлович. Гончаренко не боялся доверять молодым. Если команду критиковали, он брал удар на себя. Виктор Михайлович работал так, что у молодых вырастали крылья, и люди раскрывались. Александру Владимировичу, наверное, где-то не хватало такого умения. При Ермаковиче с основой работало много молодых, но они практически не получали шанса проявить себя в официальных играх. Посмотрим, как будет при Олеге Анатольевиче. Может, при Дулубе в БАТЭ заиграет целая пачка вчерашних дублеров. Кто знает?

Спортивный директор клуба Виталий Родионов уже объяснял, почему молодые редко получали шанс. В принципе, я с ним согласен. БАТЭ ставит перед собой только самые высокие задачи. Из-за этого достаточно проблематично вводить в состав молодых игроков. Нужно быть психологически устойчивым футболистом, чтобы показывать максимальный результат при максимальном давлении. К сожалению, не все молодые могут этим похвастаться. Трудно не согласиться с таким посылом.

Еще Родионов отметил, что Яблонский долго терпел и ждал своего шанса, за что ему воздалось. Я немного не понимаю такой позиции. Если тренерский штаб явно дает понять, что в нынешнем сезоне на тебя не рассчитывает, то какой смысл просто сидеть на скамейке? Чтобы несколько раз в сезоне выйти на поле на 20-30 минут? Для меня это не совсем правильно. Лучше пойду в менее именитую команду, но буду получать постоянную игровую практику. Поверьте, психологически очень тяжело только тренироваться и постоянно смотреть за тем, как играют другие. Нет практически никакой пользы от того, что ты играешь по тайму за дубль, а потом сидишь на лавке основы, поэтому я почти три года катался по арендам. Может, кто-то посчитает это не совсем верным решением. Что я могу сказать? Сколько людей – столько мнений. Никому не навязываю свою точку зрения.

– Выходит, молодые воспитанники клуба не могут закрепиться в БАТЭ из-за серьезных амбиций команды?

– На мой взгляд, это главная причина. Молодые тренируются с основой БАТЭ, порой на занятиях выглядят не хуже ведущих игроков, но в официальных встречах на поле выходят более опытные исполнители. Вообще, мне сложно о чем-то рассуждать. Все-таки я толком не играл в БАТЭ. Хорошо, если в сумме провел на поле 90 минут за «желто-синих».

Просто на мой взгляд были моменты, когда БАТЭ за пять туров до конца становился чемпионом, но на поле все равно выходили опытные ребята. Мне казалось, в оставшихся матчах тех сезонов можно было ставить молодежь, чтобы та почувствовала скорости высшей лиги. Но такого не происходило. Опять же, ребят выпускали на 20-30 минут. Я не обижаюсь, но этот момент мне немного не понятен. Впрочем, главному тренеру виднее, как поступать в той или иной ситуации.

– Почти три года ты провел в арендах, после чего неизменно возвращался в БАТЭ. Неужели за это время не было возможности остаться в Борисове?

– Давайте по порядку. Моя первая аренда – вторая часть сезона в «Ислочи» в год, когда команда пробилась в высшую лигу. Считаю, достаточно неплохо себя проявил в тот период. Играл атакующего полузащитника, даже что-то забил. В общем, немного попробовал взрослого футбола, все-таки игра за дубль – это одно, а уровень первой лиги – совсем другое.

После сезона вернулся в БАТЭ, прошел с командой два сбора. Но было видно, что на меня не особо рассчитывают. Это было заметно по тому, как распределяется игровое время в спаррингах. В конце второго сбора отправился на разговор к Александру Владимировичу. Он сказал: «В этом году тебе будет сложно пробиться в основу. Впереди рассчитываем на Виталия Родионова и Николая Сигневича. Наверное, тебе будет лучше отправиться в аренду. Не переживай, будем за тобой следить. Тем более Виталик уже не молодой». Все логично, выиграть конкуренцию у Родионова в БАТЭ было просто нереально.

Начал искать варианты аренды. Подвернулся вариант с «Елгавой». Это было очень неожиданно. Иду по улице, вдруг звонок на viber с незнакомого телефона. Оказалось, звонит главный тренер «Елгавы» Виталий Астафьев. Он сказал, что хочет видеть меня в команде. Попросил дать решение по аренде до вечера, потому что чемпионат Латвии начинался уже через две недели. Тренеру хотелось, чтобы я быстрее приехал в расположение клуба. Посоветовался с родителями, агентом – решил ехать. У меня в тот момент, как назло, закончилась виза, а трансферное окно в Латвии закрывалось через неделю. Еле-еле успел уложиться в сроки. Конечно, пришлось подключить все знакомства, и мне сделали визу за четыре дня.

Провел полгода в «Елгаве», удалось выиграть Кубок Латвии, но в целом я, мягко говоря, не феерил. Вернулся в Борисов, но даже не рассчитывал, что меня могут оставить в клубе. В тот момент позвонил Игорь Ковалевич и пригласил в «Неман». Тогда команда шла в низу турнирной таблицы. Тренер, который знал меня по молодежке, сказал, что надо спасать Гродно. Правда, поначалу в «Немане» у меня не заладилось. Приехал на товарищеский матч против «Городеи», даже не успел подписать контракт, а уже сломал ключицу. Очень благодарен Ковалевичу, который все равно оставил меня в команде. Ведь тренер мог просто отказаться от моих услуг. Зачем ему футболист, который больше месяца будет вне игры? Самое обидное, что вскоре после того, как вернулся в строй, я сломал пятую плюсневую кость. Стало понятно – футбольный год для меня закончен.

Снова вернулся в БАТЭ, но кому я нужен после такого сезона? Сам все прекрасно понимал. Ковалевич хотел оставить меня в «Немане», поэтому я даже не ездил на сборы с БАТЭ. А что было дальше, вы уже знаете… Наверное, у меня не было реальной возможности попасть в основу родного клуба.

– Не пожалел, что в свое время подписал с БАТЭ такое длительное соглашение?

– Когда подписывал контракт, даже не задумывался об этом. Я же не был каким-то опытным игроком, который имел право заключать соглашение на год-два. И меня, и клуб все устраивало. Тем более в тот период во мне видели какую-то перспективу. Поначалу все было хорошо, а потом как-то завертелось-закрутилось.

– Ты верил, что сможешь стать игроком основы БАТЭ?

– Я играл за БАТЭ еще со временем лицензирования. Кстати, мало кто знает, но первые два года на лицензии я выступал именно за «Торпедо-БелАЗ». После тренеры БАТЭ приметили меня и позвали в Борисов. Понятное дело, мне хотелось заиграть в лучшем клубе Беларуси. Тем более, когда БАТЭ выступал в Лиге чемпионов на стадионе «Динамо», я вместе с другими ребятами группы лицензирования выносил в центр поля полотно с эмблемой турнира. Это было в играх против «Лилля», «Баварии», «Валенсии». Помню, накануне матчей мы даже приходили на тренировки репетировать этот процесс, чтобы не было никаких форс-мажоров.

Представляете, как было приятно через пару лет попасть в заявку команды на матчи Лиги чемпионов. Помню, сидел на скамейке в игре против «Скендербеу» и львовском матче с донецким «Шахтером». Тогда было такое уау-состояние!

– Как молодых игроков БАТЭ воспринимали в коллективе?

– Когда тебя из дубля впервые приглашают на тренировку с основой, прихватывает серьезный мандраж. Еще вчера смотрел на игру этих людей по телевизору, а сейчас едешь с командой в одном автобусе. Я всегда приходил на Уручье за полчаса до отправления автобуса, чтобы первым сесть в салон. Старался, чтобы ко мне не было никаких вопросов, мало ли что случится?

Конечно, меня прихватывали на первых порах. Егор Филипенко любил пародировать мой стиль бега так, что вся команда просто валялась от смеха. Помню, в конце предыгровой тренировки со «Скендербеу» Егор как закричит: «Пацаны, смотрите, я умею бегать как Клим». После этого встал на колени и начал быстро-быстро передвигаться. Это было очень смешно! У меня ведь действительно был похожий стиль бега. Ну что делать? Пришлось смеяться вместе со всеми.

– Тебя не задевало, что в БАТЭ не давали шансов проявить себя воспитанникам, но при этом в прошлом сезоне на поле частенько выходил молодой финн Яссе Туоминен, который пока не показал ничего выдающегося?

– Если легионер сидит на скамейке запасных, то зачем он нужен команде? Наверное, тогда лучше включить в заявку молодого белорусского игрока, чтобы потом выпустить на замену. Вряд ли он испортил бы картину, если бы вышел на поле на 20 минут. Плюс собственный воспитанник не будет требовать больших финансов. Возможно, на игровое время Туоминена влиял его легионерский статус и паспорт ЕС. Все-таки такого человека легче продать в какой-нибудь более сильный европейский чемпионат и заработать на трансфере. Может быть, ставка делалась на это. Возможно, мы нашли еще одну причину, почему молодые футболисты БАТЭ редко получают шанс в родном клубе.

При этом я не говорю, что в Борисове совсем не уделяют времени молодежи. Например, когда я только-только начал подтягиваться к основе, Александр Владимирович часто разговаривал со мной, просил потерпеть и привыкнуть к скоростям высшей лиги. На первых порах меня всегда поддерживали. Не могу сказать ни одного плохого слова в адрес партнеров по команде, тренеров или руководства клуба.

Просто я решил пойти по своему пути. Еще раз скажу, не вижу смысла за сезон сыграть по 20 минут в 8 матчах. Это совсем не то, что нужно молодому игроку. Если бы я уже завершал карьеру, возможно, такое игровое время меня  бы устроило. По мне лучше уйти в менее серьезный клуб на менее серьезную зарплату, но постоянно выходить на поле. Лучше набраться опыта где-нибудь на стороне и пройти школу жизни. Думаю, потом за это воздастся.

– И все-таки обидно, что тебе не удалось закрепиться в БАТЭ?

– Во время чемпионата нет времени, чтобы думать об этом. Когда начинались межсезонные паузы, конечно, в голову лезли всякие мысли. Нужно было искать какие-то варианты продолжения карьеры, а ты не понимал, рассчитывают на тебя в Борисове или нет. Думал, с кем начинать предсезонку… Конечно, такая неопределенность порядком напрягала.

– Если честно, тебе хочется сыграть против БАТЭ?

– Мне очень хочется сыграть на «Борисов-Арене». Ни разу не играл на этом стадионе, когда находился в БАТЭ, а когда был в аренде, то не имел права выступать против борисовчан. Наверное, каждый белорусский футболист уже сыграл на этом стадионе, а я еще нет. Чего скрывать, игра против БАТЭ будет, так сказать, интересной.

– Представим, ты забил победный мяч в игре против БАТЭ. Будешь праздновать?

– По-моему, если забиваешь победный мяч и не празднуешь – нужно заканчивать с футболом. Все-таки такие вещи дарят много положительных эмоций. Возможно, я не буду рвать на себе майку после гола, все-таки именно БАТЭ открыл мне путь в большой футбол, но точно буду рад такому событию. Тем более я не так много забиваю, чтобы не радоваться голам :). Не думаю, что болельщикам БАТЭ стоит обижаться, если это произойдет.

Фото: Воля Трафімовіч

Другие посты блога

Все посты